Особенности хорошего рассказа

Обратите внимание на следующие особенности рассказа:

1. Истории должны быть правдивыми и полезными для урока. Газетная заметка об ограблении банка не будет такой насущной для класса субботней школы, как рассказ об адвентисте седьмого дня, который продал подержанную машину и не предупредил покупателя, что у машины неисправная коробка передач.

2. Любая история должна быть абсолютно понятной. Позаботьтесь, чтобы персонажи, сюжет и конфликт были вам совершенно понятны. В противном случае не все слушатели поймут вашу историю.

3. Выбирайте свежие рассказы; старые, избитые не смогут поддержать интерес. Лучше обойтись вообще без рассказа, чем довольствоваться устаревшей историей.

4. Пусть ваши рассказы будут короткими и по существу. Истории, рассказанные Иисусом, классические по своей краткости. Когда вы читаете притчу о блудном сыне, о безумном богаче или о добром пастыре, обратите внимание на немногословность Христа.

5. Рассказы должны содержать точную информацию. Не приукрашивайте правдивые истории, пытаясь сделать их более интересными, если только заранее не предупредите об этом слушателей. Нет ничего страшного в том, чтобы сочинить историю ради преподания конкретного урока, если ваши учащиеся знают, что она вымышленная. Учитель может начать повествование так: "Предположим, вы пошли в город и..."

6. В каждом рассказе должно быть интригующее вступление. Детям особенно нравится такое начало: "Однажды давным-давно..." Иисус начинал рассказ словами: "Некий человек...", или: "У некоторого человека было два сына...", или: "Кто из вас, имея сто овец..." Помните, что вы победите или проиграете в первые 30 секунд.

КАК РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИЮ

Почему один человек рассказывает очень интересно, а другой ту же историю с теми же фактами и даже теми же самыми словами передает скучно и неинтересно? Рассказывать истории — это целое искусство. Чтобы быть хорошим рассказчиком, надо иметь определенные навыки, но их может приобрести любой желающий, если последует определенным советам. Вот несколько советов рассказчику:

1. Вы должны хорошо знать историю. Не читайте ее по бумажке. Запомните только основные идеи, но не заучивайте ее наизусть целиком. Перечитайте рассказ, чтобы факты отложились в уме.

2. Закройте глаза и представьте себе всю историю. Вам надо увидеть ее персонажи, представить развитие сюжета.

3. Необходимо расположить события по порядку. Последовательность важна в искусстве рассказа.

4. Вам надо знать как можно больше фактов, относящихся к данной истории. Знание социально-политического и исторического фона, окружающего историю, особенно библейскую, очень поможет вам.

5. Почувствуйте свою историю, вживитесь в нее. Ясно представьте себе ее героев, поставьте себя на их место. Затем расскажите ее так, как вы сами видите и чувствуете. Опишите подробности, запечатлевшиеся в вашем воображении. Прибегайте к помощи творческого, освященного воображения. Рассказывая свою историю, забудьте обо всем

6. Не бойтесь прибегать к помощи драматического искусства. Все, слышавшие, как рассказывают истории Эрик Б. Хейр, Джозефина Каннингтон Эдвардс или Элис Принцесс, переживали перипетии рассказов вместе с ними. Не бойтесь своих чувств, но не теряйте меры и такта. Помните, вы передаете жизнь такой, какова она есть. Иногда вы можете понижать голос до шепота, а затем повышать его до возгласа.

7. Надо научиться пользоваться выразительной паузой.

8. Иногда короткий диалог с воображаемым героем способен внести

в рассказ особый колорит.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

В качестве метода обучения рассказ должен пробуждать слушателя к действиям. Этил Баррет говорит, что надо быстро доводить до сознания идею рассказа, как если бы она была самой интересной новостью в мире. Помогите учащемуся применить истину лично к самому себе. Лучше вплести поучение в ткань рассказа, чем добавлять его потом.

Очень важно смотреть в глаза слушателям. Смотрите прямо в глаза разным слушателям. Не теряйте визуального контакта от начала до конца.

