Уроки правильного отношения 1
К согрешающим
Ев. Ин. 8:1-11
(Общий план)
I. Сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, необходимо проявлять любовь
(ст. 1-3(а))
II. Сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, необходимо внимательно следить за состоянием своего сердца (ст. 3(б)-9)
III. Сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, необходимо призывать к правильным взаимоотношениям с Богом (ст. 10-11)
Уроки правильного отношения к согрешающим.
Ев. Ин. 8:1-11.
Откроем все вместе 8-ую главу Евангелия от Иоанна для внимательного изучения первых
11-ти стихов. Многие исследователи Священного Писания считают, что данный отрывок, включая и 53-ий стих 7-ой главы, скорее всего, не входил в Евангелие от Иоанна с самого начала.
Придерживаются они такого мнения по следующим причинам:
Во-первых, этот отрывок не вписывается в контекст 7-ой и 8-ой глав, повествующих о столкновении Иисуса с религиозной оппозицией на празднике кущей.
Во-вторых, по мнению лингвистов стиль написания этого отрывка отличается от стиля написания всего Евангелия от Иоанна.
В-третьих, многие древние рукописи Евангелия от Иоанна вообще не содержат этого отрывка.
В-четвертых, комментарии на этот отрывок отсутствуют у многих ранних авторов.
В-пятых, в разных рукописях этот отрывок расположен в разных местах Евангелия от Иоанна.
Тем не менее, несмотря на все эти причины, проведение Господне позволило этому отрывку находиться и в некоторых рукописях, и во многих современных изданиях Библии.
В связи с этим мы будем рассматривать этот отрывок как Слово Божье.
Даже если он и является более поздней вставкой, рассказанная здесь история может быть подлинной, так как, скорее всего, была у многих на слуху.
Прочитаем эти стихи:
«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [это] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посередине. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши»» (8:1-11).
Вступление.В связи с тем, что мы живем в мире греха, нам приходится постоянно сталкиваться с его проявлениями как в личной жизни, так и в жизни окружающих.
Каждый день мы слышим о грехах неверующих, которые нас окружают:
· выпуски новостей сообщают даже об ужасных грехах видных религиозных лидеров, политиков;
· люди, окружающие нас, родственники, знакомые грешат, разводятся, прелюбодействуют, увлекаются алкоголем, некоторые становятся рабами наркотиков.
Но больше всего мы должны быть обеспокоены грехом в церкви: не грехом неверующих, а грехом верующих, потому что неверующие грешат по причине своего невозрожденного сердца, а верующие грешат вопреки возрожденному.
(Конечно, мы понимаем, что не все называющие себя верующими ими являются).
Находясь в церкви, каждый из вас будет обязательно сталкиваться с грехом ближних, братьев и сестер по вере, к сожалению этого не избежать.
Занимаясь пасторским служением, я постоянно сталкиваюсь с грехом ближних:
· Кто-то грешит, обижаясь и ропща на Бога из-за того, что Бог не удовлетворяет их желания.
· Кто-то грешит из-за того, что не может вступить в брак (один человек даже пытался оправдать свой грех тем, что он не женат).
· Кто-то грешит в браке, постоянно ссорясь, не желая уступать, не желая послужить, не желая прощать.
· Кто-то грешит другими способами.
В общем, мы постоянно сталкиваемся с грехами ближних как верующих, так и неверующих.
Практическое применение данной проповеди будет касаться в основном нашей реакции на грех членов церкви, потому что к греху неверующих на основании Писания мы не можем предъявлять никаких претензий.
К ним не применима ни церковная дисциплина, ни, тем более, Моисеев закон, который упразднен учением Христа.
Как мы реагируем на грех?
Умеем ли мы себя правильно вести, сталкиваясь с грехом ближнего?
Подобны ли мы Господу Иисусу Христу в этом вопросе или же подобны фарисеям?
По плоти всем нам свойственно надмеваться над согрешившим: «Ну, я же не делал того, что он сделал!» – Или преуменьшать грех ближнего: «Да это мелочь. Не обращай внимания», – или паниковать, преувеличивать: «Не знаю, сможешь ли ты после такого вообще получить прощение», – или же использовать грех ближнего как возможность свести счеты с ним или с кем-то из своего окружения.
Конечно, нет ничего хуже, чем согрешить и попасть в руки религиозных лицемеров, подобных фарисеям, которые с надменностью и формальностью без объективности и сострадания будут решать твой вопрос.
Фарисеи являются примером того, как нельзя относиться к греху ближнего:
1. они не любили грешников;
2. они не заботились о них, и в истории с этой женщиной это особенно видно;
3. они не заботятся о ее душе, они лишь используют ее и ее согрешения как разменную карту в своей религиозной игре, в своем противостоянии Сыну Божьему.
