Зависимость между качеством и ценой

Разрабатывая новую продукцию, мы должны определить не только будущую совокупность свойств, но и предельно допустимые издержки, которые должны быть заранее известны разработчикам конструкции и технологии. В свою очередь, предельно допустимые издержки определяются той предельной ценой, которую согласится заплатить покупатель за продукцию с новыми свойствами. Без такого заведомого знания предельной цены невозможно начинать серьезные разработки, иначе все затраты на НИОКР, создание опытных образцов могут оказаться бросовыми. А эти затраты очень велики. Да и время, потраченное компанией на разработку нового продукта, окажется бессмысленно упущенным, что может быть не менее опасным, чем бросовые затраты. Предельно допустимый (верхний) уровень цены новой продукции, при котором возможно удовлетворение потребностей потребителей с относительным удешевлением при использовании, именуется лимитной ценой.

В последнее время в экономический обиход прочно вошли такие термины как «потребительская ценность товара», трактуемая М. Портером как максимальная цена, которую потребитель считает для себя выгодным заплатить за товар (9) или «экономическая ценность» термин, используемый К. Котлером (10). По своей экономической сути, как не трудно заметить, они соответствуют уже десятки лет применявшемуся в советской экономике термину «лимитная цена», определением которой мы сейчас будем заниматься. Правда лимитная цена рассчитывалась не для определения конкурентоспособность как у Портера, а для определения предельного допустимого уровня цены будущей продукции.

В общем случае лимитная цена определяется по формуле:

Цл = Цб + Эп * Кэ (5.7)

где

Цл - лимитная цена;

Кэ - коэффициент учета полезного эффекта в цене новой продукции Коэффициент учета полезного эффекта может колебаться от 0 до 1. Если мы примем его равным 0, то это будет означать, что весь полезный эффект достанется потребителю, так как цена останется прежней. Если мы примем его равным 1, то это будет означать, что весь полезный эффект достанется изготовителю, так как возросшей ценой покупатель должен будет сразу оплатить будущий эффект.

Госкомцен СССР в своей методике устанавливал для машиностроительной продукции Кэ=0,7, отдавая таким образом 70% эффекта изготовителю, чтобы заинтересовать его в производстве высококачественной продукции. В рыночной практике нередко делят эффект пополам. Совершенно ясно только одно: для продукции длительного пользования этот коэффициент не может быть равным единице, поскольку покупатель ничего не выигрывает, приобретая продукцию по такой цене. Зато он рискует потерять, если предполагаемый эффект от повышения качества не проявится в реальности. Для сырья и материалов, которые потребляются одномоментно, этот коэффициент может приближаться к 1, так как эффект проявляется быстро.

Поскольку при определении полезного эффекта, как мы отмечали ранее, учитывается не весь социальный и экологический эффект от повышения качества продукции, а только та его часть, которая может быть определена в стоимостной форме, лимитная цена, рассчитанная по формуле (5.7), недостаточно стимулирует повышение качества в направлении создания социального и экологического эффектов, т.е. в том направлении, которое сейчас является особенно актуальным. Поэтому предлагается внести коррективы в эту формулу:

Цл = ( Цб + Эп * Кэ ) Ксоц Кэк (5.8)

где:

Ксоц - коэффициент качества, учитывающий изменение свойств, характеризующих степень удовлетворения социальных потребностей;

Кэк - коэффициент качества, учитывающий изменение свойств, отвечающих экологическим требованиям.

Основой для определения относительных показателей качества по отдельным свойствам, связанным с удовлетворением социальных и экологических потребностей, и для определения весомости показателей может служить метод экспертных оценок.

В теоретическом аспекте правомерность использования экспертного метода подтверждается тем обстоятельством, что методологически правильно полученные экспертные суждения удовлетворяют двум общепринятым в науке критериям достоверности любого нового значения: точности и воспроизводимости результата. Существуют различные методы экспертирования: эвристические (оценки назначаются человеком), статистические, тестовые, комбинированные методы.

