Высказывания праведных предшественников относительно размышления
Жена Абу Зарра говорила о поклонении мужа: «Весь день он проводил дома в думах».
Аль-Хасан говорил: «Час размышлений лучше целой ночи, проведенной в поклонении».
Изречение Фудейля: «Задумчивость в размышлениях подобна зеркалу, в котором видны твои хорошие и плохие качества».
На претензии, высказанные Ибрахиму ибн Адхаму по поводу его долгого пребывания в раздумьях, был дан следующий ответ: «Дума – это мозг разума».
Суфьян ибн Уейна сказал: «Если человек мыслящий, то в каждой вещи он для себя видит пользу».
Аль-Хасан говорил: «Если в словах человека нет мудрости, то это пустословие, если молчание вызвано не размышлениями, то это рассеянность…».
Аллах сказал:
«Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то»(сура«Преграды», аят 146).
По поводу этих слов Аллаха было сказано так: «Я лишу их сердца способности размышлять».
Абдулла ибн Мубарак, заметив молчаливо размышляющего Сахля ибн Али, спросил: «Докуда ты уже дошел?» Тот ответил: «До моста Сырат».
Из слов Бишра: «Если бы люди размышляли над величием Аллаха, никогда бы Его не ослушались».
Ибн Аббас говорил: «Самая короткая молитва, проведенная с размышлениями, лучше целой ночи молитв, проведенных без присутствия сердца».
Однажды Абу Шурейх остановился, прикрыл лицо подолом своей одежды и зарыдал. Люди спросили причину его поступка, он ответил: «Я подумал о прошедших годах, о ничтожности моих дел и о приближении кончины».
Абу Сулейман Ад-Дарани говорил: «Приучайте свои глаза к слезам, а сердце к размышлениям». Также он говорил: «Размышление о жизни – это преграда от загробного мира и наказание для праведников. Размышление над грядущей жизнью приводит к мудрости и оживляет сердца. Поминание усиливает любовь, а размышление усиливает страх».
Ибн Аббас говорил: «Мысли о хорошем ведут к совершению хорошего. Сожаление после совершения плохого ведет к его полному оставлению. Если вся забота и мысли связаны с Аллахом, то по Его воле молчание превращается в благие думы, а разговор в прославление».
Из высказываний Аль-Хасана Аль-Басри: «Не перестали обладатели разума среди людей переходить через поминания (зикр) к размышлению, и через размышление к поминанию, до тех пор пока их сердца не начинают высказываться мудростью».
Стоя лунной ночью на крыше дома, Дауд Ат-Таи размышлял над царством неба и земли. Он, рыдая, всматривался в небо, пока не упал с крыши в соседский двор. Сосед в свою очередь, подумав, что это воры, схватил меч и бросился во двор. Когда он узнал Дауда, спросил: «Кто тебя столкнул с крыши?» Тот ответил: «Я даже не почувствовал!»
Лучшим считается то собрание, в котором идет беседа с размышлением над именами и качествами Аллаха, над блаженствами Рая и наказании Ада, над аятами Корана и над всем сотворенным. Что может быть лучше подобных бесед! Аш-Шафии, (Р), говорил: «Вооружитесь молчанием, избегая болтовни. И вооружайтесь думами, перед тем как принять решение».
Аш-Шафии, (Р), имел совершенный интеллект, он с легкостью решал сложнейшие задачи. Вот еще одно из его высказываний: «Трезвый взгляд на вещи – залог успеха от беспечности. Отстаивание своего мнения – залог успеха от халатности. Раскаяние и размышление развивают решительность и проницательность. Совещание с мудрецами усиливает позицию и расширяет кругозор. Думай перед принятием решения, выбери стратегию перед нападением, советуйся перед выступлением». «Существуют четыре ценности: первая – мудрость, основанная на размышлении. Вторая – целомудрие, основанное на победе над страстями. Третья – сила, основанная на победе над гневом. Четвертая – справедливость, основанная на силе воли».
Определение размышления
Ибн Аль-Кайим, (р), высказал золотое правило: «Основа добра и зла берет начало в размышлениях, также мысли, являются опорой для желаний, стремления, любви и ненависти. Самые полезные мысли – это мысли, приносящие пользу в загробной жизни; стремление к этому; мысли, остерегающие от краха в грядущей жизни; старание всеми способами отдаляться от этого».
Это самые лучшие мысли. За ними следуют другие четыре:
мысли, приносящие пользу в жизни; стремление к этому; мысли, остерегающие от краха в этой жизни; старание всеми способами отдаляться от этого.
