Действительные причины страданий

§67. Превратности жизни бывают двух родов или, если угодно, имеют два различных источника, которые нужно различать; причина одних в жизни настоящей, а других - вне этой жизни.
Исследуя источник бед земных, легко найти, что многие из них являются естественным следствием характера и поведения тех людей, которые им подвергаются. Сколько людей падает по своей вине! Сколько становится жертвой своей недальновидности, гордыни и самолюбия!
Сколько людей разорилось вследствие недостатка в порядке, неосторожности, дурного поведения или неумения ограничить свои желания. Сколько несчастных союзов, служащих рассчётам интереса или тщеславия, в которых сердце не принимает участия!
Скольких распрей, тяжёлых ссор можно было бы избежать при большей сдержанности и меньшей обидчивости!
Сколько болезней и увечий являются результатом невоздержанности и излишеств всякого рода!
Сколько родителей не имеют счастья в своих детях потому, что они не побороли их дурных наклонностей в основе! Вследствие ли слабости или равнодушия они предоставили развиваться в них семенам гордыни, эгоизма и глупого тщеславия, иссушающих сердце; затем, пожиная посеянное, они удивляются и огорчаются недостатком уважения и благодарности со стороны детей. Пусть все, которые поражены в сердце превратностями и заботами жизни, спокойно спросят свою совесть; пусть они ближе подойдут к источнику бед их огорчающих, и они увидят, что в большинстве случаев могут сказать: "Если бы я сделал или не сделал то-то, то не был бы сейчас в таком положении."
На кого же пенять за свои скорби, как не на самого себя? Человек, таким образом, в большинстве случаев сам является создателем своих несчастий; но вместо того, чтобы признать это, он находит более удобным и менее обидным для своего тщеславия обвинять судьбу, Провидение, неудачу, несчастливую звезду, тогда как на самом деле его несчастливая звезда заключается в его собственной беспечности.
Беды этого рода составляют, конечно, наибольшую долю в превратностях жизни; человек избегнет их, если будет трудиться над своим умственным и нравственным улучшением.
§68. Человеческий закон преследует некоторые ошибки и наказывает за них; приговорённый может, значит, сказать, что он переносит последствия того, что сделал; но закон не преследует и не может преследовать за все ошибки, он наказует особо за те из них, что наносят ущерб обществу, а не за те, которые причиняют вред делающим их. Но Бог желает прогресса всех своих созданий; вот почему Он не оставляет безнаказанным ни одного уклонения от прямого пути; нет ни одной ошибки, как бы легка она ни была, ни одного нарушения закона, которые бы не имели неизбежных последствий, более или менее серьёзных; из этого следует, что, как в малых, так и в больших вещах, человек наказывается тем, чем он согрешил. Следующие за сим страдания служат предостережением, что он поступал дурно; они дают ему опыт, заставляют его чувствовать разницу между добром и злом и необходимость улучшения, чтобы избежать впоследствии того, что послужило бы для него причиной горя; без этого у него не было бы мотива для улучшения; уверенный в безнаказанности, он замедлил бы своё совершенствование, а следовательно, своё будущее счастье.
Опыт является иногда слишком поздно; когда жизнь растрачена и расстроена, когда силы истощены, когда зло непоправимо, тогда человек говорит себе: "Если бы в начале жизни я знал то, что знаю теперь, скольких ошибок я бы избежал! Если бы можно было начать жить снова, я бы принялся совсем иначе, но нет больше времени!". Как ленивый работник говорит: "Я потерял свой день", так и он говорит себе: "Я потерял жизнь", но так же, как для работника утром взойдёт солнце и начнётся новый день, который позволит ему наверстать потерянное время, так и для него тоже после ночи могилы заблещет солнце новой жизни, во время которой он сможет воспользоваться опытом прошлого и своими добрыми намерениями относительно будущего.

