Четыре способа услышать голос Бога

Рассмотрим Слово Божье как один из путей к пониманию Его присутствия.

1. БОЖЬЕ СЛОВО

Прежде всего мы должны уяснить главный принцип изу­чения Библии: любой христианин может правильно пони­мать любые библейские истины точно так же, как самый обученный теолог. С самого начала дьявол атаковал распрос­транение Слова Божьего, отдавая изучение Библии в руки нескольких профессионалов и отталкивая от Истины обыч­ных людей. Некоторые люди говорят, что прежде, чем мы сможем правильно понимать Писания, надо обладать опре­деленной глубиной знаний или образованием, понимать на­уку библейской интерпретации. Господь Иисус утверждал прямо противоположное: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мат. 11:25).

Савлу из Тарса было буквально необходимо ослепнуть физически, чтобы прозреть духовно, фигурально такое долж­но произойти и с нами. Мы можем понять духовные истины только Святым Духом благодаря милости Божьей, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Никто не может верно понять Писания, пророче­ства или волю Божью, пока не проявит истинное смирение.

Апостол Павел предупреждал, что «знание лишь делает нас гордыми» (1 Кор. 8:1, Современный перевод). Но Писа­ния предупреждают и об обратном: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6). Путь христианина прям и узок, и идти по нему надо с большой осторожностью. Мы должны полностью полагаться на милость Господа, осознавая свою зависимость от Него. Мы особенно нуждаем­ся в его милости, чтобы оставаться смиренными, когда мы изучаем Писания и приобретаем знание библейских истин. В противном случае знание, которое должно было освободить нас, лишь ускорит наше падение из-за гордости.

По этой причине крайне важно учиться пребывать в Духе Святом и Писаниях. Грех легко огорчает и оскорбляет Духа Святого и может служить барометром нашей гордыни.

Писания учат, что Он удалится от нас, если мы не будем хо­дить праведными путями, и главное — приходить к Нему в смирении. Только храня чуткость к Его присутствию, мы сможем получить библейские знания и не возгордиться ими. Присутствие Духа Святого в нашей жизни должно быть не менее важно, чем библейские истины.

Мы нуждаемся в водительстве Духа Святого, чтобы по- настоящему слышать Его голос.

2. ВОДИТЕЛЬСТВО ДУХА СВЯТОГО

Библия — карта Царства Божьего, но не само Царство, как, например, карта Соединенных Штатов — это не сами горы, долины, города и поселки Америки. Вам может пона­добиться карта, чтобы добраться до побережья, но обладание картой не может заменить само путешествие на побережье. Нам необходимо познавать Писания, но эти знания никогда не заменят познания Самого Бога.

Библия никогда не предназначалась для замещения Духа Святого в нашей жизни, точно так же Дух Святой не может занять место Библии — у них разная роль, они по-разному ведут нас к истине и удерживают нас в воле Божьей. Писа­ния необходимы для того, чтобы установить доктрину, тогда как «голос Господа» направляет нас изо дня в день, а также раскрывает нам стратегические планы Бога на земле. Библия не может дать решение многих важных для нас вопросов: с кем вступать в брак, какую профессию избрать, где жить. Эти решения формируют нашу жизнь, и здесь очень важен совет Бога, а иногда и Его повеление.

Интересно выглядел бы брак, если бы в день свадьбы но­вобрачные обменивались книгами, в которых были бы запи­саны все их запросы друг к другу, и больше они бы никогда друг с другом не разговаривали. Такая семья не будет счаст­ливой. Точно так же и Господь не желает загонять нас в ло­вушку омертвелых взаимоотношений. В действительности Он больше заинтересован в общении с нами, чем мы с Ним.

Познание Господа — это нечто значительно большее, чем просто изучение Его дел на этой земле. Сколько людей вы узнаете по их ладоням? За редким исключением большин­ство из нас узнает других в лицо и по голосу. Но как часто мы ищем «руки Бога» (что Он может нам дать, вместо того чтобы искать Его лица или слышать Его голос).

Сам Господь Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Иоан. 10:27). Од­нако многие теологи протестантской и реформатской церк­вей не только препятствуют, но попросту запрещают хрис­тианам искать голос Бога. Эти теологи доводят до абсурда главный лозунг Реформации: сола скриптура, что значит на латыни «только Писание».

