Пункт 41. Виновны ли вы в обидах на родственников?
Дело в том, что недаром в Евангелии говорится, что домашние человека враги ему. Мы воплощаемся близкими родственниками тем, кому больше всего должны. И нам дается возможность импульсом любви к своему ребенку, родителям или сестре разорвать порочный круг взаимных претензий и обид. Но не тут-то было. Мы не обижаемся на тех, кто наступил нам на ногу в метро или обсчитал на бананах — ну, там, поворчим да и все. А вот именно на свекровь, сына, сестру мы обижаемся. «Я к ним всей душой, а они, такие-сякие, как со мной поступают?» — слышим постоянно и повсеместно. Но раздражают они нас потому, что мы им больше всего должны за сумму совместных воплощений. И когда мы были сыном или свекровью, а мы ими были обязательно, уверяю вас, то поступали с ними так, как сейчас они поступают с нами. Иначе Бога нет или есть такой Бог, который три четверти несправедливостей не видит. Вот автоматически мы и осудили Бога и признали Его несправедливым.
И еще. Когда мы обижаемся, то ставим на своих родственников ярлыки и метки вроде, например, таких: «Да он дурак, что с него взять». И потом сколько бы мы криво ни улыбались ему, родственник прекрасно знает, за кого мы его держим, так как в мире мысли мы все слиты. Поэтому искренне попросите у всех своих родственников во всех воплощениях прощения за то, что обижались на них. И попросите, чтобы все ваши метки и ярлыки Бог сделал недействительными.
Кроме того, необходимо припомнить все ссоры и скандалы со школьных времен, все обиды на сослуживцев и друзей и у всех искренне попросить прощения. Такое домашнее задание я даю всем своим читателям. Если вы делаете какую-то механическую работу или идете по улице, то вместо того, чтобы доругиваться с начальником или мужем, доказывая, как вы правы, а он нет, займитесь пересмотром своей жизни и покаянием. Помните, внутренняя брань отнимает у человека последние силы.
Искренне попросите прощения у всех людей и животных за все обиды на них во всех воплощениях и попросите, чтобы Бог аннулировал все ярлыки и метки, которые вы ставили, обижаясь на них.
Пункт 42. Виноваты ли вы в:
• осуждении;
• злословии;
• клевете;
• оговорах;
• сплетнях;
• празднословии?
Если виноваты, то серьезно попросите прощения у Бога и у всех, кому таким образом навредили. Я хочу привести слова Иисуса Христа из «Евангелия Иисуса Христа эпохи Водолея»: «Слава об Иисусе как учителе разнеслась повсюду, и народ сходился из близких и далеких мест слушать его слово истины. В Бихаре, на священной реке браминов, он учил много дней. Ах, богатый человек из Бихара, устроил пир в честь гостя и позвал всех желающих. И многие пришли; были среди них воры, грабители и блудницы. Иисус сидел среди них и учил; но его последователи были недовольны, что сидел он с ворами и блудницами. И они укоряли его; они говорили: Раввуни, учитель мудрости, этот день будет дурным днем для тебя. Разнесется слух, что ты знаешься с ворами и блудницами, и люди будут избегать тебя, как избегают аспида. — Иисус отвечал им и сказал: Учитель никогда не прячется ради сохранения доброго имени и славы, которые суть никчемные безделушки на один день; они всплывают и тонут, как пустые сосуды в ручье; они иллюзорны и преходящи; они суть бессмыслица, шум, который поднимают люди; и пустой человек по этому шуму составляет суждение. Бог, как все великие, судит о людях по тому, кто они есть, а не по тому, кем они кажутся. Эти блудницы и воры — дети моего Бога-Отца; их души так же дороги ему, как ваши или как души браминских жрецов. И они трудятся над теми же задачами жизни, над которыми и вы, гордящиеся своей порядочностью и моралью, трудитесь. И некоторые из них решили более трудные задачи, чем вы, смотрящие на них с презрением. Да, они грешники и сознают за собой вину, тогда как вы виновны, но достаточно хитры, чтобы прикрывать свою вину изысканным одеянием. Вы, люди, презирающие этих блудниц, этих пьяниц и этих воров, думающие, что вы чисты в сердце и в жизни, что вы много лучше, чем они, выступите вперед, чтобы люди могли узнать вас. Грех лежит в желании, в вожделении, а не в действии. Вы жаждете богатства других людей, вы смотрите на чарующие формы и вожделеете к ним. Вы обманываете каждый день и желаете золота, почета и славы только для своего корыстного эго. Человек, который желает чужого, — вор; а та, что вожделеет, — падшая. Тот, кто не есть ни то, ни другое, пусть отзовется. — Никто не отозвался; обвинители хранили молчание. И сказал Иисус: Все свидетельства сегодняшние против тех, кто обвинял.