Внешние причины страданий

§69. Если бывают бедствия, причиной которых в этой жизни служит сам человек, то бывают также и другие, к которым он, по крайней мере так кажется, не причастен и которые, по всей видимости, поражают его фатально. Такова, например, утрата любимых, а также потеря кормильцев семьи; таковы опять же несчастные случаи, которых никакое предвидение не может предотвратить; трагический переворот в судьбе, разрушающий все меры предосторожности; природные бедствия; физические природные недостатки, особенно те, которые лишают несчастных возможности заработка для своего существования; всевозможные уродства, идиотизм, кретинизм и т.п.
Рождающиеся в подобных условиях, конечно, не сделали в этой жизни ничего, за что они заслуживали бы такой печальной участи; они не могли избежать этого, ничего не могут сами изменить и должны зависеть от милости общественной благотворительности. Зачем эти существа столь обижены, тогда как тут же бок о бок, под той же кровлей, в той же семье, другие одарены во всех отношениях?
Что же сказать, наконец, о детях, умирающих в младенчестве и не знавших в жизни ничего, кроме страданий? Это проблемы, которых ни одна философия не могла ещё разрешить, это аномалии, которых ни одна религия не могла оправдать и которые были бы отрицанием Провидения, доброты и правосудия Божьего; заключаются эти проблемы и аномалии в допущении гипотезы о творении души одновременно с телом и о бесповоротном решении участи после мимолётной жизни на земле. Что же сделали эти души, вышедшие из рук Создателя, чтобы переносить столько несчастий тут на земле, а в будущем получить награду или наказание; ведь оне не могли совершить ни добра, ни зла?
Между тем, в силу аксиомы, что всякое явление имеет свою причину, эти несчастия служат следствиями, имеющими свою причину; признавая справедливость Бога, мы должны признать причину справедливую. Причина предшествует явлению; если она не в этой действительной жизни, значит, она вне этой жизни, то есть заключается в предшествовавшем существовании. С другой стороны, Бог не может наказывать ни за содеянное добро, ни за несодеянное зло; и если мы наказаны, стало быть, мы сделали зло; если же мы не сделали зла в этой жизни, мы его сделали в иной. Это альтернатива, которой нельзя избежать и относительно которой логика говорит, на чьей стороне правосудие Божие.
Человек не всегда бывает наказан, или окончательно наказан, во время своего настоящего существования, но он никогда не избежит последствий своих ошибок. Благосостояние злого мимолётно, и если искупление ошибок не наступило сегодня, то наступит завтра, тогда как страдающий уже искупает прошлое.1 Несчастье, кажущееся на первый взгляд незаслуженным, имеет своё основание, и страдающий всегда может сказать: "Прости мне, Господи, так как я согрешил."
§70. Страдания из-за внешних причин часто бывают естественным следствием сделанных ошибок, то есть по строгой справедливости человек переносит то, что он заставлял переносить других; если он был жесток и бесчеловечен, он может, в свою очередь, подвергнуться жестокому и бесчеловечному обращению; если он был горд, он может родиться в унизительном положении; если он был скуп, эгоистичен, или если он слелал дурное употребление из своего имущества, он будет нуждаться в необходимом; если он был дурным сыном, он может страдать из-за своих детей и т.д.
Так множественностью существований и назначением Земли, как мира искупительного, объясняются аномалии, представляемые распределением счастья и несчастья между добрыми и злыми на нашей планете. Эти аномалии существуют, если смотреть на жизнь только с точки зрения настоящего, но если подняться мысленно настолько, чтобы окинуть взглядом весь ряд существований, то станет очевидным, что каждый получает по заслугам и что правосудие Божие никогда не нарушается.
Человек никогда не должен упускать из виду, что он живёт в иерархически низком мире, где его удерживают его несовершенства. При каждом злоключении, он должен говорить себе, что если бы он принадлежал к миру более совершенному, то этого бы не случилось, и что, работая над своим улучшением, в его власти оказывается никогда больше сюда не возвращаться.
§71. Жизненные несчастья могут быть назначены духам закоренелым или слишком невежественным для сознательного выбора испытания, но могут быть и самостоятельно выбраны духами кающимися, желающими исправить совершённое ими зло и постараться поступать лучше. Так бывает с тем, который, дурно исполнив свою обязанность, просит позволения начать снова, чтобы не потерять вознаграждения за свой труд. Эти несчастия служат одновременно искуплением прошлого и испытанием на будущее, которое они подготовляют. Возблагодарим же Бога, Который в Своей доброте доставляет человеку возможность исправления и не осуждает его бесповоротно за первую ошибку.
§72. Не следует однако думать, что все страдания, претерпеваемые тут на земле, служат признаком определённой ошибки; часто это бывают простые испытания, выбранные духом для своего окончательного очищения и скорейшего усовершенствования. Таким образом, искупление всегда бывает испытанием, но испыпание не всегда бывает искуплением; но испытание ли, или искупление - это всё же служит признаком относительного несовершенства, так как тот, кто совершенен, не нуждается в испытании. Дух может достичь известной степени совершенства, но, желая подвигаться ещё выше, он исспрашивает миссию или обязанность, за исполнение которой, если выйдет победителем, будет тем более награждён, чем борьба была труднее. К числу таких духов в особенности принадлежат люди с влечениями естественно добрыми, с душой возвышенной и с благородными чувствами, люди, которые, повидимому, не принесли ничего дурного из своего прежнего существования и которые переносят с истинно христианской покорностью все страдания, прося Бога о том, чтобы выдержать их без ропота. Огорчения же, вызывающие ропот и заставляющие человека возмущаться против Бога, можно рассматривать, как искупления.
Страдание, не вызывающее ропота, может, конечно, быть искуплением, но это есть примета, что оно было скорее избрано добровольно, чем назначено; оно служит признаком сильной решимости, а это уже признак прогресса.
§73. Духи не могут рассчитывать на полное счастье, пока они не станут чистыми; каждое пятно запрещает им вход в счастливые миры. Так пассажиры корабля, поражённого чумой, не могут войти в город, пока они не очистятся. Во время своих различных телесных существований духи освобождаются понемногу от своих несовершенств. Испытания жизни подвигают вперёд, если их переносят хорошо; как искупления они заглаживают ошибки и очищают; это лекарство, очищающее раны, излечивающее болезнь; чем болезнь серьёзнее, тем лекарство должно быть энергичнее. Значит, тот кто много страдает, должен себе сказать, что ему многое надо искупить и должен радоваться, что скоро выздоровеет; от него зависит покорностью своей сделать это страдание целесообразным, чтобы, ропща, не потерять плодов достигнутого и не оказаться вынужденным начинать снова.

