Заслужить право на преподавание
Учитель получает право на преподавание, когда безраздельно завладевает вниманием своих учащихся. У. Ричард Лешер, обращаясь к учителям субботней школы, говорит: "Не думайте, что учащиеся с затаенным дыханием ждут от вас первых слов истины, чтобы жадно внимать им. Запланируйте интересное вступление. Еще лучше, если ваше вступление будет потрясающим, неожиданным или даже шокирующим. Каждый звук, не связанный с уроком, отвлекает внимание учащихся. Ваши первые слова должны быть более привлекающими, чем разговор с другом, птичье пение за окном или завывающая полицейская сирена. Интересное начало завладеет вниманием всех учащихся" ("Работник. Журнал субботней школы в действии", октябрь, 1976 г.).
Как учитель вы хотите многим поделиться с классом. Но у ваших учащихся нет вашего опыта. Фактически их умы заняты проблемами: "Что у нас будет на обед?" "Чем нам занять наших детей после обеда?" "Я так устал, когда же наконец я попаду домой?"
Первым делом вам надо завладеть мыслями учащихся. Вы должны насадить наживку на крючок и поймать их внимание. "Вчера я ехал на машине по шоссе, и вдруг откуда не возьмись позади меня замигал красный свет..."
Вы можете начать с небольшого рассказа и закончить его вопросом: "Что бы ты сделал на моем месте, Джордж... Сью... Том?" Или же это может быть учебная деятельность: "Я предлагаю каждому скооперироваться со своим соседом и за 60 секунд составить список вещей, способных разозлить вас". Или же вы можете нарисовать фигуру или иллюстрацию на доске мелом или на складывающейся доске карандашом.
Придумайте хорошее вступление, потратив на это какое-то время. В течение 167 из 168 часов недели мысли членов вашего класса были в основном заняты другими вещами. Как учитель вы должны исходить из того, что все умы чем-то заняты.
Иисус был мастером привлекать внимание. Излюбленным Его методом был короткий, хорошо составленный рассказ. Обычно Свои рассказы Он связывал с нуждами слушателей.
Все обратят внимание на то, что сулит им решение проблем или удовлетворение нужды. Лучший метод — тот, что связан с жизнью. Мы настраиваемся на идеи, непосредственно связанные с нашими нуждами. Иисус обычно учитывал тот уровень, на котором находились Его слушатели. Его метод привлечения внимания, как правило, включал в себя рассказ о какой-то ситуации. Он часто отвечал на вопрос, занимавший в тот момент основное внимание людей. Рассказ о милосердном самарянине, к примеру, стал естественным продолжением беседы. Уча людей, Христос обязательно руководствовался интересами Своих слушателей.
Иисус часто делал или говорил что-то необычное. Он использовал силу удивления, попросив воды у женщины-самарянки и таким образом завладев ее вниманием. "Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?" (Ин. 4:9). Иисус заслужил право учить, завладев вниманием этой женщины.
Метод привлечения внимания, которым пользуется учитель, должен быть связан с уроком и подводить слушателей непосредственно к центральной истине. Его можно сравнить с крыльцом дома, очень привлекательным, но вместе с тем не выпадающим из общего архитектурного ансамбля.
Интересное начало преследует только одну цель: подготовить слушателей к изучению урока. Вступление должно мобилизовать силы учащихся и направить их непосредственно на овладение уроком. Количество времени, затраченного на начало, зависит от обстоятельств. Но, как правило, вступление не должно превышать двух-трех минут. Переход к уроку должен быть предельно гладким и естественным.
Избегайте любых идей, не имеющих отношения к уроку. Отметьте в расписании урока, как вы планируете завладеть вниманием, а затем перейти от вступления к основной части урока.
От теории к практике
Цель: | Научиться 1. Создавать атмосферу братского общения и доверия. 2. Завоевывать внимание учащихся посредством хорошего вступления. |
Подготовка: | 1. В случае необходимости повторите эту главу. 2. Основательно изучите материал урока субботней школы. 3. С помощью учебного плана: А. Выявите и запишите центральную истину урока. Б. Перечислите нужды учащихся. В. Напишите свою цель обучения. |
Метод: | 1. Испытайте как минимум один из способов укрепления доверия и открытости в вашем классе, предложенных в этой главе. Совершенно очевидно, что невозможно одним только желанием создать атмосферу доверия и открытого общения. 2. Продумайте способ привлечения внимания. Пусть вступление будет кратким, интересным и способствующим дальнейшему проведению урока. Позаботьтесь о том, чтобы этот способ соответствовал критериям, изученным в этой главе. 3. Напишите план привлечения внимания, укрепления братского общения, а также своего вступления. |
Оцените: | свои действия после урока. |
ГЛАВА 5. УГЛУБЛЕНИЕ В СЛОВО
Пристань была забита рыболовецкими судами, и все они казались мне похожими одно на другое. Я искал "Счастливую леди". Согласно моей картотеке, на борту этого судна жила Бекки, которая вроде бы "интересовалась" Библией. После бесконечного поиска я наконец-то вычислил нужное мне судно — ржавое, с поблекшей и отслаивающейся краской. На маленькой палубе были беспорядочно раскиданы сети.
Я поднялся на борт и постучал в каюту. Дверь открылась, и на меня пустыми глазами уставилась молодая женщина с растрепанными волосами. "Что вам надо?" — спросила она. После того, как я объяснил, что являюсь служителем церкви, женщина впустила меня. Каюта выглядела не очень многообещающе. По камбузу была разбросана грязная посуда и одежда. Пахло пеленками и рыбой. Двое детей дошкольного возраста играли на полу этой тесной каморки.