Чистые сердцем не обвиняют. Люди с низким сердцем, желающие сокрыть свою вину священным законом благочестия, всегда гнушаются пьяниц, воров и падших женщин. Это отвращение и это презрение — притворство, ибо под личиной прославленного ученого могут обнаружиться вожделение, обман и многие тайные грехи. У человека, который проводит время, выпалывая сорняки других людей, нет времени полоть свои собственные, и лучшие цветы жизни вскоре увянут и умрут, и не останется ничего, лишь плевелы, колючки и репейники». Цитата длинная, конечно, но разве возможно сказать короче и полнее? Очень трудно победить в себе грех осуждения, по себе знаю. Мой внук, ему 13 лет и он очень умный, как все современные дети, сказал: «Любое определение, бабушка, уже осуждение. Я сказал: он — хулиган, и уже тем самым осудил его». Нет, конечно, это не так. На уровне констатации факта суждение не является осуждением. Вот когда мы привносим в суждение эмоции, свое личное предвзятое отношение, тогда это является осуждением. Вот как говорит об этом Макс Гендель: «Пользуясь методом наблюдения, следует помнить, что целью его должен быть лишь сбор фактов, а не критика, во всяком случае не бессмысленная критика. Конструктивная критика, указывающая на недостатки и методы их исправления, является базой прогресса, но разрушительная критика, варварски уничтожающая и плохое и хорошее, без устремления к какому-то высшему достижению, является язвой в характере и должна быть искоренена. Сплетня и пустая болтовня — это препятствие и помеха. От нас не требуется говорить, что черное — это белое и не замечать демонстративно плохого поведения, но критика должна быть направлена на помощь, так как бессмысленно чернить другого человека лишь потому, что мы обнаружили маленькое пятнышко в его характере. Памятуя о бревне и соломинке, мы должны обратить самую беспощадную критику на себя. Никто не является совершенным настолько, что не оставляет места для улучшения. Чем более безупречен человек, тем менее склонен он придираться к другим и бросать в них камень. Если мы указываем на недостатки и предлагаем пути их исправления, это следует делать без личных чувств. Мы всегда должны искать то хорошее, что скрыто во всем. Культивировать такое разборчивое отношение чрезвычайно важно».
Когда мы осуждаем, злословим и т.п., мы также ставим ярлыки и метки. Поэтому попросите Бога все ваши ярлыки и метки сделать недействительными.
Пункт 43. Виноваты ли вы в таком качестве, как гордыня? Гордыня многолика, и есть смысл сказать, что к ней относятся:
• тщеславие;
• высокомерие;
• надменность;
• презрение;
• цинизм;
• насмешки;
• неприятие в свой адрес критики.
Я уже привела на эту тему слова Иисуса Христа, и лучше и больше на эту тему сказать нечего. Необходимо помнить, что нам никто — не друг, никто — не враг, но каждый — великий учитель. При таком отношении и корень сосны, о который мы споткнулись, и ребенок, задающий вопросы, будет для нас учителем жизни. Мой брат рассказывает, что однажды сидел он в сауне с одним приятелем, и тот вспоминал, как он бросил пить. «Пил я ужасно, меня бросила жена с детьми, жил я в одной комнате с еле живой от моего пьянства матерью. Квартира была коммунальная, и рядом жил такой же алкоголик. Однажды я каким-то чудом явился домой трезвый. А сосед пришел такой же пьяный, как я обычно, да я еще и похуже себя вел. И тогда я как бы посмотрел на себя со стороны и пришел в ужас, поняв, до чего же я дошел. И не понадобилось ни лечения, ни кодирования — я разом бросил пить». Посмотрите, человек, потерявший образ человеческий, явился для другого великим учителем и спас душу живую от гибели. Так имеем ли мы право на презрение или надменность?
Искренне попросите прощения за эти качества у Бога и у каждого, кто пострадал от вас.