Образцовый устав и его благодатные плоды
О ПЕНИИ И ЧТЕНИИ
Пение употребляется единственно столповое (знаменное) и на Подобны всех гласов. Чтение читается ясною речью и неторопливо, выжидая каждого окончания возгласа или пения, а равно и певцы по окончании каждого стиха начинают пение.
О ЧЕРЕДАХ ЦЕРКОВНЫХ,
ИСПОЛНЯЕМЫХ СВЯЩЕННСЛУЖИТЕЛЯМИ И ЧТЕЦАМИ
1. Чередной иеромонах и иеродиакон, начиная седмичное служение с вечера субботы, оканчивают оное утренними славословиями, поздними Литургиями и вечеренями с правилами, и на следующий неделе занимаются одними молебнами для богомольцев (в сию седмицу обязанность сего иеромонаха благословлять вечернюю трапезу); на третьей служит ранние Литургии; на четвертой в воскресенья и случившиеся праздники должны быть в соборном служении.
2. Кононархи сказывают стихиры понедельно (коих двое); в то время кононарх распределяет между всеми вообще чтецами чтение в череде их; кроме ранней и где нет череды.
3. Каждый дневной чтец по очереди в продолжении всех суток во все службы читает, начиная с вечерни и оканчивает на другой день девятым часом.
4. Акафист на повечерии читает навсегда чередной иеромонах, а иногда настоятель.
5. На утренях шестопсалмие читают священно-служащие, а иногда монахи.
6. Псалтырь на утренях и вечернях читается в продолжение всей седмицы одним чтецом, а в Четыредесятницу по окончании одного Псалтыря переменяется другим чтецом.
7. По первом седальне толкование на Евангелие или поучение читаются священно-служащими в великие праздники, чтутся в епитрахили.
8. Каноны на утрени читаются поденно.
9. Прологи на утрени по 6 песни читаются клиросными поденно, а в великие праздники иеродиаконами в стихарях.
10. Апостолы в поздние Литургии читаются клиросными поденно.
11. Вместо пения причастного стиха за позднею Литургиею читаются поучение священно-служащими, а в праздники иеромонахом на амвоне.
12. После поздней Литургии бываемые молебны отправляются от правого и левого клироса клиросными понедельно, а на прочие молебны наряжаются особенно более из ранних клирошан.
13. Во время обеденной и вечерней трапезы так называемый «жертвенник» читают поденно (но не в череде церковных чтений).
14. Чреды чтецов не смешиваются одна с другою; например, чтец, держащий дневную череду не читает ни Октоиха на Повечерии, ни Псалтыря, ни канонов и Пролога; и чередной Псалтыря кроме оного ничего не читает; чередной утренних канонов также кроме оных ничего не читает; и так одна с другою череда чтения не смешиваются, кононарх в свою череду кононаршества от всех чтений освобождается.
15. Чтением Синодика и помянников во время Проскомидии, как за ранней, так и за поздней Литургией, заниматься должны все, исключая только не могущих читать.
16. Сюда должно отнести будильников, которые по возбуждении братии к утреннему славословию, наблюдают, все ли пришли в церковь, если кого не видят, идут и возбуждают вторично; а кто откажется быть на славословии или за болезнью или по каким другим причинам, именно объяснив оные, будильник по окончании Полунощницы доносит о непришедших в церковь настоятелю, объясняя их причины, а кто не был по лености, тот наказуется в трапезе поклонами.
17. По пропетии «Бог Господь», повар из лампады местного Спасителева образа берет в фонарь огонь и, взяв у настоятеля благословение, идет в поварню и сим огнем затопляет печь для варения пищи.
18. По окончании утреннего славословия, во время чтения Первого часа, братия берут у настоятеля благословение, а в праздничные дни, когда бывает целование Евангелия, иконы и помазание елеем, тогда в Первый час благословения не бывает, и по отпусте онаго братия расходится каждый во свою келью.
ЧИН КЕЛЕЙНЫЙ
Расположение келий
При входе с крыльца в сенях, по обе стороны дверей, в прихожих – по две двери в келлии, итак две келлии с одною прихожею и печкою, а в каждой келлии по лежанке.
Келейный обряд и занятие
Из тех двух келий, живущих находятся: один старший, а другой младший. Старшего келлия отличается небольшою особою прихожею, а когда надлежит им время выходить из келлии, как то: в церковь, в трапезу, на послушание, или на какое-либо другое дело, полагаются три поклона с молитвой Достойно есть: и, сотворив Иисусову молитву, берет благословение с объяснением, именно на какое идет дело; даже за водою сходить, дров принести и в печку положить, затопить или закрыть; все делается с молитвой и благословением.