Забвение прошлого

§74. Напрасно считают забвение препятствием для того, чтобы пользоваться опытом предшествующих существований. Если Бог судил лучшим набросить завесу на прошлое, то, значит, это было полезно. Действительно, знание нашего прошлого имело бы значительное неудобство; оно могло бы, в некоторых случаях, стеснять нас необычайно или же поощрять нашу гордыню и тем самым препятствовать нашей свободной воле; во всяком случае, оно внесло бы неизбежную помеху в социальные отношения.
Дух часто снова рождается в той же среде, в которой он уже жил, и находится в сношениях с теми же личностями для того, чтобы исправить зло, которое он им причинил. Если бы он узнал в них тех, которых он ненавидел, то его ненависть могла бы воскреснуть; во всяком случае, он оказывался бы смущён перед теми, которых он обижал.
Бог дал нам для нашего улучшения именно то, что нам нужно и что может нас удовлетворить: голос совести и наши инстинктивные стремления; и Он лишил нас того, что может нам вредить.
Человек, рождаясь, приносит с собой всё приобретённое; он рождается таким, каким он себя сделал; каждое существование служит ему новой точкой отправления; его мало касается, кем он был; если он наказан, значит, он дурно поступал; его действительные дурные наклонности служат указанием на то, что ему следует исправить в себе, и на этом он должен сосредоточить своё внимание, так как от исправленного более не остаётся следа. Добрые намерения, которые он сам принял, становятся голосом совести, определяющим, что хорошо и что плохо и дающим ему силу сопротивляться дурным стремлениям.
Впрочем, это забвение продолжается только во время телесной жизни. При вступлении в духовную жизнь к духу возвращается воспоминание прошлого; забвение, стало быть, является только временным перерывом, подобно тому перерыву, который происходит во время сна в земной жизни и который не мешает на другой день вспоминать происходившее накануне и в предшествовавшие дни.
Дух может вспомнить своё прошлое не только после смерти; можно сказать, что он его никогда не потеряет, так как опыт доказывает, что в воплощённом состоянии, пользуясь во время телесного сна известной свободой, он сознаёт свои прежние поступки; он знает, почему он страдает и что страдает по заслугам и справедливо; воспоминание изглаживается только в бодрственном состоянии. Но, не имея точных воспоминаний, которые могли бы быть для него тягостны и мешать в его социальных сношениях, он черпает новые силы в эти минуты свободы души.

