I. Триумф Божьего Сына в отвержении (ст. 31-39)

Четыре свидетельства о Божественности Христа

Свидетельство врагов (ст. 31-33)

Свидетельство Писания (ст. 34-36)

Свидетельство дел Христа (ст. 37-38)

Свидетельство избавления (ст. 39)

II. Триумф Божьего Сына в принятии (ст. 40-42)



Триумф Божьего Сына.

Ев. Ин. 10:31-42.

Вступление. Оказавшись на празднике обновления в Иерусалиме, Иисус приходит в храм, где в притворе соломоновом Его обступают иудеи для того, чтобы задать вопрос:

«Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин. 10:24).

Скорее всего, этот вопрос был задан не из искреннего любопытства, а из желания уловить Господа; их последующая агрессивная реакция лишь доказывает такое предположение.

Исследуемый сегодня отрывок является продолжением ответа Христа на этот вопрос. Отвечая на него, Иисус говорит, прежде всего, о величии Божьего плана спасения.

Мы говорили об этом в прошлый раз достаточно подробно, но я все же немного напомню вам основные пункты прошлой проповеди, потому что она глубоко связана с сегодняшней и даже по своей структуре, как вы увидите далее, идентична.

Рассматривая стихи с 22-го по 26-ой, мы говорили о том, что даже отвержение истины возвеличивает Божий план спасения.

Упрямое, агрессивное неверие иудеев кажется не триумфом, а провалом Божьего спасительного труда.

Самый лучший Проповедник, Сын Божий, говорит самые убедительные слова, а самые лучшие слушатели, не язычники, а богоизбранный народ, ожидавший веками Мессию, не верят.

Как же мы можем говорить о триумфе Божьего плана спасения?

Где же свет надежды и утешения среди этой тьмы?

Вот здесь в 26-ом стихе ключевая фраза, она объясняет все:

«…вы не верите, ибо вы не из овец Моих…»

Другими словами: «Дело не в том, что план спасения провалился из-за вашего неверия, дело в том, что вы не являетесь частью плана».

Тот факт, что спасение недостижимо для человека, не уменьшает его ценность, а бесконечно возвеличивает. Тот факт, что даже после самых ярких доказательств многие не верят, не упраздняет Божий план спасения, а лишь бесконечно превозносит его, так как, даже несмотря на отвержение, Бог спасает Своих овец.

Рассматривая стихи с 27-го по 30-ый, мы говорили о том, что принятие истины возвеличивает Божий план спасения.

Говоря о Своих овцах, о тех, кто следует за Ним и слушается Его голоса, Иисус раскрывает удивительную панораму Божьего плана спасения.

· Называя Своих последователей овцами, Он говорит об избрании, которое совершается в вечности прошлого.

· Говоря о том, что овцы слушают Его голос, Господь свидетельствует об эффективном призвании и о следовании за Ним в земной жизни.

· Говоря о том, что овцы не погибнут вовек, Иисус указывает на доктрину о сохранении святых до конца. И Отец, и Сын крепко и надежно держат спасенных в Своих руках, Они доведут всех избранных до вечности.

И для того чтобы показать единство целей в сохранении овец между двумя личностями Троицы, Иисус произносит:

«Я и Отец – одно» (стих 30).

Евангелие от Иоанна – удивительная книга. В ней триумф Бога, Божьего плана и Божьего Сына показан не только в великих чудесах и обращении многих, но и в великом противлении истине, в великом ожесточении сердец иудеев.

В прошлый раз мы говорили о триумфе Божьего плана спасения.

Сегодня мы рассмотрим триумф Божьего Сына в принятии и отвержении истины.

Начнем с отвержения.

Прочитаем несколько стихов: с 31-го по 39-ый.

«Тут опять иудеи схватили камни, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» Иудеи сказали Ему в ответ: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом». Иисус отвечал им: «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: “Вы боги”?» Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божье, и не может нарушиться Писание, Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: “Богохульствуешь”, потому что Я сказал: “Я Сын Божий”? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем». Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их».

I. Триумф Божьего Сына в отвержении.

Великая истина о Христе как о Боге еще раз открывается в один из самых драматичных моментов Его противостояния упрямому неверию иудеев.

Общение с людьми, держащими в руках камни, готовыми в любой момент убить собеседника, является одним из ярчайших свидетельств о Христе как о Боге.

Несмотря на то, что стихи 31-39 описывают отвержение, упрямое неверие в Сына Божьего, тем не менее, это отвержение очень ярко свидетельствует о равенстве Отца и Сына.

Мне удалось выделить в данном отрывке четыре свидетельства о Божественности Христа.

Первое свидетельство о Божественности Христа:

1. Свидетельство врагов.

