Кто восседает на престоле Вселенной?
Давид Клейтон
Кто говорит правду
О Боге?
Здесь даны факты,
А выводы - за вами
Калининград
Содержание
Предисловие 3
Что говорит Библия? 3
Элохим 17
Иисус и Святой Дух 19
Что говорит Е. Уайт? 26
Можно ли доверять пионерам? 34
Что утверждали пионеры? 36
Что утверждает современная АСД? 41
Что утверждает Римско-католическая церковь? 44
Предисловие
Никакое другое учение не является столь важным, как учение о Боге, потому что все другие учения строятся на нём. Только правильное представление о Боге и Его характере делает возможным вполне понимать Евангелие и его силу спасать падших людей.
В этой брошюре пастор Давид Клейтон представляет выдающуюся серию библейских стихов, имеющих отношение к учению о Боге. Они достойны быть отмеченными в Библии. Далее брат Клейтон доказывает документально, что учения сестры Уайт и адвентистских пионеров верно отображают высказывания Библии.
Что говорит Библия?
Марка 12:29,32,34 «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый»»;
«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его»;
«Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия»;
1 Кор. 8:4 «и что нет иного Бога, кроме Единого»;
1 Кор. 8:6 «но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него»;
Иоан. 17:3 «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»;
Откр. 21:22 «Храма же я не видел в нём; ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец»;
1 Кор. 11:3 «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава–Бог»;
Ефес. 4:6 «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас»;
1 Тим. 2:5 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус»;
2 Кор. 1:3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения»;
1 Кор. 15:24-28 «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что всё покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё. Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём»;
2 Фесс. 2:16 «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас…»;
Каковы отношения между Иисусом и Богом:
1 Иоан. 4:15 «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге»;
1 Иоан. 2:22,23 «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца»;
1 Иоан. 4:9,10 «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»;
Иоан. 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»;
1 Иоан. 5:5 «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?»;
Иоан. 8:42 «Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня»;
1 Иоан. 5:1 «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и рождённого от Него»;
Прит. 30:4 «Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?»;
Иоан. 10:36 «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?»;
Марка 5:7 «И, вскричав громким голосом, сказал: что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!»;
Евр. 1:4,5 «будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И ещё: «Я буду Ему Отцем, а Он будет Мне Сыном»?»;
Прит. 8:22-26 «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной»;
1 Пет. 1:3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас…»;
Ефес. 1:3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением на небесах…»;
2 Кор. 11:31 «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки…»;
Рим. 15:6 «Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа»;
Евр. 1:9 «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих»;
Целый ряд мест из Писаний говорят о «Боге Отце».
Ни одно место не говорит о «Боге Сыне»
или о «Боге Духе»:
Тит. 1:4 «Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего»;
1 Фесс. 1:1 «Павел и Силуан и Тимофей церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа»;
Гал. 1:3 «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа»;
Ефес. 6:23 «Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа»;
Фил. 2:11 «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»;
2 Тим. 1:2 «Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего»;
1 Петр. 1:2 «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится»;
Иоан. 6:27 «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог»;
Иуд. 1 «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом»;
Где здесь третья личность?
2 Иоан. 3 «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви»;
1 Тим. 5:21 «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие…»;
Тит. 1:4 «Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего»;
Ефес. 1:2 «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа»;
Кол. 1:2,3 «Находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас…»;
Иоан. 14:16-23 «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Иуда, не Искариот, говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и мы придём к нему и обитель у него сотворим»;
Иоан. 14:28 «Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам»…»;
И дыханием Иисуса?
Иоан. 20:22 «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого»;
Элохим
Иные утверждают, что слово «Элохим», часто употребляемое в Ветхом Завете для наименования Бога, доказывает, что Бог - Существо триединое, так как понятие это стоит де во множественном числе и означает больше, чем один. Но известно, что слово «Элохим» не обязательно во всех случаях означает больше, чем один; напротив, оно часто употребляется для выражения великолепия и величия Божия, вместо того, чтобы представлять, что Бог включает в Себя больше, чем одну личность.
