История человека с точки зрения Бога и с его собственной точки зрения
С помощью этой простой схемы, приведенной здесь [см. ниже], мы попытались изложить внутреннюю историю человека, как с точки зрения Бога, так и с его собственной точки зрения.
Во-первых, у нас есть человек, «Когда Бог сотворил» его (Быт. 5:1). Обозначена его троичная природа:
1) Дух с его тремя способностями: совесть, общение и интуиция, главной ценностью которой является духовное разумение.
2) Душа с её разумом, эмоциями, волей (или хотением, желанием), задачей которой (души) является интерпретация (духовного разумения) в человеческой жизни.
3) Тело из плоти, крови и костей; как посредник для исполнения дел духа и души.
Далее у нас есть общность с Богом посредством духа. Она пятисоставная:
1. Подобие - основная природа («дух»).
2. Общение.
3. Знание (духовное восприятие).
4. Сотрудничество.
5. Владычество.
Во-вторых, у нас есть «грехопадение».
Его результатом и последствиями были и есть:
1. Дух человека, покоренный душе.
2. Душа, объект сатанинской атаки и торжества, попавшая под власть злых сил.
3. Тело, инструмент души, находящееся под влиянием сатаны, особенно для целей воспроизводства человека «по подобию своему, по образу своему» (Быт. 5:3).
Таким образом, по причине отделения духа от Бога, что и является духовной смертью, пятисоставные отношения были разорваны: подобие искажено; общение разрушено; знание помрачено; сотрудничество стало невозможным; владычество потеряно. Итак, человек отделён от Бога, отчуждён, помрачён, духовно парализован и «покорён суете» (Рим. 8:20).
С этого момента он называется плотью: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. 6:3). И мы знаем из Нового Завета, что это означает не только смертность, но и активный принцип, враждебный по отношению к духу и к Богу. Кроме того, человек с тех пор известен как «естественный (душевный) человек». Но, прежде всего, он водимый «богом мира сего», поскольку он избрал - по собственной воле - верить в сатану, которого он предпочёл Богу.
С этой точки начинается двойная история. Это представлено на нашей схеме двумя парами линий - сужающимися и расширяющимися (с левой стороны креста). Сужающимися (сходящимися к центру креста) линиями представлена история человека с того времени (грехопадения) в соответствии с Божиим замыслом. Изначально человек был произведением Божиего творческого акта, но по причине неверия Бог «заключил» его под грехом (Рим. 11:32). Таким образом, Бог вводит в прообразе и символе принципы Креста Христова. В рамках этого принципа, всё, что от самого человека, категорически не принимается Богом. Некоторые вещи - в особенности, три - видны с особенной ясностью:
1. Факт греховного состояния человека, находящегося под осуждением.
2. Смерть, являющаяся концом естественного человека, которую положено принять всем.
3. Совершенство Христа - единственная основа всех, или любых дальнейших, отношений с Богом.
Это видно в истории Каина и Авеля. Вот почему смерть занимает такое большое место во всем Божественном плане. И - о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! - Он предстаёт хватающим змея за самый хвост, само жало смерти, дела дьявола, и делающим смерть путём к новой жизни, путём к Его цели в воскресении Христа и духовном воскресении верующих в Него. Это, опять же, причина того, почему каждая жертва, приятная Богу, приносимая, чтобы приблизить человека к Нему, должна быть без порока. Священник, произведя самый тщательный осмотр своим опытным глазом, должен был быть в состоянии сказать: «Она совершенна». Это то, что в действительности возгласил Христос на кресте, как заключение всех Своих испытаний и огненного суда - «Она совершенна», а не просто: «завершено», или: «окончено».
Итак, всегда, с неизменным, не знающим исключения, постоянством, Божие намерение приводит ко Кресту Христову. Всякий раз, когда человек или народ подпадает под непосредственное управление Бога, по отношению к Его вечной цели, Бог открывает одну вещь: «не живет во мне доброе» (Рим. 7:18), что он принят только на основании праведности, которая «не от вас.., не от дел» (Еф. 2: 8, 9), но через веру - это добродетель Другого. Это осознание беспощадно поразит естественного человека, чтобы из этого поражения мог появиться тот, на которого Господь может призреть, - «бедный и сокрушенный духом» (или «сердцем»).
Итак, мы видим, что Крест Христа является Божиим намерением для естественного человека, ибо Сын Человеческий принял не только наши грехи, но и нас самих в Своей представительской личности, и умер под приговором Бога вместо нас, или, как мы (Рим. 6: 2-10; Кол. 2:12; 2 Кор. 5: 14,15 и т.д.). Этот крест бросает свой отблеск назад, на момент греха Адама. Именно из-за отсутствия полной или должной реализации значения Креста, очень многие христиане «плотские», или пытаются жить для Бога собственными силами. Это корень нескончаемой слабости и скудости духовной жизни. Звучит много молитв о «пробуждении», и прилагается много усилий для «углубления духовной жизни». Единственным ответом на это является новое восприятие Креста, не только по отношению к грехам и жизни победы над ними, но и по отношению ко Христу, как замещению природного человека.