Женщина смягчилась, когда я упомянул о наших утренних субботних занятиях в библейском классе. Мы как раз проходили тему вечности. "Да,— сказала женщина,— меня всегда интересовала Библия, но у меня никогда ее не было". Я немного поговорил с ней, а перед тем, как уйти, предложил: "Приходите в следующую субботу утром".
В следующую субботу Бекки зашла в вестибюль церкви, ведя своих малышей. Все трое были бедно одеты, робко озирались и чувствовали себя неловко. Но наши привратники встретили их радостно, отвели детей в детские классы, а Бекки провели в мой класс и вручили ей Библию. Я заметил, с каким благоговением она держала Книгу. Я наблюдал, как углублялся ее интерес по мере того, как она вместе с нами стала исследовать по Библии тему вечности. Во время занятия Бекки задала пару вопросов и, казалось, была удовлетворена полученными библейскими ответами. В дальнейшем она приходила в школу каждую субботу.
Бекки была открыта для истины и охотно изучала Библию. Ее поведение напомнило мне слова Луки, которыми он охарактеризовал верийцев: "Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так" (Деян. 17:11). Бекки была похожа на верийцев. Она тщательно изучала все доктрины, которых мы придерживаемся. А затем началось чудо. Постепенно в поведении, внешности и образе жизни Бекки произошла чудесная перемена. Она приняла крещение и стала примерным членом церкви.
МОДЕЛЬ ВЕРИЙЦЕВ
Верийцы оставили нам образец исследования Писания, которому мы должны подражать на всех занятиях субботней школы.
Углубляться в Слово — вот в чем суть этого примера. Если нам не удастся ввести учащихся нашего класса в Слово, в их жизни не произойдет существенных перемен. А если нет перемен, то нет и обучения.
В Слове живого Бога заключена сила, преобразующая жизнь. Мы можем развлекать людей, производить на них впечатление и даже вдохновлять их, но людям нужно живое Слово. Только оно способно напитать, укрепить и изменить их. "Следует проявлять живую, растущую заинтересованность в обогащении ума библейскими истинами. Приобретенные в результате такой заинтересованности познания, словно барьер, оградят душу" ("Советы по работе субботней школы", с. 36). "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3:16, 17).
В Своем Слове Бог открывается как вечный, бесконечный и святой. Бог хочет, чтобы человек познавал Его; Он жаждет уничтожить пропасть, разделяющую Его с человеком. Библия —это откровение Бога о Самом Себе. "В Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете, люди знакомятся с действующим Богом, жаждущим их спасения и совершающим его. Главная цель преподавания библейского материала — предоставить учащимся возможность вступить в диалог с Богом в своей жизни".1
ВВОДИТЬ В СЛОВО
"Исследование" верийцев помогает нам выявить правильный метод. Греческое слово "анакрино", переведенное в Синодальном переводе глаголом "разбирали", "...означает тщательно просеивать, проводить тщательное и скрупулезное расследование, как это делается на судебном процессе".2
Елена Уайт пишет: "Среди учащихся субботней школы должен царить дух исследования..." ("Советы по работе субботней школы", с. 27).
В этой главе мы попытаемся ответить на вопрос: как во взрослом классе субботней школы создать ситуацию преподавания-обучения, чтобы учитель и учащиеся фактически исследовали Писания, изучая истину? Ясно одно: настоящий исследовательский дух не может присутствовать в классе, в котором учитель большую часть времени рассказывает о своих изысканиях. Учитель, рассказывающий классу все о своих открытиях, читающий свои излюбленные цитаты и задающий несколько риторических вопросов, никогда не создаст "верийского" класса.
Если учитель хочет развить у учащихся "исследовательский дух", ему надо воздержаться от обширных комментариев, от стремления слишком много рассказывать и объяснять. В конце концов, кто захочет стать исследователем, если учитель и так все объясняет? Помните наставление: "Пусть учащиеся находят приложение своей энергии в решении проблем библейской истины" ("Советы по работе в субботней школе", с. 114).
Сделайте так, чтобы время занятия превратилось у вас в увлекательное исследование — исследуйте, сравнивайте, сопоставляйте, делайте открытия! Планируйте прежде всего то, что будет делать учащийся, а не то, итогам надо сказать. Помогайте учащимся разделять ответственность за обучение. Постоянное использование лекционного метода убивает инициативу, любопытство и творчество. Как пишет Джон Сисемор, "пожалуй, самый серьезный аргумент против постоянного использования лекции заключается в том, что она убивает у учащихся волю и желание участвовать в учебном процессе. Она превращает жадный ум в размокшую коробку".3 Далее доктор Сисемор говорит, что чем больше учитель делает для учащегося, тем меньше учащийся делает для себя.
Учителю следует посвящать свое время организации "библейского поиска". "Субботнюю школу надо сделать местом, где слушатели отыскивают драгоценные камни истины, очищают их от примеси заблуждений и помещают в подобающую им оправу Евангелия" ("Советы по работе субботней школы", с. 12).
Помните, что исследование осуществляли сами верийцы, а не только их учитель. Члены класса ищут и находят жемчужины истины. Жан Пижо, великий швейцарский детский психолог, утверждал, что если что-то сказать ребенку, он вскоре это забывает. Но если вы дадите ему возможность самостоятельно сделать открытие, он не забудет об этом до конца жизни. Тот же принцип действует и при обучении взрослых.
Для большинства учителей субботней школы это означает необходимость поменять философию преподавания, что весьма нелегко дастся тому, кто много лет преподавал по-другому. Но надо помнить — без перемен прогресс невозможен. Первый шаг в переходе от преимущественно повествовательного метода к верийской модели — это планирование. Чтобы осуществить подобный переход, вы планируете деятельность учащихся. Следующие советы помогут вам в этом.