Обратите, пожалуйста, внимание на далее приводимые высказывания, где употребляется слово «Элохим», и вы увидите, что оно иногда относится к одному-единственному индивидууму, а иногда вовсе не к Богу, а к другим существам:
Исх. 7:1 «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком»;
Суд. 16:23 «Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему, и повеселиться, и сказали: бог наш предал Самсона, врага нашего в руки наши»;
Суд. 16:24 «Также и народ, видя его, прославлял бога своего, говоря: бог наш предал в руки наши врага нашего и опустошителя земли нашей, который побил многих из нас»;
3 Цар. 18:27 «В полдень Илия стал смеяться над ними, и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснётся»;
Пс. 81:1 «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд»;
Пс. 81:6 «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы»;
Пс. 96:7 «Да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги»;
Иисус и Святой Дух
Что будет в разлуке с нами?
Иоан. 14:28 «Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам»…»;
Иоан. 14:18 «Не оставлю вас сиротами; приду к вам»;
Иоан. 16:16 «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня…»;
Чем Дух мог прийти?
Иоан. 7:39 «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен»;
Ответ: Дух Святой – это жизнь Иисуса, а жизнь Иисуса не могла быть нами пользуема, пока Он ещё обитал в человеческом образе.
Источником Святого Духа?
Иоан. 15:26 «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне»;
Ефес. 4:6 «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас»;
Ефес. 2:18 «Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе»;
Ответ: источник Святого Духа – Отец.
Что говорит Елена Уайт?
«Перед всеми собравшимися небожителями Царь Вселенной заявил, что никто, кроме Христа, не может быть вполне посвящён в Его намерения и что Ему надлежит исполнить великие замыслы Господа» («Патриархи и пророки», стр. 36-37 ориг.).
«Христос – Слово, Единородный от Бога, был одно с Вечным Отцом. Их природа и намерения были едины. Единственный во всей Вселенной, Кто был посвящён во все замыслы Бога - это Христос» («Великая борьба», стр. 493 ориг.).
«Владыка Вселенной не был одинок в Своих благодеяниях. Рядом с Ним был Тот, Кто понимал Его намерения и мог разделять с Ним радость давать счастье всем сотворённым существам. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Иоан. 1:1-2). Христос, Слово, Единородный Божий, един с вечным Отцом – един в природе, характере и намерениях. Только Он один мог постичь все советы и замыслы Божьи. «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исайи 9:6). Его происхождение «из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Сын Божий говорит о Себе как о Божьей премудрости: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони… когда полагал основания земли: тогда я была при Нём художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время» (Прит. 8:22,29, 30)» («Патриархи и пророки», стр. 33-34 ориг.).
Каким образом Бог вездесущ?
«Библия показывает нам Бога на Его величественном и святом месте не в состоянии бездействия, не в покое и одиночестве, но окружённым тысячами святых существ, каждый из которых готов исполнить Его волю. Через посредство этих вестников Он состоит в деятельном отношении со всякой частью Своего Царства. Через посредство Своего Духа Он всюду присутствует. Через посредство Своего Духа и Своих ангелов Он служит сынам человеческим» («По стопам великого Врача», стр. 423).
Откуда приходит Дух?
«По Его замыслу, они должны обладать величайшей силой во Вселенной, исходящей от Источника всех благ. Они должны иметь силу противостоять злу – силу, которую не способны одолеть ни жизнь, ни смерть, ни ад, которая позволит им победить так же, как победил Христос» («Желание веков», стр. 680, ориг.).
«Подобной молитвы ангелы никогда не слышали. Они жаждут принести своему возлюбленному Повелителю весть утешения и надежды. Но Бог Отец Сам ответил на просьбу Своего Сына! От самого престола исходят лучи Его славы. Небеса разверзаются, и на Спасителя нисходит чистейший свет в образе голубя, это символ, соответствующий Христу – Кроткому и Смиренному» («Желание веков», стр. 112 ориг.).
«Никогда ранее ангелы не слышали такой молитвы, какую Христос вознёс во время крещения, и они умоляли, чтобы быть носителями вести от Отца к Его Сыну! Но нет! Прямо от Отца излился свет Его славы. Открылись небеса, и лучи света осияли Сына Божьего, приняв форму голубя, сияющего золотом. Голубь был символом кротости и смирения Христа… Из открытых небес прозвучали слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Хотя Сын Божий был в человеческой плоти, Иегова Сам заверил Его, что Он – Сын Всевышнего. В этом провозглашении Своего отношения к Сыну Бог принял и человечество, возвышенное величием Его возлюбленного Сына» («Ревью энд Геральд», 21 янв. 1873).
