Художественно творческая деятельность

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЛАГЕРЕ

Рассмотрим некоторые формы организации художественно-творческой деятельности в лагере.

Вечер дружбы с сельскими ребятами проводится в начале смены. Кроме веселых игр, аттракционов, конкурсов необходимо подготовить рассказ о своем лагере, школе, об их традициях и попросить сельских ребят рассказать о своей жизни, затем наметить план совместных дел.

Вечер веселых задач —это смотр смекалки, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке , включаться в коллективную работу и радовать окружающих. Вечер открывается игрой в «оркестр». Все участники садятся по кругу небольшими группами (звеньями) и каждая группа выбирает себе один из инструментов оркестра - симфонического, духового, народных инструментов, джаза: скрипку, трубу, барабан, пианино и др. Оркестром руководит - “дирижер”. Он - неожиданно для участников - показывает какой-либо группе игру на “их” инструменте. Группа на это должна показать дирижеру “нос”. Когда дирижер группе показывает “нос”, группа, наоборот, показывает игру на своем инструменте. Если группа ошиблась и показала не то, что нужно, она получает коллективный фант (даже если ошибся один участник). Примеры творческих задач (коллективных фантов): 1. Придумать и разыграть мимическую сценку на предложенную тему, например: “На рыбалке”, “Прием у врача”, “Учитель и ученик” и др. 2. Сочинить стихотворение по срифмованным словам (буриме), например: ...порою, ...горою, ...толкает, .,,мечтает. 3 Сочинить маленький рассказ по данному началу, например: ”На площадке выстроились две команды.”, ”До полета оставалось 5 минут”, “Вдруг появился капитан” и др. Прочитать этот рассказ приемом эстафеты (каждый член команды по очереди произносит одну фразу) или инсценировать его. 4. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему, например: “Проиграли”, “Победитель”, “В мастерской скуль­птора” и др. 5. Изобразить и “оживить” (придумать и показать продолжение) известную скульптуру или картину, например: “Охотники на привале” В. Г. Перова, “Опять двойка” Ф. Решетникова и т.д. 6. Изобразить пантомимой куплет из популярной песни, например: “Дан приказ ему на запад”, “Мы шли под грохот канонады...” 7. Исполнить одну и ту же песню на несколько мотивов, меняющих характер.

Вечер веселых сюрпризов интересен для всех. К нему группы готовят самые разнообразные сюрпризы: номера художественной самодеятельности, аттракционы, фокусы, обозрения. Такими вечерами хорошо отмечать в лагере дни рождения ребят.

Вечер «Вы нам писали». Заявки на любимые песни, стихи, интермедии в исполнении артистов театра, эстрады, своих ребят принимают за 5-7 дней до начала вечера и прекращается прием дня за два, чтобы организаторы смогли как следует подготовиться. Для проведения вечера необходимы видео- и аудиомагнитофоны, проигрыватель, гитара. Ведущие концерта готовят сопроводительный текст для своеобразного концерта по заявкам.

Вечер-кафе. Помещение, где ребята обедают, или любое другое, оборудуется под кафе с романтичным названием. Гостей угощают кофе, непринужденные хозяин и хозяйка ведут вечер. Танцы сменя­ются аттракционами, концертом- ромашкой. Такой вечер можно провести в честь именинников (родившихся в дни пребывания в лагере). К нему можно выпустить шуточную газету, поздравительные стихи, подготовить интермедии, песни.

Выставка лесных даров, лесных диковинок, поделок из лесного материала, рисунков, садовых цветов.

Вечер любимого поэта или стихотворения, музыки, живописи, сказок “Жили-были...”. Такой вечер может быть подготовлен, а может быть импровизированным. Каждый отряд рассказывает о каком-нибудь поэте и читает его стихи. Поздно вечером все ребята садятся в круг и в тишине, без всяких объявлений и без программы, каждый, кто хочет, читает любимые стихи. Кончил один - наступает тишина, и вдруг кто-то начинает читать еще...

