Действия, способствующие надежде

Существует четыре действия, способствующие достижению надежды:

• Помнить полученные блага Аллаха.Мы всегда должны помнить и иметь в виду все полученные блага Аллаха. Наш внешний вид, слух, зрение, наша готовая для проживания земля, посланные книги и пророки – все это милость Аллаха, которую нельзя забывать и которая помогает обрести надежду.

• Помнить обещания Аллаха. Аллах Щедрый, и Он возмещает без просьбы человека, даже если человек и не заслужил этого. Всевышний определяет блага за пребывание на прямом пути.

• Помнить о благах Аллахав религии, в здоровье, в мирской жизни. Он одаривает всех благами, не спрашивая и не разбирая, кто достоин, а кто нет.

• Помнить о широкой милости Аллаха и о том, что она обошла Его гнев. Он Милостивый, Милосердный, Богатый и Щедрый, Сострадательный по отношению к верующим. Именно поэтому одной из причин обретения надежды является познание имен и атрибутов Аллаха.

У кого есть сердце, должен знать, что наше земное существование – это нива для загробной жизни. Сердце подобно земле – ее обрабатывают, поливают, ухаживают за ней, очищают от сорняков, чтобы она дала хороший урожай. Также и сердце – за ним нужен уход, его надо поливать поклонением и благими делами, очищать от примесей невежества и грехов, чтобы получить наилучший результат.

Вера приносит пользу и испорченному сердцу, но это подобно семенам, которые не прорастают из необработанной земли. Одним словом, необходимо чтобы надежда человека сравнивалась с надеждой фермера. Когда для семян выбрано хорошее вспаханное поле, учтен регулярный полив, удалены все сорняки, в таком случае ожидание фермером хорошего урожая называется надеждой. А тот, кто для посева выбрал непригодную землю на возвышенности, где вода не задерживается, тот не в своем уме, и даже если он засеет зерном хорошую землю, но на возвышенности, ожидая регулярного дождя, его надежды будут оцениваться как мечты.

Надежда – это ожидание желаемого после выполнения ряда необходимых действий, совершение которых зависит от самого человека. Это заслуга Аллаха в борьбе с вредителями, мешающими хозяйству. Фермер после посева, орошения и необходимых усилий, надеется, что Аллах сохранит его поле от порчи, урагана, воров; так же и верующий человек, который трудится, совершая благое и соблюдая законы, ждет от Аллаха стойкости в религии и прямого пути вплоть до самой смерти, чтобы встретить Его довольным.

Надеющийся человек проводит время в поклонении, подтверждая наличие своей веры, он надеется, что Аллах примет его поступки, приумножит их и укрепит его. Он делает все посильное, надеясь на милость Аллаха.

Человек, который бросает посевы и не волнуется об их регулярном поливе, подобен тому, кто оставил свое сердце без поклонения, оно питается омерзительными поступками и все глубже погружается в мирские страсти. В подобной ситуации просить прощение – настоящее безумие. Аллах говорит в Коране:

«Им на смену пришло поколение, которое унаследовало Писание. Они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: „Мы будем прощены“» (сура «Преграды», аят 169).

Неверующий хозяин сада говорил:

«Если же меня возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету там нечто еще более прекрасное»(сура «Пещера», аят 36).

Он лишь мечтает, не совершая ничего из благих поступков:

«Я не думаю, что настанет Час» (сура «Пещера», аят 36).

Лечение надеждой

Надежда – это лекарство:

- для человека, который отчаялся во всем и оставил поклонение, убедившись для себя, что нет от этого пользы.

- для человека, ощущающего сильный страх за себя и близких, чувства которого перешли границы шариата. Такой человек нуждается в беседе, побуждающей к надежде, которая естественна для верующих.

Для некоторых людей надежда подходит как лекарство, но не для грешников, которые связывают с Аллахом свои мечты, не желая быть преданными Ему. Разговор о надежде с подобными людьми и дальше вводит в заблуждение, поэтому в этом случае больше подходит устрашение, этот важный момент необходимо взять во внимание. Некоторые ученые говорят: «Проповедник должен быть мягким и видящим болезни людей, чтобы подбирать для каждого соответствующее лечение. В наше время разговор о надежде в большинстве случаев неуместен, поскольку нынешнее поколение нуждается в устрашении. Чтобы привлечь сердца, можно завести разговор о надежде, перед тем как начать устрашение, однако не стоит перегибать палку, чтобы люди не отчаялись в милости Аллаха».

Али, Р, говорил: «Ученый тот, кто не дает повода людям отчаяться в милости Аллаха и быть спокойными перед решениями Аллаха».

Необходим баланс в отношениях с людьми с учетом их состояния: если они склонны к грехам и пренебрежению, то их необходимо устрашать, а если люди чересчур трусливы и отчаялись в милости Аллаха, то их лечением является надежда.

Плоды надежды

Плодов и пользы от надежды очень много, вот некоторые из них:

– надежда порождает метод усердия в поступках сердец;

– надежда способствует постоянству в поклонении, несмотря на обстоятельства;

– человек начинает ощущать наслаждение от приближения к Аллаху, получать удовольствие при обращении к нему с мольбами;

От этого проявляется склонность человека к поклонению и его потребность в Господе, то есть он не может обойтись без Его милости и помощи;

– Аллах любит мольбы и надежды Своих рабов, потому что Он – Щедрейший, самый Великодушный и Дарующий. Любимым для Щедрейшего и Великодушного являются молитвы рабов, поэтому тот, кто не просит, тот гневит Его. Как правило, спрашивающий бывает надеющимся на скорый ответ или выполнение просьбы, поэтому стоит надеяться во избежание гнева Божьего;

– надежда – это погонщик, который ведет раба к Господу, удерживая его на этом пути, придавая путешествию прекрасный облик. Если бы не надежда, получить больше награды, милости Аллаха, Рай и блага, не стремился бы никто, потому что любовь будит сердце, страх пугает его, а надежда погоняет вперед;

– надежда связывает раба любовью к Аллаху, и всегда, когда надежда увеличивается и достигается желаемое, растет любовь к Всевышнему, благодарность и довольство, что является составными частями поклонения;

– надежда побуждает человека к благодарности за полученные блага, что и есть поклонение;

– надежда заставляет все больше познавать имена и атрибуты Аллаха. Человек начинает глубже понимать атрибуты Всевышнего, потому что надеющийся сильно связан с Аллахом, с Его именем Щедрый, с Его именем Милосердный, с Его именем Прощающий. Человек, имеющий грехи, желает прощения от Аллаха, у него благие поступки, он надеется на их принятие, он хочет увеличить запас своих хороших дел и приумножить награду. Надеющийся человек крепко связан с именами и атрибутами Аллаха, и эта связь поддерживается глубоким изучением значений Его атрибутов.

На этих вещах необходимо заострять внимание, поскольку они напрямую связаны с понятием поклонения, и являются причиной смягчения сердец, потому что взяты из слов Аллаха и из Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Наши рекомендации