Награда за вступление в брак и грех прелюбодеяния
Помимо прочего, вступление в брак даёт верующему возможность получать награду за удовлетворение собственной страсти дозволенным образом. В хадисе говорится: «…и даже совершение любым из вас полового сношения [с женой] — это милостыня!» Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свою страсть, он получит награду?!» Он сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» [Муслим, 1006].
Ан-Навави сказал: «Это доказательство того, что дозволенные действия превращаются в милостыню посредством намерения, и даже исполнение супружеских обязанностей становится поклонением, если мужчина делает это с намерением соблюсти право жены и продемонстрировать хорошее отношение к ней, которое вменил ему в обязанность Всевышний Аллах, или же в надежде зачать праведного ребёнка либо удержать себя или жену от прелюбодеяния и от того, чтобы им смотреть на запретное, думать о нём или стремиться к нему. Могут быть и другие благие намерения» [Навави].
Вступление в брак относится к важнейшим способам избавления молодёжи от постоянных мыслей об этой страсти, поскольку оно уберегает людей от стремления к запретному и мыслей о нём.
Аллах оказывает помощь вступающему в брак с целью хранить целомудрие. Всевышний Аллах обещал через Своего Посланника r помогать вступающему в брак, который стремится к целомудрию, потому что Он желает, чтобы Его раб контролировал свои инстинкты и удовлетворял свою страсть дозволенным путём вместо того, чтобы совершать запретное. Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Трое вправе ожидать помощи от Аллаха: усердствующий на пути Аллаха; раб, договорившийся с хозяином о выкупе и намеревающийся исполнить взятые на себя обязательства; и тот, кто вступает в брак, стремясь к целомудрию» [Тирмизи, 1655].
Если для удовлетворения страсти мужчине недостаточно одной жены — так, что он опасается совершить прелюбодеяние, — он должен жениться снова. Если же он может ограничиться одной женой, но ему это трудно, то жениться снова для него желательно (но не обязательно).
2. Пост. Пост помогает молодёжи уберечься от прелюбодеяния, поэтому Пророк r и указал молодым людям на это средство.
‘Абдаллах ибн Масуд d передаёт: «Мы были вместе с Пророком r, и он сказал: “Кто имеет возможность жениться, пусть женится, ибо это способствует потуплению взора и оберегает половые органы от запретного. А кто не имеет такой возможности, пусть постится, и пост послужит ему защитой”» [Бухари, 1905; Муслим, 1400].
Ибн аль-Каййим сказал: «Он указал им на действенное лекарство, которое было создано специально для этого, — вступление в брак, а тем, кто не имеет возможности вступить в брак, он указал на замену — пост, поскольку пост ослабляет страсть и сдерживает её, тогда как обилие и разнообразие пищи, напротив, усиливают страсть. Таким образом, изобилие и разнообразие пищи способствуют возникновению страсти, тогда как пост наоборот, препятствует этому. Пост в данном случае подобен оскоплению самца. Обычно страсть в людях, которые много постятся, угасает или ослабевает, и исключения из этого правила редки» [Раудат аль-мухиббин].
Абу Хурайра d передал слова Пророка r: «Всевышний Аллах сказал: “…а пост — защита”» [Бухари, 7492]. Пост защищает душу человека от кипения и бушевания страстей и от совершения запретного, поскольку пища усиливает страсть. Аль-Куртуби сказал: «Чем меньше еды, тем слабее страсть, а чем меньше страсть, тем меньше ослушание» [Куртуби. Тафсир].
3. Расходование энергии на полезные занятия. Молодым людям следует расходовать свои силы и время на различные благие дела — особенно на полезную общественную деятельность и призыв к религии Аллаха, то есть на деятельность, требующую общения с людьми. Это может быть непосредственно призыв к религии Аллаха, помощь нуждающимся, забота о делах мусульман, разработка и осуществление благотворительных проектов и другая полезная, целенаправленная деятельность.
4. Отказ от возбуждения страсти в других. Время, в которое мы живём, — время страстей, оголения и распущенности, время фотографий и изображений, разжигающих страсть, время макияжа, украшений, домов мод и обольстительной одежды — прозрачной, короткой и облегающей. В наше время человек видит то, чего не видели наши предки, — в их времена такого не было.
В наше время проводятся психологические исследования с целью выяснить, какая именно одежда вызывает наибольшую страсть, и сегодня этим вопросом занимаются учёные мужи, а конечная цель этой «научной» деятельности — утопить людей в омуте страсти.
