Храм – воспитатель духовной жизни
Два у вас торжества: одно – общее со всеми нами – воспоминание преславного преображения Господня; другое – ваше особенное – это освящение храма вашего. И не знать, на чем остановить внимание – на преображении ли Господа, преобразившего в Себе наше естество, или на храмоздательстве, воздвигшем сей дом Богу нашему! И то велико, как дело особенного к нам Божия благоволения, и последнее не малозначительно, как дело особенного человеческого благочестия и благотворения. И, верю, ваша мысль не хочет отстать ни от того, ни от другого, чтобы вполне насладиться созерцаемыми в них красотами духовными. А я скажу вам, что и нужды нет разъединять их, а, напротив, есть не только удобство, но и особенное побуждение созерцать их одно в другом или совместно созерцать в одном деле нашего спасения. То, для чего в преображении так изменено естество наше, указывает цель, а то, что содержится и действуется в храме, представляет средство к сей цели. Усвой силу храма и достигнешь славы преображения – спразднуешь таким образом два праздника – и Обновления храма, и Преображения Господня. Я поясню вам, как это и почему.
Господь и Спаситель наш, всегда пребывающий во свете неприступном, яко Бог, благоволил сокрыть славу Свою под кровом человеческого естества для того, чтобы, восстановив и освятив его в себе, сообщить потом сие восстановление и освящение всем, имеющим уверовать в Него. Спасительное сие действие совершилось в Нем незримо для ока чувственного и недосязаемо для ока умственного. Ему единому ведомо, как. Но как верующим было нужно и поучительно было – осязательно видеть, какого плода ожидать можно от последования Его учению, то Он благоволил очевидно и торжественно явить славу человечества Своего в преображении, говоря чрез него как бы так: вот что и с вами будет, если пребудете верны заповедям Моим! Преобразится естество каждого из вас сначала невидимо и для вас и для других, а потом для всех видимо и осязаемо. Смотрите, не колеблитесь недоумениями и безвестностью и не бойтесь ни трудов, ни препятствий. Мужайтесь, и да крепится сердце ваше!..
Такой смысл преображения Господня, может быть, и не был бы замечен, если бы потом св. апостолы не истолковали, что и на всех нас, верующих, лежит долг, ведая сие, – в тот же образ преображаться от славы в славу, якоже от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). Но, далее, – если бы св. апостолы, дав такое толкование о преображении, не указали способов, как достигнуть внушаемого ими, знание о том более смущало бы нас, нежели утешало. Но вот, по вознесении Господа, облеченные силою свыше, нашедшу на них Св. Духу, прошли они с проповедью всю вселенную и, от всех языков собрав Церковь, Ей вверили все спасительные силы, яже к животу и благочестию, и в ней учредили оживительные чины службы и правила жития и действования. Теперь ведомо, что всякий, вступающий в Церковь и с верою приемлющий все содержимое Ею, и все то сердечно исполняющий, приемлет в себя начало обновления и преображения своего падшего и омраченного естества, и далее, – пребывая верным всему Богоучрежденному порядку нашего восстановления, восходит от силы в силу, в меру возраста исполнения Христова, которое может открыться в нем и здесь, если благоволит Бог, но, несомненно, явится в последнее время, – его ли только, или и всех.
Сей Богоучрежденный чин, силою коего преображается естество наше, хранится в Церкви и действуется в храмах Божиих. Семя ему полагается в св. Крещении, где человек умирает для жизни плотской и оживает для жизни духовной. Семя сие, конечно, и оставалось бы семенем, если бы не встречало вокруг себя всего, потребного к питанию сокрытого в нем ростка и укреплению зачавшейся новой жизни. Но в Церкви Божией все предусмотрено и приготовлено.
Нужен свет для семени духовной жизни – он готов в проповеди слова Божия, которое слышится в храмах, – и само, как есть, и в виде поучений и песнопений. Нужна влага – она есть обильна в Божественных Таинствах – сих протоках благодати. Нужен благорастворенный воздух – он есть во всем благолепном чине молитвословий и священнодействий церковных. Во время роста, далее, нужно руководство, чтобы отсекать ненужное и давать должное направление и стволу, и отросткам – оно есть в Богодарованном пастырстве – и опытном старчестве, и учительстве. Нужен покров для защиты от вредных влияний и разрушительных движений внешних – он есть в непременном пребывании в Церкви Самого Господа – по обетованию Его, в охранительных силах небесных, посылаемых в служение хотящим спастися, и во всех Святых Божиих, паче же в Пречистой Владычице Богородице, скорой всегда нашей Помощнице, покровом Своим обнимающей весь христианский мир.