Какова же экономическая сущность этих экспертно определенных относительных показателей качества Ксоц и Кэк? Оценивая, насколько лучше новая продукция удовлетворяет те или иные потребности, эксперты, иногда даже подсознательно, сопоставляют, насколько дороже можно было бы заплатить за это повышенное качества, т.е. сколько труда допустимо потратить на лучшее удовлетворение данной потребности. Правомерность такого сопоставления объясняется тем, что потребительные стоимости ранжируются по степени их важности для потребителя. Чем насущнее та или иная потребность, тем более вероятно, что потребитель согласится за лучшее ее удовлетворение расплачиваться своим трудом. Еще 20 лет назад никому не пришло бы в голову платить повышенную на 20-30% цену за экологичность и безопасность легкового автомобиля. А сегодня эти требования становятся все более и более важными.

Поскольку свойств, характеризующих удовлетворение социальных и экологических потребностей, может быть несколько, для сведения оценок по каждому из свойств в единый комплексный показатель пользуются методами квалиметрии. Приемы квалиметрии в дальнейшем будут нами использованы и в функционально-стоимостном анализе, и при учете затрат на качество, поэтому имеет смысл посвятить знакомству с квалиметрией следующий параграф.

Для новых изделий, являющихся комплектующими, полезный эффект от использования которых реализуется в конечной продукции, расчет лимитной цены осуществляется по формуле:

Цлк = Цбк + Эп * Кэ * Кв(5.9)

где:

Цбк - цена базового комплектующего изделия;

Эп - полезный эффект от повышения качества конечной продукции, в которой используется комплектующее изделие;

Кв - коэффициент, характеризующий влияние изменения параметров комплектующего изделия на полезный эффект конечной продукции.

В тех случаях, когда невозможно определить полезный эффект, лимитная цена определяется на основе квалиметрических оценок.

Цп = Цб * Пк (5.10) где:

Пк - комплексный показатель качества продукции, определяемый с применением методов квалиметрии.

Этот метод широко применяется при производстве товаров, у которых имеет место только социальный эффект (новое платье, конфеты и т.п.).

Теперь, научившись определять лимитную цену, мы можем перейти к определению цены продажи. Она должна находиться между нижним пределом цены, определяемым на основе издержек производителя, и верхним пределом, определяемым выгодой покупателя (лимитной ценой):

Цн.п < Цпр < Цл(5.11) где:

Цпр - цена продажи (прейскурантная цена);

Цн.п - нижний предел цены, определяемый на основе издержек производителя.

Цн.п. = Ипр + Пнор.(5.12)где:

Ипр - издержки производства;

Пнор. - нормальная прибыль, обеспечивающая средний уровень дохода собственников и развитие производства.

Ближе к верхнему или нижнему пределу будет назначена цена продажи - зависит от ценовой стратегии изготовителя. Если он ориентируется на принцип “лучше и дешевле одновременно”, то его цена будет приближаться к нижнему пределу. Покупатель тогда может получить не только весь эффект от повышения качества, но и часть эффекта от снижения издержек, если производство новой продукции оказалось более дешевым, чем производство заменяемой. Естественно, такая стратегия позволит привлечь новых покупателей и расширит рынок сбыта. Если изготовитель стремится “снять сливки” со своего новшества, то цена продажи будет приближаться к лимитной цене. Это все равно выгодно покупателю, так как часть эффекта достается ему, но расширение рынка сбыта менее вероятно.

Кроме расчета цен на основе лимитной цены, для учета качества в цене используют параметрические методы, суть которых заключается в установлении связи между ценой и какими-то параметрами качества. Например, при продаже сметаны в магазинах указывают жирность и цену. И любому покупателю понятно, что при жирности 25% цена должна быть выше, чем при жирности 15%. В качестве параметра в данном случае выступает жирность, и с ней связана цена. При поставке электродвигателей в качестве параметра может выступать мощность в киловаттах, и тогда цена зависит от мощности.

Существует несколько вариантов параметрических методов:

· метод удельных показателей;

· метод регрессионного анализа;

· агрегатный метод;

· нормативно-параметрический метод.

Метод удельных показателей применяется тогда, когда есть один очень важный показатель и зависимость между ценой и этим показателем близка к прямопропорциональной.

Цпр = Цу * П(5.13) где:

Цу - удельная цена на единицу основного параметра;

П - значение основного параметра изделия в соответствующих единицах измерения.