Мотивы покорности судьбе

§75. Слова Христа "Блаженны страждущие, ибо они будут утешены" означают одновременно награду, ожидающую страждущих, и покорность судьбе, благословляющую страдания, как предвестие исцеления.
Слова эти могут быть объяснены так: страдая, вы должны считать себя счастливыми, так как ваши страдания тут, на земле, - долги за ваши прежние ошибки, и эти страдания, терпеливо переносимые на земле, заменяют вам века мучений в будущей жизни. Вы, значит, должны быть счастливы, что Бог сокращает ваши долги, позволяя вам искупать их в настоящем, что и гарантирует спокойствие в будущем.
Человек страдающий подобен должнику, который должен большую сумму и которому кредитор говорит: "Если вы заплатите мне сегодня сотую часть долга, я вам прощу всё остальное и вы будете свободны; если же вы этого не сделаете, я буду преследовать вас, пока вы не заплатите мне до последней копейки." Разве должник не будет счастлив и не постарается перенести всяческие лишения, чтобы освободиться и заплатить только сотую долю долга? Вместо того, чтобы нарекать на кредитора, не скажет ли он ему спасибо?
Таков смысл выражения: "Блаженны страждущие, ибо они будут утешены"; они счастливы, потому что они расплачиваются, а после расплаты они будут свободны. Но если, расплачиваясь с одной стороны, делают долги с другой, то никогда не достигнут освобождения. Каждая новая ошибка увеличивает долг, так как каждая ошибка, какова бы она ни была, влечёт за собой неизбежное наказание, если не сегодня, то завтра, если не в этой жизни, то в будущей. Главное из этих заблуждений заключается в неподчинении воле Божьей; итак, если страдая ропщут и не принимают этих страданий с покорностью как нечто заслуженное, если обвиняют Бога в несправедливости, то делают новый долг, ведущий к потере преимуществ, которые можно было извлечь из страданий; вот почему надо будет непременно начинать снова; так же точно бывает с должником, который, выплачивая проценты, каждый раз занимает снова.
При своём вступлении в мир духов, люди подобны рабочим, являющимся в день уплаты. Одним хозяин скажет: "Вот вознаграждение за ваши рабочие дни", а другим, счастливцам земли, жившим в лености, полагавшим своё счастье в удовлетворении самолюбия и в мирских удовольствиях: "Вам ничего не причитается, так как вы получили вашу часть на земле; идите и начинайте снова свою работу."
§76. Человек может смягчить или увеличить горечь своих испытаний, смотря по тому, каков его взгляд на земную жизнь. Он страдает тем сильнее, чем продолжительнее ему кажутся страдания; тогда как тот, кто становится на точку зрения жизни духовной, обнимает одним взглядом всю телесную жизнь; она ему представляется точкой в бесконечности; он понимает её быстротечность и говорит себе, что эта трудная минута очень скоро пройдёт; уверенность в более счастливом будущем поддерживает его и ободряет; вместо того, чтобы роптать, он благодарит Небо за страдания, подвигающие его вперёд. Наоборот, для того, кто видит только телесную жизнь, она представляется ему бесконечной, и страдания давят его всей своей тяжестью. Результатом первого взгляда на жизнь является уменьшение значения, придаваемого вещам мира сего, сокращение желаний, умение довольствоваться своим положением, не завидуя другим, ослабление нравственного впечатления от превратностей и разочарований, которые приходится переносить; человек черпает в этом хладнокровие и покорность столь же полезные телу, как и душе, тогда как завидуя, ревнуя и обижаясь, он добровольно заставляет себя страдать и, таким образом, увеличивает несчастья и волнения своего существования.