Можно ли доверять пионерам?
«Если придут к нам люди с тем, чтобы удалить опору или колонну нашего фундамента, который Бог воздвиг Своим Святым Духом, тогда пусть пожилые мужи, которые были пионерами нашего дела, ясно заговорят, пусть и те кто уже умерли, также говорят посредством издания заново их статей в периодических изданиях. Соберите лучи Божественного света, которые Бог дал своему народу, ведя его шаг за шагом по пути истины. Эта истина выдержит испытание временем и устоит перед натиском» (MS 62, 1905, S. 6, «Eine Warnung gegen falshe Theorien», 24 Mai 1905, gedruct in Manusсriрt Release, Band 1, S. 55).
«Некоторые из тех, которые обрели опыт при становлении и обосновании истины, еще живы. Бог по Своей милости сохранил им жизнь, чтобы они приобретённую истину до конца своей жизни передавали далее, как это делал апостол Иоанн до конца его жизни. А знаменосцы, которые умерли, должны, через переиздание их писаний, говорить. Мне было показано, что их голоса должны таким образом звучать. Пусть они свидетельствуют о том, что есть истина для настоящего времени.
Нам не должно принимать слова тех, которые приходят с вестью, противоречащей нашим особым пунктам веры. Они собирают множество библейских текстов как доказательство в пользу теоретических построений. За прошедшие пятьдесят лет такое всегда случалось. Поскольку Библия есть Слово Божье, с которым следует почтительно обращаться, то те, кто использует её для удаления Богом признанной опоры, совершают большую ошибку. Кто использует библейские тексты таким образом, тот ничего не понимает в дивных проявлениях Духа Святого, Который прежним вестям к народу Божию придавал силу Божию и подчёркивал их» (Ausgewählte Botsсhaften, Band 1, S. 163).
«Одно, несомненно, вскоре обнаружится, а именно – произойдёт великое отступление от веры, которое развивается, нарастает и всё усиливается. Оно будет продолжаться до тех пор, пока Господь не придёт с небес с великим криком. Нам необходимо держаться первых основ нашей веры, и от крепкой веры возрастать в несокрушимую веру. Нам нужно сохранить ту веру, которую Святой Дух Божий утверждал с ранней поры наших опытов и до настоящего времени…
Прошедшие пятьдесят лет не помрачили ни одну йоту или основу нашей веры, с тех пор как в 1844 году мы получили великие и чудесные доказательства… Ни единое слово не было изменено или отвергнуто. То, что Духом Святым после времени нашего великого разочарования было засвидетельствовано как истина, есть наша твёрдая основа истины. Нам были открыты краеугольные камни истины, и мы принимали эти фундаментальные принципы, которые сделали нас тем, чем мы ныне являемся – адвентистами седьмого дня, соблюдающими заповеди Божии и имеющими веру Иисуса »(Special Testimonies Series B, S. 57,58; 4 Deсember, 1905).
«Многие из нашего народа не сознают, насколько прочно заложены основания нашей веры. Мой муж, а также Джозеф Бейтс, отец Пирс, пастор Хирам Эдсон и другие столь же ревностные, благородные и истинные служители Церкви, были среди тех, кто, пройдя через 1844 год, взыскали истину как скрытое сокровище. Я встречалась с ними, и мы вместе настойчиво и горячо молились и исследовали Писание. Зачастую наши встречи продолжались до глубокой ночи, а иногда и всю ночь мы молились об обретении света свыше и вникали в Слово Божие. Вновь и вновь эти братья, собираясь вместе, изучали Библию, чтобы глубже познать её значение и приготовиться к проповеди её истин. Когда братья доходили до места, смысл которого им не удавалось постичь, и говорили: «мы себя исчерпали», тогда Дух Господень сходил на меня, я возносилась в видении, и мне давалось ясное объяснение текстов, которые мы исследовали, а также наставление в том, как успешно трудиться и учить других. Так мы обретали свет, помогавший нам понять, что говорит Писание о Христе, о Его миссии и Его священническом служении. Путь истины, простирающийся от сего времени до того момента, когда мы войдём в град Божий, был явлен мне со всей ясностью, и я передавала другим те наставления, которые Господь давал мне…
Какие же силы заставляют людей на этом этапе нашей истории тайно и коварно подрывать основание нашей веры – основание, заложенное в начале нашей работы благодаря молитвенному изучению Слова и откровению свыше? Именно на этом основании мы строили последние пятьдесят лет. Удивительно ли, что когда я вижу, как начинается работа по уничтожению некоторых столпов нашей веры, у меня есть что сказать в ответ?» («Избранные вести», том 1, стр. 206-207 ориг.).