Кто верен бывает сему Богоучрежденному порядку восстановления нашего, тот, приемля в обилии живоносные стихии духовные, постоянно изменяется в духе на лучшее. Поврежденное и растленное в нем одно за другим отпадает, а здравое и жизненное растет и крепнет, в соответственной мере, – и это не в одном чем, а во всех частях нашего состава – духовно-чувственного. Сила ревности и напряжение труда скоро являют христианина во всем совершенным и на всякое дело благое уготованным – со светлым взором ума и очищенными о всем понятиями, с чистыми сердцами, исполненными всякой доброты, и возможным на земле бесстрастием и отрешением от всего, с этою полнотою внутренней жизни, которая произливается и на все окружающее, способное и готовое принимать притоки ее. Примеры сему всегда бывали и есть, как всем вам, конечно, ведомо по собственному опыту.
Так преобразуется падшее естество ваше в Святой Божией Церкви. Место, где преимущественно действуют Божественные силы, и поприще, где особенно раскрывается и зреет наша духовная жизнь, – есть храм Божий. Здесь слово Божие, здесь Таинства, здесь все священнодействия, здесь место, в которое вступая, человек начинает дышать как бы небесным воздухом. Храм есть совмещение всего живоносного, Богом определенного к преобразованию нашего естества. Когда устрояется храм – это то же, что – открывается обильный источник в бесплодной пустыне, или что – устрояется всецелебная врачебница в месте, зараженном всякого рода недугами, или что – заводить рассадник, куда собираются всякого рода ростки духовные, и где совмещено все благопотребное к возращению их. Почему дело сие, как дело столько благотворное, всегда сопровождается благодарностию, честию и славою. И точно – нельзя не быть благодарными к тем, кои озабочиваются созиданием храмов. Но можно всегда от лица их сказать – с уверенностью, что не будет сказано ничего противного их собственным чувствам, – можно всегда сказать, что лучшая для них награда и слава будет, когда те, для коих создаются храмы, будут пользоваться ими по тому назначению храмов, которое указано им свыше. Беру эту мысль и у создателя храма сего и, подкрепив ее моим пастырским словом, обращаю ее в урок – и тем, на коих лежит долг совершать здесь Божественные священнодействия, и тем, кои должны освящаться ими. Тут не нужно много слов. Первые знают, как исполнять чины церковных священнодействий, и последним, верно, небезызвестно, как себя держать при совершении их, чтобы обращать их в свое духовное созидание. Остается прибавить: так и делайте, как знаете, одни других подкрепляя усердием, благоговением и страхом Божиим, – для того, чтобы, усвояя себе восстановительные силы, действующие здесь, все вы один за другим отлагали ветхое безобразие и облекались в новое благообразие, преобразуясь по образу создавшего и спасшего нас Господа, и чтобы потом, в день общего воздаяния, всем явиться в обетованной верным славе – и храмоздателю и тем, для коих храм, – прибавлю – и освятителям его, и всем, принимающим участие в сем радостном и утешительном событии. Аминь.
6 августа, 1861 г. На освящение храма
в Савватме Елатомского уезда
5. Храм – училище, питомник,
врачебница, странноприимница
Вот и еще устроен и освящением совершен храм для вас, жители веси сей! Благодарение Господу, подвигшему на святое дело сие и способствовавшему дойти ему до окончания! Благодарение и восприявшим благое о том намерение и не пощадившим труда привести его в исполнение! Нельзя не радоваться сему и сторонним, тем паче – вам. Ибо из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку, храмоздание есть самое большое и многообъятное. Благодетельно устроение училищ, благодетельно учреждение больниц, благодетельно созидание приютов и других мест упокоения нуждающимся и страждущим. Но созидание храма благодетельнее всех их, потому что храм один совмещает в себе все, что имеет каждое из тех учреждений, и, следовательно, один заменяет их все.
Храм Божий есть училище – именно училище Божественной премудрости. Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении слова Божия, в песнях церковных и в поучениях; истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь; истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма – так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаемую здесь премудрость, единую истинную. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке – о том, как Бог единый по существу и троичный в лицах, всесовершенный в Себе, все совершает словом, все держит в деснице Своей и устрояет благо всякой твари; как мы были созданы для блаженства, но преступлением заповеди потеряли рай и праведно осуждены бедствовать на земле; как милосердый Бог сжалился над нами и послал на спасение наше Единородного Сына Своего, Который, пришедши на землю и после крестной смерти воскресши и вознесшись на небеса, открыл нам вход в вечные обители; ниспослав же Духа Всесвятаго – Утешителя, устроил Им чрез апостолов Церковь Святую, коей вверил все спасительные силы; так что вступающий в нее и пребывающий верным всем Ее законам, действительно, становится наследником Царствия Божия, освящаясь и усовершаясь в ней. Какое утешительное учение! И какое училище человеческое когда-либо доходило до таких истин, высоких, непреложных, чуждых всякой примеси лжи и суемудрия».