Вечер “От всей души” - встреча с тружениками сельского хозяйства, передовиками колхоза или совхоза. Вместе с детьми села организаторы вечера готовят рассказ о трудовых династиях, концерт художественной самодеятельности, сюрпризы для сельских тружеников.

Вечер юмора. Звучат юмористические рассказы, стихи, басни, исполняются миниатюры. В период подготовки к вечеру объявляется конкурс юмористических рисунков, газет.

День эстетики - день проверки вкуса ребят в оформлении палат, корпусов. Проводится смотр мод на любую погоду, парадной и рабочей. Участники конкурса тщательно готовят показ костюмов разного назначения.

Дискотека. Вечером ребята собираются слушать музыку: классическую, народную, эстрадную и др. Рекомендуется рассказывать ребятам о жанрах музыкальных произведений, композиторах, разучивать с ними новые массовые и бальные танцы.

Диско-КВН - предлагаемая форма дискотеки ставит участников перед проблемной ситуацией, которую по условиям игры нужно преодолеть. Проводятся:

1. Конкурс знатоков музыки - команды предлагают друг другу прослушать по одному произведению классичес­кой, народной, джазовой и популярной музыки в течение одной минуты, затем задают вопросы: “Определите, к како­му жанру относится это произведение? Кто автор произведения?”, за каждый правильный ответ команда получает очко.

2. Конкурс танцоров - команды выставляют для участия в конкурсе по 2-4 человека для исполнения танца, конкурс оценивается по пяти- или шестибалльной системе.

3. Конкурс музыковедов - задание может быть выполнено в двух вариантах: а) представитель команды расскажет, что он слышит или чувствует в этой музыке, которая предлагается жюри; б) подробно анализирует музыкальное произведение с точки зрения его стиля, содержания, формы, истории создания и исполнения: оценка 5-6 баллов.

4. Конкурс художников “Я вижу музыку” - на сцене ставятся два мольберта, и представители команд при помощи рисунка должны передать характер музыки, которую они слушают. Это же задание можно выполнить, подбирая слайды произведений изобразительного искусства из фондов различных музеев.

5. Конкурс знатоков музыкальных инструментов - команды предлагают друг другу прослушать по три отрывка с записью различных музыкальных инструментов, определить инструмент, который солирует (рекомендуется брать инструмент из симфонического, народного и эстрадного оркестров), За правильный ответ жюри присуждает один балл.

6 Конкурс знатоков певческих голосов - команды предлагают друг другу по три отрывка с записью различ­ных певцов, надо определить характер голоса (тенор, бас, сопрано и т. д.) и фамилию певца и т д, За правильный ответ—оценка один балл.

Зоопарк. Играют несколько команд. Конкурсы следующие:

Рисунок. По одному участнику из команд рисуют животных, а соперники угадывают нарисованных животных. Если угадали - одно очко тому, кто рисовал, а если не угадали - одно очко.

Зоологическая пантомима. Каждая команда решает, каких животных будут изображать два выбранных участника (не произнося характерных для животных звуков). Соперники отгадывают, если отгадали - два очка, если нет - одно очко.

Перестрелка. В этом конкурсе участвуют все команды целиком, начиная с первой, они называют по одному домашнему животному (каждое животное - один балл).

Загадки. За каждый правильный ответ пять баллов.

Оживи стишок. Подбираются стихи о животных, лесе, природе. Ведущий читает, дети оживляют содержание.

Конкурс инсценированной сказки. Готовится как домашнее задание.

Сказка-эстафета. Прослушать начало сказки и продолжить ее (по своему усмотрению).

Лучший рассказчик. Подбирается сюжетная картинка о животных. Кто придумает интересный рассказ.

Танец-пантомима. Как танцуют львы, кошки, барашки, поросята, обезьянки?

Угадай-ка. Кто что ест. С одной стороны на табло названия животных, с другой стороны то. что они едят, необходимо найти соответствия.