Часто приходится слышать, как о какой-нибудь красиво одетой женщине говорят: «Если бы она разделась догола, она не казалась бы такой соблазнительной». То есть благодаря одежде она выглядит намного привлекательнее, чем она есть на самом деле.
Есть женщины, которые носят чадру так, что эта чадра делает её красивее, чем она на самом деле, так что, если бы она открыла лицо, всё очарование ушло бы: она закрывается чадрой, а глаза подводит сурьмой так, чтобы обольщать и очаровывать молодых людей своим пленительным взглядом…
Распространители нечестия основали дома мод, которые занимаются разработкой и пошивом одежды, и открыли развращающие каналы, на которых транслируются показы мод. И люди смотрят эти каналы, следят за новинками этих домов мод и стремятся купить эту одежду. Фабрики работают день и ночь, снабжая всех желающих подобной одеждой, и сегодня в магазинах трудно найти скромную одежду: в большинстве своём она рассчитана на то, чтобы обольщать и разжигать страсть.
5. Вступление в близость с женой, когда возникает искушение. В наше время от запретной страсти страдают не только холостые, но и состоящие в браке. Более того, искушение порой оказывается сильнее именно для состоящего в браке, потому что он уже имел опыт отношений с женщинами, а тот, кто попробовал нечто, не подобен тому, кто не пробовал этого…
Поэтому состоящие в браке также должны быть внимательны, и если женатого человека охватила страсть из-за увиденного изображения или полураздетой женщины, то ему следует поспешить к своей жене, дабы удовлетворить с ней своё желание и прогнать наваждение.
Джабир d передаёт, что однажды Посланник Аллаха r увидел какую-то женщину, после чего пошёл к своей жене Зайнаб, которая в это время была занята дублением кож. Удовлетворив с ней своё желание, он вышел к своим сподвижникам и сказал: «Поистине женщина приходит в образе шайтана и уходит в образе шайтана, и если кто-нибудь из вас увидит женщину, пусть вступит в близость с женой, и это прогонит то, что запало ему в душу» [Муслим, 1403]. А в другой версии говорится: «…поистине, у неё есть то же, что и у той» [Тирмизи, 1158]. (Слова «…увидел какую-то женщину» означают, что взгляд его случайно упал на эту женщину или же это было до ниспослания аят о хиджабе.)
Абу Кабша аль-Анмари d передаёт: «Однажды Посланник Аллаха r сидел со своими сподвижниками и вдруг зашёл [в дом], а потом совершил полное омовение и вышел. Мы спросили: “О Посланник Аллаха, что-то случилось?” Он ответил: “Да… Мимо меня прошла такая-то — и в сердце моём зародилось влечение к женщинам, и тогда я пошёл к одной из своих жён и вступил с ней в близость. И вы поступайте также [в подобных случаях], поистине, к наилучшим из ваших дел относится дозволенная близость”» [Ахмад, 17567].
Ан-Навави сказал: «Тому, кто увидел какую-то женщину, из-за чего в нём зашевелилась страсть, желательно прийти к своей жене и вступить с ней в близость, чтобы ослабить напор страсти, успокоиться и сосредоточиться на делах, которые ему предстоит сделать. Шайтан подталкивает мужчину к тому, чтобы стать жертвой искушения, причиной которого является женщина, потому что Всевышний Аллах вложил в мужчин влечение к женщинам, желание смотреть на них и склонность к тому, что связано с ними. Женщина подобна шайтану, который призывает ко злу посредством наущений и приукрашивания этого зла для человека. Следовательно, ей не стоит ходить среди мужчин без необходимости, а мужчине следует отводить взор от её одежд и вообще отворачиваться от неё» [Навави].
Некоторым может показаться странной эта прямолинейность, которая присутствует в обоих хадисах, однако когда мы узнаём причину этой прямоты, удивление проходит. Это очень важный вопрос, и Пророк r прямо сказал о действии, которое совершил, из-за его важности, дабы научить мусульман, как следует поступать в подобных случаях.
6. Удерживание женщин от бесполезных выходов из дома. Когда женщина выходит из дома, шайтан устремляется к ней и начинает приукрашать её в глазах смотрящих, и мужчинам она начинает казаться красивее, чем она есть. Таким образом шайтан пытается поймать людей в сети страстей и мерзостей.
Поэтому покровители женщин не должны позволять им выходить на улицу или отправляться в общественные места без надобности, оберегая их честь и целомудрие и помогая тушить пламя страстей, бушующее в наше время со страшной силой.