Что утверждали пионеры?
Божество
«Есть один Бог, личностное духовное Существо, Творец всего сущего, Всемогущий, Всеведущий и Вечный, безграничный в мудрости, святости, в праведности, благости, истине и благодати; неизменный, всюду присутствующий через Своего посредника, Дух Святой (Пс. 138:7).
Есть один Господь, Иисус Христос, Сын Вечного Отца, Тот, через Которого Бог всё сотворил и Которым всё стоит; Он взял на Себя природу потомков Авраама, чтобы спасти нашу павшую расу; Он жил среди людей, полный благодати и истины, жил нам в пример, умер за наши грехи, был воскрешён из мёртвых для нашего оправдания, вознёсся на небеса, чтобы быть нашим единственным Посредником в небесном святилище, где Он Кровью Своею совершает примирение за наши грехи; то примирение, которое с момента Его смерти на кресте – а смерть Его представляет всего лишь пожертвование – представляет последнюю часть Его священнического служения, соответствуя примеру левитского священства, которое было всего лишь тенью служения нашего Господа на небесах (см. Левит 16; Евр. 8:4,5; 9:6,7)» (Заявление относительно основ вероучения, преподаваемого и практикуемого адвентистами седьмого дня, опубликованное в 1872 г. в Battle Creеk, Michigan).
Высказывания пионеров
James White:
«Способ, каким спиритуалисты на этом пути отвергают и отрекаются от нашего единого и истинного Бога и нашего Господа Иисуса Христа, состоит в том, что они, прежде всего, пользуются старым небиблейским тринитарным символом веры,а именно, что Иисус Христос есть Сам Вечный Бог, и это несмотря на то, что у них в пользу этого нет ни единого места, которым можно было бы это обосновать, в то время как у нас имеются в преизбытке библейские доказательства в пользу того, что Он (Иисус) есть Сын Вечного Бога» (Brief, ersсhiсhnen im The Day-Star, IX, 24, Jan. 1846).
«Утверждать, что все подряд высказывания Сына и Его апостолов являются абсолютно тем же, что Заповеди (декалог) Отца, так же далеко от истины, как древний тринитарный абсурд, будто Иисус Христос Сам есть Вечный Бог» (Der Glaube Jesu, Review & Herald, 5 Aug. 1852).
J.N. Andrews:
«Сын Божий тоже может быть исключён (при определении кто такой Мелхиседек), ибо Он имел Бога Своим Отцом, и в каком-то пункте вечного прошлого имел Своё начало. Значит, если мы будем апостола Павла понимать буквально, тогда мы во всей Вселенной найдём лишь одно Существо, у Которого нет ни начала, ни конца жизни. Но, надо полагать, вряд ли кто найдётся, кто хотя бы на одно мгновение стал бы утверждать, будто Мелхиседек - это Бог Отец» («Melchisedek», Review & Herald, 7 Seрt. 1869-siehe auсh 4 Jan. 1881-Ausgabe des Review & Herald).
E.J. Waggoner:
«По свидетельству апостола Иоанна Христос есть «единородный Сын» Божий (Иоан. 3:16). Он был рождён, а не сотворён. Каким это образом произошло, когда и как это случилось, об этом Писание нам не говорит; да и наш конечный, ограниченный разум и не смог бы этого постигнуть… Однако же должно было быть когда-то такое время, когда Христос исшёл от Бога. По тому, как пишет Иоанн, Слово уже было «в начале». Значит, Его происхождение надо отнести еще до «начала». Нашим убогим понятиям это представляется вечностью в прошлом, без начала. Мы этого не можем постигнуть» (Der Herr unsere Gerechtigkeit, S. 17).
W.W. Prescott:
«Христос был рождён дважды – однажды в вечности как единородный от Отца, и ещё раз, когда воплотился уже здесь, на земле, и таким образом Он через Своё второе рождение объединил Божественное с человеческим. Так надлежит и нам – однажды родившись во плоти, второй раз родиться, то есть возродиться в Духе, дабы наш опыт был таким же: когда человеческое совместно живёт с Божественным» («The Christ for Today», Review & Herald, 14 Apr. 1896).