Величайшее оружие Реформации

Великий лозунг Реформации — сола скриптура — был первоначально выдвинут в ответ на произвольное установ­ление Папой Римским догматов веры, многие из которых вступали в конфликт с Писаниями. Принятие их означало признание непогрешимости Папы, который утверждал, что его авторитет выше авторитета Писаний. Эта практика заве­ла в такой духовный мрак, какого мир еще не видел. Поэто­му лозунг сола скриптура предназначался для нанесения первого удара по сгустившейся тьме и для освобождения пути к действительному духовному совершенствованию.

Этот лозунг выражал наиболее важную идею Реформа­ции: христианин не должен принимать учение, конфликту­ющее с написанным Словом Божьим. Однако эта великая истина нисколько не противоречит нашему утверждению, что каждый может и должен знать голос Господа и следовать ему в своей жизни. Учение о том, что мы не можем слышать голос Бога, противоречит самой сути учения Библии.

Господь сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16:7). Господь не сказал, что ради нашего блага Он уходит, чтобы послать нам Книгу. Не говорил Он и того, что намерен послать нам Книгу, чтобы наставить нас на всякую истину, но Он обещал послать Духа Истины (см. Иоан. 16:13).

Библия — драгоценнейший дар Бога Своему народу, и только Библия может служить источником и обоснованием христианских доктрин. Сам Господь постоянно обращал внимание на ошибки, ссылаясь на книги Священных Писа­ний: «Написано». Насколько же больше мы с вами зависим от Библии! Однако несмотря на всю важность Библии для правильного вероучения, хождение в истине означает нечто гораздо большее. Независимо от того, насколько правильно наше учение, мы обманываем самих себя, если не пребываем в воле Господа.

Христианство — это нечто большее, чем правильное уче­ние. Настоящее христианство — это восстановленные и жи­вые взаимоотношения с Богом.

Христианство — это больше, чем учение

Даже подчиняясь ветхозаветному закону с сотнями его обременительных ограничений, каждый человек должен был знать голос Бога и покоряться Ему.

«И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и вни­мать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26, курсив автора).

«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблю­дать завет Мой, то будете Моим уделом из всех наро­дов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5, 6, курсив автора).

«Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею. Когда ты будешь в скорби и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его» (Втор. 4:29, 30, курсив автора).

«Как народы, которые Господь истребляет от лица ва­шего, так погибнете и вы за то, что не послушаете гласа Господа, Бога вашего» (Втор. 8:20, курсив автора).

«И когда посылал вас Господь из Кадес-Варни, говоря: «пойдите, овладейте землею, которую Я даю вам», — то вы воспротивились повелению Господа, Бога ваше­го, и не поверили Ему, и не послушали гласа Его» (Втор. 9:23, курсив автора).

Как мы видим, первое поколение погибло в пустыне, по­тому что не поверило Господу или не слушало голоса Его. Записанное Слово Божье, даже со всеми ветхозаветными предписаниями и детальными инструкциями по всем вопро­сам жизни, никогда не должно было заменить слушание Его голоса. Мы часто связываем отступничество библейского Израиля с неспособностью исполнять заповеди Бога, но приведенные выше цитаты доказывают, что причиной мог быть и отказ слушать голос Господа.

Иисус сказал саддукеям: «Заблуждаетесь, не зная Писа­ний, ни силы Божией» (Мат. 22:29). Многие из тех, кто изу­чил Писания, но не познал силу Божью, обвиняют харизма- тиков и пятидесятников, что те считают их гражданами вто­рого сорта в Царстве Божьем, потому что они не познали силу Божью. И это справедливое обвинение. Хотя, и наобо­рот, христиане, изучившие Писания, но не познавшие силу Божью, относятся к харизматикам и пятидесятникам как к второсортным гражданам в Царстве, потому что те имеют меньше библейских или академических знаний. Фактически правы обе стороны, и каждая из них должна раскаяться в своей духовной гордости и начать учиться друг у друга.

