Христос – Творец-преобразователь.

«Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (стих 6).

Смешав свою слюну с пылью, Иисус сделал грязь и помазал ей глаза слепому.

По поводу того, что это означает, и зачем Он это сделал, существует множество версий и толкований.

Вот некоторые из них:

· Этим действием Господь хотел показать, что Он неограничен в способах исцеления: где-то Он скажет просто слово, и сын царедворца будет здоров (Ин. 4:50); а где-то Он помажет слепому глаза грязью.

То, что Господь использует разнообразные приемы, бесспорно.

· Среди странных толкований есть такие:

- Слюна означает божественную природу Христа, пыль – человеческую, а смесь двух этих элементов говорит о том, что для спасения мира необходимо было единение двух природ.

- Кто-то считал, что Иисус использовал слюну просто, потому что рядом не было воды.

- Кто-то считает, что Он создал из слюны и пыли новые глаза для слепого.

Но, на мой взгляд, самыми разумными толкованиями являются те, которые говорят о том, что Господь из ничего, из земли, сотворил зрение для человека подобно тому, как в начале бытия Он из праха земного сотворил человека.

Это указывает на Иисуса как на Творца.

Также, делая брение, исцеляя слепого, Иисус выражает протест против человеческой религии отступнического иудаизма.

Христос – противник человеческой религии.

В субботу запрещалось оказывать медицинскую помощь больному, кроме тех случаев, когда человеку грозила опасность смерти. Но даже в этом случае врач должен был лишь проследить за тем, чтобы его состояние не ухудшалось, а над улучшением здоровья пришлось бы работать на следующий день.

Раввины запрещали лечить по субботам зубную боль, всасывая уксус сквозь зубы, и запрещали вправлять кости, при вывихе или ушибе нельзя было даже полить больное место холодной водой.

А Иисус, можете себе представить, исцеляет в субботу слепого человека, который вовсе не умирал и не испытывал боли.

К тому же, по субботам нельзя было делать никакой работы.

Раввины говорили, что в субботу нельзя было носить даже сандалии с гвоздями, потому что гвозди считались грузом, а носить грузы в субботу было запрещено.

При таком фарисейском подходе то, что делал Иисус, считалось ужасным злом: Он взял и смешал слюну с землей, и нанес эту смесь на глаза человеку.

По представлениям иудеев это было запрещенной работой, нарушением закона.

Как вы думаете, знал ли Иисус о том, что все Его действия будут расценены как нарушение закона?

Конечно, знал!

Почему же тогда Он делал то, что делал?

Вот, почему: Своими действиями Господь хотел показать, что Он не играет в их религиозные игры, не считает их традиции важными, игнорирует их, не принадлежит к их «религиозной системе», Он – не один из них, Он совсем другой.

«…и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам», что значит «посланный».

Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (стих 7).

«Силоам» по-еврейски означает посланный.

Эта купальня находилась в юго-восточной части Иерусалима.

Вода в эту купальню поступала по тоннелю, построенному еще царем Езекией.

Слепой, выполнив то, что сказал Иисус, тут же прозрел.

Представьте себе, слепой, который долгие годы сидел и просил милостыню, известный многим людям в Иерусалиме, идет к купальне (наверное, не сам идет, а его ведут знакомые), смывает грязь и вдруг… видит!

Между названием купальни «Силоам», то есть «посланный», и Самим Иисусом, посланным Отцом, возможна символическая параллель, проводимая автором Евангелия.

Духовное прозрение – спасение грешников осуществляется по тем же принципам, открывает те же грани личности Христа:

· Будучи светом миру, Он просвещает духовные очи грешников.

· Будучи творцом, Он кардинально преобразовывает грешников так же, как когда-то сотворил человека из праха земного.

· Будучи противником религии внешних обрядов, Он изменяет сердце.

· Будучи посланником Бога, очищает сердца от греха подобно тому, как воды купальни Силоам смыли грязь с глаз слепого.

Все это еще раз свидетельствует о величии личности Христа.

И последняя четвертая истина, к которой мы обратимся в заключении:

IV. Исцеление слепого открывает подлинность свидетельства

Христа о Себе как о Мессии.

«Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыню?» Иные говорили: «Это он», а иные: «Похож на него».

Он же говорил: «Это я». Тогда спрашивали у него: «Как открылись у тебя глаза?»

Он сказал в ответ: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «Пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел». Тогда сказали ему: «Где Он?» Он отвечал: «Не знаю»» (стихи 8-12).

Свидетельства Христа о Себе Самом неопровержимы.

Когда слепой прозрел, это событие не осталось незамеченным.

Оно вызвало целый переполох. Соседи, знавшие его ранее, и очевидцы спрашивали друг друга:

«Не тот ли это, который сидел и просил милостыню?»

Одни говорили, что это он.

Другие, видимо, настолько удивленные случившимся, посчитали исцеление слепого от рождения невозможным и больше склонялись к тому, что перед ними просто другой человек, только внешне похожий на слепого.

На множество вопросов исцеленный ответил честно, рассказав, как произошло чудо.

О самом Исцелившем он ничего не знал, кроме того, что Его зовут Иисус, и Его место нахождения в данный момент было для него неизвестно.

Перед жителями Иерусалима стоял человек, известный многим как просивший милостыню слепец, теперь же он был зрячим.

Это было неопровержимое свидетельство об Иисусе как о Мессии.

Способность открывать глаза слепым была еще одним признаком Мессии, об этом предсказывали пророки Ветхого Завета.

«И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (Ис. 29:18).

«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:5).

«..чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (Ис. 42:7).

Все эти тексты евреи связывали с веком Мессии.

