Как помочь учащемуся применять истину
Вот несколько советов, которые помогут учащемуся сделать практические выводы:
1. Мы должны вести наших учащихся к Слову в поиске ответов на жизненные проблемы. "Если истина, заповедь на заповедь и правило на правило, запечатлится в сердце, она произведет должное воздействие на людей" ("Советы по работе субботней школы", с. 68). Необходимо убеждать учащихся перелистывать страницы Библии и исследовать Слово. Надо строго проверять, понимают ли наши учащиеся библейскую истину. Задавайте вопросы и выясняйте, на каком уровне понимания находится учащийся. Избегайте философской дискуссии по маловажным вопросам.
2. Преподавайте "старую-престарую историю" в современном ключе. Используйте жизненные ситуации, понятные современному слушателю. Покажите, как Библия отвечает на вопросы, заданные людьми, и как она разрешает их личные проблемы. Сделайте изучение Евангелия насущным и злободневным. Именно так учил Иисус. Он говорил о женщине, потерявшей монету, о налогах, об овцах и жатве. Для разъяснения духовных истин Он использовал такие понятия, как рынок, семья, брак, дети. Если мы хотим, чтобы люди приняли истину всем сердцем, то должны доказать, что она имеет значение для повседневной жизни.
3. Иллюстрация и обобщение — ценные средства переноса библейских истин в практическую жизнь. Но вы не должны ждать слишком многого. Предположим, у вас есть пятилетний сын, до которого не доходит, что никак нельзя съезжать на самокате по крутому склону на оживленную улицу. Тогда вы рассказываете ему о другом маленьком мальчике, у которого тоже был самокат, и он очень любил гонять на нем по проезжей части улицы. Когда отцу надоело уговаривать сына, он на неделю отобрал у него самокат. Но и это не помогло, по истечении срока наказания мальчик взял самокат и с упоением стал кататься на оживленной дороге. Забывшись, он не заметил, как из-за угла выехал тяжелый грузовик. Результат печален — мальчик надолго попал в больницу. Хорошо, что все обошлось с Божьей помощью. Зато уж после выздоровления этот мальчик никогда больше не играл на проезжей части улицы.
Рассказ производит на вашего сына глубокое впечатление, и он больше не нарушает ваш запрет. Но вот вы приезжаете в гости к дедушке и бабушке, и ваш сын снова гоняет на самокате по улице. Вы спрашиваете, не забыл ли он рассказанную вами историю, а сын отвечает: "Да нет, папа, но ведь это же другая улица".
Практическое применение вашей истории опирается на принцип "переноса с помощью сходных элементов". Это был другой дом и другая улица. Не бывает двух абсолютно одинаковых ситуаций. Детям, да и многим взрослым трудно осуществить перенос. Основная идея вашего рассказа может быть той же самой, вы можете подобрать хорошую иллюстрацию, но ситуация вашего рассказа чем-то отличается от переживаний другого. Поэтому он не относит ваш рассказ к своей жизни. Итак, мы видим, что иллюстрация и обобщение не всегда достигают цели. Каждый человек должен соотнести истину со своей жизнью. Люди имеют разные слабости и нужды. Практические выводы — это личное дело каждого.
АКЦЕНТ НА ИЗМЕНЕНИИ
Если вы хотите, чтобы мысли и действия членов вашего класса изменились, вам следует сосредоточить все свои усилия и вызвать эту перемену. Акцент, который учитель собирается сделать по ходу изучения темы, повлияет на весь процесс его подготовки к уроку. Необходимо обязательно составлять план каждого занятия, а в каждом плане отводить место практическим выводам.