Если фундаменталистам было дано познать Писания, то только по милости Божьей. Если харизматикам дано знать силу Господа, то и это лишь по милости Божьей. В обоих слу­чаях нам нечем гордиться — мы все это получаем по Его ми­лости. Мало кто доходит до глубин познания Библии без за­держек, потому что знания наполняют человека гордостью.

Мало кто приходит к познанию силы Божьей не преткнув­шись в гордости. Однако нам нужно больше знаний и боль­ше силы, чтобы следовать Господу в полной мере. В своих исканиях мы должны добиваться и того и другого, — но без гордости, которая может лишить нас милости Божьей.

Меня воодушевили последние годы, когда многие, сто­ящие по разные стороны проблемы, смирили себя и обрати­лись к противоположному лагерю. Это делалось не для того, чтобы обратить другого в свои идеи, а для того, чтобы само­му обогатиться. Переброшено много мостов между теми, кто знает Писания, и теми, кто знает силу Божью. Обе сторо­ны нуждаются друг в друге и не могут выполнить свою се­годняшнюю миссию одна без другой.

Реформация достигла многого в восстановлении библейс­ких истин, утраченных в средние века, но Реформация еще не завершилась. И не закончится, пока Дух Святой не обре­тет вновь свое законное место в Церкви. Мы должны соблю­дать необходимый баланс между прочным усвоением биб­лейских истин и познанием голоса Божьего. Если же нам это не удастся, то мы уподобимся тому, кто пытается лететь на самолете с одним крылом. Мы не только не оторвемся от земли, но еще и будем кружить на одном месте, пока не по­лучим второе крыло. Нам нужен баланс.

Пример баланса между Словом Божьим и Его голосом

В книге Деяния приведен пример нормальной церковной жизни. Ничего не изменилось в отношениях Господа со Сво­им народом с тех времен. Глубокое познание Писаний по­зволило апостолу Павлу понять миссию Христа и Новый Завет, как и общий замысел Бога расширить служение при­мирения, а также намерение Господа отправить Павла к язычникам с этим служением. Когда же Бог решил отпра­вить Павла в Македонию, Писания не могли дать ему этого направления, Павел сам должен был услышать это от Госпо­да (см. Деян. 16:9, 10).

Похожий случай мы видим в жизни Петра. Он основывал свое послание и служение на Писаниях, но когда Господу надо было направить Петра в дом Корнилия, чтобы он пер­вым проповедовал язычникам, Бог послал Петру особое ви­дение (см. Деян. 10:9-48). Петр сначала подчинился води­тельству Святого Духа, а затем отправился в Иерусалим, чтобы обсудить свои действия со старейшинами. В конце концов все они обратились к Писаниям.

Эта новая, беспрецедентная акция проповеди язычникам в конечном счете установила новое учение: язычникам тоже доступна милость Божья через веру в Христа. Дух Святой со­шел на язычников, и это продемонстрировало силу Господа. Однако, как поступили позднее верийцы (см. Деян. 17:11), апостолы и старейшины приняли это новшество, лишь раз­бирая Писания в поисках тому подтверждений.

Этот случай установил в Церкви важный прецедент, став­ший образцом для любого христианского служения. Если происходящее не противоречит Писаниям явно, то христиа­не могут следовать тому, что, как им кажется, является води­тельством Святого Духа. Но даже если эта практика приво­дит к значительным изменениям, то нам все равно необхо­димо подтверждение со стороны Писаний, чтобы принять это как церковную доктрину. Каждый верующий мог сво­бодно следовать за Господом, тогда как вся зародившаяся Церковь была защищена от новых, необоснованных Писа­ниями, доктрин и обычаев.

Если бы Петр не воспользовался данной ему свободой, то вряд ли верующие евреи поняли бы Писания, которые гово­рили о воле Господа проповедовать Евангелие язычникам. Его поступок высветил эти Писания, а Писания утвердили его действия. Как основы авторитета Библии, так и свобода Духа закрепились в Церкви, и мы должны сохранять и то и другое. Мы не должны забывать, что многие великие мисси­онерские начинания осуществлялись вопреки мнению цер­ковных верхов. Без свободы Духа мы рискуем пропустить волю Божью. Без Писаний мы будем постепенно скатывать­ся в заблуждение. Необходимы обе стороны, если мы хотим и далее следовать по пути жизни!