Вот, какими были религиозные лидеры, пастыри Израиля.
В контрасте с ними добрый Пастырь Иисус Христос – пример правильного отношения к греху ближних.
Он с раннего утра учит народ в храме.
Он заботится об этой падшей женщине: прощает и защищает ее от фарисеев.
Сегодняшняя проповедь называется «Уроки правильного отношения к согрешающим».
Рассмотрим три урока.
1-ый урок:
I. Сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, необходимо проявлять любовь.
«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии» (стихи 1-3(а)).
Согласно Ин. 7:53 фарисеи разошлись по домам, а Иисус, как сказано в 8-ой главе, поднялся на гору, где и провел всю ночь. Утром же Спаситель опять идет в храм и учит народ, грешников, нуждающихся в спасении.
Обратите внимание, как много трудится наш Господь: только наступил новый день, а Он уже в храме, уже свидетельствует погибшим грешникам об истине.
Он учит их, проявляет любовь в действии.
В противоположность Иисусу фарисеи в то же самое утро заняты несколько другим делом.
Нам неизвестно, может быть, они случайно застали эту женщину в грехе (что кажется маловероятным, ведь тот, кто собирался прелюбодействовать в Израиле, рисковал жизнью и делал это в тайном месте), или же они специально подстроили для нее ловушку, чтобы затем застать в грехе и атаковать Иисуса с помощью этой ситуации.
Мы видим здесь и великое проявление любви Иисуса к грешникам, и удивительную жестокость фарисеев.
Все это учит нас не реагировать на грех ближних так, как это делали фарисеи.
Все это учит нас любить грешников, относиться с любовью к согрешающим.
Люди иногда чрезмерно возмущаются грехом ближних.
Но в такой ситуации хочется спросить: «А сделали вы все, чтобы предотвратить этот грех?
Учили ли вы истине долго и регулярно, как Иисус, тяжело работая, или вы ленились учить своих близких, детей, жен? А теперь, когда они впали в грех, вы готовы с них строго спросить, забывая о том, что в их грехе может быть есть и доля вашей вины».
Что это значит относиться с любовью?
Относиться с любовью …
…это значит переживать о согрешающем, как о родном брате, сестре, сыне или любимой дочери; это значит предупреждать об опасности греха;
…это значит учить истине, снаряжать Словом Божьим, делая способными противостоять греху, не повторять его;
…это значит проявлять терпение и надеяться на перемены к лучшему.
Что это не значит?
Относиться с любовью…
…это не значит покрывать грех;
…это не значит закрывать глаза на заблуждения;
…это не значит отменить применение церковной дисциплины по отношению к упорствующему в грехе.
Когда вы видите грех в жизни ближнего, относитесь к нему с любовью:
1. Смотрите на него с состраданием, но не позвольте истолковать ваше сострадание как одобрение греха.
2. Прощайте мгновенно, даже если согрешающий сделал грех против вас и не просит прощения, но не позвольте ему подумать, что с вашим прощением он получает оправдание его неверных действий.
3. Учите согрешающего с любовью, даже если он недостаточно усердно учится, но не позвольте ему подумать, что вы одобряете его лень и недостаток усердия.
2-ой урок:
II. Сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, необходимо внимательно следить за состоянием своего сердца (стихи 3(б)-9).
Сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, нам необходимо не только следить за тем, чтобы правильно относиться к нему внешне, но и самое главное, необходимо следить за состоянием своего сердца.
Поступки и слова фарисеев открывают их замыслы, грехи их сердца.
Смотря на то, как фарисеи относились к этой блудной женщине, мы можем отметить две опасности, угрожающие тем, кто сталкивается с грехом в жизни ближнего.
Во-первых, сталкиваясь с грехом окружающих, необходимо особенно следить за собой для того, чтобы не пытаться использовать его в своих корыстных интересах:
«И, поставив ее посреди, сказали Ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями.
Ты что скажешь?» Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» (стихи 3(б)-6(а)).
Прелюбодеяние было одним из самых тяжких грехов, наказываемых смертной казнью согласно закону Моисея.
Раввины говорили: «Каждый иудей должен скорее умереть, чем совершить идолопоклонство, убийство или прелюбодеяние».
Согласно 22-ой главе Книги Второзакония смертной казнью наказывали:
· За измену до брака.
Стихи с 1-го по 21-ый говорят о том, что, если муж вдруг обнаружит и докажет, что его молодая невеста не сохранила верность до брака,
«то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и [так] истреби зло из среды себя» (стих 21).
· За измену в браке.
«Если найден будет кто лежащий с женой замужней, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиной, и женщину; и [так] истреби зло от Израиля» (стих 22).
