Зависимость между страхом и надеждой
Для верующих страх связан с надеждой, как и надежда связана со страхом, потому что каждый боящийся надеется и каждый имеющий надежду страшится. Считается благополучным контекст, где надежда встречается с устрашением:
«Почему вы не чтите величия Аллаха?» (сура «Нух», аят 13).
Многие толкователи истолковали эту фразу так: «Почему же вы не боитесь величия Аллаха?»
Надеющийся боится потерять то, что желает и ждет, например Рай или милость Аллаха.
Обрати внимание на удивительную связь между этими состояниями сердца, ибо боязнь без надежды – отчаянье.
Аллах сказал:
«Скажи верующим, чтобы они простили тех, которые не надеются на дни Аллаха, дабы Он воздал людям за то, что они приобретали»(сура «Коленопреклоненная», аят 14);
Верующие, которые «не надеются на дни Аллаха»,это те, которые не страшатся наказания Аллаха, постигшее прежние народы.
Если сердце человека связано надеждой с Господом, то в конечном итоге он увидит результат, что заряжает его и усиливает стремление к Аллаху, таким образом, растет вера человека и этим он приближается к Милостивому.
От уровня надежды и страха зависит сила радости в День Суда, когда будут оправданы надежды, а именно достижение довольства Аллаха, почет увидеть Его и вечный Рай.
Аллах желает, чтобы раб совершенствовал самого себя, преодолевая степени поклонения в покорности Ему, уповании на Него, изыскании помощи, страхе, терпении перед Его решениями, в благодарности за блага. Для осуществления всего этого Аллах предопределил грехи, чтобы человек просил прощения за них, унижаясь перед Ним, тем самым подтверждая смысл поклонения. И если бы не грехи, не было бы покаяния и покорности. Невозможно понять суть поклонения без покорности и смирения, которые возникают в результате последствий совершенного греха, когда человек от чистого сердца кается перед Господом и просит прощение за ошибки.
Надежда – это ожидание и уверенность в достижении благ Всевышнего, что сильно связывает сердце раба с Аллахом. Человек постоянно находится в ожидании либо хорошей работы, либо праведной супруги, либо наставления детей, либо прибавления знаний и понимания религии.
Виды надежды
Надежда бывает трех видов, два из которых положительные и один отрицательный:
• Надежда человека, который поклонялся Аллаху, руководствуясь Его шариатом, с желанием быть награжденным.
• Человек, который совершил грех, затем покаялся. На что надеется он? Он надеется на прощение Аллаха, на аннулирование грехов, и он впредь не желает совершать их, и не разглашает их.
• Человек, погрязший в грехах и ослушаниях и продолжающий пребывать в подобном состоянии, надеясь на милость и прощение Аллаха. Это самообман и несбыточные мечты, в таком случае надежда не приветствуется.
Когда верующий идет на встречу к Аллаху, он должен обращать внимание на два момента. Во-первых, он должен следить за собой, учитывать свои минусы и недостатки, это открывает дверь страха перед Аллахом, затем способствует ощущению бескрайней щедрости Всевышнего, Его заслуг, великодушия и прощения грехов. После чего распахивается вторая дверь – дверь надежды, а это второй необходимый момент. Как уже было сказано в определении, надежда – это учет бесконечной милости Аллаха. Необходим некий баланс между страхом и надеждой, как сказали ученые: «Человек, движущийся к Аллаху, подобен птице, которая летит ровно благодаря своим крыльям, если одно из них повредится, она не сможет нормально летать, а если оба крыла будут негодными, птица упадет и разобьется». Для человека, стремящегося к Господу, этими крыльями являются страх и надежда.
У Ахмада ибн Асыма, да будет Аллах доволен им, спросили: «Каковы признаки надежды в человеке?» Он ответил: «Когда человек со всех сторон приятен, благодарит Аллаха, надеясь на совершенные блага в этом мире и в мире ином и на абсолютное прощение грехов после смерти».
Ученые, изучающие состояние сердец и обсуждающие вопросы веры, разошлись во мнениях. Какая из двух надежд предпочтительней: надежда на награду или же надежда быть прощенным? Некоторые склонились к тому, что надежда праведника предпочтительней из-за своей силы, поскольку она возникла в результате поклонения. Другие же считают, что во втором случае надежда сильней, поскольку сопровождается унижением и покорностью, что ближе к искренности и дальше от обольщения поступками. Оба мнения весомы, и оба вида надежды необходимо практиковать, поскольку человек либо находится в поклонении, либо допускает грехи, и итогом всему должна быть надежда.