Мы слышим глас Господень через Его Слово, через Дух Святой и через подтверждение от других христиан.

3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОТ ДРУГИХ ХРИСТИАН

Часто голос Бога приходит к нам через другого человека, и Господь требует, чтобы мы смирились и приняли это. Че­рез все Писания Господь провозглашает Свое Слово таким образом, что тот, кто принимает это Слово, должен смирить себя. Гордость вызвала падение человека вначале, и мы не сможем избавиться от последствий падения, пока не изба­вимся от гордости.

Иисус — это воплощенное Слово Божье, и Он пришел так, что только тот, кого мало заботила внешность, смог принять Его. Он не только был рожден в стесненных обстоя­тельствах среди приниженного народа, Он еще и вырос в са­мом захолустном городишке страны. Бог славы явился в этот мир в качестве, как назовут это следующие поколения, селянина. Лишь тот, кто любил саму истину, а не то, как она выглядит, мог последовать за Ним, и только таких учеников Он принимал.

Мы считаем, что если знаменитые и влиятельные люди признают Бога, то это поможет нам более успешно пропове­довать Евангелие, но Господь ясно утверждал прямо проти­воположное:

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много бла­городных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посра­мить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы по­срамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить зна­чащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:26-29, курсив автора).

Апостол Павел не исключил полностью знатных, силь­ных или мудрых мира сего — просто Бог призвал немногих из них. Если бы Он совсем не призывал их, то мы бы начали поклоняться смирению, и Бог, конечно, этого не хочет. Бог, рожденный в хлеву, был одновременно владельцем самого дорогого здания тех времен — Своего храма. Это расширяет истинное смирение до покорности. Апостол Павел был мудр; он научился быть довольным в любой ситуации. Временами он учился быть в недостатке, а иногда он также учился быть в изобилии. Главное — сохранять равновесие, в каких бы мы ни оказались обстоятельствах.

Живя в этом мире, мы находимся в униженном состоянии. Условия существования сегодняшнего бедняка могут заметно превосходить условия, в которых сто лет назад жил богач. С точки зрения истории, наши понятия «богатый» и «бедный» весьма относительны. С точки зрения вечности, самые состоя­тельные люди — нищие, и жизнь их подобна пару. По сравне­нию с вечностью все богатства мира меньше песчинки в океа­не. Мы одновременно очень богаты и крайне бедны. Смире­ние приходит из осознания своей зависимости от Бога во всем, что мы есть или имеем, включая следующий вдох.

Легко кроткому выражать покорность, но внешнее смире­ние часто скрывает гордость и лицемерие. Деньги могут стать идолом для любого, не только для богача. Я встречал бедня­ков, увлеченных добычей денег гораздо более большинства богачей. Люди незаметные, которых так раздражают знамени­тости, часто крайне тщеславны. Соломон заметил: «Иной вы­дает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много» (Прит. 13:7).

Высшая форма кротости может проявляться в мудрости тех, кто имеет по сравнению с окружающими законные ос­нования гордиться собой, но остается смиренным, потому что вечность поселилась в их сердцах. Плодом истинного смирения всегда является покорность, и удовлетворенность, несмотря на любые обстоятельства, и сочувствие к другим, в каком бы состоянии они ни находились. Вы не сможете слы­шать голос Божий через других людей, если не хотите сми­риться.

И наконец, Господь говорит нам через сны и видения.

4. СНЫ И ВИДЕНИЯ

С самого начала двумя основными каналами общения Бога со своим народом были сны и видения. В соответствии со второй главой Книги Пророка Иоиля, которую Петр цитировал в день Пятидесятницы, сны и видения станут важным средством получения информации «в последние дни». Однако это одно из самых плохо понимаемых действий Божьих. На изломе тысячелетий становится все более важным для нас выделять сны и видения, идущие от Бога, среди прочих снов и видений. Мы должны также знать, как их следует толковать.

Язык Духа

Господь использует сны и видения, чтобы направить нас на Свои пути — не наши пути — Своим особым языком — не нашим обычным языком. Сны и видения — язык Духа, и на языке Духа одна картина означает гораздо больше, нежели тысяча слов. Сны и видения часто передают нечто гораздо большее, чем простые факты. Учась расшифровывать эти специальные сообщения, мы учимся познавать пути Божьи. Павел объяснял это коринфянам: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14, 15).