Встречаясь с кем-либо на Монастыре, кланяясь говорит: благослови отче или брат, а новоначальных приветствуют словом: «спасися!» После вечернего церковного правила испрося друг у друга прощения успокаиваются в молчании до утреннего часа; некоторые мощнейшие, кроме канонов, занимаются поклонами, назначенными от духовного Отца, и умною молитвою.
Утром те монашествующие, которым поручены должности и послушания, сопряженные с заботами, взимая благословение от настоятеля, выходят из утреннего пения во время канона, кратко отдохнув в келлии, встают и совершают положенное правило, которое состоит в чтении нескольких глав Евангелия, Апостола, трех кафизм с молитвами помянника, поклонов и умных молитв, положенных на общем вечернем правиле, или данное от духовного Отца каждому по силе; по окончании правила идут к ранней литургии, а после оной занимаются должностями.
Свободные от должностей исполняют вышеозначенное келейное правило во время ранней литургии, а потом идут к поздней.
О вещах келейных
В келлиях дозволяется иметь следующие вещи: Иконы, книги, стол, малый аналой, один или два стула, койку для отдохновения, шерстяной войлок с возглавием, простыню, ночник для освещения, поплевок, рукомойник, таз, два кувшина для воды и кваса. Если кто и еще имеет какие-либо вещи, то они имеются с благословения настоятеля.
Из одежд и обуви летние: мантийный подрясник, кожаный пояс, белый холщевый балахон, рабочую серого сукна фуфайку, холщевые чулки, туфли, рясу, мантию, четки, клобук, камилавку; а послушники – черный колпак. Зимние: суконный кафтан, овчинную шубу, шерстяные чулки и теплую камилавку или колпак (на послушание и в отъезде даются: тулуп, серый суконный халат, сапоги и рукавицы с варежками), утиральник, карманный платок.
Cвященнослужители имеют и еще сверх показанных одежд: суконный кафтан, мантийный подрясник, камилавку и, сапоги и зимнюю муфту. Одежда различается на три сорта: священнослужителей, монахов и послушников, и один от другого различествуют добротою.
ЧИН ДОЛЖНОСТНЫЙ
Должность настоятеля
Настоятель, как пример братии в слове и деле, на церковном молитвословии и трапезе обретается с братиею всегда, кроме болезненных случаев или отъезда из обители; он почасту навещает братские келии и живущих в них, всматривается в поведение каждого брата и рачительствует, дабы душеспасительные правила и предания отеческие, ко благоустройству общего жития уложенные, исполнялись ненарушимо, определяет каждому должности или послушание по его силе и способности. Во всех делах настоятель советуется соборне со старшею братией и по их совету производит дела. По окончании каждого месяца настоятель со старшею братией считает свечную и кружечную сумму и записывает в приходную книгу, оставляя у себя несколько денег для расхода, прочие хранит в ризнице за ключами и печатью.
Должность казначея
Казначей во внутреннем и внешнем управлении монастырем помогает настоятелю. Под его заведыванием: гостиный и конный дворы, отдача в наймы сенокосных лугов и пустошей; по поручению настоятеля может вникать в поведение некоторых из братий; к исправлению частных послушаний определяет способных людей, покупает строевой материал и прочее; рассчитывает работников и поденщиков; ежемесячно берет от настоятеля на расход сумму, а по окончании месяца отдает ему отчет; он же в случае занимает должность благочинного и смотрителя гостиницы, во всем относясь настоятелю и подчиняясь его воле.
Должность духовника
Духовник исповедывает в уставленные посты всю братию, а священнослужителей перед каждого их чередою. Он имеет право налагать на духовных детей особое келейное правило и епитимии; знать должен каждого не токмо дела, но и мысли, для откровения коих, назидания душевного, во время скорби или искушения принимает к себе приходящих во всякое время или посещает сам их келии, возбуждая к терпению и мужеству. Нерадивым, ослушным, ведущим соблазнительную жизнь и безнадежным к исправлению, по многократном увещевании, может предложить меры к исходу из обители.
