Ангелам-Хранителям и Духам-Покровителям.
11. Предисловие. У всех нас есть добрый дух, находящийся при нас с момента нашего рождения и взявший нас под своё покровительство. Он исполняет при нас миссию отца при ребёнке: вести по пути добра и прогресса через все испытания жизни. Он счастлив, если мы отвечаем на его заботливость, и скорбит, если мы падаем.
Имя его должно мало интересовать нас, так как он может носить имя совсем неизвестное на Земле: мы должны призывать его, как нашего ангела-хранителя, нашего доброго гения; мы можем даже призывать его под именем какого-нибудь Высшего Духа, к которому мы чувствуем особую симпатию.
Кроме нашего ангела-хранителя, которым бывает всегда Высший Дух, у нас есть духи-покровители, которые хотя и не так высоки, но тем не менее также добры и доброжелательны; это или родные, или друзья, или иногда особы, которых мы не знали в нашей теперешней жизни. Они помогают нам своими советами и своим вмешательством в наши поступки.
Симпатизирующие нам духи - это те, которые привязываются к нам вследствие сходства вкусов и интересов; они могут быть дурные или хорошие, смотря по природе наклонностей, привлекающих их к нам.
Духи-соблазнители стараются совратить нас с пути добра, внушая дурные мысли. Они пользуются всеми нашими слабостями, которые подобно открытым дверям, дают им доступ в нашу душу. Есть такие, которые набрасываются на нас, как на добычу, но они удаляются, как только убедятся, что бессильны бороться с нашей волей.
Бог дал нам главного высшего руководителя в лице нашего ангела-хранителя, и второстепенных руководителей в лице духов-покровителей и родных; но не следует думать, что при нас есть насильно приставленный злой гений, чтобы противодействовать хорошим влияниям. Злые духи являются по собственному почину, если находят почву в нашей слабости или небрежности, с которой мы следуем внушению добрых духов. Это мы, стало быть, сами привлекаем их. Из этого следует, что мы никогда не лишаемся помощи добрых духов и что от нас зависит устранять злых. Вследствие своих несовершенств человек явлется первопричиной переносимых им несчастий и, таким образом, сам становится своим злым гением. (Гл. V, пргф.67.)
Молитва ангелу-хранителю и духам-покровителям должна иметь целью просить об их посредничестве перед Богом и о том, чтобы они придавали нам силы для сопротивления искушениям и помогали в житейских нуждах.
12. Молитва. - Духи мудрые и доброжелательные, посланники Божии, вы, миссия которых в том, чтобы помогать людям и вести их по пути добра, поддержите меня в испытаниях сей жизни, дайте мне силы перенести их безропотно, отвратите от меня дурные мысли и помогите не поддаться ни одному злому духу, который покушался бы натолкнуть меня на зло. Дайте мне сознание недостатков и снимите с глаз моих повязку гордыни, которая могла бы помешать замечать их и сознаться в них самому себе.
Ты, мой Ангел-Хранитель, особо заботящийся обо мне, и вы Духи-Покровители, интересующиеся мною, помогите мне быть достойным вашей заботливости. Вы знаете нужды мои, пусть же оне будут удовлетворены согласно воле Бога.
13. (Другая). - Боже мой, позволь добрым духам, окружающим меня, приходить на помощь, когда я в горе, и поддерживать меня, если я колеблюсь. Позволь им, Господи, внушить мне веру, надежду и любовь; пусть они будут моей опорой, надеждой и доказательством Твоей милости; помоги мне черпать в них недостающую мне силу для жизненных испытаний и для сопротивления искушениям, а также спасительную веру и утешительную любовь.
14. (Ещё одна). - Духи возлюбленные и Ангел-Хранитель, вы, которым Бог в Своей неисчерпаемой милости позволяет заботиться о людях, будьте нашими покровителями во время наших земных испытаний. Дайте нам силы, мужество и покорность; вдохновляйте нас на всё хорошее, предохраняйте от склонности ко злу; пусть ваше нежное влияние проникает в нашу душу. Помогите нам чувствовать, что преданный друг находится возле нас, видит наши страдания и разделяет наши радости.
И ты, мой добрый Ангел, не покидай меня; мне нужно твоё покровительство, чтобы перенести с верой и любовью испытания, которые Богу угодно послать мне.
Для удаления злых духов
15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. ("Еванг. от Матф.", гл. XXIII, ст. 25-28.)
16. Предисловие. Злые духи приходят только туда, где они могут найти удовлетворение своей злобе; чтобы удалить их, недостаточно просить их об этом или приказывать; нужно избавиться от того, что их привлекает. Злые духи чуют язвы души, как мухи чуют язвы тела; как вы очищаете тело от паразитов, так очищайте душу от нечистоты, чтобы избавиться от злых духов. Добрые качества могут дать вам силу сопротивляться искушениям, но не всегда могут предохранить от них, так как мир, обитаемый вами, кишит злыми духами.