Всегда задавайте себе вопрос: "Какие изменения в результате данного урока я хотел бы увидеть в своих учащихся на этой неделе?" Возможно, им что-то надо изменить в своем образе жизни. Или вам не дает покоя мысль о нехристианских взглядах Джона в расовом вопросе, и вы хотите преподать урок таким образом, чтобы изменить негативные взгляды Джона. Марта — паникер, она все время о чем-то беспокоится. Вы можете сказать себе: "Я буду вести этот урок таким образом, чтобы помочь ей освободиться от страхов и по-настоящему довериться Богу". Вот что мы имеем в виду, говоря об изменении или переносе.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОБЫТИЙ
Моделирование практических жизненных ситуаций — самый лучший метод помочь учащемуся перенести истину в жизнь. Летчики проходят обучение в основном в смоделированных ситуациях. Они испытывают те же ощущения, что и летчики, в действительности пилотирующие самолет. Они могут ощутить то же, что и пилоты Боинга-747, почувствовать взлет и посадку с помощью оборудования для учебного моделирования.
Как моделировать жизненные ситуации? С помощью вопросов типа: "Как бы вы поступили на месте..?" Вы излагаете жизненную ситуацию, а затем ведете класс к тому, чтобы применить в этой ситуации принципы Писания. Или: "Как бы вы применили Мф. 5:23 в случае..?" При таком обучении учитель ведет класс к тому, чтобы применить Писание в гипотетических ситуациях. Каждый учащийся на интеллектуальном и эмоциональном уровне участвует в принятии решений в смоделированной ситуации.
Обсуждение возможностей применения стимулирует выработку разных идей. Одно вытекает из другого. Когда учащиеся используют Библию для размышления и исследования, Святой Дух дает глубокие мысли и обличает сердце. Джон Сисемор пишет: "Чтобы провести учащихся через опыт практического применения, педагогу надо: 1) задавать вопросы для проверки; 2) предлагать классу альтернативы; 3) вести учащихся к реальным или воображаемым тупиковым ситуациям, в которых необходимо практически применить истину; 4) сосредоточить внимание на нехристианских установках и действиях; 5) дать возможность учащимся выразить сомнение, удивление, скептицизм и любопытство по поводу практического применения; 6) помочь им истолковать свой опыт".2
Доктор Сисемор говорит, что одна из главных проблем, мешающих учащимся применять истину в жизни, — лишние слова учителя. Слишком разговорчивый учитель ведет свой класс к тому, чтобы принять истину, но не применять ее на практике. Он предлагает предоставлять достаточно времени для осмысливания и размышления. Учителю следует избегать нотаций. Помните, что сказала Елена Уайт учителям субботней школы? "Его [учителя] задача — расположить учащихся к увлекательной беседе, и тогда они расскажут все, что знают. В завершении занятий несколько точных, кратких замечаний или иллюстраций учителя будут способствовать тому, чтобы материал прочно отложился в памяти учащихся" ("Советы по работе субботней школы", с. 115).
Доска с мелом или складная карта — очень полезные вещи на этапе практического применения. Если бы вы вели урок о прощении, то могли бы попросить подопечных подумать о ситуациях, когда им особенно трудно простить. Вы могли бы начать первым и рассказать о ситуациях, в которых вам трудно простить:
1. Когда окружающие не обращают на меня внимания.
2. Когда меня ложно обвиняют.
3. Когда кто-то не приходит на назначенную встречу и заставляет меня долго ждать.
Многие учащиеся не смогут назвать жизненные ситуации, в которых им трудно прощать, пока этого не сделает учитель. Но посредством тактичных и настойчивых вопросов можно вовлечь класс в их активный поиск. Это упражнение поможет учащимся понять значение истины для повседневной жизни эффективнее, чем любой другой метод.
Дискуссии в классе помогут всем учащимся понять, каким образом истина связана с жизнью. Я присутствовал на занятии, когда шла оживленная дискуссия. В конце ее одна сестра сказала: "Значит, на прошлом занятии я была не права, когда сказала...". Одноклассники поддержали сестру и дали ей свои советы. Все принимали участие; в атмосфере всеобщего согласия и любви учащиеся поддержали свою сестру во Христе и помогли ей применить библейскую истину, в которой она нуждалась.
