О тщеславии и как должно родителям -- воспитывать детей.
...Как только дитя родилось, многие отцы думают не о том, чтобы упорядочить его жизнь, но чтобы его украсить и облачить в золотые украшения и одежды. Что же ты делаешь, человек? Пожалуйста, носи это сам, зачем же ты и ребенка, который не вкусил ещё этого безумия тщеславия, воспитываешь в нем? Чего ради одеваешь ему на шею украшение? Нужен добросовестный воспитатель, который наставлял бы ребенка добру, а не приучал к тщеславию и сребролюбию. И волосы ему отпускаешь сзади, на манер девочки, делая мальчика -- женоподобным и ослабляя его природную крепость, с самого начала превращая его -- в любителя -- излишеств и убеждая стремиться к неразумному. Зачем -- ПОРТИШЬ свое дитя?
Многие, может быть, будут смеяться над сказанным, как над ничтожными вещами. Не ничтожны эти вещи, но, напротив, очень значимы.
Девушка, приученная своей неразумной матерью -- УВЛЕКАТЬСЯ женскими украшениями и нарядами, когда покинет отеческий дом, БУДЕТ – злонравна, эгоистична и тяжела для супруга и требовательна более, нежели сборщики податей. Это плохая жена.
Я уже говорил вам, что если зло СТАНОВИТСЯ -- Трудноискоренимым, то это потому, что никто – НЕ ЗАБОТИТСЯ о детях, никто – НЕ ГОВОРИТ им о целомудрии, о благоразумии, о презрении -- к богатствам и славе, никто не говорит детям -- о Боге и не учит их -- вере.
Если с раннего детства дети БУДУТ -- ЛИШЕНЫ добрых учителей, -- то из этих детей ВЫРАСТУТ -- худые люди. Каждый из родителей прилагает все усилия к тому, чтобы ВЫУЧИТЬ своих детей -- ремеслам, наукам и красноречию, и мало кто заботится о том, чтобы – ВОСПИТАТЬ из детей -- хороших людей. А это самое главное в жизни – что должен сделать каждый родитель.
Не перестану я просить и умолять родителей о том, чтобы они прежде всех своих дел – ПОЗАБОТИЛИСЬ -- о ДОБРОМ воспитании своих детей. Ибо, если боишься за ребенка, докажи этим -- и не останешься без воздаяния. Воспитай -- борца для Христа! Не о том говорю, чтобы ты отвратил его от семьи, послал в пустыню и подготовил к принятию монашеской жизни, не это говорю. Хотел бы и этого и всех молил бы принять это звание, но, если кажется оно -- обременительным, не принуждаю -- к тому. Воспитай борца для Христа и с детского возраста его, пребывающего в мире, приучи быть -- богобоязненным.
Если в детской душе -- ЗАПЕЧАТЛЕНЫ будут ДОБРЫЕ учения, то тогда никто – НЕ СМОЖЕТ их изгладить, когда ребенок -- вырастет и станет взрослым – тогда он пойдет по пути Добра. Потому, используй власть над ним для того, чтобы НАУЧИТЬ -- дитя вере в Бога и добру. Ты первый воспользуешься -- благими плодами, если будешь иметь хорошего сына, а затем -- Бог. Для себя -- ты трудишься.
Каждый из вас -- отцов и матерей - подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть ЗАБОТИТСЯ -- о своих детях: лишнее -- УБИРАЙТЕ, а то, чего недостает, -- добавляйте и внимательно НАБЛЮДАЙТЕ за ними каждый день, какое от природы есть у них дарование -- чтобы его умножить, какой есть у детей недостаток -- чтобы его УСТРАНИТЬ. И с особенным тщанием ИЗГОНЯЙТЕ от них всякий повод -- к НЕПОСЛУШАНИЮ, распущенности, беспечности и лени, ибо склонность к этому более всего вредны душам юных.
Лучше всего, прежде чем дитя успеет узнать о плохом, ПРИУЧИ его -- к Труду, НАУЧИ его уважению -- к старшим, НАУЧИ его -- Православию и бодрствовать на молитве, а главное – научи его -- Покаянию и любви к ближним.
