Аврам посмотрел на небо и в образе звезд увидел потомство – до того, как имел потомство во плоти, и до закона, чтобы обрезывать плоть. Когда человек имеет веру, он сам становится источником веры.
Те, что от Авраама по плоти – блистают. Но не все. А те, что по вере – все на небесах. От Авраама вера течет через столетия, и мы можем пить из этого источника. Как Христос сказал: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (см. Ин. 7:38). Вера Авраама такова, что «из недр его» (Быт. 15:4) родились все верующие – чада Авраама.
В Евангелии Христос рассказывает притчу о детях Авраама, богатом и Лазаре, как «отец» Авраам отказывает в помощи и облегчении мук умершему богачу, а он «чадо» Авраама… В царстве небесном нет печали, ни воздыхания, учит Церковь. И Авраам не печалился о погибшем своем сыне… Как это может быть, невозможно представить, а Аврам это при жизни увидел, когда «так» посмотрел на звездное небо. Только что была печаль и ложное смирение (что нет детей), и вот радость: дети по вере – все на небесах.
И от небесного беседа Бога и человека сейчас повернется к земному… Но дела земные будут иметь теперь – другое освещение.
После того, как человек поверил, беседа становится недостаточной для богообщения. Аврам начинает просить у Бога – нового… Заветного.
Мы знаем, что в истории человечества было два Завета с Богом: сначала Ветхий Завет, затем Новый Завет. В жизни Авраама будет два Завета с Богом… Аврам подошел к такому рубежу – в своей жизни и истории человечества – когда он вступает в свой первый Завет с Богом. Какой он будет и о чем? Бог строит не как мы строим (от основания к крыше): он строит от простого к сложному – сверху вниз. То, что сейчас произойдет в жизни Аврама, будет Завет – не Ветхий. Сначала Новое, потом Ветхое. В Священном Писании новозаветное древнее ветхозаветного, образ Нового Завета предшествует: это будет первый Завет с Аврамом: завет рассеченных жертв – образ Голгофы.
[1] ТМ: «и (Он) вменил это ему [как] праведность». То, что вменилось, была вера: «Мы говорим: вменилась Аврааму вера в праведность» (Рим. 4:9).
[2] ТМ: «дай мне одушевленное (ха-нéфеш), а имущество возьми себе».
[3] Это знак клятвы. Когда Бог говорит: «Я поднял руку Мою», это означает: Я поклялся (Числ. 14:30). Аврам клянется Богом, Бог будет клясться Аврааму Самим Собой (Евр. 6:13; Быт. 22:16).
[4] О богословском значении глагола кана – «стяжать» в выражении «Бог Всевышний, Который стяжал небо и землю», см. Е.А. Авдеенко. Книга Бытие: Генесис и Берешит (Раздел Сотериология, III, 3; комм. к Быт. 14:19). — Аврам точно повторяет имя Божье, каким его благословил Мелхиседек. В ТМ Аврам прибавил: вместо Эл Элйон – Яхве Эль Элйон.
[5] Грамматически ст. 23 ТМ построен как клятва: «[пусть мне будет то-то и то-то], если от нитки до ремня обуви возьму
[6] Дух Каина действует поверх национальных различий. Германские племена Европы были первыми, кто узаконил гомосексуальные браки и стал брать налоги с проституции. Недавно Центральная конференция раввинов Америки – разрешила раввинам по собственному усмотрению совершать религиозные церемонии над гомосексуальными парами. В России проституция и гомосексуальные браки не легализованы, но в этом направлении работа ведется: это одна из необходимых форм «либеральной» идеологии… С позиций противоположной идеологии, легализация проституции и гомосексуальных браков неизбежно затронет все общество: это не гомосексуалистов, это всех касается. Лозунг против гомосексуальных браков и легальной проституции может быть таков: «Содом – частное дело граждан».
[7]Человек, проведший в заключении больше десяти лет, рассказывал, что один из его соседей по камере обладал такой способностью: «если ты возьмешь у него две спички, он у тебя вытянет все».