Должность благочинного
Благочинный надсматривает братию во время богослужения, чтобы благоговейно стояли каждый на своем месте, не производили разговоров, шепота и смеха и никакого бесчиния, чтобы безвременно и до отпуста не выходили из церкви без благословенной вины и благословения настоятельского, и не обращались лицом по сторонам и назад; наблюдает, когда к целованию Евангелия или иконы подходят, чтобы подходили по два в ряд по старшинству; подобно на святой Пасхе в шествиях с Артосом и крестных ходах; также в трапезе садились по старшинству и в приличном одеянии; смотрит, когда братия идут для принятия антидора и от настоятеля благословения, чтобы подходили не торопясь и с одной правой стороны, вникает в обращения братии между собою и мирскими; благочинный обходит братские келии, чтобы не было непозволительных и безвременных собраний и бесед; келейная и церковная чистота, неизлишество вещей зависят от его надзора; в противном случае доносит ведению настоятеля.
Должность ризничего
Ризничий рачительно всю находящуюся в его ведении церковную утварь и вещи наблюдает и хранит в чистоте и убранстве; переменяет каждодневно в соответственность дня или праздника священнослужительские одежды. В великие праздники и торжественные дни настоятель назначает по его предложению и совету священнослужителей к служению, пономарей и их послушание.
Должность уставника
Обязанность уставника есть та, чтобы знал весь круг церковный, устав и чиноположение твердо, и пение происходило согласно с чиноположением, и чтобы по своему произволу не делать никаких прибавлений и упущений; над кононархами должен наблюдать, чтобы они рачительно исполняли свою должность, а тех есть обязанность во всем относиться к уставнику, а притом обязан надзирать над клиросными, чтобы стояли чинно и благоговейно.
Должность библиотекаря
Библиотекарь наблюдать должен чистоту и сухость над хранящимися в его смотрении книгами, а как скоро заметит в переплете или в листах делается малая ветхость, то непременно должен отдавать в починку не допуская до больших ветхостей; для чтения братии выдавать по одной книге с распискою, а по возвращении оной, если пожелает, выдавать другую и чтобы долго при себе не держали, дабы тем не лишать пользы другого; а притом должен наблюдать, чтобы выдаваемые для чтения книги не были залиты маслом, запачканы воском и не делали никаких заметок, как то: загибать листы, назначать чернилами и карандашом, а в противном случае обязан взыскивать с виновного новую книгу; вновь же поступающиеся книги должен записывать в шнуровую книгу с означением имени, от кого поступила.
Должность просвирника
(в оригинале – «просфиряка», прим. иг.Никон)
Просвирник и его помощник обязаны наблюдать, чтобы просфоры были не сыры, не переквашены и не пересолены, для священнослужения отпускаемы были не черствые, не более трех дней испеченные.
Должность эконома
Эконом наблюдает за всею неисключительно монастырской провизией, заботится о насаждении и уборке овощей, закупает нужные для монастыря вещи и посуду, готовит годовую порцию соленой рыбы. К сей должности определяются еще два или три помощника.
Должность келаря
Келарю поручается смотрение над послушаниями: трапезным, поваренным, яблочным и квасоваренным; по его отношению к настоятелю определяются и сменяются проходящие означенные послушания; какой сорт пищи готовить для братии, испрашивает у настоятеля ежедневно благословения. Рыбу, масло, муку, соль, крупу и проч. получает он от эконома; нужная к тем послушаниям посуда хранится под его смотрением.
Должность трапезного
Трапезный и его помощник наблюдают чистоту посуды, белья, ножей, вилок и прочих столовых вещей. Перед ударением в колокол к трапезованию возбраняется вход приходящим; странных и богомольцев, кои могут быть приглашены к трапезе, сажают особо от братии.
Должность нарядчика
Нарядчик руководствуется во всех делах казначеем. Он должен пещись, чтобы при исправлении послушаний были братия, кои другими делами не заняты; при тяжких работах побуждает присутствием своим рабочих людей к рачительному трудолюбию; к общим послушаниям созывает братию посредством Сретенского колокола (небольшой колокол на стене Сретенского храма – прим. иг.Никон); заботится о исправности всех потребных к работам инструментов. На послушания частные созывает братию, приходя к каждому в келию; у дверей коей сотворив молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас» и получив в ответ: «Аминь», продолжает: «Потрудись, отче, или брат, на такое-то дело (имярек)» и отходит к другому; по окончании дневных работ объясняется о всем казначею, а казначей настоятелю.