7. Больше домашнего поклонения. Не превращай свой дом в могилу, в которой нет ни поминания Аллаха, ни обращения к Нему с мольбами, ни поклонения, ни покорности Ему. Оживляй свой дом посредством покорности Всевышнему Аллаху и выдели в нём особое место для совершения молитвы, и пусть у тебя будет Коран для регулярного чтения и любой прибор, на котором можно прослушивать чтение Корана. Сделай себе библиотеку из книг, содержащих в себе коранические науки и науки, связанные с Сунной, а также других полезных для всей семьи книг на темы религиозные и мирские. Это помогает человеку устремиться всем своим существом к Господу и не так сильно реагировать на позывы страсти.
8. Обращение к Аллаху с мольбами. Мольба — безотказное оружие в трудных ситуациях. Это действенное средство, которое верующий должен использовать постоянно. Всевышний Аллах сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов взывающего, когда он взывает ко Мне» (сура 2 «Корова», аят 186).
‘Убада ибн ас-Самит d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Любому мусульманину на земле, который обращается к Аллаху с мольбой, Аллах непременно дарует то, о чём он просит, или же отводит от него равноценное зло, если только он не просит о том, что является грехом или разрывом родственных связей». Один человек из числа присутствующих сказал: «Тогда [люди] будут [обращаться] с мольбами много». Он сказал: «Аллах [способен сделать ещё] больше» [Тирмизи, 3573].
Вспомните также историю пророка Юсуфа u. С какой мольбой обратился он к Аллаху, когда его пытались соблазнить и склонить к греху? Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: “Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают. Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд”. Господь ответил на его мольбу и отвратил от него их козни. Поистине, Он — Слышащий, Знающий» (сура 12 «Юсуф», аяты 33–34).
Пророк r обучал своих сподвижников мольбам, которые помогают верующему противостоять страстям и искушениям. Шакаль ибн Хумайд передаёт: «Я попросил Посланника Аллаха r: “Научи меня какой-нибудь мольбе”. Посланник Аллаха r сказал: “Говори: ‹О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от зла моего слуха, и от зла моего зрения, и от зла моего сердца, и от зла моего семени[21]›[22]”».
Сам Посланник Аллаха r говорил: «О Аллах, поистине, Мы просим у Тебя верного руководства, богобоязненности, целомудрия и достатка!»[23] Он просил целомудрия, которое необходимо для противостояния страсти.
И опасайтесь самообольщения, которое удерживает человека от обращения к Аллаху с мольбами и внушает человеку ложное спокойствие, усыпляющее бдительность и заставляющее человека думать, что ему ничего не угрожает, и у него всё хорошо, и ему не о чем беспокоиться. Даже Ибрахим u опасался для себя идолопоклонства и обращался к Господу с такой мольбой: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (сура 14 «Ибрахим», аят 35). Он просил у Аллаха защиты не только от мелких прегрешений, но и от великого ширка! Так что не говори: «Я — праведный юноша», «Я — имам», «Я — хатыб и проповедник», «Я — наставник», «Я — искатель знания». У каждого есть основания бояться искушений, а если мы опасаемся искушений, значит мы должны обращаться к нашему Господу с мольбами и просить у Него защиты.
«Они чуть было не отклонили тебя от того, что Мы дали тебе в откровении, дабы ты выдумал про Нас нечто другое. Вот тогда они полюбили бы тебя. Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 74).
Если не поможет юноше Аллах,
Его усердие его погубит…
9. Размышление об опасности, которую представляет следование запретным страстям. Яхья ибн Му‘аз сказал: «Кто радовал члены тела своего наслаждениями, тот посадил для себя дерево печалей и сожаления» [Замм аль-хава]. А ‘Абд-ас-Самад аз-Захид сказал: «Беспечен тот, кто не знает, что страсти — это силки» [Замм аль-хава]. Если человек задумается о том, сколько бед приносит людям прелюбодеяние и сколько вреда причиняет оно им в этом мире и в мире вечном, то он непременно поймёт, какую опасность представляет для людей следование запретным страстям.
Истории целомудренных
История сохранила для нас случаи из жизни людей, которые давно умерли, однако их истории, полные уроков и назиданий, живы и по сей день. Это люди, которые побороли свою страсть ради Аллаха, и Всевышний увековечил их память, и их истории широко известны сегодня…
Юсуф (мир ему)
Благородный пророк Аллаха Юсуф (мир ему) подвергся едва ли не самому сильному искушению, которое только может возникнуть между мужчиной и женщиной. В доме знатного вельможи ему предложили совершить прелюбодеяние, открыв перед ним все двери и устранив все препятствия на его пути. Всевышний Аллах сказал в Своей Книге: «Женщина, в доме которой он жил, стала соблазнять его, заперла двери и сказала: “Иди ко мне”. Он сказал: “Упаси Аллах! Ведь он — мой господин, обеспечивший мне прекрасную жизнь. Поистине, несправедливые не преуспеют”» (сура 12 «Юсуф», аят 23).
