Имам Аль-Маварди и его творческая деятельность

У Имама Аль-Маварди есть удивительная история об искренности в творческой деятельности. Имам написал много книг, связанных с тафсиром, фикхом и так далее, однако при жизни он не вывел в свет ни одного своего труда. Он писал и складывал рукописи в тайное от всех место. Когда приблизилась его смерть, он сказал доверенному человеку: «В таком-то месте лежат мои труды, а жить мне остается совсем немного, я уже чувствую агонию. Вложи свою руку в мою руку. Если я сожму ее, то знай, что мои труды тщетны, и моя просьба: избавься от них ночью. Если же я не сожму твою руку, то значит, я достиг желаемого своим искренним намерением». Этот человек говорил: «Когда он был на смертном одре, я взял его руку, и он не сжал ее, тогда я обнародовал его книги».

При жизни он не удостоился похвалы, его труды не имели ни рецензий, ни критики, ни авторских прав.

Али ибн Аль-Хусейн и ночные пожертвования

Али ибн Аль-Хусейн каждую ночь разносил на спине хлеб неимущим беднякам. Он говорил: «Милостыня при ночной тьме гасит гнев Господний». Жители города не знали, кто разносит им еду, а когда Али скончался, всем стало ясно, потому что раздача добра прекратилась, и на его спине обнаружили мозоли от тяжелых мешков. Он содержал около ста домов.

Эти истории были сохранены в памяти людей, чтобы их герои навсегда остались примером для подражания:

«…и сделай нас образцом для богобоязненных»(сура «Различение», аят 74);

«Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь»(сура «Пророки», аят 73).

Сокрытие поклонения даже от семьи и жен

Один из праведников заходил в спальню к жене и убаюкивал ее, как убаюкивают матери детей, затем он направлялся в свою молельню. Дауд ибн Абу Ханад без ведома близких соблюдал добровольный пост сорок лет. Он брал с собой обед, и раздавал его бедным по пути на работу, затем возвращался домой и ужинал с семьей.

Слова ученых об искренности

Ибрахим ибн Адхам говорил: «Не правдив с Аллахом тот, кто любит славу».

Некоторые говорят: «Ученый должен разговаривать с благим намерением, если же ему нравится своя речь, то пусть замолчит, если же любо молчание, то пусть разговаривает. Если боится похвалы, он должен молчать и постоянно отчитывать душу, потому что ей свойственна любовь к славе».

У Сахля ибн Абдуллаха Ат-Тастари спросили: «Что наиболее сложно для души?» Он ответил: «Искренность, поскольку нет в душе для нее удела». С искренностью забываются потребности души. Суфъян говорил: «Не было ничего труднее для меня, чем лечить свое намерение, оно постоянно менялось».

Человек, борющийся с собой, всегда находится в замешательстве, и не уверен, искренен ли он или подвержен лицемерию. И это вполне нормально, иметь чувство соперничества в душе, готовность всегда дать отпор Сатане. Душа постоянно призывает к дурному, и в этом доля блага, что же касается того, кто пустил душу на самотек, то это большая проблема.

Яхъя ибн Абу Кассир говорил: «Учитесь следить за намерением, поистине, это важнее самих поступков».

Зубейд Аль-Яами сказал: «Я стараюсь иметь намерение во всех поступках, даже в еде и питье».

От Дауда Ат-Таий приводится: «Я думаю, все благое заключается в хорошем намерении, и оно достаточно, даже если не прилагать усилий». То есть, даже не совершив поступок, достаточно наличия благого намерения и игнорирования мирских выгод. Это великое чудо!

Абу Бакр Ас-Сыддык, да будет доволен им Аллах, обошел верой всех людей не потому, что больше молился или больше совершал пост, он опередил всех тем, что у него было в сердце.

Дауд Ат-Таий говорил: «Благочестие –это забота богобоязненного человека. И если все части тела склонятся к мирскому, рано или поздно намерение вернет все на свои места».

Юсуф ибн Асбат сказал: «Очищение намерения от пороков сложнее, чем сами поступки».

Нафиу ибн Джубейра спросили: «Почему не следуешь за погребальным обрядом?» Он ответил: «Я с вами, просто я настраиваюсь». Иными словами: подождите, пока я не покорю самого себя.

Аль-Фудейль говорил: «Поистине, Аллах ждет от тебя намерения и желания».

Тот, кто исправил самого себя, Аллах исправит его дела и решит проблемы. Тот, кто исправит то, что между ним и его Господом, Аллах исправит то, что между ним и людьми. И сколько бы человек не хранил свою тайну, Аллах обнародует ее в его лице и на его языке. Искренен тот, кто скрывает свои благие поступки, так же как скрывает дурные. И кто почувствует искренность в своем намерении, пусть знает, что его намерение нуждается в искренности.

Наши рекомендации