Когда явился Сын Божий и Его сыновство было засвидетельствовано Духом Божиим, – кощунственно стало обращаться к Богу не через Сына – как будто нет Сына.

Если мы говорим «Бог Отец», то в этом почитаем и Сына. «Бог Отец» – Отец Сыновний. Дух Святой свидетельствует о сыновстве: Сын вознесся к Отцу, и после Вознесения нисшел Дух, Который – «свидетельствует о Сыне» (Ин. 15:26)[11]. И если бы Сын не взошел к Отцу, то не был бы послан и Дух Святой на учеников: «если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).

В Духе Святом, свидетельствующем о Сыне, мы имеем в Церкви полное присутствие Сына и Бога. Поэтому не может быть никакой «Новой (за христианством) эпохи Святого Духа», или «Новой (относительно христианства) эры». Если мы в Духе имеем полное присутствие в Церкви Сына и Бога, то Новый Завет – всегда самый Новый.

Один у нас Отец, Который на небесах, и в этом только, строгом смысле сказал Христос: «отцом себе не называйте никого на земле» (Мф. 23:9). Но также сказано: «Почитай отца твоего и матерь твою», – и далее (это единственная заповедь с обещанием) сказано: «да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле доброй, которую Господь Бог твой дает тебе» (Исх. 20:12 LXX).

Родитель, царь, священник – когда кого-то из них нет, не хорошо, не полно: сирота, демократ, атеист, космополит – каждый по-своему несчастный человек. Когда я на земле имею отечество, а в отечестве – отца, царя и священника, когда они в полноте – народ, царство, священство, – тогда проще человеку от сердца сказать: «Отче наш, Который на небесах». Молитва, которую дал Христос людям, это молитва не Богу Сыну (Спасителю и Искупителю), но – Отцу. «Отец – наш» означает Отец Христов, и мой, и твой, – наш…

Первое условие спасения – сыновство.

[1]См. статью Е.А. Авдеенко. Вавилон Апокалипсиса.

[2] Звено «Каинан» отсутствует в ТМ: Арфаксад родил Салу.

[3] Масоретский текст имеет другую хронологию: Аврам – это конец третьего века после Потопа, Аврам застал живого Сима, Сим даже пережил Авраама В иудейской традиции именно Сим встретил Аврама как Мелхиседек

[4]Ур касдим ~ydfK rwa – древний и известный город, юго-восточнее Вавилона (совр. Телль аль Мукайяр). Возможно, потомки Сима поселились там со времени сына Сима, которого звали Арфаксад (имя понимают как «сопредельный с касдим», халдеями, жителями Вавилонии). Предки Авраама жили поблизости от Вавилона: от Ура до Вавилона километров 200. Из Ура было удобно наблюдать все, что происходило в Вавилонской цивилизации.

[5]Ст. 31: «вывел… дошел… поселился» ― в LXX относится к Фарре: он патриарх, вождь переселения. ― В ТМ иначе: эти глаголы даны во множественном числе мужского рода: «вышли вместе (букв.: вышли с ними)… дошли… поселились». Масоретский текст рисует картину дружного семейства, Септуагинта – патриархальной семьи.

[6] Харран – в сев. Месопотамии, на северо-восток от Ура. Семейство Фарры прошло путь от Ура до Харрана около 1000 км.

[7] Есть мнение, что Иска, дочь Арана – это другое имя Сары, то есть Аврам, как и Нахор, взял за себя племянницу (Раши, Иосиф Флавий, Таргум Йонатан).

[8] Любимая мысль Достоевского.

[9] См. статью Е.А. Авдеенко. Сомочувствие Церкви – в Аврааме. Моисее. Иакове.

[10]Стихира предпразднества Преображения Господа, глас 4.

[11]Дух Божий, Который «исходитот Отца» (Ин. 15:26), «свидетельствует о сыновстве» – Сам будучи ипостасно независимым от Сына. Современный греческий богослов говорит об ипостасной независимости Бога Сына и Бога Духа:

«Действие Бога ad extra» – вовне – «едино и неделимо: где Сын, там и Отец, и Дух Святой; и где Дух, там и Отец, и Сын. При этом форма участия в икономии» – божественном домостроительстве – «каждого из трех божественных Лиц имеет свои особенности… Упомянем некоторые из них, касающиеся в первую очередь Сына и Духа…

Воплощен только Сын. И Отец, и Дух действуют в истории, но один лишь Сын Сам становится историей… Икономия, в той мере в какой она допускает историю и характеризуется историей, может быть только одна: событие Христа. Даже такие «события», как Пятидесятница, имеющая, как кажется на первый взгляд, исключительно пневматологический характер, должны быть привязаны к событию Христа, чтобы стать частью истории спасения…

Но если стать историей – особенность икономического» – домостроительного, спасительного – «действия Сына, то в чем состоит роль Святого Духа?

Строго говоря, она имеет прямо противоположную цель – освободить Сына и саму икономию от пут истории. Если Сын умирает на Кресте, подчиняя Себя ограниченности исторического существования, то именно Дух воскрешает Его из мертвых (Рим. 8:11). Святой Дух превыше истории… Дух делает Сына эсхатологической личностью, «последним Адамом» (1 Кор. 15:45; Деян. 2:17).

Другая сторона участия Святого Духа в событии Христа состоит в том, что благодаря Его вовлеченности в икономию во Христе преодолена индивидуальность: Он не «‘один», а сразу «множество». Эта «корпоративная личность» Христа вне пневматологии для нас немыслима. Примечательно, что Дух всегда, со времен ап. Павла, связывался с идеей общения: koinwn…a (2 Кор. 13:13). Пневматология привносит в христологию измерение общения, и эта ее функция позволяет говорить о Христе, имеющем «тело», то есть о Церкви как Теле Христовом» (Митр. Иоанн (Zizioulas). Бытие как общение. М., 2006, с. 129, 130 (курсив автора; другое выделено нами – Е.А.).

Наши рекомендации