J.N. Lougborough:
«Вопрос 1: какие серьёзные возражения имеются относительно триединства? Ответ: есть много возражений, которые мы могли бы привести, но по причине узких рамок мы перечислим всего три:
- Говорить о троих как об одном и об одном как о троих – это свидетельствует о не совсем здравом человеческом рассудке…;
- Оно противоречит Библии…;
- Оно языческого происхождения и отдаёт сказкой …
(Review & Herald, 5 Nov. 1861).
R.F. Cotrell:
«Я никогда не верил в учение о троице и никогда не утверждал, что верю в него. Однако же я не считаю его самым опасным ложным учением в мире… Иные люди, дискутируя об учении триединства, впадали в крайности. Некоторые Христа низводили на уровень простого аристократа, существование которого началось с рождения в Вифлееме, другие же, напротив, не довольствовались тем, чтобы принять Его Таким, Каким Его Библия ясно открывает - как предсуществовавшего Сына Божия, и сделали Его Богом и Отцом Себя Самого… Я бы советовал всем, любящим нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, верить всему, что Библия говорит о Нём, и более ничего…
…что одна личность – это три личности и что три личности – это одна личность – это то учение, о котором мы говорим, что оно противоречит разуму и здравому человеческому уму («The Trinity», Review & Herald, 6 July 1869).
«Хотя исповедание троицы ещё не прямо говорит о злых намерениях, тем не менее, оно свидетельствует об упоении вином, которое пили все народы. Тот факт, что это учение было одним из ведущих, если не самым главным, благодаря которому римский епископ стал папой, ещё не обязательно говорит в пользу этого учения. Это должно побудить людей самим проверить это учение; оно похоже на учение о бессмертии души, которое нам нашёптывают чудотворные духи демонов. Если бы я это учение никогда раньше не подвергал сомнению, я, тем не менее, теперь подверг бы его проверке до мельчайших деталей, начиная с самого слова, порождённого современными спиритуалистами» (там же).
Нижеследующая статья, написанная R.F. Cottrell(ом), и опубликованная 1 июня 1869 года в Review & Herald, показывает чётко, каким было отношение пионеров, и вообще верующих, к вопросу о триединстве:
«Это было излюбленным правоверным учением уже в ту пору, когда Римский епископ на высоте своей власти был возведён в папы. Само отвержение этого учения рассматривается как опасная ересь, в то же время каждому разрешается разъяснять его соответственно своим представлениям. Всем кажется, что они должны крепко держаться его, и в то же время каждый имеет совершенную свободу его противоречивые положения приводить в созвучие собственным способом и путём; поэтому защитники этого учения хранят и терпят множество взглядов, которые все признают правомерными, думается мне, до тех пор, пока они поддерживают это учение.
Я никогда не сознавал себя призванным к тому, чтобы истолковывать его, ни признавать, ни защищать. Я не проповедовал и против этого учения. Однако же я, по меньшей мере, дорожу Господом Иисусом Христом столько же, сколько те, которые называют себя тринитарианами. Это я впервые беру перо в руки, чтобы нечто написать относительно этого учения.
Вот на основании чего я не принимаю и не защищаю его:
1). Само наименование «троица» - небиблейское. Триединый Бог неизвестен Библии, и я придерживаюсь взгляда, что учения, которые, чтобы быть выраженными, нуждаются в словах, изобретённых заново разумом человека, должны рассматриваться как человеческие учения.
2). Я никогда не сознавал себя призванным изъяснять или принимать то, что против разума или здравого человеческого ума, который дал мне Бог. Все попытки изъяснения такого рода учения не сделали бы его понятнее моим друзьям.
Однако, если меня спрашивают, что я думаю об Иисусе Христе, тогда я отвечаю, что я верю всему, что говорит Библия о Нём. Если Свидетельство говорит о Нём, что Он ещё до сотворения Земли принимал участие в славе Отца, то я верю этому. Если говорится, что Он в начале был у Бога, что Он был Богом, что всё сущее создано Им и для Него, и что без Него ничего не создано, что создано, то я верю этому. Если Библия говорит, что Он Сын Божий, то я верю этому. Если в Писании заявляется, что Отец послал Сына Своего в мир, тогда я верю, что Он имел Сына, Которого Он мог послать.Если Свидетельство говорит, что Он есть начало создания Божия, то я верю этому. Если о Нём сказано, что Он есть сияние славы Отца и ипостась Его сущности, то я верю этому. А когда Иисус говорит: «Я и Мой Отец одно», то я верю и этому; и если Он говорит: «Мой Отец больше Меня», тогда я и этому верю; это есть Слово Сына Божия, и кроме всего, совершенно понятно и однозначно само себя разъясняет.