Если нам известна цена одного киловатта двигателя, то, умножая ее на мощность интересующего нас двигателя, мы получаем его цену. Этот метод удобен для покупателя тем, что он может заранее определить цену изделия с требуемым ему параметром, не вступая в переговоры с изготовителем по поводу конкретного изделия. Достаточно иметь прейскурант изготовителя с указанием удельных цен. Недостаток заключается в том, что на самом деле прямопропорциональной зависимости между издержками и значением параметра не существует. Эта зависимость может быть близка прямолинейной, но почти всегда не представляет собой прямую линию. В итоге какие-то покупатели переплачивают за качество, а какие-то недоплачивают. Но простота расчетов и их предсказуемость делают метод удельных показателей очень распространенным.

Метод регрессионного анализа обычно применяется в тех случаях, когда параметров, с которыми связывается цена, несколько; или если цена связывается с одним параметром, то зависимость между издержками и этим параметром уже очень далека от линейной.

Цпр = f ( Х1, Х2, ... Хn) (5.14) где:

Х1, Х2 -технические параметры изделия.

Эффективность использования метода регрессионного анализа связана с проведением расчетов на ЭВМ. Применение его включает следующие основные этапы:

- определение классификационных параметрических групп изделий;

- отбор параметров, в наибольшей степени влияющих на цены изделий;

- построение системы нормальных уравнений и расчет коэффициентов регрессии.

Основной классификационной группой изделий, цены которых подлежат выравниванию, является параметрический ряд, внутри которого изделия могут группироваться по исполнению, различному в зависимости от сферы применения, условий и требований эксплуатации и т.д. При формировании параметрических рядов могут быть применены методы автоматической классификации, которые позволяют из общей массы продукции выделять ее однородные группы.

Отбор технико-экономических параметров производится исходя из следующих основных требований:

- в состав отобранных параметров включаются параметры, зафиксированные в стандартах и технических условиях. Помимо технических параметров (мощность, грузоподъемность, скорость и т.д.) используются показатели серийности продукции, коэффициенты сложности, унификации и др.;

- совокупность отобранных параметров должна достаточно полно характеризовать конструктивные, технологические и эксплуатационные свойства изделий, входящих в ряд, и иметь тесную корреляционную связь с ценой;

- параметры должны быть невзаимозависимы.

Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей параметрического ряда продукции с добавлением стоимости оригинальных узлов (деталей).

Этот метод применяется тогда, когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элементов (узлов, комплектующих изделий), цены которых известны, а совокупная цена продукции исчисляется как сумма цен отдельных конструктивных элементов либо определяется путем суммирования (вычитания) цен добавляемых или сменяемых элементов (узлов, комплектующих изделий).

Для продукции сырьевых отраслей широко применяется нормативно-параметрический метод образования оптовых цен. Суть его в том, что в прейскуранте указывается базовая цена, соответствующая продукции с комплексом свойств, оговоренных в нормативно-технической документации. При любых отклонениях от стандартного комплекса свойств в прейскуранте заранее оговорена возможность установления приплат и скидок. В общем виде оптовая цена на новую продукцию определяется по формуле:

Цн     = Цб   (     1 +   n S i=1 Рi   )     +   n S Пi i=1     (5.15)    
 
   
 

Цн, Цб - оптовая цена единицы новой продукции и аналога;

i - индекс качественной характеристики, за прирост (изменение) которой начисляются приплаты (скидки);

Рi, Пi - нормативная оценка (приплаты, скидки) за изменение качественной характеристики в процентах (Рi) или рублях (Пi).

Этот метод установления цен широко применяется во многих развитых странах, поскольку позволяет обеим сторонам заранее определять цену за продукцию с разнообразными комбинациями свойств. Сложность создания нормативной базы заключается в умении определить величину затрат на формирование того или иного уровня каждого свойства, величину эффекта от достижения этого уровня свойств у потребителя и установления размера приплат (скидок) в зависимости от уровня затрат и эффекта. В нашей стране этот метод ценообразования много лет применялся при установлении цен на металлопродукцию и даже при несовершенстве нормативной базы оказался результативным.