Способы усиления надежды
Сила надежды зависит от степени познания Аллаха, Его имен и атрибутов, а также знания того, что Его милость обошла гнев. Если бы не чувство надежды, испортилось бы поклонение сердец и органов, и разрушились бы здания, торговля, молитвы и мечети, в которых поминается Имя Аллаха. Если бы не надежда, не тронулись бы с места части тела для поклонения, и если бы не легкий и приятный ветер, не сдвинулись бы с места корабли благих дел в морях людских желаний. От силы любви к Аллаху растет степень надежды, такова зависимость между ними. Каждый любящий надеется и боится, он ждет от своего Любимого для себя выгоду, и опасается пасть в Его глазах и быть отверженным. Перед Любимым страх бывает сильным, а надежда крепкой. Однако, если человек добрался до своего Любимого, надежда в этом случае убавляется или увеличивается? Это один из острых вопросов среди ученых и богословов.
Перед смертью человека охватывает сильный страх и крепкая надежда, а после нее, как говорят, страх и надежда остаются между ним и его Любимым. Он надеялся на Господа до встречи с Ним, а когда встретит Его после смерти, надежды его усилятся, поскольку душа жива, а у него был запас благих дел, и он желает за них награду. Так же усиливается страх, поскольку смерть приближает к огню, а могила – первое пристанище на пути к вечной жизни, этот момент очень важен для каждого.
В итоге мы не можем сказать, что человек после смерти перестает чувствовать, наоборот, чувства усиливаются, поскольку усопшие становятся ближе к вечному пребыванию либо в наслаждении, либо в мучениях.
И ты, о путник! Начинай запасаться благими поступками, оставь грехи, чтобы твоя надежда была крепче и безопасней в могиле. Страх могилы –ужасное чувство. Если возникает страх от плохого состояния в могиле, то, что можно сказать о боязни пути после мучения в ней, то есть в День Суда?
Взгляни на неверующих, что ожидает их в могилах? Династия Фараона, его армия:
«Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!»(сура «Верующий», аят 46).
В данный момент они находятся в своих могилах, и их страх увеличивается день ото дня. Постоянно они подвергаются огненным мукам, и они знают, в какую яму еще попадут, и куда им дорога. Какова же степень их страха? О Аллах! Прости нас и сохрани!
Человек встретит своего Господа, и его надежда усилится, если он был праведным. Это подобно наемному работнику, который в день зарплаты становится более уверенным в скором финансовом улучшении.
Итак, если праведные рабы отправятся к Аллаху, то с каждым днем их надежда будет увеличиваться, и они, ожидая в своих могилах, будут говорить из-за желания вернуться к своей семье и имуществу: «О мой Господь! Начни же Суд». Потому что для них в могиле будет распахнута дверь в Рай, и они будут ощущать его блага и аромат. Им будет сказано: «Живи пока тут и спи, как спит жених, тебя разбудит твой самый любимый человек».
Степени надежды
Надежда имеет свои степени, каждая из которых превосходит предыдущую.
Первая степень
Надежда толкает человека на усердие в поклонении и даже способствует возникновению наслаждения подчинением, несмотря на сложность. Кто познал то, что от него требуется, тот даже не заметит свой потраченный труд, равно как и человек, находящийся в пути по торговым делам, зная о выгодной сделке, проведет свое путешествие налегке. Стоит обратить внимание на торговцев, которые стараются, трудятся, путешествуют, бодрствуют, и все из-за надежды на ожидаемую прибыль. Таким же образом искренне любящий раб, стремящийся к довольствию своего Господа, не ощущает трудностей утренней молитвы, омовения холодной водой, проблем во время паломничества, голода при посте, наоборот, это ему доставляет удовольствие.
В поклонении Аллаху человек проходит два уровня: первый – труды и старания, второй – наслаждение. Один из праведных предков говорил: «Я двадцать лет ломал себя для ночной молитвы, теперь уже двадцать лет я наслаждаюсь ей». Человек не сможет почувствовать сладость поклонения, если не вкусит ее горечи.
Если человек надеждой привяжется к желаемому, он невольно станет оставлять то, что доставляло ему удовольствия. Как человеку приучить себя к поклонению и подчинению? Необходимо знать цену вознаграждения. Познав меру возмездия и награды, человек перестает чувствовать лень, и его перестают интересовать второстепенные вещи. Осведомленность о размере награды от пожертвований отбивает любовь к имуществу, несмотря на то, что в своей основе человек очень скуп и склонен к жадности. Человек по своей природе оставляет любимое лишь взамен на более любимое, а это и есть довольствие Аллаха, Рай и награда.