Когда меня спрашивают, как я представляю себе, что Отец и Сын едины, тогда я отвечаю: «Они в таком смысле едины, который не противоречит разуму». Если в этом предложении союз «и» что-то значит, тогда Отец и Сын – два Существа. Они в таком смысле едины, о каком Иисус молился, чтобы Его ученики были едины. Вот какими были Его слова: «да будут едино, как Мы едино».
Кто-нибудь может возразить: если Отец и Сын две раздельные Личности (Существа), не нарушаешь ли ты первую из десяти заповедей, поклоняясь Сыну и называя Его Богом? Никак нет! Отцу угодно, чтобы все почитали Сына, как почитают Отца! Мы не можем нарушить заповедь и огорчить Бога, будучи послушными Ему. Отец говорит о Сыне: «да поклонятся Ему все ангелы Божии». В том случае, если бы ангелы уклонились от поклонения Сыну, они этим восстали бы против Отца. Дети наследуют имя отца. Сын Божий столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Это Имя – Имя Его Отца. Отец говорит Сыну: «престол Твой, Боже, в век века» (Евр. 1:8). У пророка Исайи Сын назван: «Бог крепкий». А когда Он опять вернётся на Землю, тогда все, ожидающие Его, воскликнут: «Вот Он, Бог наш!» (Исайя 25:9). Богу угодно, чтобы мы так чтили Сына. Делая это, мы оказываем Отцу наивысшую честь. Если мы Сына не почитаем, мы не почитаем Отца, ибо Он требует от нас, чтобы мы чтили Его Сына.
Но, хотя Сын и называется Богом, у Него есть «Бог и Отец» (1 Петра 1:3). Хотя Отец о Сыне говорит: «престол Твой, Боже, в век века», престол этот, тем не менее, был дан Ему Его Отцом; и поскольку Он «возлюбил правду и возненавидел беззаконие», Отец продолжает: «посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой» (Евр. 1:9). «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Сын есть «Отец вечности», однако же Он Отец не Самому Себе, и ни Его Отцу, а Его детям. Вот каковы Его слова: «Вот, Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2:13)» (R.F. Cottrell, Review and Herald, 1 June 1869).
Божество
«Бог един. Отец, Сын и Святой Дух – единство трёх взаимовечных Личностей. Бог бессмертен, всемогущ, превыше всего и вездесущ. Он безгрешен и выше человеческого понимания, однако познаваем посредством Его откровений о Себе Самом. Он вовеки достоин поклонения, чести и служения всего творения» («В начале было Слово…», изд. 1993 г., стр. 26).
Бог Отец
«Бог Вечный Отец есть Творец, Источник, Вседержитель и Владыка всего творения… Проявившиеся в Сыне и Святом Духе свойства и силы являются также откровением свойств и сил Отца» (там же, глава 3).
Бог Сын
«Бог Вечный Сын воплотился в Иисусе Христе. Через Него всё было сотворено, посредством Него был открыт характер Бога, благодаря Ему совершилось спасение человечества и через Него происходит суд над нашим миром. Будучи вовеки истинным Богом, Он стал также истинным человеком, Иисусом Христом…» (там же, стр. 44).
Бог Дух Святой
«Бог вечносущий Дух действовал совместно с Отцом и Сыном при сотворении, воплощении и искуплении…» (там же, стр. 66).
Arthur S. Maxwell:
«Верят ли адвентисты седьмого дня в триединство? Да, верят. Они благоговейно поклоняются Отцу, Сыну и Святому Духу, трём личностям в одном Боге. А делают они это потому, что верят, что Библия учит этому о Боге и Его отношении к этому миру и человеческой расе» (A Guide to the Religions of America, von Leo Rosten, S. 136, Zitat von Arthur S. Maxwell, What is a Seventh-day Adventist?).