Карнавал. Лучше всего его начать после полдника Вначале ребята побывают в уголке карнавальных масок: без маски принимать участие в играх и аттракционах не разрешается. А они проводятся во всех уголках лагеря. Например, стоит большая телефонная будка “Разговор с будущим” (юные техники вмонтируют в телефонный аппарат микрофон и динамик; старшие ребята из соседнего корпуса отвечают вопросам ребят). А рядом - площадка космических аттракционов: “Кто первый построит трехступенчатую ракету?” На больших листах бумаги ребята быстро рисуют ракету, “Собери космический рюкзак” (на столиках разложены в беспорядке различные предметы, необходимо за 3 минуты собрать то, что пригодится в космосе) В палатке “Звездолет”, заглянув в таинственно светящийся глазок “Иллюминатора”, можно совершить путешествие на Луну (используется видеофильм). В Аленушкином доме на столе стоит лотерейное колесо со свернутыми в трубочку бумажками-загадками. Кто отгадает, того Аленушка потчует пряником. “Чудеса без чудес”- так называется игра, где юные физики и химики демонстрируют ребятам интересные опыты. На Лунной эстраде состязаются представители самых разных планет - кто веселее и остроумнее поздравит гостей карнавала. На другой эстраде проводится игра “Ромашка”. Работает “Бюро исполнения желаний”: “Хочу быть умным”, - говорит один. А ему дают список книг, которые нужно прочесть. “Хочу побывать во Владивостоке”- заявляет другой и получает... игрушечный самолет и т. д. Меткие стрелки могут соревноваться в тире: сбивать фигурки, изображающие скуку, лень и др. После работы аттракционов проводится карнавальное шествие: тут и символические фигуры, сказочные персонажи. Жюри определяет, какой отряд является победителем в конкурсе на лучший костюм. Безусловно, каждый участник должен “защитить” своего героя. После ужина продолжаются веселые соревнования по бегу в мешках, игре в футбол и волейбол воздушным шариком. Открывается музей редкостей. Экспонаты здесь интересные: пробирка с благими намерениями известного драчуна, обещавшего вести себя примерно; слезы, пролитые ребятами второго отряда после спартакиады, последнее незрелое яблоко, съеденное в лагере. На танцевальной площадке идет конкурс на лучшее исполнение народного танца. И вот фанфары возвещают об окончании карнавала. В небо взлетают ракеты, начинается фейерверк.

КВН-экспромт. На вечере ведущий объявляет КВН, его тему. Участвуют все желающие. Создаются по 2-3 команды. Тут же избираются капитаны, выбираются названия и девизы команд. Начинается разминка команд, им даются по три вопроса по теме KBHà. Затем проводятся состязания между капитанами, художниками, артистами, музыкантами, конкурсы на наблюдательность, внимательность и т. д. В конце подводятся итоги.

Кольцовка песен - массовая познавательно-художественная игра, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно исполняют по кругу песни на выбранную тему: “Песни боевые, солдатские”, “Море и моряки”, “Дружба”, “Народные”, “О спорте” и др. Условие: нельзя повторять уже исполненную песню. Каждая команда исполняет только один куплет и припев, должна исполнять его сразу после предыдущей команды. Если команда допустила паузу более 3-5 секунд или исполнила песню не на выбранную тему, то по решению ведущих она выбывает из игры; побеждает тa команда, которая последней исполнила песню на установленную тему. Совещание команды по выбору очередной песни должна идти так, чтобы не помешать поющим. Ведущие имеют право отстранить команду от игры за шум сверх “нормы”. В таком же порядке можно провести кольцовки речевок, стихов, былин, сказок и т. д.

Конкурсы. Конкурсы детей и подростков - это соревнование на лучшее исполнение определенных заданий с целью выявления и развития их интересов и способностей. Конкурсы помогают школьникам проверить свои склонности и оценить свои возможности. При проведении конкурсов необходимо четко определить цель, учитывая уровень развития детей, их возрастные особенности, психологический настрой.