Иисус умел держать людей в напряженном ожидании вплоть до самой кульминации рассказа. Истории об овцах и козлах, о добром самарянине и о талантах — все они ведут слушателей к кульминации. Прочитайте все, что рассказано Иисусом. Проанализируйте рассказанные Им истории. Вы заметите в них конфликт, напряжение и кульминацию. Иисус всегда быстро приводил к финалу Свои истории, не нагромождая слишком много фактов. Он предоставлял Своим слушателям возможность самим сделать выводы, поставить себя на место героев Своих рассказов и сделать практические выводы.

Каждый может на практике усовершенствовать свои навыки рассказчика. Послушайте хороших специалистов этого дела, проанализируйте их мастерство. Попытайтесь определить, почему они достигают цели. Упражняйтесь в искусстве рассказа наедине, когда едете на работу или моете посуду. Овладение искусством рассказа требует такой же практики, терпения и решительности, как игра в гольф или на любом музыкальном инструменте.

Помните, главная цель рассказа — передача информации. Мы хотим сообщить благую весть о Боге. Каков наш Бог? Можно ли Ему доверять? Используйте любую историю для того, чтобы довести до сознания людей какой-то факт о характере Бога. Эту цель преследовал Христос, и нам также следует ставить ее перед собой. "Каким было бы благословение, если бы все учили так, как учил Христос" ("Советы по работе субботней школы", с. 182).

От теории к практике

Цель: Научиться рассказывать короткую историю или использовать иллюстрацию для закрепления центральной истины урока.
Подготовка: 1. В случае необходимости повторите эту главу. 2. Основательно изучите материал урока субботней школы. 3. С помощью учебного плана: А. Выявите и запишите центральную истину. Б. Перечислите нужды учащихся. В. Запишите цель обучения. Г. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы. Д. Запланируйте способ привлечения внимания.
Метод: Опираясь на советы, изложенные в данной главе, запланируйте короткий рассказ или хорошую иллюстрацию и включите ее в свой план урока. 1. Какова цель вашей истории? 2. Привлечь внимание или помочь учащемуся применить урок? 3. Закрепляет ли она центральную истину урока? 4. Определите, когда вы будете использовать историю или иллюстрацию: в начале, в середине или в конце урока. 5. Попрактикуйтесь рассказывать историю
Оцените: свои действия в конце урока.  

ГЛАВА 11. ПРИМЕНЕНИЕ ИСТИНЫ В ЖИЗНИ

Чтобы жизнь человека изменилась, мало знать отдельные библейские факты. Вот почему величайшая ваша задача — помочь учащимся перенести истину в жизнь. Цель субботней школы — не просто преподать библейские факты, но помочь учащемуся пропустить через себя библейскую истину.

Истину необходимо применять в жизни. Она должна произвести перемену в жизни человека. Давайте снова прочитаем важный отрывок из книги "Советы по работе субботней школы", с. 37: "Понимать Слово Божье только умом недостаточно, чтобы повлиять на жизненные привычки, так как образ жизни зависит от состояния сердца. Преподав уроки внешнего откровения, учителя субботней школы тем самым положили начало своей работе, и им следует продолжать ее, пока не станет очевидным, что небесные заповеди запечатлелись не только в сознании учащегося, но и в его сердце".

Вот почему многие взрослые люди из недели в неделю приходят на наши занятия, но в их мышлении, установках или привычках не происходит сколько-нибудь заметных перемен. Похоже, слишком мало людей полагают, что "знать значит делать". Кое-кто, видимо, считает, что духовная истина подобна прекрасному музейному экспонату, которым надо дорожить и восхищаться в субботу, а по окончании субботы снова положить под стекло. В воскресенье утром дела идут как обычно: те же склоки, обиды и подозрения, та же враждебность. Существует большая пропасть между духовной истиной и повседневной жизнью.

