Архетип отца в Новом завете.

Основополагающее событие Нового завета – рождение, жизнь и казнь Иисуса Христа, сына божьего. Неудивительно, что именно в Новом завете появляется словосочетание «Отец небесный». Можно предположить, что слово «отец» по отношению к Богу становится в Новом завете абсолютным синонимом потому, что у Бога появляется сын. Но этот вопрос намного сложнее.

Известно, что Бог в христианском вероисповедании триедин. Это Святая Троица – это Отец, Сын и Святой дух. Но понятие Святой троицы возникло ещё до Нового завета. Значит, сын уже был у Бога? Изучив молитву “Символ веры”, мы нашли фрагмент, благодаря которому можно понять, что Отец и Сын – это одно целое (И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша). Это доказывает, что у Бога всегда был сын. Поэтому, создав людей, Бог не считает себя их отцом, для него они наравне с другими созданиями, которых он сотворил. Единство Бога-отца и Сына – это отношения не типа «создатель – творение», это отношения иные.

Когда его сын, Иисус Христос, персонифицируется на земле, принимая человеческий облик, Бог и люди становятся ближе, ведь Иисус объединяет в себе божество и человека (Мф 1:23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог). Люди стали называть Бога отцом все чаще,а Бог требует от людей милосердия окружающим (Мф 6:2 – 6:6 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно).

Притча о блудном сыне, где сын, взяв у отца часть имения, расточил его, живя в разврате, но, вернувшись, получил прощение, помогает нам понять, насколько сильно изменился образ Бога-отца, ведь в притче под образами отца и сыновей подразумеваются бог и люди. Бог стал ждать раскаянья грешников и принимал их лучше, чем праведников (Лк 15:30 - 15:32 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся).

Основная, ежедневная молитва всех христиан - «Отче наш». Люди обращаются к Богу в звательном падеже существительного «отец», то есть особой форме имени «отче». В этой молитве люди, называя Бога отцом, признают его власть, его волю, просят о насущном хлебе и защите от греха.

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что архетип отца в Библии разный. В Ветхом завете отец – создатель, который сотворил все живое на земле. Также отец строгий и карающий, он наказывает людей за их грехи. В Новом завете Бог - это отец прощающий и ожидающий, потому что надеется на то, что грешники поймут, что сотворили, и раскаются перед ним. Он всегда готов простить и принять их.

Модель архетипа отца.

Архетип отца в Новом завете. - student2.ru На основании сделанного анализа нами была предпринята попытка сделать модель архетипа отца, опираясь на которую можно проанализировать образ отца в художественном произведении, выделить наиболее значимые черты и интерпретировать их.

Отец Защита  
Готовность простить и принять раскаявшегося  
Суд  
Нравственная основа, мудрость  
Наказание/помилование  
Испытание  
Забота  
Деторождение/создание  

Так архетип отца, сформировавшийся в Библии, включил основные черты, качества, которые люди обычно ждут от отца, которые принимаются нашим сознанием как должное. Следовательно, художественное произведение можно анализировать на предмет соответствия и несоответствия образа отца данному архетипу.

III Заключение

Образ отца очень важен в культуре и искусстве любого народа. В христианстве образ отца неразрывно связан с образом Бога. Проанализировав фрагменты Библии, можно выделить основные черты Бога-отца, которые проецируются в сознании людей на то, каким должен быть образ отца. В разных произведениях искусства актуализируется то или иное качество отца, которое определяет и характер отношений к нему. Есть произведения, в которых прослеживается сознательное лишение образа отца всех необходимых качеств, что ведет к полному разрушению мира. Но эта тема требует дальнейшего исследования.

Список использованной литературы:

1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение М., Просвещение, 1979 г.

2. Библия книга священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами. Библейское общество Москва 1992.

3. Большакова А. Ю. Литературный архетип // Литературная учёба. — 2001. — № 6.- С.171.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Издание книгопродавца – типографа М.О.Вольфа, Москва 1880г

5. Символ веры РЕДАКЦИЯ ПОРТАЛА "ПРАВОСЛАВИЕ И МИР" | 19 ЯНВАРЯ 2013 (Симфония для синодальной Библии в современном переводе) http://www.bible.by/symphony/

6. Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/

7. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 298 с.

Наши рекомендации