Должность рухольного
(в оригинале – «рухляного», прим. иг.Никон)
В рухлядной палате имеются все принадлежащие к сей должности вещи, как то: одежда, обувь, белье, холст, камилавки, клобуки, четки, спальные войлоки, сальные свечи, мыло и все мелочные вещи до самой серной спицы; в ведении у рухольного находятся портные, сапожники, и распределяет каждому по рассмотрению шитье; а мастеровые без ведома рухольного не должны брать и ни у кого никакого шитья и самой малой починки. Рухольный обязан знать, какие именно у каждого брата в кельях и при нем имеются вещи, а потому и должен выдавать новую, получив от кого старую; новоначальному выдается одежда поношенная, снятая со старшего, а тому шьется новая с благословения настоятеля, а новоначального мирское платье хранится в рухольной; после умерших и выходящих из монастыря все собирается в рухлядную; рухольный обязан наблюдать, чтобы в палате было чисто и сухо; одежда, сукна и тому подобное в летнее время было просушиваемо.
Должность свечепродавца
Свечепродавец с рассмотрением выдает пономарям и кононархам для церковного расхода свечи, расставляет перед иконами, зажигает и погашает по церковному уставу, за проданные свечи и собранную с блюд сумму ежемесячно отдает отчет настоятелю с братией.
Должность синодичного
Синодичный принимает деньги или холст от вписываемых на вечное, годичное и сорокоустное поминовение о упокоении и о здравии, которое бывает на проскомидии в алтаре у жертвенника, на особой ектеньи, за Литургиями, на особых панихидах при чтении псалтири денно и нощно; имена вписанных означаются фимилиею и местом жительства. В течение месяца собранную сумму, за вписываемых синодичный вручает настоятелю и старшей братии.
Должность прачечного
У прачечного три помощника, он раздает братии белье через две недели и по перемене белого отбирает от каждого черное, которое кладут по сортам в деревянные чаны (кади), поливают на сутки теплым щелоком с мылом, после стирают в щелоке с мылом, потом кладут в котел и варят несколько часов в щелоке с мылом, наконец, выполаскивают в реке и развешивают на башенном сушиле.
О вратниках
Вратников или сторожей монастыря бывает всегда двое, они чередуются между собою по определенным часам, днем стоя у ворот не допускают безвременно и без нужды входить в монастырь посторонним людям; о богомольцах приходящих не во время церковного служения и требующих отслужить молебен, уведомляют чередного иеромонаха и пономаря; указывают если нужно келию настоятеля, а желающим вписывать родителей в синодик, келию синодичного. По вечернем правиле затворяют монастырские ворота, и во всю ночь каждый час бьют они в чугунную доску, висящую при соборной церкви; в воскресные дни и прочие праздники в половине 12 часа по полудни, а в будни в половине 1-го по полунощи, возбуждают обоих будильщиков; потом отворив ворота идут на гостиницу и конный двор, и там живущих возбуждают к утреннему пению.
О будильщиках
Будильщиков также двое; в показанные выше сего часы вратник, приходя к обоим будильщикам, возвещает им наступившее время утреннего пения, а они, взяв у него огонь в фонари, идут с оными вокруг каждой своей половины монастыря. Тот, которого в отделении живет настоятель или отравляющий череду служения иеромонах, или пономарь, приходит прежде к ним, не возбуждая еще прежде братии: у дверей настоятеля произносит обыкновенную молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» Настоятель внутрь келии отвечает: «Аминь!» Тогда будильщик испрашивает благословение благовестить к утреннему пению, и, получив оное, идет к звонарю и т.д.; у дверей каждого сотворяя означенную молитву, по «амине», говорит: «Приспе пению время, и молитве час, изволь отче, или брате, к богослужению вставать!» Пробужденный отвечает: «Спаси Господи!» Таким образом возбуждают всю братию.
О садовниках
В монастыре имеются два садовника. Они осенью и весною употребляют старание в возделывании земли для изобильнейшего плодородия яблоков, смородины, крыжовнику, малины и проч. В случае многоделия на пр. пересадки дерев и обрания плодов, даются им помощники.
О гостинниках
Гостинником или странноприемником определяется монах, и при нем два или три помощника. Они обязаны наблюдать опрятность и чистоту всего двора; а в зимнее время теплоту в покоях; и все вещи хранит в целости. Приходящие богомольцы и странники приемлются с усердием, ласкою и вежливостью, и во всяком послужении они должны быть в готовности. По знатности посетителей отводят лучшие покои, о прибытии отличных особ немедленно извещают смотрителя гостиницы.