Смотря на то, как книжники и фарисеи тащат эту женщину сначала по улицам города, затем сквозь толпу в храме, может показаться, что ими движет святая Божья ревность, беспокойство о чистоте Израиля. На самом же деле книжники и фарисеи не заботились ни о чистоте Израиля, ни об этой женщине, ни о соблюдении Божьего закона.
Они просто пытались использовать эту ситуацию в своих личных интересах:
«Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его»
(стих 6(а)).
Фарисеи и книжники ненавидели Христа.
Они планировали Его убить.
И вот теперь они просто желают поставить Господа в тупик.
Они надеются, что Он будет загнан в угол.
Коварный план книжников и фарисеев был таков:
· Если Господь потребует, чтобы женщину отпустили, то этим прямо публично покажет, что Он – противник закона Моисея, нарушитель Писания, грешник, игнорирующий постановления Бога. И тогда весь Израиль от Него отвернется, всем станет ясно, что Он не Мессия, а достойный смерти нарушитель закона.
· Если же Господь потребует ее наказать, тогда мытари, блудницы и другие грешники отвернутся от Него как от человека не достойного доверия, который сначала говорит о прощении и любви, а затем поддерживает смертную казнь за грех.
К тому же, римские власти не позволяли даже религиозной верхушке Израиля предавать человека смерти.
«Пилат сказал им: «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его». Иудеи сказали ему: «Нам не позволено предавать смерти никого»»
(Ин. 18:31).
Если бы они узнали, что Иисус приговорил эту женщину к смертной казни, они бы арестовали Господа, а фарисеи им бы даже помогли.
Таким образом, фарисеи и книжники использовали грех этой женщины, трагедию ее жизни как оружие в своей битве против Христа, как инструмент для достижения своих корыстных целей.
Сталкиваясь с грехом ближнего, следите за собой – не пытайтесь использовать ситуацию как возможность свести с кем-то счеты для решения каких-то мелочных сиюминутных проблем.
· Когда один из супругов впадает в грех прелюбодеяния, а другой радуется этому как открывшейся возможности для развода и вступления в брак с другим человеком, вот тогда и повторяется фарисейское отношение к греху ближнего.
Вместо желания помочь ближнему оставить грех, он использует его для того, чтобы свести счеты с надоевшим супругом.
· Когда один из членов церкви, с которым у вас натянутые отношения, впадает в грех, и вы узнаете об этом и радуетесь, и идете обличать его с неправильной мотивацией (то есть с желанием отомстить, поставить его на место, вместо желания помочь ближнему освободиться от греха), вот тогда и повторяется ошибка фарисеев: грех ближнего используется для достижения своих плотских корыстных целей.
Во-вторых, сталкиваясь с грехом окружающих, нам необходимо следить за собой для того, чтобы не превозноситься над согрешившим, а находиться в состоянии смирения:
«Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им:
«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [это] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посередине» (стихи 6-9).
Книжники и фарисеи пытались загнать Христа в угол, поставив перед Ним эту блудницу.
Если Он скажет побить ее камнями, Он – враг Рима.
Если Он скажет отпустить, Он – враг Моисеева закона.
Что же Господь будет делать в этой ситуации?
Интересно, как Он Себя поведет?
Вдруг неожиданно для всех Спаситель наклоняется вниз и начинает что-то писать на земле.
Скорее всего, это обескуражило книжников и фарисеев, которые ожидали ответа по их зараннее приготовленному сценарию.
Что же писал Господь на земле?
На этот счет существует огромное количество мнений.
· Одни полагают, что Иисус писал на земле места Ветхого Завета, поясняющие, как необходимо поступать в такой ситуации, предлагая тем самым обратиться к Писанию, а не спрашивать у Него.
· Другие говорят, что Иисус писал на земле грехи самих фарисеев, которые были более виноваты перед Богом, чем сама блудница.
· Третьи предполагают, что Спаситель не писал ничего определенного, а просто хотел показать, что Он готов проигнорировать атаку своих оппонентов или просто хотел продлить время, чтобы подумать.
Помимо этих мнений существует еще множество других.
Я же отвечаю на этот вопрос очень просто: «Я не знаю».
Я действительно не знаю, что Иисус там писал, потому что об этом ничего не написано в Библии, а если не написано, значит для нас это не так уж важно.
Лучше вовсе не предполагать, чем предположить и ошибиться.
Вместо того чтобы отвечать согласно ожиданиям фарисеев и книжников, желавших загнать Христа в тупик, Иисус, вдруг, совершенно неожиданно, начинает что-то писать на земле, а затем предлагает тем, кто сам без греха, в первую очередь начать побивать блудницу камнями. И после этого Господь опять продолжает писать на земле.
Обвинители, услышав ответ Спасителя, стали расходиться, их совесть обличала их, они понимали, что не имеют права убивать эту женщину за грех, так как они сами не свободны от греха.