«Тут опять иудеи схватили камни, чтобы побить Его. Иисус отвечал им:

«Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» Иудеи сказали Ему в ответ: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом»» (стихи 31-33).

Трудно найти более сильное свидетельство, чем свидетельство врагов.

Враждебно настроенные иудеи признают, что поняли сказанное Иисусом в 30-ом стихе совершенно недвусмысленно.

Вот, почему они говорят:

«Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом».

Если бы иудеи поняли слова Христа «Я и Отец – одно» так, как их понимают Свидетели Иеговы, не считающие Христа Богом, равным Отцу, или как мормоны, считающие Иисуса богом меньшим, чем Отец, сотворенным Им, они бы вряд ли схватили камни.

Иудеи обвиняли Иисуса в том, что Он считает Себя Богом, равным Отцу, они обвинили Его в том, Кем Он в действительности являлся.

Августин отмечает:

«Иудеи в отличие от ариан правильно поняли смысл слов Христа».

Другой толкователь, Макдональд, добавляет:

«Камни в руках вопиют против ереси ариан».

(Арианство – это ересь, отрицающая божественность Христа, Его равенство Отцу).

Понимая, что Иисус назвал Себя равным Богу, пылающие злобой иудеи хватают камни, которых, видимо, в храме было более чем достаточно, так как он находился на реконструкции. Иудеи готовы убить Господа, даже несмотря на то, что римские власти запрещали иудеям предавать смерти и требовали судебного разбирательства, отдавая право вынесения и исполнения смертного приговора своим представителям.

Удивительно, но Иисус в этот напряженный момент, смотря на тех, кто уже готов побить Его камнями до смерти, говорит:

«Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?»

Странно, но иудеи здесь возражают: «Мы не хотим Тебя убивать за добрые дела, но только за то, что Ты делаешь Себя равным Богу».

Другими словами: «Мы не хотим побить Тебя за чудеса, связанные с исцелением по субботам, мы хотим убить Тебя за богохульство» (два месяца назад Его хотели убить за исцеление слепорожденного в субботу, теперь называют это дело добрым и уже не хотят из-за него убивать).

Таким образом, они признавали этим, что Иисус не делал никакого зла, достойного смерти, кроме того, что Он назвал Себя Богом.

Так, камни в руках иудеев – это неопровержимые доказательства против тех, кто ставит под сомнение божественность Христа и Его равенство Отцу.

Второе свидетельство о божественности Христа:

2. Свидетельство Писания.

«Иисус отвечал им: «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: “Вы – боги”?»

Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божье, и не может нарушиться Писание, Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: “Богохульствуешь”, потому что Я сказал: “Я Сын Божий”?» (стихи 34-36).

В Пс. 81:6 сказано:

«Я сказал: “Вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы”».

Этот псалом говорит о судьях Израиля и называет их богами не потому, что они действительно ими являлись, а потому, что были представителями Бога, когда выносили приговоры, обвиняя или оправдывая людей.

Из следующего 7-го стиха, говорящего:

«Но вы умрете, как люди»,

– ясно, что речь идет об обычных смертных людях.

Лингвисты отмечают, что слово «боги» (евр. «элохим») означает могущественный.

Этим словом обозначали как самого Бога, так и сильных, влиятельных людей, князей, судей.

Аргументация Христа очень проста. Если Писание называет богами тех, кто получил от Всевышнего Слово Божье и власть судить людей, то уж тем более может называться Богом Тот, Кого Отец освятил (то есть отделил для особой цели, цели искупления рода человеческого) и послал в мир.

«Где же логика? Вы хотите убить Меня за то, что Я, отделенный и уполномоченный Отцом, назвал Себя Богом, а в вашем законе богами названы те, кто получил Слово Божье для того, чтобы справедливо судить народ».

Писание давало Иисусу право называть себя Сыном Божьим, если уж оно называло богами влиятельных людей.

Слова «не может нарушиться Писание» говорят о непогрешимости и абсолютной точности Библии.

Христос, превосходящий всех сынов человеческих, имел право называть Себя Богом на основании свидетельства Писания, называющего богами смертных людей.

Третье свидетельство о Божественности Христа:

3. Свидетельство дел Христа.

«Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (стихи 37-38).

«Если вы не верите Моим словам, верьте Моим делам».

Речь идет о чудесах, совершенных Господом.

Это не просто сверхъестественные проявления, на которые способны порой даже слуги дьявола. Это именно дела Отца, доказывающие истинность полномочий Сына.

Это чудеса, предсказанные в Ветхом Завете: исцеления глухих и слепых (Ис. 29:18; 35:5; 42:7). Также эти чудеса были актом милосердия к больным, слепым и страдающим.