Когда Иоанн Креститель, находившийся в темнице послал своих учеников, чтобы еще раз услышать подтверждения о личности Иисуса, он просил сказать:

«Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого» (Мф. 11:3).

На это Иисус попросил передать важные доказательства того, что Он – Мессия:

«Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11:5).

Обратите внимание, среди аргументов, указывающих на Иисуса как на Мессию, прозрение слепых стоит на первом месте.

Исцеление слепого от рождения было ярким свидетельством того, что Иисус – Мессия.

Это было свидетельство, которое невозможно оспорить.

Когда духовный слепец прозревает, обращаясь к Христу, когда падший грешник становится святым, когда бывший алкоголик и наркоман получают свободу от рабства греха, когда внешне благочестивые, гордые, самоправедные люди становятся нищими духом, вот тогда все это точно свидетельствует о Христе как о Спасителе, Мессии и Боге.

Заключение.

Я хочу еще раз повторить: исцеление от физической слепоты является прообразом исцеления слепоты духовной.

В конце 9-ой главы Иисус Сам проводит параллель между слепотой физической и духовной: фарисеи были духовными слепцами, а считали себя зрячими.

Спросите себя: «Не нахожусь ли я в подобной ситуации? Не являюсь ли я слепцом, который считает себя зрячим?»

Это очень серьезный вопрос, так как духовная слепота является признаком невозрожденного сердца.

Если вы обратитесь к Христу прямо сейчас, то Господь просветит вас Своим светом и спасет, даст духовное зрение.

На протяжении всей этой проповеди мы сравнивали физическую слепоту с духовной. Делали мы так, потому что, как мы уже неоднократно отмечали, данным сравнением пользовался Сам Христос, и такое сравнение явно входило в намерения автора Евангелия.

Продолжая пользоваться образным языком, я хочу обратиться к верующим, потому что иногда верующие страдают нарушением духовного зрения.

Кто-то страдает «близорукостью» (в духовном смысле).

Вся жизнь этих людей вращается вокруг их маленького мирка.

Они не видят дальше собственного носа, живут лишь своими мелкими проблемами,

земными, материальными ценностями и интересами.

В каком-то смысле обеспокоенность земным это неплохо, если не делать из всего этого идолов и быть пользующимся миром, как не пользующимся (1Кор. 7:29-31).

Но духовно близорукие полностью сфокусированы на земном и второстепенном: они не живут беспокойством о церкви, о деле Божьем, о своем служении, они не живут, переживая о судьбах неспасенных грешников.

Кто-то, наоборот, страдает «дальнозоркостью».

Такие люди благовествуют, переживают о других церквах, они обеспокоены ростом экуменического движения в мире. Но в собственной жизни у них нет порядка.

Они, как правило, хаотичны, неорганизованны, недостаточно дисциплинированы.

Они невнимательны к своим собственным детям, мужьям, женам.

В их семьях нет мира, а они думают о мире во всем мире.

К сожалению, встречаются и страдающие духовным «дальтонизмом».

Дальтонизм – это заболевание, при котором человек не способен различать некоторые цвета, в основном красный и зеленый. Человек может видеть черный и белый цвет, иногда даже желтый и другие, а вот красный и зеленый не может отличить.

Страдающие духовным дальтонизмом видят одни грани Божьей истины и не хотят видеть другие. Например:

· Они видят только ответственность жен (жены должны быть послушны мужьям) и не видят ответственность мужей, или наоборот.

· Они видят то, что человек ответственен перед Богом в спасении и не видят, что спасение – это 100% заслуга Бога, или наоборот.

· Они требуют, чтобы к ним относились с любовью, но не видят, как они сами относятся к другим.

Кто-то видит лишь силуэты, размытые, неясные образы, страдает духовной «астигматией».

Под эту категорию людей попадают те, кто имеет неприязнь к четким богословским определениям.

Один из известнейших служителей XX века, Мартин Ллойд-Джонс писал по этому поводу:

«Этим людям не нравится ясность, потому что она влечет за собой определенные требования. Религия наиболее комфортабельного типа неизменно туманна и перенасыщена ритуалами. Чем более туманна и неопределенна религия, тем она удобнее. Нет ничего более дискомфортного, чем четкие библейские истины, требующие решений. Поэтому такие люди говорят: «Вы слишком педантичны, в этом есть законничество. Нет, нет, мне это не нравится. Я признаю христианство, но вы слишком узколобы и негибки в своих доктринах». Если вы начнете с идеи, что христианство – это что-то расплывчатое, то не удивляйтесь, если в итоге окажется, что вы видите «людей, как проходящие деревья»…»

Нежелание познавать четкие богословские определения ведет к проблемам с духовным зрением. Вот, почему люди находятся в церквах с размытым богословием и не замечают этого. Их духовное зрение неспособно увидеть ужас того бедственного положения, в котором они и их окружение находятся.

Четкие, ясные богословские определения производят ясное зрение.

Размытое богословие производит ослабленное духовное зрение.

Если вы испытываете трудности с духовным зрением, развивайте свои отношения с Христом, изучайте Его Слово, живите жизнью церкви, учитесь у зрелых христиан.

Только так ваше духовное зрение будет развиваться, вы будете видеть яснее и яснее, и вам даже будет становиться стыдно за то, как раньше вы жили в духовной близорукости, неясности или в чем-то еще, не замечая ужаса своего положения.

Как мы только что увидели, источник духовного зрения – Христос.

Только Он может дать прозрение даже в самой безнадежной ситуации,

…прозрение в соответствии с Божьим планом,

…прозрение, раскрывающее природу и характер Его личности,

…прозрение, изменяющее человека настолько, что окружающие не могут не заметить очевидных перемен.


Наши рекомендации