Храм Божий есть питомник и вместе врачебница, врачующая и восстановляющая наши духовные силы. По рождении во грехах возродившись чрез св. Крещение в храме к новой жизни, мы должны далее возрастать и укрепляться в новой сей жизни. Тот же храм принимает нас, как новонасаждение, и совершает сие ращение и воспитание наше в себе, при свете истин, здесь проповедуемых, под действием Божественных сил, здесь подаемых, и по указанию надежного руководства, здесь сообщаемого. Блаженны души, пребывающие верными сему Богоучрежденному порядку и терпеливо приемлющие рост в сем Богодарованном питомнике. Но вот пробуждается самолюбие, возникают страсти и увлекают человека. Там и здесь видятся падения – кого – в неверие, кого – в грех, кого – в пороки и недобрые привычки. Это больные духовно. Куда обратиться им? Господь провидел нужды их и в храме же совместил врачевательные средства, как совместил и средства воспитательные. Только возникни от диавольской сети, приди сюда, покорись тому, что здесь предлагается, и получишь исцеление. Пост, говение, исповедь и св. Причащение – вот курс здешнего врачевания! Проходившие его знают, сколько все сие целительно.
Храм есть странноприемница и даже самое небо. Мы – странники и пришельцы на земле. Отечество наше на небе. Взыскуя сего отечества, мы не должны родниться ни с чем земным, но, подобно странникам, спокойно проходить все приятные места, встречаемые на пути, одно имея в мысли – скорее увидеть родину свою. Кто не знает, как трудно поддерживать в себе подобное настроение! Поминутно теснятся в душу нашу ненебесные предметы, занимают внимание, увлекают сердце и заставляют забыть, что нам не вечно быть на земле. Ревнитель вступает в борьбу, не прекращая, притом, и шествия своего. Непрестанная борьба и шествие безостановочное истощают силы путника и утомляют. Куда обратиться и где найти отдых и подкрепление? Иди в храмы Божий. Для странников небесных по всей земле рассеяны сии пристанища духовные. Вступая в них, христианин и отдыхает, находя отишие в отрешении от всего, навеваемое устройством храма; и подкрепляется, напитываясь благодатными средствами, сообщаемыми здесь; и возгревает в себе ослабевшее сочувствие со своею родиною небесною, которой образы повсюду здесь представляются очам его. Ибо храм есть тень неба, если смотреть на состав его, на действия, совершающиеся в нем, и на изображения, наполняющие его. Можно сказать, что он есть самое небо на земле, в которое благоволит вселяться Господь, а с Ним и святые ангелы, наши присные хранители. Объятия Отца Небесного отверсты всякому, приходящему сюда и благоговейно пребывающему здесь; а ради сего всякий благонастроенный встречает здесь благотворное общение ангелов и святых. Побывать в храме то же, что в видении побывать на родине небесной. А это как оживительно! Как странник, встретив родственный привет, оживает в охлажденных всюду встречаемою чуждостию чувствах своих, так оживает христианин, восприяв веяние родственной небесной теплоты в храме Божием, и воодушевляется живейшим усердием к продолжению течения своего!
Не распространяюсь более в изображении благотворности для нас храмов. Больше или меньше все сие знаете вы, может быть, и по собственному опыту. Но вот что приложу еще! Трудившийся в созидании храма сего затем ли предпринял и совершил дело сие, чтобы только возбудить в вас праздное удивление и похвалу? Нет, он хотел, чтобы здесь славилось имя Божие, и самым делом созидалось спасение всех вас, как ему близких. Не упускайте же никогда случая воспользоваться благами, туне предлагаемыми вам в нем, как и во всяком другом храме. Храм есть училище, приходите же и учитесь, благоговейно внимая всему здесь поемому, читаемому и проповедуемому. Храм есть питомник и врачебница. Приходите же и питайтесь здесь хлебом небесным и врачуйтесь небесным врачевством. Храм есть странноприимница. Укрывайтесь же сюда и повергайтесь в объятия Отчи в молитвенных воздыханиях, под веянием и покровом братии наших небесных – ангелов и святых. Чем усерднее будете притекать сюда, тем обильнее будете приобщаться благ сих, тем светлее будете зреть истину Божию, чтобы отражать всякую ложь и заблуждение, тем крепче день ото дня будете становиться в благих расположениях сердца вашего и решительнее отвергать всякое искушение и внутреннее, и внешнее, тем теплее будете любить небесное отечество ваше, погашая всякое неправое пристрастие к земле и земному. Словом, тем будете чище, совершеннее и готовее к тому, чтобы вступить беспрепятственно в вечные обители на небе – нерукотворенный и неразрушающийся храм Небесного Отца нашего. Буди же сие так всем вам, братие. Аминь.
26 августа, 1861 г. На освящение храма в селе Рыбном,
Мершанского уезда, в имении Аркадия Алексеевича Колибова.