Натуралистическая (биологизаторская) концепция религии

Согласно этой концепции, религия рождается внутренними потребностями человеческого организма — его инстинктами, вле­чениями, физиологическими реакциями. Так, американский рели­гиовед Р. Бэрхоу считает, что религиозные символы имеют «гене­тическую, то есть биохимическую основу, которая заложена в сложных структурах мозга и которая проявляется в сфере бессоз­нательного».

Психоанализ также создал один из вариантов натуралистическо­го объяснения религии. Зигмунд Фрейд — основатель психоанали­за в работах «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии», «Будущее одной иллюзии», «Моисей и монотеизм» попытался применить психоанализ для объяснения возникновения религии. Все социальные явления, всю человеческую культуру Фрейд рассматривал как систему запретов, с помощью которой общество подавляет враждебные ему влечения человека, и прежде всего его сексуальный инстинкт — «либидо». Благодаря нормам культуры врожденные влечения человека либо вытесняются в сферу бессознательного, либо «сублимируются», т. е. преобразуются в формы социального творчества, к числу которых Фрейд относил и религию. Тайну возникновения тотемизма он усматривал в пере­носе первобытным человеком своего «амбивалентного» (т. е. двой­ственного) отношения к отцу, обусловленного «Эдиповым ком­плексом», на «заместителя» отца — тотем.

В целом религиозные представления Фрейд рассматривал в каче­стве иллюзий, выступающих как «исполнение древнейших, силь­нейших, навязчивых желаний человечества: тайна их силы заклю­чается в силе этих желаний». Согласно Фрейду, точно так же, как невроз ребенка объясняется вытеснением его желаний и влечений в бессознательное, так и религию можно рассматривать как «обще­человеческий навязчивый невроз».

Современные неофрейдисты отошли от многих положений З. Фрейда. Они отошли от фрейдовского «пансексуализма», пыта­лись синтезировать социологический подход с психоаналитическим (социофрейдизм). Но даже у самого видного социофрейдиста Эриха Фромма социальный фактор выступает в объяснении им человеческого поведения как вторичный, как своеобразная над­стройка над извечными конфликтами человеческого бытия. В рабо-10

те «Психоанализ и религия» Фромм объясняет потребность чело­века в религии прежде всего его «экзистенциальным конфлик­том», под которым подразумевается «человеческая дихотомия», раскол между душой и телом, выделяющий человека из царства животных.

Тело человека есть часть природы, в то время как его разум возвышается над природой. Разум, по Фромму, есть благословение человека, но в то же время и его проклятие: он заставляет его снова разрешить неразрешимую в принципе дихотомию. С одной сторо­ны, человек не может жить, не пытаясь решить проблему раскола между душой и телом, с другой — он никогда не может обрести ее решение. На этой основе и рождается у человека потребность в религиозной вере.

Религией Э. Фромм называет «любую систему мыслей и дей­ствий, которая предоставляет индивиду систему ориентиров и объект, которому он может поклоняться». С помощью религии человек пытается преодолеть дихотомию души и тела и обрести гармонию. С точки зрения Фромма, «нет ни одного человека, у которого не было бы потребности в религии».

Некоторые психоаналитики считают, что вера в Бога необходи­ма для человека. К ним относится, например, К. Г. Юнг (1875—1961), швейцарский психолог, который во многом отошел от Фрейда, создав собственную психологическую концепцию.

Рационализму и свободомыслию Фрейда Юнг противопоставил учение, в основе которого лежат иррационализм и фидеизм. Наи­более ярко эти методологические установки проявились в его кон­цепции «коллективного бессознательного», которое, по его мнению, присутствует в психике каждого человека.

«Коллективное бессознательное» содержит «архетипы» — некие символы, идеи и представления, свойственные якобы всему чело­веческому роду. К числу важнейших «архетипов» Юнг относил религиозные символы и образы, воскрешая тем самым идею врож­денности религии. Психоаналитическая школа в психологии рели­гии имеет в настоящее время немало сторонников среди западных психологов.

Произошло сближение психоанализа и религии. Их общие пози­ции в этом вопросе состоят в абсолютизации бессознательного, подчеркивании его роли в становлении и эволюции религиозных верований индивида.


Наши рекомендации