Социологическая концепция религии

В работе «Элементарные формы религиозной жизни» реализуются и конкретизируются базовые методологические принципы Дюрк­гей­ма. Основная задача этой работы – создать общую социологическую теорию религии на основании изучения ее элементарной формы – то­темизма. Последний представляет форму религии, в основе которой лежит поклонение священному животному (реже растению), которое рассматривается в качестве общего предка всех членов данной группы (рода, клана).

Дюркгейм отвергает восходящие к эпохе Просвещения трактовки, рас­сматривающие религию как простой вымысел и заблуждение. Ты­сячелетия существования религии, ее повсеместная распростра­нен­ность указывают на то, что она выполняет в жизни общества какие-то значимые функции, и задача социологии – их открыть и описать. Им обосновывается социальная природа религии. Живя в обществе, че­ловек постоянно сталкивается с проявлением некоей высшей и со­вершенно не зависящей от него силы. Это – сила предшествующих поколений, через механизм культурного наследования управляющих жизнью человека. Именно эта реально существующая сила стано­вится объектом поклонения в религии. Таким образом, в религии человек поклоняется преображенному обществу, т.е. достоверной реальности. Главная функция понимаемой так религии – поддер­жа­ние и укрепление социальной солидарности, основной признак – раз­деление мира на священные и профанные предметы.

Согласно Дюркгейму, наука, в частности социология, не проти­во­сто­ит религии и не должна стремиться к ее уничтожению. Задача со­цио­ло­гии – открывать связь каждой религиозной формы с образом жиз­ни то­го или иного народа. Но наука не может и создать новую по­зи­тив­ную религию (как считал Конт), ибо в основе религии лежит кол­лек­тивное творчество, она является социальным фактом, ко­торый, как и любой социальный факт, объективен и независим от воли человека.

Самоубийство как социальный феномен

В работе «Самоубийство» Дюркгейм формирует основы социоло­ги­ческого подхода к объяснению этого явления, а также развивает и конкретизирует свои основные методологические принципы. Одна из задач книги – показать, что даже в таком сугубо личном и, главное, аб­солютном вопросе, как вопрос «жизни и смерти», каждый человек в конечном счете оказывается зависим от общества.

Согласно Дюркгейму, на массовом уровне самоубийства ни психо­ло­гическими, ни генетическими отклонениями объяснены быть не мо­гут, ибо против такого объяснения говорят существующие статисти­ческие данные. Так, например, в еврейских семьях психологи­чес­ких отклонений много, а самоубийств мало. С другой стороны, гене­ти­чес­кие отклонения существуют у человека на протяжении всей жиз­ни, однако наблюдается возрастание частоты самоубийств с возрас­том. Наконец, при прочих равных условиях (один этнос, одно общество, один и тот же социальный слой) среди протестантов, например, чис­ло самоубийств оказывается много выше, чем среди католиков.

Психологическим и генетическим концепциям Дюркгейм проти­во­поставляет социологическую теорию самоубийств и соответственно предлагает их новую классификацию (типологию).

Эгоистическое самоубийство. В основе самоубийств этого типа лежит повышенный индивидуализм, потеря человеком устойчивых и привычных связей с обществом и социальной группой. Самоубийства этого типа проявляются, например, у людей, не имеющих семьи или ее потерявших, и т.д.

Альтруистическое самоубийство в противоположность первому про­истекает из абсолютной интеграции индивида в социальную сис­тему. В его основе лежит требование группы, существующих в ней тра­диций, согласно которым человек при определенных обс­тоя­тель­ствах должен добровольно (посредством какого-то действия, или, на­против, бездействия) расстаться с жизнью. Например, вдова ин­ду­са, которая должна убить себя после смерти мужа; капитан, ко­торый, согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен по­тонуть вместе с кораблем; самурай, в случае опасности плена со­вершающий харакири.

Аномическое самоубийство связано с состоянием аномии, которая оп­ределяется как потеря обществом базовой ценностной системы (со­стояние аномии). Локальное возрастание самоубийств этого типа происходит в кризисные периоды и вообще во времена крупно­масш­табных социальных перемен. Однако, согласно Дюркгейму, уже сам переход от механической солидарности к органической, в силу ослаб­ления значимости и авторитетности норм коллективного сознания, ведет к возрастанию самоубийств этого типа.

Дюркгейм выделял также четвертый тип самоубийства – фа­талис­тическое, возникающее вследствие «чрезмерной обществен­ной регламентации» жизни человека, избытка контроля со стороны груп­пы, становящегося невыносимым. Однако по его собственным сло­вам, данный тип самоубийства распространен очень незначитель­но, поэтому самостоятельного интереса для исследования не пред­став­ляет.

Наши рекомендации