Источники Нравственного Богословия.

Главные источники Нравственного богословия — одни и те же с источниками вероучения: в основе нравоучения и главным источником является Священное Писание, затем, — согласное учение св. отцов Церкви. Кроме этого, необходимо руководствоваться аскетическими творениями отцов подвижников, житиями святых и церковными песнопениями, в которых прославляются христианские добродетели.

Из отцов и учителей Вселенской Церкви, в творениях которых находим много нравоучительного элемента, следует указать св. Василия Великого, Иоанна Златоуста, блаж. Августина и др.; из отечественных — свят. Тихона Задонского, свят. Димитрия Ростовского и др.

Из подвижников древних укажем: творения преп. Антония Великого, Макария Великого, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и др.; из отечественных подвижников: преп. Нила Сорского, преп. Серафима Саровского, старца Паисия Величковского, оптинских старцев Леонида, Макария, Амвросия, Анатолия, творения еп. Феофана Затворника, еп. Игнатия Брянчанинова, прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и многих других.

Пособия и Учебники.

Наука Нравственного Богословия в нашем отечестве начала развиваться только в 19м веке. В начале христианское нравоучение излагалось в форме катехизиса. Известно “Православное Исповедание” Петра Могилы, митр. Киевского (17 век) и “Катехизис” митр. Платона и Филарета (19 век).

§ Много весьма ценного материала по православному нравоучению находится в творениях святителя Тихона Задонского (16 век), нашего отечественного православного богослова — родоначальника новой, живой богословской мысли в области русского православного нравоучения (см. монографию о нем свящ. Т. Попова (магистерская диссертация). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916).

§ Из трудов конца 19 и начала 20 века, систематически излагающих нравоучение, укажем следующие:

§ Прот. Н. Фаворов, Очерки Нравственного учения (1868 г. 3-е издание).

§ Чтение о христианской нравственности -1880.

§ Проф. С. Зарин, Аскетизм по православному Христианскому учению I т. СПб. 1907 (в 2-х частях).

§ Еп. Стефан, К вопросу о системе православного христианского нравоучения. 1910 г.;

§ его же Православное христианское нравственное учение Иннокентия, архиеп. Херсонского. 1907 г.;

§ Проф. прот. Стеллецкий, Опыт нравственного православного Богословия. Харьков, 1914;

§ Прот. Янышев, Православное христианское учение о нравственности. 1886 г.;

§ Чтение о христианской нравственности. 1906 г.;

§ проф. М.А. Олесницкий, Из системы христианского нравоучения. Киев, 1896;

§ его же Нравственное Богословие. Учебное пособие для духовных семинарий. 5-е изд. 1915 г.

§ Покровский А., Нравственное Богословие.

§ Архиеп.(патриарх) Сергий (Страгородский), Православное учение о спасении. (4-е изд. 1910 г.)

§ Прот. С. Остроумов, Жить — любви служить (очерк православного нравоучения). Изд. 2-е. СПб., 1911.

§ Еп. Петр, Указание пути ко спасению (опыт аскетики). 3-е изд. 1905 Г.

§ свящ. М. Менстров, Уроки по христианскому православному нравоучению. Изд. 2-е испр. СПб., 1914 г. Составлено применительно к программе, выработанной законоучительным съездом в 1909 г.

§ еп. Феофан Затворник (Говоров), Начертание христианского нравоучения (2-е изд. 1896 г.)

§ его же Путь ко спасению (краткий очерк аскетики), 8-е изд. 1899 г.

§ его же, Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?

§ его же, Толкования на послания ап. Павла, письма и др.

§ Из переводных работ еп. Феофана: “Добротолюбие” в 5-ти томах; “Невидимая брань” старца Никодима Святогорца и др.

§ Из сборников: труд еп. Феофана “О трезвении и молитве”; “Восстани, спяй.”

§ Из существующих систематических трудов по Нравственному богословию необходимо обратить внимание на труды подвижника Вышенской обители еп. Феофана Затворника. По словам профессора-протоиерея Н. Стеллецкого, еп. Феофан Говоров есть наш “колосс-моралист.”

При составлении данного пособия мы широко пользовались в первую очередь писаниями свв. отцов и учителей Церкви, а также трудами еп. Феофана, проф. Олесницкого, Стеллецкого и других отечественных богословов.

Задача и Метод Науки.

В основу изложения и раскрытия нравоучения следует положить идею спасения человека (сотериологию). Подобно тому, как цель жизни человека христианина есть спасение, так и целью, задачей нравоучения является раскрытие, изъяснение пути ко спасению, пути следования за Христом, изображение постепенного воплощения в себе христианином жизни Христовой (см. Архангельский Н.Н. — Задачи, содержанке и план системы православно-христианского нравоучения. Симбирск, 1894; еп. Стефан. К вопросу о системе православного христианского нравоучения. 1910. ст. 93; 266-312. В программе по Нравственному богословию 1906 г. рекомендуется, как весьма желательный метод изложения уроков — “постепенное восхождение человека к Богу и совершенству”; Сравн. журнал “Вера и Разум,” 1906. Июль. “К вопросу о программе по Нравственному богословию в духовных семинариях”; Журнал “Христианское чтение,” 1308, ноябрь. Статья П. Левашова:”Несколько слов о положении Нравственного Богословия в духовных семинариях”).

Чтобы быть не только теоретическим учением, но иметь жизненно-практический характер и легко усвояться. Нравственное Богословие должно соединять теорию и опыт; нравоучение с назиданием, используя богатейшую сокровищницу святоотеческих писаний, примеры жизни святых и подвижников благочестия, особенно примеры жизни и духовный опыт наших отечественных православных подвижников.

Таково направление, задача и, метод нашего православного христианского Богословия, как они нашли свое отражение и разработку в трудах наших выдающихся отечественных богословов — еп. Феофана Затворника, протопресвитера И.Я. Янышева, архиепископа (патриарха) Сергия и др.

Разделение Науки.

Нравственное Богословие разделяется на 2 части: Первая часть, теоретическая, излагает общее учение о существе нравственности и вообще начала нравственно-христианской жизни.

Вторая часть, нравственно-практическая, излагает основание деятельного благочестия на основе заповедей любви и самоотвержения.

В задачу первой части входит:

во-первых, рассмотреть условия и основания нравственной деятельности, а именно: о свободной самодеятельности человека в исполнении нравственного закона, о нравственном христианском законе и основных побуждениях к его исполнению;

во-вторых, изобразить различные виды нравственности и возрасты нравственной жизни. Первая часть служит теоретической подготовкой ко второй, весьма важной части.

В задачу второй части входит изобразить обращение человека к Богу и последующий подвиг духовно-нравственного совершенствования христианина (созидание им спасения), а также изобразить органически связанные с этим взаимные (частные) обязанности его в семье, обществе и государстве.

Вопросы для повторения к Введению.

1. Что есть христианство?

2. Почему необходимо систематическое изложение учения о христианской жизни?

3. Определение науки Нравственного Богословия. Что является предметом нашей науки?

4. Что такое христианская нравственность?

5. Высота и ценность доброй нравственности.

6. Значение и важность Нравственного Богословия.

7. Какая связь существует между верой (религией) и нравственностью?

8. Какое отношение существует между науками Догматического и Нравственного Богословия?

9. Отношение Нравственного Богословия к нравственной философии.

10. Источники Нравственного Богословия.

11. Задачи и метод науки.

12. Разделение курса (нашей науки).

Часть 1-ая.

Наши рекомендации