О конюшенных
Конюшенный монах и его помощник имеют смотрение за лошадьми, конною сбруею, экипажами по рассмотрению, кому какая удобны к выезду отпускают лошадь. Приезжим богомольцам продают овес и сено.
О лесниках и сеннике
Лесник и его помощник смотрят и оберегают монастырский лес от порубки посторонними людьми, в случае сего доносят настоятелю или казначею; отводят места для рубки дров, убирают валежник и очищают хворост с помощию рабочих людей. Сенник имеет смотрение над сенокосными лугами и пустошами и распоряжает при уборке сенокоса.
В кратковременном послушании применяются исправляющие оное через месяц, а иногда через два. В бессрочные иногда бывают по нескольку лет, и меняются разве для посылки куда, или по другим нечаянным случаям и нуждам, да и то большею частию на время. В непременных же послушаниях, так как они – такого рода, что исправлять их не наученным тем ремеслам и художествам, или за неимением долговременной к тому привычки не возможно, то и бывают в оных несменно; а если же кто из таковых посвящен будет в священнослужение, тогда уже имеет право сие послушание оставить. Общия послушания от которых кроме повара с его помощниками, или таковых, кои имеют занятие, не терпящее времени, никто не извиняется, есть сии:
1) в зимнее время ношение дров в трапезную церковь, на которую повещается в трапезе и каждый обязан принести оных три береши.
2) рубка дров с корня кряжами в лесу, из которого привозятся и перерубаются наемными в поленья
3) складка их в поленицу
4) сенокос, то есть уборка сена
5) на огороде сажание всяких овощей, поливка и уборка оных
6) рубка капусты
7) в поварне чищение для трапезы свежей рыбы, картофелю, луку, свеклы, моркови и т.п….
На общие послушания извещается братия посредством колокола (ясаха) в назначенный час нарядчик ударяет несколько раз в колокол, а по сему звону и идут на послушание.
Есть и еще ряд послушаний, в которые временно наряжают по нескольку человек, более таких, которые к тому способны.
1. Кашение травы
2. Молотьба и уборка хлебы (кроме пахания земли, что делается наемными работниками)
3. Возка навозу на пашни и огород
4. Ссыпка ржи в закромы и подсевание оной
5. Перевоз ржи зерном на монастырскую мельницу и обратное доставление оной мукою
6. Вязание неводов, сетей, нередов, обделание новых лодок и починка старых, сим занимаются в помощию иногда другим проходящие рыбацкие послушания
7. Весною и осенью рыбные ловли
8. Набивание погребов льдом и снегом
9. Варение квасов несколько раз в год, а особенно приготовление онаго марте-месяце
10. Толчение конопляного семени в четыредесятницу
11. По скошении травы пасьба лошадей
12. Поездка за 15 верст в село Доршево за молоком, сметаною и творогом для трапезы
13. Перевоз богомольцев на лодках во время разлития воды
14. Мытье полов в трапезе и поварне по праздникам Св.Пасхи и Рождества Христова
15. Качание воды на машине воды
О послушаниях вообще
Все подвизающиеся в обители иметь должны беспрекословное послушание к настоятелю и братии Бога ради и трудиться каждый по силе своей и доброй совести, никому не позволяется избирать по своей воле трудов или должностей. Если послушание сверх силы и вредится от него душевное спокойствие, то со смирением объявляет духовнику, а сей настоятелю, и по рассуждению обоих увольняется таковой от оного и определяется к другому. На послушание сходятся таким образом: пришед к начатию трудов, говорит Иисусову молитву, находящийся там старший или нарядчик отвечает: «аминь»; тогда пришедший испрашивает благословение, а старший в ответ: «Бог благословит». По окончании трудов, тем же порядком с молитвою и благословением расходятся. При продолжении послушания имеют молчание, занимаясь умственною молитвою или чтением про себя затверженных в памяти псалмов; в случае празднословия, смеха и роптания отсылаются невнимательный с послушания и доносится о нем настоятелю.