Одной из основных частей человеческой природы является любознательность, которая заставляет нас искать более глубокого познания Бога и Его творения. Господь ухаживает за Своей невестой и постоянно находит новые способы повести нас за Собой. Это не трюк с морковкой на удочке, чтобы только заставить нас двигаться, а зов, который поднимает нас на новый уровень понимания, на котором мы можем постигать Его тайны.

Павел, будучи восхищен на Небеса, услышал слова, которые невозможно произнести. Он не использовал эти знания для организации особой секты, как это пытались позже сде­лать гностики, утверждавшие, что овладение секретными знаниями возводит их на более высокий духовный уровень. Однако многие духовные истины попросту не могут быть очерчены человеческими определениями, они не могут быть выражены, потому что мы не обладаем соответствующим языком для этого или нам не хватает умственных способнос­тей, чтобы вместить их в свое сознание. Было бы ересью пы­таться сделать это.

Как вы узнаете, что сон или видение исходят непосред­ственно от Бога? Прежде всего, становясь духовными людь­ми, имеющими плод Святого Духа.

Определение источника снов и видений

Одна из наших главных целей — стать духовными людь­ми. Пока мы не станем духовными, некоторые проявления Духа вроде снов и видений будут казаться нам «безумием». Когда же мы становимся духовными, то получаем способ­ность охватывать все вещи благодаря водительству Самого Духа Истины. Это первый способ, с помощью которого можно узнать, исходят ли эти сны и видения от Бога или яв­ляются обычным проявлением деятельности нашего мозга, а может быть, посланы нашим врагом.

Духовность прежде всего означает наличие плодов Духа. Если неправедный гнев, страх или подозрения, а не любовь воздействуют на нас, то мы открываемся для влияния духа злости или страха, и мы можем принять это за послания от Господа. Когда мы злимся или чувствуем обиду на кого-то, то можем увидеть неприятный образ этого человека в своих снах, если чувства проникли глубоко в нашу душу. Я на­учился никогда не доверять своим снам и видениям, окра­шенным сиюминутным состоянием моего разума. Если же я испытываю раздражение к кому-либо и сон или видение из­меняют мое понимание ситуации к лучшему, и мне легче простить его, то, мне кажется, это идет от Святого Духа.

Все, что дает нам Дух Святой, всегда несет Его природу, а Его природа — это плод Духа: любовь, радость, мир (см. Гал. 5:22). Служение примирения — основа работы Духа. Он по­стоянно ищет способы установления гармонии как между человеком, так и Богом и между людьми. В противовес это­му враг всегда пытается привнести раскол в Церковь и закре­пить его. Сны и видения, направленные на усиление разно­гласий, идут от сатаны, и мы должны игнорировать их.

Сны и видения, идущие от Бога, никогда не дают нам ос­нования для нового учения.

Мы не находим ни одного примера в Библии, когда бы Господь посылал сны, видения или другие откровения с це­лью учреждения нового учения. Это главный принцип, как мы должны истолковывать сны и видения. Большая часть снов и видений посылается для особенного, персонального водительства, как, например, видение с македонянином у Павла (см. Деян. 16:9, 10).

Существуют, однако, примеры видений, ниспосланных, чтобы высветить определенную библейскую истину, как, на­пример, видение Петра с указанием направиться к язычнику Корнилию. Это не была новая истина. Это была одна из ис­тин Слова Божьего, которой Церковь не следовала и кото­рую совершенно не понимала. Через это видение Петр ис­полнил пророчество Симеона, что учение Христа станет све­том для язычников (см. Лук. 2:32). Это видение не принесло нового учения, скорее оно стало утверждением того, о чем уже было написано в Библии.

Нам всем хотелось бы иметь базовую формулу для рас­шифровки снов, но ее попросту не существует. Один из ве­личайших библейских толкователей сновидений должен был усвоить очень важный урок, чтобы подготовиться к испол­нению этого великого призвания. Иосиф должен был на­учиться смирению и прощению, это касается и нас с вами. Этот дар — великое и мощное оружие, и оно может быть дано лишь тому, кому Господь может доверить Свою благо­дать, тому, кто истинно смирен перед Ним.