Что помогает человеку терпеть боль и довольствоваться предопределением? Это надежда на вознаграждение, когда горечь становится сладкой, а деготь – медом.
Вторая степень
Борющиеся сами с собой в отказе от привычек, заменяя их лучшим. Их надежда – достичь цели с усердием, что нуждается в знаниях, поэтому необходимо иметь дело с положениями религии. Надежды таких людей во многом зависят от достижения желаемого. В связи с этим необходим поиск знаний и изначальное удержание себя у границ дозволенного.
Третья степень
Надежды искренних рабов, связанные с долгожданной встречей с Господом. Ради этого стоит оставить все наслаждения этого мира, это самая наивысшая степень. Аллах говорит:
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»(сура «Пещера», аят 110);
«Если кто надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит. Он – Слышащий, Видящий» (сура «Паук», аят 5).
Подобная надежда и есть смысл веры, это ее сливки, именно к ней устремлены взоры искренне старающихся рабов, она движет ими, и смерть для них –успокоение души.
Люди, заряженные такой надеждой, чувствуют колебания в душе, пока не встретят Господа, они скучают и упорно готовятся к встрече. Они будто бы говорят: «О, когда же закончится эта жизнь?! Мы хотим встретить Господа!» Для них взор на Аллаха лучше всех райских наслаждений. Когда Аллах увидел желание этой незначительной группы людей встретиться с Ним, Он указал на удовлетворяющий срок, движущий их к Всевышнему:
«Если кто надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит. Он – Слышащий, Видящий»(сура «Паук», аят 5).
В этих делах существует очень большая разница между многими людьми нашего времени и теми, что были до нас. Подобные значения, рушащие быт и деятельность, никого сейчас не волнуют, однако это было заложено в душах сподвижников и упомянуто в Коране и Сунне.
Надежда и грехи
Шейха уль-Ислам Абу Аббас Ахмад ибн Таймию, да помилует его Аллах, спросили по поводу слов Али, да будет доволен им Аллах: «Пусть не надеется раб ни на кого, кроме Господа, и пусть боится своих грехов». Шейх сказал: «Хвала Аллаху!» Слова правителя правоверных Али ибн Абу-Талиба, Д, считаются замечательными и совершенными по своей сути. Надежды связаны с добром, а бояться стоит дурного, возникающего в результате грехов:
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое»(сура «Совет», аят 30).
Али, Д, также говорил: «Пусть человек боится своих грехов, и если он станет подвластным, (пусть знает что) до этого довели его грехи». Аллах говорит в Коране:
«Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают»(сура «Скот», аят 129).
Так пусть человек вернется к Господу и покается, оттого что пришел к такому состоянию.
Надеющийся ждет добра и опасается зла, а все благое исходит от Аллаха, и Он отводит от нас дурное:
«Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости» (сура «Йунус», аят 107);
«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он – Могущественный, Мудрый» (сура «Ангелы», аят 2).
Надежда и упование
Надежда тесно связана с упованием, поскольку любой уповающий надеется на достижение желаемого. Как надеяться, так и уповать можно лишь на одного Аллаха:
«Пусть же уповающие уповают только на Аллаха!»(сура «Ибрахим», аят 12).
Кто положился не на Аллаха, понадеявшись на это, тот будет унижен этим и не ощутит пользы, а в следующей жизни ему будет сказано, как в хадисе: «Ступайте к тем, из-за которых вы старались при жизни, может, найдете у них вознаграждение!» Аллах говорит:
«Те, которые взяли себе покровителей и помощников помимо Аллаха, подобны пауку, соткавшему себе жилище. Воистину, самое непрочное жилище – это жилище паука. Если бы они только знали!»(сура «Паук», аят 41);
«Они стали поклоняться наряду с Аллахом другим богам, чтобы те одарили их могуществом. Но нет! Они отрекутся от поклонения им и станут их противниками» (сура «Марьям», аяты 81–82).
Кто действовал не ради Аллаха, надеясь извлечь для себя от этого выгоду, тот заключил проигрышную сделку. Аллах говорит:
«А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит. Он находит вблизи себя Аллаха, который воздает ему сполна по его счету. Аллах скор в расчете»(сура «Свет», аят 39);
«Деяния тех, кто не уверовал в своего Господа, подобны пеплу, над которым пронесся сильный ветер в ветреный день. Они не смогут распоряжаться ничем из того, что приобрели» (сура «Ибрахим», аят 18);
«Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (сура «Различение», аят 23).
Все деяния тщетны, кроме тех, что были выполнены из стремления к святому Лику Аллаха, а кто действовал не ради Аллаха, надеясь на это, усердие того бесполезно.