Вопросы относительно учений:
Вопрос: в каких пунктах вероучений адвентисты сходятся с большинством христиан, и какие христианские воззрения они не разделяют?
Ответ: «С католиками и ортодоксальными церквами Востока адвентисты верят в триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа…» («77 вопросов к церкви АСД», стр. 71).
Адвентисты седьмого дня верят:
«Начало человеческой расе было положено в Божественном совете. Бог сказал: «сотворим человека» (Бытие 1:26). Множественное число слова «сотворим» относится к триединому Божеству – Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому» (Seventh-day Adventist Believe, S. 80).
William G. Johnsson (редактор Adventist Review):
«Адвентистские вероучения с течением времени изменились, будучи сотрясаемы «настоящей истиной». Наиболее ужасающим является учение о нашем Спасителе и Господе Иисусе Христе: многие из пионеров, включая таких как J.N. Andrews, Uriah Smith и J.H. Waggoner, имели арианское или полуарианское понятие, согласно которому Сын в некое время, ещё до сотворения нашей земли, исшёл от Отца.
Наравне с этим, также и тринитарное понятие о Боге, которое теперь является частью наших фундаментальных вероучений, ранними адвентистами отвергалось. Даже ещё и сегодня есть такие, кто не подписывается под этим воззрением» (Adventist Review, 6 янв. 1994г., стр. 10, 11).
George Knight (профессор по истории, университет Andrews):
«Большинство пионеров адвентистского движения не смогли бы сегодня стать членами адвентистской церкви, во всяком случае, пока они не согласились бы со всеми 27 пунктами вероучения церкви. Они особенным образом отклонили бы пункт 2 - троицу» (Es war nicht immer so, S. 13 - erschienen auch im Ministry Magazine, Oct. 1993, S. 10).
J.R. Hoffmann:
«Предмет отношения Отца к Сыну нужно всегда понимать в свете события в Вифлееме. Единственное дитя, которое в этом мире родилось не от человеческого отца – это Иисус. Титул «Сын» относится к Его вступлению в поток времени, и ни в коем случае - к Его вечному происхождению. В Ветхом Завете встречаются указания на сыновство, но всегда только с указанием на воплощение» (Ministry, June 1982).
Gordon Jensen:
«Тремя личностями Божества, в равной степени обладающими божественными свойствами, совместно был разработан план спасения. Чтобы во Вселенной можно было погасить грех и мятеж и вновь восстановить мир и согласие, одно из божественных существ приняло роль Отца, другое - роль Сына. Третье существо, Святой Дух, тоже приняло участие в осуществлении плана спасения. Всё это имело место ещё до возникновения на небе греха и мятежа».
«В принятии на себя роли - обстоятельство, вызванное планом спасения - ни одно из божественных существ не лишилось своих божественных сил. Применительно к их вечному существованию и их прочих свойств они были едины и уравнены. Но применительно к плану спасения присутствовала определенная подчинённость Сына Отцу» (Adventist Review, 31 Oct. 1996, стр. 12 - Vorlesungen für die Gebetswoche).
J.R. Spangler:
«Я вижу подчёркнутую взаимозаменяемость личностей Божества, поскольку они едины в своих намерениях и действиях» (Review & Herald, 21 Oct. 1971).
«Слово стало плотью и обитало среди нас, а благодаря богословам оно превратилось обратно в слова» Карл Барт
Давид Клейтон
Кто говорит правду
О Боге?
Здесь даны факты,
А выводы - за вами
Калининград
Содержание
Предисловие 3
Что говорит Библия? 3
Элохим 17
Иисус и Святой Дух 19
Что говорит Е. Уайт? 26
Можно ли доверять пионерам? 34
Что утверждали пионеры? 36
Что утверждает современная АСД? 41
Что утверждает Римско-католическая церковь? 44
Предисловие
Никакое другое учение не является столь важным, как учение о Боге, потому что все другие учения строятся на нём. Только правильное представление о Боге и Его характере делает возможным вполне понимать Евангелие и его силу спасать падших людей.
В этой брошюре пастор Давид Клейтон представляет выдающуюся серию библейских стихов, имеющих отношение к учению о Боге. Они достойны быть отмеченными в Библии. Далее брат Клейтон доказывает документально, что учения сестры Уайт и адвентистских пионеров верно отображают высказывания Библии.
Что говорит Библия?
Марка 12:29,32,34 «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый»»;
«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его»;