Приходящие из мира в монашество приемлются всякого рода и сословия с законными аттестатами или паспортами от своих мест, и живут несколько времени для усмотрения поведения на гостинице; когда же усмотрит его настоятель непременное желание и способность быть в обществе монашествующих, тогда переводится внутрь монастыря занимать келью, близ старейшего монаха с наставлением от настоятеля покоряться тому во всем, и облачается в черную послушницкую одежду, а мирская одежда его берется в рухлядную. Принесший с собою из мира деньги отдает настоятелю, который и хранит их в особом для сего месте, а в случае необходимых нужд выдает ему сколько потребно (некоторые отдают в обитель без востребования). По времени и усмотрению настоятеля непременного в нем желания к духовным подвигам, представляется аттестат его или свидетельство к епархиальному начальству для определения в число послушников. По прошествии еще некоторого времени облачают в малый образ монашества, то есть в рясу и камилавку с пострижением власов и молитвами; наконец, испытан быв разными послушаниями, утвержден в терпении и признан достойнейшим высшей степени монашества, с воли настоятеля и согласия старшей братии, по его желанию представляется к епархиальному начальству для испрошения от Святейшего Синода о пострижении в мантию; по получении позволения постригают по церковному чиноположению с наложением нового имени. Из сих монашествующих, как довольно преобученных к духовной жизни, по способности в чтении и пении, представляются к преосвященнейшему для посвящения в иеродиакона, а иеродиаконы в иеромонахи; которых священнослужителей и монахов постигает старость или продолжительная болезнь, или истощение сил в трудах монастырских, от чего делаются уже неспособными нести должность или послушание: таковые поступают в звание больничных, и для сего устроены особые с церковью келии, им дается к успокоению прислуга из послушников, они от всех внешних занятий и попечений быв свободны, внимают своему спасению, моля в тишине обители о всем мире и о своем спасении Всевышнего. Посещающие обитель богомольцы принимаются в монастырской гостинице; благотворительные особы мужского пола приглашаются к братской трапезе; особам женского пола и не пожелающим быть за общим столом, пища приносится гостинниками, для разночинцев по причине многолюдства их, пища готовится в гостинице; вообще все угощаются безденежно, но каждый имеет право по своему усердию и возможности класть в устроенную для того кружку, сколько ему заблагорассудится. Бедные странные и нищие кормятся безденежно и сверх того, каждому из них подается по мере потребности милостыня.
ОБРАЗЦОВЫЙ УСТАВ И ЕГО БЛАГОДАТНЫЕ ПЛОДЫ
Игумен Никон (Головко),
редактор сайта
Я хотел бы познакомить нашего благочестивого читателя с уставом Свято-Николаевского Пешношского мужского монастыря, основанного в 1362 году учеником великого Сергия – преподобным Мефодием – в 60 верстах на север от Москвы недалеко от древнего города Дмитрова.
Эта древняя монашеская цитадель, окруженная мощными стенами, украшенная величественными соборами и населенная святыми иноками, всегда была особенно любезна русскому паломнику, и совсем не напрасно Митрополит Московский Платон (Левшин) назвал ее «Второй Лаврой Подмосковья».
Однако, что же влекло людей в обитель Святого Чудотворца Николая на Пешноше в девятнадцатом веке и в начале века двадцатого? Может быть, это был «золотой век» Пешноши и монастырь процветал те годы, как никогда? Но в то время были и другие примеры замечательного расцвета и благосостояния.
Что же так притягательно было в нем для простого русского сердца? Мощные стены и высокие башни? Древняя старина храмов? Нет. Была в Пешноше одна замечательная особенность, которая выделяла ее среди других обителей. Особенность, которая влекла на это святое место новых и новых молодых подвижников, которая соделала Пешношских старцев наставниками старцев Оптинских и которая спустя 80 лет после разорения обители привлекла на это пепелище и меня.
Это – чудный монастырский устав, духоносный устав Святой горы Афонской.
Милостью Божией мне в числе небольшой группы энтузиастов посчастливилось самым деятельным образом участвовать в открытии Пешношского монастыря и возобновлении монашеской жизни в этой обители в новейшее время, став ее настоятелем. Главной нашей целью было – возродить достояние Пешноши, ее драгоценный устав.
Устав Николо-Пешношского монастыря представлял собой замечательную попытку адаптации чиноположения обителей Святой горы Афонской к условиям наших географических широт и климатическим особенностям. С Афона он был принесен во Введенскую Островскую пустынь ее строителем старцем Клеопой, а оттуда – в 1781 году в Николо-Пешношский монастырь иеромонахом-строителем Игнатием.
Духовные плоды этого благодатного установления были огромны – достаточно лишь упомянуть о многочисленном и неуклонно растущем монашеском братстве, подвизавшемся на Пешноше, и о том, что Пешношские духовники и старцы воспитали старцев Оптинских, а первым из светлой плеяды наставников Оптиной пустыни стал пешношский инок огородник Авраамий.