Однако этим дело не закончилось. Женщина продолжала добиваться своего, и он устремился к двери, побежав от неё, а она схватила его сзади за рубаху и порвала её. Как раз в это время появился вельможа, муж этой женщины, и она оклеветала Юсуфа, заявив, что это он домогался её и его следует бросить в темницу за это. А позже она предложила ему сделку: она избавит его от темницы, если он совершит с ней прелюбодеяние. Он отказался, и его бросили в темницу, и он терпеливо переносил выпавшие на его долю страдания. Но главное — он не позволил запретной страсти взять верх над собой.
Ознакомившись с этой историей, каждый понимает, что у пророка Аллаха Юсуфа u были все возможности совершить прелюбодеяние. Он был холостым, а холостому мужчине некуда направить свою страсть. И он был чужестранцем там, а чужестранец обычно не стыдится того, чего стыдится коренной житель, и не боится позора, будучи чужим в этом городе. Женщина была знатной и красивой, а он был её слугой и обязан был подчиняться ей и выполнять всё её распоряжения. И когда он входил в дом, это ни у кого не вызывало никаких подозрений, и он мог входить, когда хотел. И мужа этой женщины не было дома. Да и муж не относился к числу ревнивых: узнав о произошедшем, он не принял никаких мер, а только велел Юсуфу забыть о том, что произошло, а жене — попросить прощения. Она сама приглашала его — этим она сломала все психологические барьеры между ними, она устранила все препятствия на их пути, она сама преследовала его и даже угрожала ему тюрьмой, если он не согласится совершить с ней прелюбодеяние, и она прибегла к женским козням. Но всё напрасно: он проявил терпение и стойкость и обратился за защитой к своему Господу и Покровителю.
Посмотрите, как он сопротивлялся позывам собственной души. И Всевышний Аллах даровал ему за это высокую, почётную степень. И Он избрал его и сделал его одним из искренне творящих добро.
Почему Юсуф (мир ему) проявил терпение и что помогло ему в этом?
1. Страх перед Всевышним Аллахом.
2. Помощь от Аллаха и Его содействие и поддержка. Всевышний Аллах сказал: «Она возжелала его, и он возжелал бы её, если бы не увидел знамение своего Господа. Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Поистине, он был из числа Наших избранных [или искренних] рабов» (сура 12 «Юсуф», аят 4). Слова Всевышнего «Так Мы отвратили от него зло и мерзость» более точно передают смысл, нежели слова «Так Мы отвратили его от зла и мерзости». Аят указывает на то, что Всевышний Аллах отвратил, убрал от Юсуфа зло и мерзость так, что даже если бы он захотел совершить их, он бы не смог, потому что их просто не было…
3. Отдаление от того, что ведёт к ослушанию Аллаха. Он не просто сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха Господа миров!» — и остался сидеть в доме. Он произнёс эти слова и побежал прочь от соблазнявшей его женщины, желая покинуть дом. Уход с места искушения помогает спастись от запретной страсти. А оставаться возле источника искушений — значит поощрять себя и побуждать к запретному. Поэтому не колеблясь беги прочь от мест, в которых совершается запретное.
4. Обращение к Аллаху с мольбой о помощи и защите: «Он сказал: “Господи! Темница милее мне, чем то, к чему меня призывают. Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд”» (сура 12 «Юсуф», аят 33).
5. Он был праведным и богобоязненным. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, он был из числа Наших искренних рабов» (сура 12 «Юсуф», аят 34).
6. Он предпочёл страдания мерзкому поступку: «Он сказал: “Господи! Темница милее мне, чем то, к чему меня призывают» (сура 12 «Юсуф», аят 33).
Поистине, в этой истории много полезного, и мусульманин, особенно молодой человек, должен извлечь из неё эти уроки и воспринять её как назидание для себя. И с этой историей следует знакомиться не из любопытства, а ради того, чтобы научиться полезному.