Любой человек в Израиле, искренне желавший узнать, является ли Иисус Мессией, мог убедиться в этом, внимательно исследовав Его дела, чудеса.

В Евангелии от Иоанна представлено достаточно чудес, даже до этой 10-ой главы, говорящих о том, что Иисус есть Бог.

· 1-ая глава, стих 48-ой: Иисус обладает божественным всезнанием.

Он рассказывает Нафанаилу сокровенные мысли его сердца.

Эти мысли были настолько личными для Нафанаила, он настолько был уверен в том, что никто из людей не знает их, что, когда Иисус рассказал ему об этих размышлениях под смоковницей, то Нафанаил сразу же понял: такое может знать только Бог.

Поэтому он воскликнул:

«Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

· 2-ая глава говорит о Христе как о всемогущем Боге, способном во мгновение ока

преобразовать сотни литров воды в сотни литров вина.

· В начале 4-ой главы Иисус говорит самарянке:

«…у тебя было пять мужей…»,

– проявляя Свое всезнание.

· В конце 4-ой главы Спаситель воскрешает мертвого сына царедворца.

· В 5-ой главе опять чудо – исцеление парализованного.

· В 6-ой главе – кормление нескольких тысяч человек двумя рыбками и пятью хлебами, а также хождение по воде.

· В 9-ой главе – исцеление слепорожденного.

Абсолютно слепой от рождения человек прозрел.

Дела Христа свидетельствуют о Нем как о Боге.

Четвертое свидетельство о Божественности Христа:

4. Свидетельство избавления.

«Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их» (стих 39).

Иудеям стало все окончательно ясно.

Вместо того чтобы отказаться от Своего равенства с Отцом, от Своей божественности, Иисус только утвердил это еще больше. Они продолжают реагировать агрессивно, они готовы схватить Иисуса.

Но Спаситель уклонился от их рук, потому что еще не наступило то время, когда Он добровольно отдаст Себя в руки тех, кто придет арестовать Его в Гефсиманском саду.

Будучи Богом, знающим будущее, Он полностью контролировал все происходящее с Ним, Он контролировал даже время Своего ареста и Своей смерти.

Каким-то необъяснимым здесь образом Он ушел от рук Своих врагов и этим еще раз проявил Свое божественное всезнание, Свою способность контролировать все происходящее с Ним.

В заключение обратимся к стихам 40-42:

«И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.

Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него».

II. Триумф Божьего Сына в принятии.

Пережив отвержение в иерусалимском храме, Спаситель уходит в безлюдные, пустынные места за Иордан, где прежде крестил Иоанн.

Эта территория находилась под властью Филиппа на восточной или северо-восточной стороне Галилейского моря.

Спаситель находился в этой области до Своего последнего путешествия в Иерусалим, где и принял крестную смерть.

В этом уединении от перипетий религиозной жизни Иерусалима множество народа из числа тех, кто знал и уважал Иоанна Крестителя, следуют за Христом, говоря:

«Хотя сам Иоанн и не творил чудес, но все, что он сказал об Иисусе, оказалось правдой, сбылось в Его личности».

Уверовавшие вдали от Иерусалима находятся в резком контрасте с неверовавшими в притворе Соломона иерусалимского храма.

· Неверующие посетители храма отвергали Христа, несмотря на Его личное свидетельство о Себе, подтвержденное великими делами.

· Уверовавшие за Иорданом принимают Христа без особых чудес, просто лишь помня свидетельство Иоанна Крестителя, который сам чудес не творил.

В этом есть определенная ирония: религиозный центр Израиля и всего мира отвергает Иисуса, а в глухой провинции Он встречает принятие.

Вера во Христа прославляет Божьего Сына, это особенно заметно на фоне упрямого неверия.

Заключение.

Как бы ни реагировали люди на Слово и личность Христа,

Бог все равно прославится,

Божий план все равно будет возвеличен,

Божий Сын все равно будет прославлен.

Основная цель и причина существования вселенной и каждого человека, как принимающего Христа, так и отвергающего Его, состоит в том, чтобы прославился Бог.

И Бог действительно прославляется …

…и в принятии (являя Свою милость, любовь, благодать и доброту),

…и в отвержении (являя Свой гнев, справедливость и суд над теми, кто не желает склониться перед Божьим Сыном).

Осуществляя Свой спасительный труд, Бог не спешит, не суетится, Он не совершает бесполезных действий, Он получает полное удовлетворение от того, что все Его замыслы, предопределенные в вечности прошлого, воплощаются в реальность на протяжении истории человечества.

Открытия в трудностях 16

Ев. Ин. 11:1-16

(Общий план)

Наши рекомендации