Впрочем, оставим на время речь о духовных плодах подмосковной Лавры и познакомимся подробнее с внутренней жизнью этой обители – с монастырским уставом, который иноки святой Пешноши исполняли в течение нескольких веков!
В собрании манускриптов Российской Государственной Библиотеки, в Фонде Троице-Сергиевой Лавры, хранится небольшая книжка в твердом картонном переплете, которая дает нам представление об уставном чиноположении древней обители. Текст «Краткого изъяснения устава и чиноположения Пешношскаго монастыря», о котором идет речь, написан от руки, авторство не установлено, манускрипт размерами 21,5 на 17 см., относится к XIX веку. Не так давно фотокопия этого манускрипта была опубликована на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры, и при желании вы можете ознакомится с нею по этой ссылке.
Страница рукописиПредлагаю вниманию читателя этот документ, текст которого для более удобного восприятия я позволил себе несколько адаптировать к современной лексике:
КРАТКОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ УСТАВА И ЧИНОПОЛОЖЕНИЯ
ПЕШНОШСКАГО МОНАСТЫРЯ
Церковное богослужение в Николаевском Пешношском монастыре отправляется по чиноположению Св. Афонской горы, принесенному в Введенскую Островскую пустынь строителем ее Старцем Клеопою, а оттуда на Пешношь строителем Игнатием в 1781 году, которое и ныне содержится, но с некоторыми изменениями по необходимости обстоятельств нынешнего времени.
Всенощные бдения бывают в летнее время по полудни в 7 часов. Начинается благовест в большой колокол и продолжается не более пятнадцати минут, потом вдруг во все колокола тризвон, и по окончании оного начинается бдение, и продолжается от 4 с половиною и до 5 часов; а в некоторые праздники и до 6 часов (т.е. до часу ночи – здесь и далее прим. иг.Никон).
В зимнее время, когда бдение или воскресные утрени бывают с утра, благовест начинается в 12, а в некоторые праздники в 11 часов по полудни (прим.: т.е. в 23:00). Все утренние славословия продолжаются до 4 часов. На некоторых славословиях бывают два чтения: 1-е по первой кафизме из толкования Евангелия того дня, а на двунадесятые праздники и воскресные дни поучительные Евангелия с толкованием; 2-е по 6 песни из пролога того дня, жизнь Святого, и под сим приличные поучения, или повествования святых.
Ранняя Литургия (обедня) начинается в 6, а поздняя в 8 часов утра. Перед последнею за 15 минут, пономарь в висячий при Сретенской церкви колокол, или «ясах», ударяет редко три раза к проскомидии; почему чередные иеромонах и иеродиакон идут в церковь; и по окончании Литургии и случающихся молебнов ударяют в означенный колокол несколько раз к обеденной трапезе.
В 4 часа пополудни начинается вечерня, а за нею повечерие, на коем читаются следующие каноны: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице в Октоихе того гласа и Ангелу Хранителю; на субботу же Богородице вместо Октоиха читается во Псалтири («Отверзу уста моя..»), а вместо Ангелу Хранителю читается Архангелам и всем Святым, на воскресные и прочие Господские праздники на каноне по 6 песни читается Акафист Иисусу Сладчайшему, а в прочие дни на всегда Пресвятой Богородице, и кончаем «Достойною».
Потом ударяют в вышеозначенный колокол к вечерней трапезе; а в 7 часов (прим.: т.е. в 19:00) в тот же порядок ударяют в колокол к церковному правилу и начинают со Святый Боже, по окончании «И даждь нам, Владыко», читаются на сон грядущим молитвы и окончание повечерия.
Потом кладутся поклоны с молитвами, коих числом 230, исключая те, которые кладутся по входе в церковь и по выходе из оной, а в которые дни если есть положенные по уставу земные поклоны, то к вышеозначенным прилагаются еще 30 земных и 20 поясных; между коими читается тихо умная Иисусова молитва числом 150 разделенная на три стати. В четыредесятницу еще прилагаются 20 земных и 30 поясных поклонов; на новопреставленного во все 40 дней кладется по 10 поклонов, а когда должно быть или было бдение, то поклоны те оставляются.
По окончании поклонов настоятель, испросив у братии, а братия – у настоятеля прощение, и, взяв благословение, идут с молчанием в свои келии.