Самоубийство и сумасшествие

§77. Спокойствие и покорность, почерпаемые в этом взгляде на земную жизнь и в вере в будущее, дают уму ясность, всего лучше предохраняющую его от сумасшествия и самоубийства. Действительно, известно, что большинство случаев сумасшествия произошло от потрясений, произведённых превратностями, которых человек не в силах был перенести; если же, следуя взглядам Спиритизма на всё земное, он относится равнодушно и даже с радостью к превратностям и неудачам, которые при других условиях привели бы его в отчаяние, то, стало быть, очевидно, что эта сила, ставящая его выше обстоятельств, предохраняет его разум от потрясений, которые без этого привели бы его ум в расстройство.
§78. То же самое можно сказать относительно самоубийств; если исключить бессознательные самоубийства, происходящие в опьянении и при сумасшествии, то несомненно, что, каков бы ни был мотив, он всегда имеет в основе неудовольствие; тот, кто уверен, что его несчастье продолжится только один день и что дальше будет лучше, вооружается терпением; отчаиваются только тогда, когда не видят конца своим страданиям. Что такое человеческая жизнь в сравнении с вечностью, разве не гораздо менее одного дня? Если не верящий в вечность и считающий, что всё в нём кончается с жизнью, удручён горем и несчастьем, то он видит конец всему только в смерти; ни на что не надеясь, он считает вполне естественным, даже логичным, прекратить свои несчастья самоубийством.
§79. Неверие, простое сомнение в будущем, словом, матерьялистические идеи, всего более способствуют самоубийствам; оне создают моральную трусость. И если мы видим людей науки, которые, опираясь на авторитет своих знаний, проповедуют своим слушателям или читателям, что им нечего ждать после смерти, то не значит ли это, что они их доводят до того, что в случае несчастий те не находят ничего лучшего, как лишить себя жизни? Что могли бы они им сказать, чтобы отклонить их от этого? Какую награду могут они им предложить? Какую надежду могут они дать? Ничего, кроме уничтожения. Из этого можно заключить, что если уничтожение - единственное героическое средство и единственная перспектива, то лучше отдаться ему сейчас, чем позже, и таким образом сократить страдания.
Значит, распространение матерьялистических идей есть яд, прививающий весьма многим мысль о самоубийстве, а распространители этих идей берут на себя страшную ответственность. При Спиритизме сомнение недопустимо, а потому взгляд на жизнь меняется; верующий знает, что жизнь за гробом продолжится до бесконечности, хотя и при других условиях; отсюда терпение и покорность, которые естественно отвращают мысль от самоубийства; одним словом, получается моральное мужество.
§80.Спиритизм в этом отношении даёт ещё другой результат не менее положительный и даже, может быть, более определённый. Он показывает самих самоубийц, являющихся засвидетельствовать о своём несчастном положении и доказать нам, что никто не может безнаказанно нарушать закон Бога, запрещающего человеку сокращать свою жизнь. Между самоубийцами встречаются такие, страдания которых, хотя временные, а не вечные, тем не менее так ужасны, что могут заставить призадуматься каждого, желающего удалиться отсюда раньше Божьего повеления. Спирит же в противовес мысли о самоубийстве имеет несколько мотивов: уверенность в будущей жизни, в которой, как знает, он будет тем более счастлив, чем более он несчастлив и покорен на земле; уверенность, что сокращая свою жизнь, он достигает результата как раз обратного тому, на который надеялся; что избавляясь от зла, он приобретает худшее, и это новое зло оказывается продолжительнее и ужаснее; что он ошибается, думая, что, убив себя, пойдёт скорее на небо; что самоубийство служит препятствием к соединению его в другом мире с теми, к кому он был привязан и кого надеялся там встретить; отсюда следует, что самоубийство, не давая ему ничего, кроме разочарования, служит против его же интересов. Поэтому число самоубийств, не совершившихся благодаря влиянию Спиритизма, очень значительно, и из этого можно заключить, что, когда все станут спиритами, самоубийств сознательных больше не будет. Сравнивая, таким образом, результаты матерьялистического и спиритического учений, имея при этом в виду только самоубийства, мы находим, что логика первого доводит до них, тогда как логика второго отвращает, что и доказано опытом.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Наши рекомендации