Начало подготовки к каждому конкурсу - тщательный выбор темы. Надо знать, какие образовательно-познавательные и воспитательные задачи необходимо решить, какие вопросы более всего способны захватить ребят, какие навыки у учеников развиты, а какие надо развивать.

Следующий этап - подготовка конкурса – определение участников. Если конкурс проводится между отдельными ребятами, то можно ограничиться приглашением их принять участие в конкурсе. При проведении конкурса между группами необходимо их сформировать, учитывая желание ребят войти в ту или иную группу, равенство по количеству и возможностям детей.

Третий этап - составление программы и условий конкурса. В них необходимо оговорить круг рассматриваемых вопросов, индивидуальные или групповые домашние задания, изучение необходимой литературы, критерии оценки выступлений ребят.

Следующий этап- проведение конкурса, затем подведение его итогов. Надо проанализировать его результаты, указать на положительные моменты и недостатки, отметить работу каждого участника. Победители конкурса награждаются грамотами, дипломами, памятными подарками.

Веселые художники. Конкурс приглашает для участия всех ребят, даже и не умеющих рисовать. Это соревнование звеньев. Задание общее для всех: дается для основы ри­сунка овал (яйцо). Надо дорисовать изображение, какие угодно детали, чтобы получилось изображение кого- или чего-нибудь (рыбки, огурца, поросенка, кувшина и т. д.) На выполнение задания - 2 минуты.

Детективные рассказы. Конкурс особенно популярен среди подростков. Для сочинения рассказов ребята объединяются в пятерки - ”авторские команды”. Названия и сюжеты придумывают сами, в день конкурсного вечера читают их для всех, в том числе и для жюри, составленного из взрослых. Авторам лучшего рассказа дается право инсценировать его и записать на аудиокассету для передачи по лагерному радио.

“Живые картины”. Участники конкурса вытягивают по жребию карточки с названием популярных картин, обычно на сказочные сюжеты, и после небольшой подготовки изображают ту или иную картину. Побеждает та группа, которая проявит наибольшее творчество и добьется более выразительного сходства с оригиналом.

Инсценирование песни привлекает почти все отряды. Ребята не только исполняют выбранную и подготовленную ими заранее песню, но и обыгрывают ее. Выступают отряды (звенья) в порядке жеребьевки. Иной раз поют двое-трое, а остальные показывают то, о чем говорится в песне. Жюри оценивает мастерство пантомимы, музыкальность, костюмы, массовость,

Мисс отряда (лагеря). Это состязание девочек может состоять из следующих конкурсов: 1. “Визитная карточка” - оцениваются: привлекательность, элегантность, улыбка, остроумие и находчивость. 2. Современный танец - девочка должна импровизировать под музыку. 3. “Опознание” - в течение трех минут участница осматривает человека, затем после его ухода точно и подробно описывает его. 4. “Реклама” (домашнее задание) на тему лагерной жизни. 5. Конкурс на лучшее создание и защиту новой прически. 6. “Букет с начинкой” из принесенных природных материалов и др.

Пантомимы на известные пословицы и поговорки (типа “Без труда - не вынешь и рыбку из пруда”, “Что с воза упало, то пропало”, “Поспешишь - людей насмешишь”).

Современные бальные танцы. Конкурс успешно проходит в любом отряде. Отряды выставляют по 6-10 пар. Условия для всех одинаковые: исполнить вальс, танго и еще один-два современных танца. Главное на таком вечере - рассказ о происхождении правильное исполнение танца. Оцениваются ловкость, артистичность, музыкальность. Главная фигура вечера - музыкальный работник. Однако по желанию участников танцевального конкурса используются магнитозаписи.

Теневые картины. Участники конкурса располагаются за белым экраном. Сильный источник света (рефлектор), освещая их, создает теневое изображение. Таким образом можно разыгрывать сценки из лагерной жизни, басни, песни, сказки.