17. Молитва. - Во имя Всемогущего Бога, да удалятся от меня злые духи, а добрые да оградят меня от них!
Духи, причиняющие зло людям и внушающие им дурные мысли, духи лукавые и лживые, обманывающие их, духи-насмешники, играющие их доверчивостью, вас отталкиваю всеми силами моей души и закрываю уши перед вашими искушениями, но я призываю на вас милосердие Божие.
Вы же, добрые духи, желающие помочь, дайте мне силы для сопротивления влиянию злых духов и необходимые знания, чтобы не стать жертвой их лукавства. Предохраните меня от гордости и самонадеянности; удалите из сердца моего ревность, ненависть, недоброжелательство и все чувства, противоречащие милосердию и дающие свободный доступ злым духам.
Об исправлении недостатков
18. Предисловие. Наши дурные инстинкты являются, результатом несовершенства нашего собственного духа, а не нашей организации; в противном случае человек был бы освобождён от всякой ответственности. Наше улучшение зависит от нас, так как каждый человек, владеющий всеми своими дарованиями, свободен поступать так или иначе; чтобы поступать хорошо, нужна только воля. (Гл. XV, пргф.235; гл. XIX, пргф.289.)
19. Молитва. - Ты дал мне, Боже, ум, необходимый для отличия добра от зла; как только я начинаю познавать, что то или иное есть зло, то становлюсь виновным, если не стараюсь противостоять этому.
Избавь меня, Боже, от гордыни, могущей помешать мне заметить свои недостатки, и от злых духов, могущих поощрять меня к упорству во зле.
Я признаю, что между всеми недостатками моими, я имею особенную склонность к (...) и если не сопротивляюсь, то только по привычке своей подчиняться ему (ей).
Ты не создал меня виновным, так как Ты справедлив, но создал равно способным к добру и ко злу; если я избрал путь зла, то только в силу свободной воли. Но в силу той же свободной воли, благодаря которой я делал зло, я могу делать добро, а, следовательно, могу изменить путь.
Мои пороки - это остатки несовершенств моих прежних жизней; это мой первородный грех, от которого я могу избавиться силой собственной воли и при помощи добрых духов.
Добрые духи, покровительствующие мне, и особенно ты, мой Ангел-Хранитель, дайте мне силы сопротивляться искушению и выйти победителем из борьбы.
Недостатки служат преградой, отделяющей нас от Бога, а каждая победа над пороками - это шаг, сделанный по пути совершенствования, которое должно приблизить к Нему.
Господь в Своей неисчерпаемой милости дал мне настоящее существование для того, чтобы оно служило к моему улучшению; добрые духи, помогите мне сделать жизнь мою нынешнюю плодотворной, чтобы я, когда Богу угодно будет призвать меня к Себе, вышел из неё лучшим, нежели вступил в неё. (Гл. V, §68; гл. XVIII, §264.)
О сопротивлении искушениям
20. Предисловие. Каждая дурная мысль может иметь две причины: собственное несовершенство нашей души или дурное влияние, оказываемое на неё. Этот последний случай доказывает слабость, которая делает нас способными подвергаться этому влиянию, а, следовательно, душу несовершенную; таким образом, тот, кто поддаётся, не может оправдываться влиянием постороннего духа, так как дух этот вовсе не поощрял бы его ко злу, если бы считал его неспособным поддаваться искушению.
Если у нас появляется дурная мысль, то мы, значит, можем представить себе недоброжелательного духа, который подстрекает нас ко злу и которому мы свободны поддаться или противостоять так же точно, как если бы дело происходило с личностью живой. Мы должны в то же время представлять себе нашего ангела-хранителя, или духа-покровителя, который, в свою очередь, побеждает в нас дурное влияние и с беспокойством ждёт решения, которое мы примем. Наши колебания перед совершением дурного поступка указывают на то, что голос доброго духа заставляет слышать себя при помощи совести.
Дурную мысль можно узнать по тому, что она уклоняется от всякого милосердия - истинной основы всякой морали; по тому, что основанием её служат гордыня, тщеславие и эгоизм; по тому, что приведение её в исполнение может принести вред кому-нибудь и по тому, наконец, что она поощряет нас делать другим то, чего мы не желали бы, чтобы делали нам. (Гл. XXVIII пункт N15; гл. XV, пргф.235.)
21. Молитва. - Боже Всемогущий, не допусти меня поддаться искушению, которому я склонен уступить. Духи доброжелательные, покровительствующие мне, отвратите от меня дурную мысль и дайте силы для борьбы с искушением. Если я паду, то должен буду искупить свою вину в этой жизни или в будущей, так как я свободен выбирать.