Обстановка в Коринфе, которая заставила Павла написать: «Я не мог говорить с вами, как к духовным, но как с плотскими, как с младенцами» (что не к лицу христианам), была объяснена в первых главах его первого послания, как обусловленная их жизнью преимущественно на основе душевного («естественного») человека; и единственным средством Павла был «Иисус Христос, и притом распятый». Да, верующие, «призванные святые» (1 Кор. 1:2), могут поступать так, и могут даже привнести духовные дары в область, где они душевно ценимы и используемы. Это должно особо отрезвить и утвердить нас, когда мы признаем, что то, что называется «крещением» Святым Духом, с «языками» и другими последующими «дарами», не обязательно несёт с собой знание основных истин духовной жизни. Вот почему Павлу пришлось учить тех, кто имел эти дары, истинному значению крещения, Креста, Трапезы Господней, Тела Христова и сыновства. Откровение есть нечто большее, чем дары или переживания. Проявление даров не является признаком духовной зрелости; зачастую, как раз, наоборот. В этом и заключается самая хитрая ловушка сатаны. Ошибочное принятие таких переживаний за глубокую и подлинную духовность даёт ему самую желанную возможность ввести наиболее искренних детей Божиих в ложное состояние. Крест, глубоко применённый к душевному человеку, является единственной защитой против выражения психического как тонкой имитации духовного.
Чтобы продолжить рассмотрение нашей схемы, необходимо осветить ещё один аспект. Человек всегда отвергает, не признает и не принимает приговор Бога. Поэтому он следует курсом самовыражения и самореализации. С самого начала, даже когда путь Божий был так отчетливо очерчен жертвой Авеля, он следовал своим собственным курсом. Он ушел, чтобы построить мир, чтобы создать цивилизацию, и учредить царство. Его имя Бабель, или Вавилон. Это выражение и памятник человеческой власти, способности и славы. «Сделаем себе имя» (Быт. 11:4). «Это ли не величественный Вавилон, который построил я ...?» (Дан. 4:27). Таким образом, он раздувается, расширяется и утверждает себя. Да, это чудесный мир, который он произвел, и этот мир совершенно неподконтролен человеку. Он не может управлять им. Полный чудес, да, но и полный трагедии! Он устремляет человека к погибели; и произведения человека сотрут его же собственную цивилизацию. Он запустил нечто, что само собой выскользнуло из его рук. Бог должен будет вмешаться, чтобы сократить дни последствий этой трагедии, иначе не спасется никакая плоть (Мф. 24:22). Это то, что только на поверхности, что заметно сразу. Сколько мы могли бы написать на эту тему! Но мы воздержимся. Только безумцы, слепые безумцы, одураченные сатаной, рассматривают утопию как естественный результат настоящего курса этого мира. Цивилизация только усугубила душевные чувства, или чувствительность, и мы уже знаем кое-что о значении «издыхания людей от страха» (Лк. 21:26).
И всё же, Божия позиция до сих пор остается неизменной. Человек может построить своё царство, и построить его до облаков, но небеса для него закрыты. Крест Христов провозглашает, что Бог уже давно положил конец всем этим стремлениям. Так что «Голгофа» есть точка ноль! В соответствии с вечной целью Бога, нет никакого пути на другую сторону Креста, кроме как через смерть, в отождествлении с Христом по вере. Когда это место занято, и его смысл принят во всей полноте, тогда новый человек приведён в союз воскресения со Христом. «Кто во Христе, тот новая тварь ...» (2 Кор. 5:17).
С этой точки начинается другой двойной процесс. Здесь должен иметь место определённый перелом, в котором принимается всё намерение Бога, полностью ли осознанно или нет. Этот перелом включает и потенциально несет в себе всё.
Двойной процесс представляет, с одной стороны, господство нового, духовного, человека; а с другой стороны, покорение естественного, или ветхого, человека. Это жизненное воспитание. Оно необходимо для понимания. Если бы Бог сразу изгладил, «искоренил» ветхого человека, то была бы удалена и вся основа духовного обучения. В другом месте мы указывали, что эта «обновлённая жизнь» подразумевает изучение всего заново, в другом мире, с помощью новых духовных способностей. Этот новый человек - это «сокровенный сердца человек» (1 Петра 3:4), и его обучение «Отцом (наших) духов» (Евр. 12:9) будет в согласии с ранее приведённым в том же послании утверждением о «разделении души и духа» (Евр. 4:12). Если рассмотреть остаток схемы, значение этого будет ясно; ибо здесь предстаёт новый и совершенно иной закон - «закон духа жизни». Эта жизнь имеет свой собственный закон или законы, которые должны быть познаны.
Это жизнь веры. «А что ныне живу (жизнь, которою я ныне живу) .., то живу верою ...» (Гал. 2:20). Так, знание является плодом веры. Нам не нужно идти дальше, но напоследок обратимся к указанию на кризис Креста. Богу нечего сказать человеку, кроме как у Креста. Каждый новый этап возрастания в жизни чада Божиего будет определенным образом осуществляться через новое выражение значения Креста; углубление смерти к полноте жизни. У Бога все дела взвешены, и в конечном итоге, последняя фаза нашего самоопустошения здесь обусловит воцарение со Христом там.