Итак, мы видим, что предприятия, выпускающие высококачественную продукцию, имеют возможность устанавливать на нее повышенную цену, но это повышение находится в экономически обоснованных пределах. Следует также иметь в виду, что когда речь идет о новой продукции длительного использования, у покупателей всегда возникает сомнение в том, насколько верны предположения изготовителя о будущем эффекте от повышения качества. Поэтому очень важно развитие механизма гарантийных обязательств.

Открытые вопросы

1. Как можно использовать формулу 5.1. для определения величины эффекта от повышения качества бытовой техники?

2. Приведите примеры видов продукции, для которых применимы формулы 5.5. и 5.6.

3. Что такое лимитная цена и в каких случаях целесообразно определение ее величины?

4. Рассказать о методике определения прейскурантной цены по формуле 5.11. Может ли при использовании этой методике цена продукции повышенного качества оказаться меньшей, чем цена базовой продукции.

5. Рассказать о параметрических методах ценообразования.

Закрытые вопросы

1. Рассмотрите суждения:

1. Определением лимитной цены должен заниматься создатель новой продукции, а потребитель не должен этим заниматься.

2. Определением лимитной цены должен заниматься будущий потребитель, чтобы знать какое предельное повышение цены новой продукции для него приемлемо.

а) первое верно, второе не верно;

б) первое неверно, второе верно;

в) оба верны;

г) оба неверны.

Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.

2. Рассмотрите суждения:

1. Коэффициент Ксоц в формуле 5.8. учитывает ту часть социального эффекта, которая не может быть выражена

2. Коэффициент Кэкол в формуле 5.8. учитывает экологический эффект полностью, как имеющий стоимостное выражение так и не имеющий стоимостного выражения.

а) первое верно, второе не верно;

б) первое неверно, второе верно;

в) оба верны;

г) оба неверны.

Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.

3. Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.

1. Цена продажи ни при каких условиях не может быть ниже низшего предела цены.

2. Цена продажи ни при каких условиях не должна быть выше лимитной цены.

а) первое верно, второе не верно;

б) первое неверно, второе верно;

в) оба верны;

г) оба неверны.

4. Какое сочетание оценок приведенных ниже суждений справедливо;

1. Нормативно-параметрический метод больше подходит для продукции сырьевых отраслей, чем метод удельных показателей.

2. Когда известны затраты на повышение отдельных показателей качества нормативно-параметрический метод не годится.

а) первое верно, второе не верно;

б) первое неверно, второе верно;

в) оба верны;

г) оба неверны.

5. Машиностроительный завод приступил к разработке проекта новых буровых установок для производства геолого - разведочных работ. Предполагается повысить производительность новых установок по сравнению со старыми в 1,3 раза и увеличить их долговечность в с 9 до 12 лет. Текущие издержки предполагается уменьшить на 2,3 тыс. руб. в год. Цена заменяемых установок 40 тыс. руб., а себестоимость 36 тыс. руб. Предварительными расчетами себестоимость новой установки определена в сумму 44 тыс. руб. при годовом объеме производства 100 шт.

Оценить целесообразность запуска в производство новой установки, если капитальные затраты, связанные с постановкой ее на производство, составляют 4 млн. руб.

6. Станкостроительный завод подготовился к производству новых расточных станков. Новые станки имеют производительность, в 1,2 раза превышающую прежнюю, долговечность 12 лет вместо 10. Повысилась точность обработки, вследствие чего эффект от повышения качества продукции станков должен составить 12 тыс. руб. Предполагается увеличение текущих издержек на 600 руб. в год. Увеличение сопутствующих капиталовложений составит 3 тыс. руб. Цена заменяемого станка составляет 90 тыс. руб.

Определить лимитную цену нового станка.

7. Тракторный завод планирует освоение новых тракторов. При неизменной производительности трактора должны отличаться большей долговечностью, лучшей экологичностью, эргономичностью и экономичностью, но затраты на их изготовление предположительно повысятся с 38 тыс. руб. до 46 тыс. руб. Долговечность увеличится с 9 лет до 14. Годовые текущие затраты благодаря уменьшению расхода топлива на 25% снизятся на 2 тыс. руб. Годовой экологический эффект составит 400 рублей. Социальный эффект за весь срок службы 900 руб. Цена заменяемого трактора 45 тыс. руб. Планируемый объем производства - 5 тыс. тракторов в год (такой же как до освоения новых тракторов).