Эти мысли наполняют думы разумных людей. Вершиной первого пункта является размышление над знамениями Аллаха, над Его дарами, приказами, запретами. Необходимо осознание Аллаха, Его имен и атрибутов, основываясь на Коране, Сунне и т.д. Во-первых, размышление должно базироваться на знаниях. Ибн аль-Кайим говорил: «Размышление основывается на знании, которое приносит человеку любовь и осознание. Если он станет размышлять над грядущей жизнью, над ее величием и бесконечностью, учитывая ничтожность и быстротечность этого мира, это увеличит стремление к следующей жизни и придаст аскетизм в этой. Чем больше человек размышляет над безнадежностью и дефицитом времени, тем сильнее его старание и оценка времени».
Аяты о размышлении
Аллах упоминает о размышлении в Коране, приводя притчи, указывая на Свои дары, описывая творения, а также приводя в пример Свою силу и мощь.
В следующих аятах Аллах либо побуждает к размышлению, либо положительно высказывается в адрес мыслящих людей.
1. Аллах говорит:
«Захочет ли кто-нибудь из вас, если у него будет сад из финиковых пальм и виноградника, в котором текут реки и растут всякие плоды, чтобы его сад был поражен огненным вихрем и сгорел, когда его постигнет старость, а его дети будут еще слабы? Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите»(сура «Корова», аят 266).
Рассмотрим этот пример, почему сердце человека может так сильно быть привязано к саду. Речь идет об очень большом саде, сразличными видами деревьев. Кроме того, сад наполнен редкими дорогими фруктовыми культурами (финики, виноград). Человеку, имеющему подобный сад, придется потратить немало усилий для его полива и ухода, однако в нашем примере по территории сада протекают реки. Человек, достигший старости, нуждается в источнике капитала, не требующего большого физического труда. На попечении у человека много недееспособных наследников, и иного источника, кроме сада, для их поддержания нет. Привязанность и надежда на этот сад очень велики, и каково же будет состояние человека, когда на его сад обрушится огненный смерч?
«Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите».
Стоит поразмыслить над этим примером, и для чего он приведен. Аллах в этом примере показывает ничтожность поступков человека, выставляющего свои дела напоказ. Пусть даже большого количества поступков. В День Страшного Суда, когда перед человеком будет стоять пламенный Ад, солнце будет висеть над головой, он, утопая в своем поту, поймет, что через мост, проложенный через Геенну, ему смогут помочь пройти лишь его поступки, совершенные при жизни. Каково же будет его состояние, когда все его дела уйдут в небытие, исчезнут бесследно только из-за того, что в них не было искренности?
2. Аллах говорит:
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: „Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне. Господь наш! Тот, кого Ты ввергнешь в Огонь, будет опозорен, и не будет у беззаконников помощников“» (сура «Семейство Имрана», аяты 190–192).
3. В другом аяте Аллах говорит:
«Мирская жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой (или с которой) смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью или днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не была изобильной. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих»(сура «Йунус», аят 24).
4. Аллах говорит:
«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, – быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом. Он – Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих»(сура «Гром», аяты 2, 3).
5. Аллах также говорит:
«Он – Тот, Кто ниспосылает с неба воду. Она служит для вас питьем, и благодаря ей произрастают растения, среди которых вы пасете скот. Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всевозможные плоды. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих. Он покорил вам ночь и день, солнце и луну. Звезды также покорны по Его воле. Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих. Он сотворил для вас на земле разнообразие цветов. Воистину, в этом – знамение для людей поминающих. Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите. Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы могли снискать Его милость, – быть может, вы будете благодарны»(сура «Пчелы», аяты 10–14).
6. Также из слов Аллаха Всевышнего:
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания. Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались»(сура «Пчелы», аяты 43, 44).
7. Аллах говорит:
«Неужели они не размышляли о самих себе? Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, только ради истины и только на определенный срок. Но многие люди не веруют во встречу со своим Господом. Неужели они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, кто был до них? Они превосходили их силой, возделывали землю и отстраивали ее лучше, чем это делают они (мекканские язычники). Их посланники приносили им ясные знамения. Аллах не был несправедлив к ним – они сами поступили несправедливо по отношению к себе» (сура «Румы», аяты 8, 9).
• Аллах говорит:
«Обитатели Огня не равны обитателям Рая. Обитатели Рая являются преуспевшими. Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили»(сура «Собрание», аяты 20, 21).
Пусть человек призадумается над этими словами, которые способны растопить гору. Каков же должен быть осадок после них в наших душах?!