О ПЕНИИ И ЧТЕНИИ
Пение употребляется единственно столповое (знаменное) и на Подобны всех гласов. Чтение читается ясною речью и неторопливо, выжидая каждого окончания возгласа или пения, а равно и певцы по окончании каждого стиха начинают пение.
О ЧЕРЕДАХ ЦЕРКОВНЫХ,
ИСПОЛНЯЕМЫХ СВЯЩЕННСЛУЖИТЕЛЯМИ И ЧТЕЦАМИ
1. Чередной иеромонах и иеродиакон, начиная седмичное служение с вечера субботы, оканчивают оное утренними славословиями, поздними Литургиями и вечеренями с правилами, и на следующий неделе занимаются одними молебнами для богомольцев (в сию седмицу обязанность сего иеромонаха благословлять вечернюю трапезу); на третьей служит ранние Литургии; на четвертой в воскресенья и случившиеся праздники должны быть в соборном служении.
2. Кононархи сказывают стихиры понедельно (коих двое); в то время кононарх распределяет между всеми вообще чтецами чтение в череде их; кроме ранней и где нет череды.
3. Каждый дневной чтец по очереди в продолжении всех суток во все службы читает, начиная с вечерни и оканчивает на другой день девятым часом.
4. Акафист на повечерии читает навсегда чередной иеромонах, а иногда настоятель.
5. На утренях шестопсалмие читают священно-служащие, а иногда монахи.
6. Псалтырь на утренях и вечернях читается в продолжение всей седмицы одним чтецом, а в Четыредесятницу по окончании одного Псалтыря переменяется другим чтецом.
7. По первом седальне толкование на Евангелие или поучение читаются священно-служащими в великие праздники, чтутся в епитрахили.
8. Каноны на утрени читаются поденно.
9. Прологи на утрени по 6 песни читаются клиросными поденно, а в великие праздники иеродиаконами в стихарях.
10. Апостолы в поздние Литургии читаются клиросными поденно.
11. Вместо пения причастного стиха за позднею Литургиею читаются поучение священно-служащими, а в праздники иеромонахом на амвоне.
12. После поздней Литургии бываемые молебны отправляются от правого и левого клироса клиросными понедельно, а на прочие молебны наряжаются особенно более из ранних клирошан.
13. Во время обеденной и вечерней трапезы так называемый «жертвенник» читают поденно (но не в череде церковных чтений).
14. Чреды чтецов не смешиваются одна с другою; например, чтец, держащий дневную череду не читает ни Октоиха на Повечерии, ни Псалтыря, ни канонов и Пролога; и чередной Псалтыря кроме оного ничего не читает; чередной утренних канонов также кроме оных ничего не читает; и так одна с другою череда чтения не смешиваются, кононарх в свою череду кононаршества от всех чтений освобождается.
15. Чтением Синодика и помянников во время Проскомидии, как за ранней, так и за поздней Литургией, заниматься должны все, исключая только не могущих читать.
16. Сюда должно отнести будильников, которые по возбуждении братии к утреннему славословию, наблюдают, все ли пришли в церковь, если кого не видят, идут и возбуждают вторично; а кто откажется быть на славословии или за болезнью или по каким другим причинам, именно объяснив оные, будильник по окончании Полунощницы доносит о непришедших в церковь настоятелю, объясняя их причины, а кто не был по лености, тот наказуется в трапезе поклонами.
17. По пропетии «Бог Господь», повар из лампады местного Спасителева образа берет в фонарь огонь и, взяв у настоятеля благословение, идет в поварню и сим огнем затопляет печь для варения пищи.
18. По окончании утреннего славословия, во время чтения Первого часа, братия берут у настоятеля благословение, а в праздничные дни, когда бывает целование Евангелия, иконы и помазание елеем, тогда в Первый час благословения не бывает, и по отпусте онаго братия расходится каждый во свою келью.
ЧИН КЕЛЕЙНЫЙ
Расположение келий
При входе с крыльца в сенях, по обе стороны дверей, в прихожих – по две двери в келлии, итак две келлии с одною прихожею и печкою, а в каждой келлии по лежанке.
Келейный обряд и занятие
Из тех двух келий, живущих находятся: один старший, а другой младший. Старшего келлия отличается небольшою особою прихожею, а когда надлежит им время выходить из келлии, как то: в церковь, в трапезу, на послушание, или на какое-либо другое дело, полагаются три поклона с молитвой Достойно есть: и, сотворив Иисусову молитву, берет благословение с