Библейские истины практичны и реальны. Евангелие достаточно могущественно, чтобы затронуть самые неприглядные стороны человеческого сердца и произвести долговечные изменения. Евангелие — это "сила Божья ко спасению всякому верующему..." Трудная задача, стоящая перед вами как перед педагогами субботней школы, заключается в том, чтобы самому поверить в силу Божью и помочь своему учащемуся также поверить в нее. Каждый день учащиеся вашего класса сталкиваются с сильными искушениями; они обречены на конфликты, конкуренцию и уныние. Мы должны учить их в силе Святого Духа таким образом, чтобы они пропускали через себя библейские факты и переносили истину в жизнь.

Иисус пришел в наш мир как Божье орудие перемен. Мы видим данный факт на примере Его беседы с Никодимом. Иисус открыл этому образованному члену синедриона, в чем состоит его величайшая нужда: в изменении сердца. "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3:3).

Многие люди, подобно Никодиму, получают удовольствие от разговора на религиозную тему, но если истина не переносится в повседневную жизнь, она бессмысленна. Апостол Петр нуждался в таком же переносе истины в жизнь. Иисус сказал ему: "И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих" (Лк. 22:32). Наша главная задача — способствовать тому, чтобы подобная духовная перемена произошла в жизни наших учащихся.

СЛУЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Рассмотрим некоторые основные причины изменений и Божий метод изменений.

1. Личностный бесконечный Бог создал человека Адама. Адам не был запрограммирован, но волен служить Богу или не служить Ему.

2. Воспользовавшись своей свободой, Адам решил восстать против Бога и отделиться от Него, то есть согрешить. Он пал. и это грехопадение пагубно сказалось на всем человечестве, на всем мире и всей вселенной. Природа человека стала ущербной. Адам, согрешив, противопоставил себя воле Божьей.

3. Но человечество представляет для Бога высшую ценность. Поскольку Его природа — это любовь, Бог ответил на грехопадение людей действием под названием благодать. Божество не могло оставаться в покое до тех пор, пока человек был потерян и находился во власти сатаны. План завета был приведен в действие от начала мира — план искупления и обучения.

4. Иисус пришел на землю в человеческом естестве - в полном смысле Бог и в полном смысле Человек. Он жил без греха, оставил совершенный жизненный образец и на кресте умер вместо человека, став совершенной Жертвой за наш грех.

5. Человек может спастись, только если примет искупительную жертву Христа. Он должен исключительно по вере принять безвозмездный дар Бога. Через творческую силу Духа человек становится новым творением. Когда человек выбирает жизнь с Богом, он объявляется праведным и считается таковым.

6. Если Богу позволить, то Он осуществит Свой план искупления в жизни каждого человека через процесс освящения, пока человек окончательно не вернет себе потерянное место в Божьем вечном порядке. Если человек будет сотрудничать с Богом, то истины Божьего Слова и сила Духа преобразят его в подобие Иисуса Христа.

Именно в таком контексте мы должны рассматривать изменение в ходе христианского образования.

Мы уже определили обучение как процесс изменения. Будучи учителями субботней школы, мы являемся Христовыми проводниками изменений. "Воспитание и искупление — в высочайшем смысле одинаковые понятия" ("Воспитание", с. 30). Бог как Учитель и Искупитель поручил нам дело величайшей важности — помогать людям не только познать, но и испытать истину, какова она есть в Иисусе.

Претворение истины в жизнь называется переносом или поведенческой реакцией. Для светского педагога перенос означает изменение в поведении. Мы стремимся к такому обучению, которое идет дальше поведения. Оно затрагивает сердце человека и меняет его характер. Теория религии, влияющая только на этику поведения, не достигает сердца. Наша цель — это нечто большее, чем изучение и запоминание библейских фактов или даже изменение в установках. Наша цель — изменение сердца.

"Жизнь христианина — это не частичное изменение или улучшение старого, но преобразование его естества. Пережив смерть собственного "я" и греха, человек обретает совершенно новую жизнь. Такая перемена может произойти только под влиянием Святого Духа" ("Желание веков", с 172).

Наши рекомендации