Старшие уходили первыми, видимо, лучше и быстрее понимая сказанное Иисусом.
Фарисеи надмевались над этой женщиной, они явно считали ее хуже самих себя, но Господь показал им, что это совершенно не так.
Друзья, все мы много согрешаем, и это бесспорный библейский факт, но почему-то, сталкиваясь с грехами других людей, многие начинают надмеваться и считать их грехи худшими, чем свои.
Утопающие в лицемерии фарисеи считали грех блудницы чем-то ужасным, надмеваясь над ней в своей самоправедности.
Когда вы сталкиваетесь с грехом в жизни ближних, следите за состоянием своего сердца, не считайте свои грехи меньшими, чем грехи других, помните о том, что вы должны помогать, обличать, утешать, поддерживать, но бросать в них камни суда – не имеете права!
Научитесь смотреть на все грехи, как на оскорбляющие Бога.
Не забывайте, когда сталкиваетесь с грехом ближнего, что перед Богом вы такие же несовершенные, грешные люди.
Если бы не Божья благодать, вы были бы на месте согрешившего, ваш брак трещал бы по швам, вас обольстил бы какой-то человек, вы бы возвращались к грехам прошлого, вновь тянулись к сигарете, или к бутылке, или к рулетке в игровых клубах и т.д.
Разница между вами и тем человеком, который впал в грех, заключена в любви и милости Бога, а не в вашей заслуге, достижении или каком-то человеческом преимуществе.
Всегда помните, если бы не милость Божья, вы были бы самым глупым, самым вздорным, самым непокорным членом церкви.
В своей прекрасной проповеди «Распознающая благодать» Ч. Сперджен сказал:
«Если Авраама оставит Бог, он начнет хитрить и откажется от своей жены.
Если будет оставлен Ной, он станет пьяницей и откроется его срамота.
Лот, упившись вином, станет наслаждаться кровосмесительными объятиями, и плод его плоти станет свидетельством его позора. Также, если Давид, муж угодный Богу, будет оставлен, жена Урия скоро покажет миру, что в человеке, которого любит Бог, злое неверующее сердце, уводящее его от живого Бога».
Сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, следите за состоянием своего сердца:
во-первых, не пытайтесь использовать его согрешение как возможность свести с ним счеты,
во-вторых, не превозноситесь над согрешающим, помните, что вы сами не без греха.
В Послании к Галатам 6:1 сказано:
«Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным».
Даже помогая другим бороться с грехом, следите за собой, чтобы самим не впасть в грех надменности и превозношения или же не прельститься грехом, в котором обличаете другого.
3-ий урок:
III. Сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, необходимо призывать к правильным взаимоотношениям с Богом.
«Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина!
Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи».
Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши»» (стихи 10-11).
Все обвинители разошлись, напряжение спало, женщина, чувствовавшая себя на волосок от смерти, в ответ на слова Иисуса
«Никто не осудил тебя?»
отвечает:
«Никто, Господи!»
На что Господь ей говорит:
«И Я не осуждаю тебя»,
– то есть: «Моя миссия сейчас не состоит в том, чтобы совершать суд».
«Иди и впредь не греши», – этими словами Иисус признает, что она совершила грех, и призывает ее жить свято.
Некоторые проповедники видят в этих стихах то, чего здесь нет: они видят в них недопустимость обличений, разоблачений греха и ереси.
Но все это не больше, чем попытка выдавать желаемое за действительное.
Господь призывает эту женщину к святой жизни, и мы должны призывать согрешающих к святой жизни.
Для невозрожденных это означает обращение и покаяние, для возрожденных – рост в освящении, решительные меры, связанные с оставлением греха.
Заключение.
Еще одна попытка уловить нашего Господа провалилась.
Книжники и фарисеи хотели загнать Его в тупик, но в результате сами оказались в тупике.
Им нечего было больше сказать. Они просто молча уходят – это единственный ответ, который они могут дать в данной ситуации.
Для нас же вся эта история может явить хорошие уроки правильного отношения к согрешающим.
Я еще раз напомню их.
1-ый урок: сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, необходимо проявлять к нему любовь.
2-ой урок: сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, необходимо внимательно следить за собой.
3-ий урок: сталкиваясь с грехом в жизни ближнего, необходимо призывать его к правильным взаимоотношениям с Богом.
Для невозрожденного это означает обращение и покаяние, для возрожденного – рост в освящении, решительные меры, связанные с оставлением греха.
Применяйте все эти уроки, служа друг другу.
Признаки погибающего 2
Грешника
Ев. Ин. 8:12-59
Часть первая
Ев. Ин. 8:12-20
(Общий план)
I. Противление истине
Изложение истины (ст. 12)