Определить целесообразность освоения нового типа трактора, если единовременные затраты на модернизацию производства тракторного завода составят 90 млн. руб.

8. Машиностроительный завод изготавливает по индивидуальному заказу прокатный агрегат производительностью 300 тыс. тонн в год, который должен быть установлен взамен действующего агрегата производительностью 240 тыс. тонн в год. Заменяемый агрегат находится в эксплуатации 30 лет, а изготавливаемый должен иметь срок службы 15 лет. Сопутствующие капитальные вложения заменяемого агрегата составляли 25 млн. руб., а для нового они составят 35 млн. руб. Стоимость заменяемого агрегата составляла 65 млн. руб. Предполагается увеличение текущих издержек при эксплуатации нового агрегата по сравнению с заменяемым на 2 млн. руб. в год. За счет повышения качества проката ожидается приплата 12 руб. за каждую тонну. Социальный эффект определяется суммой 1,2 млн. руб. за срок службы агрегата.

Определить лимитную цену прокатного агрегата.

9. Завод освоил производство новой модели мотоблоков. Их преимущество по сравнению с заменяемыми заключается в более высокой производительности, эргономичности, долговечности и экономичности. Производительность повышается в 1,4 раза. Долговечность увеличивается с 8 лет до 12 лет. Текущие издержки уменьшаются на 80 руб. в год. Социальный эффект составит 40 руб. в год. Цена мотоблока заменяемой модели составляла 900 руб. Нижний предел цены, обеспечивающий приемлемый уровень прибыли, для вновь осваиваемой в производстве модели мотоблока составляет 1200 руб.

Установить продажную цену.

10. Завод изготавливает гидромашины повышенной мощности для новых экскаваторов, имеющих производительность, в 1,5 раза превышающую производительность прежних экскаваторов. Полезный эффект от применения одного нового экскаватора составляет 50 тыс. руб. Коэффициент, характеризующий влияния новых параметров гидромашины на полезный эффект экскаватора, составляет 0,03. Цена старой гидромашины 1200 рублей.

Необходимо определить лимитную цену новой гидромашины.

11. Металлургами разработана новая марка стали, прочность которой на 30% превышает прочность заменяемой стали, что позволяет соответственно снизить на 30% расход стали на изготовление продукции. Цена заменяемой стали 2000 руб. за 1 тонну.

Определить лимитную цену новой стали.

12. Новый вид пластмассы, разработанной химическим заводом, позволяет уменьшить расход материалов при изготовлении деталей с 9кг. до 7кг. на единицу. Себестоимость одной детали за вычетом стоимости пластмассы при применении заменяемого материала составляла 40 руб., а при использовании нового 60 руб. Коэффициент, учитывающий изменение массы прибыли, равен 1,2. Цена заменяемого материала 40руб. за 1кг.

Определить экономический эффект у потребителя.

13. Новая технология термообработки катаной стали предположительно должна позволить потребителям на 20% уменьшить расход стали при изготовлении из нее деталей и, кроме того, повысить долговечность этих деталей с 10 до 12 лет. Цена стали прежнего качества 350 руб. за 1 тонну. Нижний предел цены, обеспечивающий приемлемый уровень прибыли, по предварительным оценкам составит 420 руб.

Предложить цену продажи.

14. ГОСТом на листовую горячекатаную сталь предусмотрена прочность данной марки стали 50 кг.с /мм 2 и ударная вязкость 3 кг/см при температуре -40°С. Потребитель обратился с пожеланием повысить прочность стали на 2 ед., ударную вязкость на 1 ед. и уменьшить коробоватость листа на 10 мм. В прейскуранте цена данной стали с базовой совокупностью свойств установлена 420 руб. В этом же прейскуранте предусмотрены приплаты за повышение прочности на 1кгс/мм 2 в размере 1,5%, за повышение ударной вязкости на 0,5 тсм/мм 2 – 2%. За уменьшение коробоватости на 10 мм полагается приплата 10 руб. за 1 тонну.

Определить будущую цену листа при условии принятия пожеланий потребления.

Наши рекомендации