История Джурайджа
Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Жил среди израильтян человек по имени Джурайдж. Однажды, когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и стала звать его. Он же сказал себе: “Ответить ей или продолжить молиться?” — после чего продолжил молиться, не ответив ей. Тогда она воскликнула: “О Аллах, не дай ему умереть, пока не покажешь ему лица блудниц!” А спустя некоторое время, когда Джурайдж находился в своём уединённом жилище, к нему пришла одна женщина и заговорила с ним, предлагая ему себя, однако он отказался. После этого она пришла к какому-то пастуху и позволила ему овладеть собой, а когда родила мальчика, сказала: “Он от Джурайджа”. И люди пришли к нему, разрушили его жилище, выгнав его оттуда, и принялись поносить его. Тогда он совершил омовение, помолился, а потом подошёл к ребёнку и спросил: “Кто твой отец, о мальчик?” Ребёнок ответил: “Пастух”…» [Бухари, 3436; Муслим, 2550].
Посмотрите: Всевышний Аллах наделил этого ребёнка способностью говорить, почтив и возвысив Джурайджа, который отказался от этой женщины из страха перед Аллахом, притом что у него были все возможности овладеть ею!
История ар-Раби‘ ибн Хусайма
Его соплеменники пообещали одной очень красивой женщине тысячу дирхемов в случае, если ей удастся соблазнить ар-Раби‘ (из этого можно сделать вывод о том, что среди шайтанов из числа людей есть такие, которые готовы тратить свои средства ради того, чтобы портить праведных людей, строить козни призыву и бороться с религией). Женщина надела свои лучшие одежды, умастилась своими лучшими благовониями и стала поджидать его. Выходя из мечети, он увидел её, и увиденное поразило его. Она же подошла к нему с открытым лицом.
Ар-Раби‘ сказал ей: «А что было бы, если бы горячка охватила твоё тело и изменила бы цвет и красоту, которые я вижу?! А что было бы, если бы спустился ангел смерти и вскрыл бы твою яремную вену?! А что было бы, если бы Мункар и Накир подвергли тебя допросу?!.»
И она вскрикнула и упала без чувств.
После этого она поклонялась Господу так, что в день своей смерти она была похожа на обгоревший пень [Сыфат ас-сафва].
История ас-Сарри ибн Динара
Когда ас-Сирри остановился в одном селении по пути в Египет, среди местных жителей оказалась очень красивая женщина, красота которой пленила людей. Узнав о нём, эта женщина сказала: «Я непременно обворожу его». И она вошла в дом, открывшись и показывая свою красоту. Он спросил: «Что тебе нужно?» Она ответила: «Желаешь ли мягкой постели и приятной жизни?» Он сказал в ответ:
Сколько ослушников получили от них наслаждение,
А после смерти забыли о них и вкусили страдание,
Ушло наслаждение-ослушание, навсегда ушло,
И остались им лишь последствия их ослушания.
Позор — притом что Аллах всё слышит и видит —
Рабу, который на виду у Аллаха грехи совершает!
История Абу Бакра аль-Миски
Ибн аль-Джаузи рассказывает: «Абу Бакра аль-Миски однажды спросили: “Поистине, мы постоянно ощущаем исходящий от тебя запах мускуса. В чём причина этого?” Он ответил: “Клянусь Аллахом, я уже несколько лет не пользуюсь мускусом… А причина этого вот в чём. Одна женщина обманом заманила меня в свой дом и заперла за мной дверь, после чего стала соблазнять меня. Делать было нечего. И я сказал ей, что мне нужно справить нужду, и она велела своей служанке проводить меня в отхожее место, и она проводила меня. Зайдя в отхожее место, я взял кал, выпачкался им с ног до головы и в таком виде вернулся к ней. Она растерялась и велела вывести меня. И я ушёл и вымылся. И той же ночью я увидел во сне кого-то, кто сказал мне: ‹Ты сделал то, чего не делал никто до тебя. Я сделаю благим исходящий от тебя запах в этом мире и в мире вечном›. И я встал утром и обнаружил, что от меня исходит запах мускуса. И это продолжается и по сей день”».
История одной женщины
Однажды, когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб d ходил между домами мусульман, заботясь об их делах и желая узнать, не нуждаются ли они в чём-нибудь, он услышал, как одна женщина говорит:
Длинна эта ночь и темна, только мне не до сна:
Нет рядом любимого, с которым играла бы я.
И если бы не Тот, Чей Трон над небесами,
Края постели этой заплясали б…
Утром ‘Умар d послал к ней спросить: «Ты ли произнесла такие-то слова?» Она ответила: «Да». Он спросил: «А почему?» Она ответила: «Моего мужа отправили в далёкие военные походы». После этого ‘Умар d спросил свою дочь Хафсу g: «Сколько способна жена вытерпеть без мужа?» Она ответила: «Шесть месяцев». После этого ‘Умар отправлял солдат в походы не дольше чем на шесть месяцев [‘Абд-ар-Раззак; Байхакы].