[8] Уточнение «ночью» содержится в некоторых списках LXX и принято в славянской Библии и Златоустом. «Ночью, – поясняет Святитель, – чтобы слова Господа были приняты в безмолвии». И не только поэтому: начинается событие, которое продлится больше суток.
[9]Поэтому переводят: «после сих происшествий было слово» (Синодальный перевод, перевод Йосифона и др.), что в данном случае затеняет смысл.
[10]«Видеть видение»: хаза махазе – это высшая степень достоверности для человека. Когда Валаам пророчествует и доходит до пророчества о Мессии, он, как говорит о себе, «видение Шаддая видит» (Числ. 24:4, 16). Человек и обманываться может в высшей степени, если он «видение пустое видит» (Иез. 13:7). Авраму было дано слово Яхве в видении: махазе, оно будет значительным, продолжительным, а завершится состоянием тардема – исступления, экстаза (Быт. 15:12).
[11] Вспомним из Св. Писания с кем и когда беседовал Господь? С Адамом и Евой после грехопадения, с Каином, и это все. Был Сиф, сынов Адама «сын Божий»… Был Енос, при котором начали призывать имя Господне… Был Енох, он был живым взят Богом… Ни с кем из праведников не было беседы от Господа, чтобы она осталась в Св. Писании. Ной делал все, что говорил Господь, но и Ной не удостоился и никто из потомков Сима не удостоился беседы от Господа.
[12]Вдруг общество захватывают настроения, что некоторые страны (например, на Западе), которые всю жизнь вели исключительно своекорыстную политику, вдруг начнут оказывать бескорыстную помощь… Еще хуже может обстоять дело с персонами, носящими религиозную символику: тут по отношению к ним не только всякая осмотрительность, но и здравый смысл оставляются позади. Человек декларирует себя верующим, и уже нет к нему никакой здравой недоверчивости… Потом начинается кусание локтей и стуканье головой о стенку.
[13]«Защита» ― маген !gm – того же корня, что ган !g: огражденное место, сад (ган бе-éден– рай в Едеме). Хорошо иметь такую «ограду» – от Бога. Маген – это также «щит».
[14] «Мзда» твоя. ― И в ТМ, и в LXX речь идет о плате наемника, что имеет вполне конкретный смысл: «ты презрел дары царя Содомского, так Я дам тебе награду не такую» (св. Ин. Златоуст).
[15] «Мзда многая». ― Многая, многочисленная: polЪj; речь, в частности, идет о потомстве Аврама. ТМ: «Я – щит твой, мзда твоя, (чтобы) умножить [тебя] весьма».
[16]В ТМвпервые встречается имя Божие: Адонай ynda (господа мои).
[17] ¢polЪomai. Вместе со смертью человеку была дана способность умирать, которую Аврам первый назвал «отпущение». «Аврам исход из здешней жизни называет отпущением, как впоследствии Симеон Богоприимец» (Лук. 2:29; св. Ин. Златоуст).
[18]«Бесчаден» ― буквальное значение этого термина в ТМ «раздет».
[19]Кем был Елиезер в дому Аврама, непонятно. Мешек qvm – владение (?); бен-мешек понимают как «распорядитель» (ТМс). LXX передает qvm как имя собственное: «сын Масек домочадицы моей.
[20] «Заметь точность Писания: сказано «тотчас», т.е. Господь не попустил праведнику и малое время скорбеть» (св. Ин. Златоуст).
[21] То, что было «слово», стало «голос». Сперва было (Быт. 15:1) «слово, говорящее», теперь: «глас, говорящий»… Заметим, что «глас» Божий Авраму продолжается «в видении» (15:1). — ТМ Быт. 15:4: «и вот слово Яхве к нему, говорящее».
[22]Меим ~y[m: «внутренности» может обозначать «утробу» матери (Быт. 25:23; Ис. 49:1) и «недра» отца, что обычно переводят «чресла» (2 Цар. 7:12). Перевод Шифмана: «тот, кто произойдет от твоей плоти» – неверная интерпретация с позиция христианства, ибо верующие суть чада Авраама.