Телепередачи. Конкурс служит своеобразным смотром художественных возможностей подростков. Отряд разбивается на группы, каждая из которых обыгрывает какую-либо телепередачу. Для подготовки можно использовать материалы газет и журналов. “Телезрители”, жюри оценивают оригинальность, находчивость, остроумие, оформление передач.

Устные рассказы на следующие темы: “Очевидное - невероятное”, “Самая интересная находка”, “Я видел, как однажды”, “Невероятный сон” и т. д.

Концерт-загадка. Со сцены исполняются номера художественной самодеятельности, участники конкурса должны отгадать авторов, композиторов, дать название исполняемого произведения.

Концерт-молния - игра, участники которой готовят за короткое время (не более 30 минут) импровизированные коллективные выступления по общей программе. Программа составляется экспромтом. В нее включаются несколько (3—5) обязательных для каждой команды жанров- 1) хоровое пение, 2) танец, 3) декламация, 4) сценка, 5) оригинальный жанр. Программа может быть усложнена таким заданием: объединить все обязательные номера единой темой или сюжетом.

“Летние вечера” проводятся у костра. Здесь можно услышать стихи любимого поэта и рассказы писателей, старинные романсы и современную музыку, встретиться со знатными людьми, любителями путешествий и членами кружка художественной самодеятельности. Составить программу таких вечеров необходимо, учитывая интересы и желания ребят. Вечера можно проводить в виде устных журналов, вечеров вопросов и ответов, бесед, конкурсов. Для проведения костров в отряде выбираются ведущие и костровые. .Отрядные костры можно сложить в виде колодца или звездочки, но не выше 2 м. Костер разжигается с подветренной стороны, не ближе 10 м от деревьев, чтобы не вызвать пожар и не повредить деревья. Прежде чем разводить огонь, снимается дерн и убирается в сторону. Место для костра копается канавкой. Лучшим топливом является сухостойная ель, сосна, береза. Но нельзя рубить деревья, сдирать кору из живой березы. Растопка из мелких сучьев кладется клеткой. После проведения мероприятий у костра необходимо его потушить, засыпать землей, сверху накрыть дерном, полить водой.

Литературный карнавал дает возможность всем участвовать в конкурсе на лучший карнавальный костюм, его защиту (чтение, пение, исполнение отрывка из литературного произведения).

Отрядная книжка песен. В общей тетради каждый желающий записывает свои любимые песни. В книжку включаются и песни, разученные в отряде. Ее можно оформить рисунками художников отряда.

“По щучьему велению” - конкурс-экспромт, в котором участвуют все желающие отряды и звенья. Он объявляется утром, а вечером ребята показывают пантомиму, ими придуманную. Не обязательно главными действующими лицами считать Емелю и Щуку. Сюжет сказки обычно посвящается лагерной теме.

Ралли. Проводится в виде заочного путешествия по городам мира. Каждый город - остановка - задание командам: Лондон- бой ораторов (30-60 сек.), Вена - танец, Габрово - шарж, Каир - спортивная пирамида, Мадрид - серенада, Дели - зоопарк, Оренбург - вечерки. Подготовка заданий - 3 минуты.

Рисованные фильмы - ролевая игра, в процессе которой отряд делится на 4-5 групп. В них выбираются режиссер, сценарист, художники-оформители, звукооператоры. Нет только актеров - ведь они делают рисованные фильмы. Группа придумывает названия своей студии и своему фильму. Все режиссеры образуют художественный совет киноцентра (во главе с воспитателем). Худсовет решает, что в каждом фильме будет оцениваться: 1) содержательность и остроумие сценария; 2) оформление фильма; 3) озвучивание фильма. Демонстрация фильмов происходит в “кинотеатре”, они крепятся иголочками вдоль стены перед зрителями, а в озвучивании принимает участие вся группа. По окончании кинофестиваля худсовет выносит решение о победителях и вручает им награды.

Наши рекомендации