Атеистическая концепция религии

Атеистическая концепция религии свое наиболее последователь­ное, законченное развитие получила в марксизме.Согласно марк­сизму, религия имеет социальную природу, поскольку «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отно­шений». Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономи­ческих формациях, порождающих у людей потребность в религии. Согласно марксизму, «всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отра­жением, в котором земные силы принимают форму неземных». Какие же внешние силы имеются в виду?

Прежде всего это силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые оказывают на его жизнь разруши­тельное воздействие. Однако сами по себе природные факторы религию не порождали. Она возникла как результат неспособно­сти людей овладеть природными силами, что было обусловлено низким уровнем развития материального производства. Следова­тельно, корни религии всегда носили социальный характер.

Согласно марксизму, главной причиной существования рели­гии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношения­ми. Неведомые и враждебные людям законы общественного разви­тия персонифицируются и становятся «божественным провиде­нием». Отдельные исторические события рассматриваются как предначертания «божественного промысла».

Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни.

Гносеологические корни религии— это возможности формиро­вания религии, связанные с познанием мира.

Согласно марксизму, гносеологические корни религии не спе­цифичны для нее, а являются общими для всякого «иллюзорного, ложного сознания, будь то религия, идеалистическая философия или иная форма превратного сознания».

Суть гносеологических корней всякого ложного сознания, свя­занных с познавательными процессами, состоит в абсолютизиро­вании, раздувании субъективной стороны человеческого позна­ния. Способность человеческого мышления вычленять общее,

существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несу­щественного случайного, есть величайшее завоевание человечества, сделавшее возможным все достижения научного, теоретического познания. Эта способность непосредственно связана с развитием языка как материального средства фиксации общего и существен­ного в познании. Без развития языка и абстрактного мышления невозможен прогресс человечества. Но эта же способность созда­ет возможность превращения общих понятий в самостоятельные сущности, независимые от материального мира. Общее, необходи­мое и существенное, отделенное от единичного, случайного, несу­щественного и превращенное в самостоятельную сущность (суб­станцию), составляет, согласно марксизму, гносеологическую основу идеализма и религии. В. Ленин писал по этому поводу в «Филосо­фских тетрадях»: «Раздвоение познания человека и возможность иде­ализма (религии) даны уже в первой, элементарной абстракции («дом» вообще и отдельные дома)».

Возникновение религии связано не только с особенностями человеческого познания, но и с особенностями человеческих эмо­ций, в этой связи и ведут речь о психологических корнях религии. Психологические корни религии коренятся в эмоциональной сфере человеческой психики.

Особая роль, как считают атеисты, принадлежит в возникнове­нии религии такой эмоции, как страх. «Страх создал богов» — это выражение поэта Стация повторялось на протяжении столетий многими авторами. Но если домарксистские атеисты сводили при­чины возникновения религии к страху перед силами природы, то марксизм на первое место ставит «социальный страх». В. Ленин писал в этой связи: «Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести ему и приносит «внезапное», «неожи­данное», «случайное» разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть, — вот тот корень совре­менной религии, который прежде всего и больше всего должен иметь в виду материалист, если он не хочет оставаться материа­листом приготовительного класса».

Страх перед лицом смерти преодолевается вовсе не верой в бес­смертие души. Индивидуальное бессмертие — иллюзия, подлин­ное бессмертие может быть лишь социальным и определяется тем вкладом, который внес человек в развитие общества.

Психологические корни религии не ограничиваются лишь пер­манентным чувством страха в условиях антагонистического об­щества. Благоприятную почву для религии создают также другие отрицательные эмоции: горе, скорбь, одиночество, которые также социально обусловлены. Постоянное накопление отрицательных переживаний при отсутствии в условиях антагонистического обще­ства возможности устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства для избавления от отрицательных эмоций, прибегая к помощи религии. Говоря об отрицательных эмоциях как о психо­логических корнях религии, марксизм подчеркивает, что сами по себе эти чувства к религиозности не приводят, все зависит прежде всего от социальной действительности, от качеств личности, от усло­вий его жизни, воспитания и окружения.

Наши рекомендации