Конечно, некоторые принципы помогли бы нам, но это лишь очень общие принципы. У Иосифа не было учебников, в которых было написано, что коровы и снопы символизи­руют годы, только Дух Святой мог открыть ему это. Мы мо­жем учиться на библейских примерах, а затем и на собствен­ном опыте, но в каждом истинном откровении от Святого Духа только Он Сам дает нам ключи к правильному истол­кованию. Смирение открывает двери для Его благодати. Все мы крайне нуждаемся в Его благодати и милости — и не только для истолкования снов и видений, но и во всем ос­тальном.

Смирение и близость к Господу — это и есть ключи к раз­личению голоса Божьего. Часто близость с Господом требует некоторой скрытности с нашей стороны.

Чем ближе два человека между собою, тем более сокро­венными становятся их секреты. Какой любящий человек станет обнажать свое сердце, если любое его откровение ста­нет известным всем? Здесь я говорю не о доктрине или про­рочестве из Писаний, но о наших личных взаимоотношени­ях с Господом. Иосифа предали не только родные братья, но даже отец Иаков упрекнул его за столь необдуманное и преждевременное раскрытие своих видений.

Амос сказал: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не от­крыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7, курсив автора). Многим трудно понять, что большинство секретов, которыми Бог делится с нами, есть именно секреты. В про­роческом служении чрезвычайно важно соблюдать правиль­ное время. Умение держать эти откровения в себе, пока Он не позволит поделиться ими с другими, очень важно, если мы хотим получать все более значимые откровения от Него.

Развитие близких взаимоотношений с Господом в тайном месте сильно помогает нашей духовной жизни. Бог смотрит на сердце, Он сообщает нам больше через сердце, чем через разум. Именно поэтому Павел молился, чтобы Бог «просве­тил очи сердца» (см. Еф. 1:18), а не разума. Господь Иисус наставлял нас молиться Отцу и жертвовать в тайне, и тогда

Он вознаградит нас. Когда мы молимся и потом рассказыва­ем другим, как мы сильно ходатайствовали, то мы меняем свое духовное вознаграждение от Отца на краткую, поверх­ностную людскую похвалу. Если же мы молимся, жертвуем или служим и знает об этом лишь наш Небесный Отец, то мы собираем свое сокровище у Него на Небесах. «Ибо где со­кровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мат. 6:21).

Духовные дары и призвания должны действовать в про­роческом служении, но самое важное — это просто дружба с Богом. Одна из причин, почему Господь ничего не делает, не сказав об этом Своим слугам, пророкам, заключается в том, что Он не хочет ничего делать, не известив об этом Своих близких друзей. Когда мы близки Богу и благора­зумно храним Его секреты до нужного момента, Он начи­нает рассказывать нам обо всем, что Он собирается делать в нашей жизни.

Некоторые заблуждаются, веря, что Бог рассказывает нам только о наиважнейших вещах, которые решают вопросы жизни и смерти. Но искренне любящие друг друга люди об­щаются между собой лишь потому, что им нравится об­щаться. Наши личные отношения с Господом часто имеют ту же природу. Сказано, что «вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа» (1 Кор. 1:9). Невозможно быть друзьями без общения.

Общение ради дружбы отличается от общения ради конт­роля. Некоторые христиане отказываются принять даже простейшее решение без выслушивания мнения Господа — иногда из желания подчиняться Богу абсолютно во всем, но обычно из неуверенности. Потребность выслушивать мнение Господа о самых земных проблемах — это не признак зрело­сти, а признак незрелости. Мой четырехлетний сын требует большего внимания, чем четырнадцатилетняя дочь. Обще­ние с сынишкой часто сводится к «сделай это» и «не делай этого». Гораздо больше я разговариваю с дочерью, хотя наше общение редко касается принятия решений, поскольку боль­шую часть решений она принимает самостоятельно.