Такая "жизнь в группе" под руководством Бога — очень мощный способ помогать членам правильно применять Писание в жизни. Самое важное в этом процессе — позиция учителя. Он должен обращаться со своими учащимися как с равными партнерами и совместными усилиями искать истину.
Принцип направленного применения к себе Лоренс Ричардс предлагает процесс направленного применения к себе:
Допустим, вы описали ситуацию, когда вам трудно кого-то простить. А учащиеся рассказали о том, какие у них возникают проблемы с прощением. Например, Кэрол по секрету сообщает классу: "Мне кажется, я не могу прощать тех, кто игнорирует меня". Класс поддерживает ее. Джоэн спрашивает: "Кэрол, а Иисуса когда-нибудь игнорировали? Как Он решал эту проблему?" Кэрол отвечает: "Наверно, Он просил Отца простить тех, кто игнорировал Его. Значит, и мне надо поступать так же".
Использовав процесс направленного применения к себе с любовью и поддержкой одноклассников, вы смогли создать ситуацию, в которой учащийся сам делает практические выводы. Принцип таков: мы должны прощать, как прощал Иисус. Затем вы перешли ко второму шагу — различное применение. Кэрол рассказала о своей конкретной жизненной ситуации. Класс помог ей обдумать проблему и найти христианское решение. Кэрол решила применить библейский принцип и молиться за своих обидчиков, как это делал Иисус (см. рис. 1).
И снова надо обратить внимание на то, как важно создать атмосферу доверия. Приведенная выше дискуссия была бы невозможна, если бы учащиеся были недостаточно близко знакомы между собой, чтобы любить и доверять друг другу, учащиеся должны чувствовать себя в классе комфортно.
Принцип | Различное применение | Исследование болезненного вопроса | Личное решение |
Нам следует прощать, как прощал Иисус | 1. Когда нас ложно обвиняют 2. Когда нас не замечают 3. Когда нас обманывают 4. Когда нас предает друг 5 Когда нас оскорбляют 6 Когда нас отвергают | Почему для меня так болезненно, когда меня не замечают? Иисуса часто игнорировали | На этой неделе я попытаюсь прощать так, как прощал Иисус, и буду молиться за своих обидчиков |
(Адаптировано из книги Лоренса О. Ричардса "Творческое преподавание Библии", с. 122).3
ОТКЛИК ГРУППЫ
Реакция класса субботней школы на тот или иной вопрос не всегда может быть личностной, есть примеры и коллективного переноса. Иногда тема хорошо поддается обсуждению в группе. Учащиеся могут обсудить, к какому поведению призывает их урок субботней школы.
Если это урок о милосердном самарянине, учитель может предложить классу несколько вариантов практического применения центральной истины данного библейского отрывка, суть которого в том, что каждый нуждающийся является нашим ближним. Тот же процесс направленного применения к себе можно использовать: 1) для формулировки принципа: каждый нуждающийся — это мой ближний; 2) для различного применения: хотя бы перечислить то, что мы можем сделать всей группой; 3) для обсуждения болезненных вопросов: к примеру, расового и т. д.; 4) для того, чтобы всей группой решить, какие действия следует предпринять. Пусть класс сосредоточится на одном действии. Не пытайтесь делать слишком много вещей сразу. Пусть это действие будет простым и практичным. Классу следует выбрать одно действие из нескольких возможных. Действие должно быть осуществимым. Заведомо недостижимая цель хуже, чем полное отсутствие целей. Если данная деятельность классу не под силу, учащиеся разочаруются. Класс, вдохновленный на коллективные действия, способен творить чудеса.
Воодушевление — прекрасный помощник в деятельности по переносу истины в жизнь. Когда класс испытывает радость от совместных действий во славу Божьего Царства, когда учащиеся испытывают такое удовлетворение от "делания добра", какое испытывал Иисус, и радуются, видя обращенных людей, тогда библейская истина становится личностной и реальной!