Когда Святой Дух отправлял Павла и Варнаву, они были посланы с общим указанием идти к язычникам. Куда и к кому отправиться, они решали сами, потому что вполне со­зрели и имели разум Христа. Писания показывают, как Гос­подь давал им сны, видения и пророчества, когда нужна была корректировка курса. Взрослея, мы требуем, чтобы нас перестали водить за ручку, перестали за нас принимать мел­кие решения. Мы тоже посланы.

Иногда видение или сон — лишь часть сообщения для нас.

Каждое значительное откровение — это лишь часть го­ловоломки, которую надо аккуратно сложить из кусочков, данных другим людям. Это относится как к учению, так и к пророчеству. Ни одна деноминация, ни одно движение не обладают полной истиной; ни одному пророку не дается все откровение целиком. Даже получив много откровений от Господа, все равно осознаешь, что это лишь маленький кусочек всей истины. Именно поэтому апостол Павел ска­зал: «А мы (не я) имеем ум Христов» (1 Кор. 2:16, курсив ав­тора). У каждого из нас лишь малая часть Его великого ра­зума, и из этих частей мы все вместе должны сложить пол­ный ум Христа.

По моим наблюдениям, кусочки откровения, необходи­мого для меня, Господь часто дает людям, мне неприятным или очень на меня непохожим. Я понял: если кто-то по ка­кой-либо причине отталкивает меня, то я буду вынужден искать сближения, потому что от этого человека я смогу ус­лышать нечто ценное для меня. Почти всегда я видел, что дистанция между нами возникла по недоразумению, как правило, в результате моих попыток узнать этого человека по плоти, по внешности, а не по Духу.

Если две церкви в городе конфликтуют одна с другой, то, скорее всего, они сильно нуждаются друг в друге. Ис­ключения мне не встречались. Это относится и к народам. Существует мощная духовная связь между Британией и Германией, именно поэтому враг столкнул их в мощней­шем конфликте.

Теперь, зная, как слышать голос Господа, давайте посмот­рим, как отличать Его голос от голоса врага.

Распознавание голоса врага

Временами враг пытается подражать голосу Бога, чтобы сбить святых с верного пути. У него не было бы такой воз­можности, если бы Господь не разговаривал со Своим наро­дом. В конце концов, фальшивомонетчики существуют только потому, что есть настоящие деньги. Углубим эту ана­логию еще на один шаг. Готовы ли мы обещать, что больше никогда не возьмем в руки денег, потому что однажды нам досталась фальшивая ассигнация? Конечно же, нет. Не отка­жемся же мы вслушиваться в голос Бога только потому, что враг пытается иногда подделаться под Его голос? Напротив, мы должны слушать еще внимательней!

Итак, как же отличить голос Бога от голоса врага? Ответ очевиден, если вспомнить историю об овцах и пастухах на Среднем Востоке, с которой я начал эту главу. Постоянно слушая, мы все лучше узнаем голос Господа.

Научись узнавать голос Бога

Через двадцать с небольшим лет семейной жизни я очень хо­рошо узнаю голос своей жены — кричит ли она или шепчет. Она может находиться в толпе громко говорящих женщин, но я сразу же узнаю ее голос. Я могу это сделать, потому что мы долго прожили вместе. Мы должны научиться узнавать голос Бога точно таким же образом. Других рецептов не су­ществует: только пребывание в Божьем присутствии.

Я слышал об одном слепом, работой которого было ощу­пывание денег для Министерства финансов в Вашингтоне. Он настолько хорошо чувствовал банкноты своими пальца­ми, что подделки распознавал мгновенно. Это распознава­ние стало для него возможным лишь потому, что он очень хорошо знал настоящие деньги, а не фальшивые. Вряд ли это было бы возможно, если бы он имел дело со множеством разнообразных подделок.

Точно так же, чтобы отличить голос врага от голоса Бога, надо очень хорошо знать голос Господа и выделять его сре­ди множества других голосов. Тот, кто проводит много вре­мени за изучением врага — как он действует, говорит и об­манывает, — научится свободно узнавать голос врага, но так и не научится узнавать голос Божий. Я приучил себя не доверять тому, кто специализировался на изучении страте­гии дьявола.

Не можем мы полагаться в различении голоса Бога и го­лоса врага и на тех, кто, по их утверждению, умеет это де­лать.

Наши рекомендации