Приучите дитя ПО ДОБРОМУ -- говорить и только хорошие слова, НАУЧИТЕ дитя – ВЕЖЛИВОСТИ. Изгоните из речи детей -- надменные и бранные слова, речи неразумные и постыдные, пошлые и мирские. "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только -- ДОБРОЕ для назидания в вере, дабы оно доставляло -- благодать слушающим" (Еф. 4, 29).
Как же добиться этого и с чего начнем их воспитывать? С того, что будем внимательно следить за происходящим с ними, ибо ребенок легко может быть привлечен к такому (поведению). Какая, следовательно, у него причина для спеси и брани? Все состязание у него со сверстниками.
Поэтому сразу же установи закон: ни над кем -- не надмеваться и не насмехаться, никого -- не оскорблять и не обзывать, не клясться и никого – не обманывать, не быть – драчливым, не брать -- ничего чужого без разрешения. И если видишь, что НАРУШАЕТСЯ закон -- НАКАЖИ: когда -- суровым взглядом, когда – язвящим и даже грубым словом, когда и упреком, порой же -- хвали его и обещай награду.
Ударами же – НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙ, чтобы – НЕ ПРИВЫК он к этому способу воспитания и не озлобился на тебя – ибо, если привыкнет к тому, что его постоянно бьют, то ПРИУЧИТСЯ и пренебрегать -- этим, и если ОЗЛОБИТСЯ – то ПОТЕРЯЕТ Доверие и любовь к тебе, тогда -- всё ПОТЕРЯНО. Тогда – большая беда будет, тогда дитя – ПЕРЕСТАНЕТ слушаться родителей и начнет жить -- по своей воле.
Пусть всё время – БОИТСЯ побоев, пусть -- угрожают ему розгой, но – НЕ ПУСКАЮТ её в ход. Наказывать розгой -- нужно, но как можно -- РЕЖЕ и только за очень плохие, грубые проступки. И угрозы пусть -- не доходят до дела, но дитя должно знать, что его МОГУТ – всегда НАКАЗАТЬ, ибо угроза тогда хороша, когда ей -- ВЕРЯТ, что она будет исполнена. Пусть дитя думает, что будет наказан, и не наказывается, дабы – НЕ ИСЧЕЗ Страх наказания, Когда видишь, что Страх -- пошел на пользу, успокой дитя, ибо природа наша нуждается -- в успокоении.
Научи его быть -- ПРИВЕТЛИВЫМ к людям. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он -- бранит кого-либо, ЗАСТАВЬ -- его замолчать и переведи речь на его собственные проступки. Убеди так разговаривать с ребенком и мать, и воспитателя, и так чтобы все вместе -- были стражами и не позволяли ни одному из этих дурных слов -- извергаться из ребенка и из уст его, то есть из золотых дверей. И не доказывай мне, что дело это требует много времени. Ибо, если с самого начала займешься этим серьезно и пригрозишь и таких приставишь стражей, двух месяцев хватит и для того, чтобы исправить все, и для того, чтобы придать ему твердость природного состояния.
Пусть дети – НЕ СЛЫШАТ дурных и злых слов и речей, не слышат -- ругательных слов и матерков, ибо – НЕ СЛУШАЮЩИЙ дурного и постыдного – НЕ ПРОИЗНЕСЕТ этого.Пусть не слышат они вздорных старушечьих басен: "Такой-то любил такую-то". Пусть ничего из этого не слышат, но слушают другое, лишенное всякой уклончивости и рассказываемое очень просто.
Когда отдыхает ребенок от трудов учения, а душа охотно проводит время, слушая рассказы о прошлом, тогда говори с ним, отвратив его -- от всякого ребячества, ведь философа воспитываешь, борца и гражданина небес...и расскажи ему: "Вначале были двое детей у одного отца, двое братьев". Затем, помедлив, продолжай: "Вышедших из одной утробы. Один из них был старший, другой младший. Один, старший, был земледельцем, другой, младший, -- пастухом. И выводил он стада в долины и к озерам ".
Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовольствие, и оно не утомляло его душу. "Другой же сажал и сеял. И решил он почтить Бога. И пастух, взяв лучшее из стад, принес в жертву Богу". Не много ли лучше рассказывать об этом, чем повествовать о златорунных баранах и волшебстве? Затем же привлеки его внимание, ибо рассказ заключает в себе нечто, и не вноси ничего ложного, но следуй Писанию: "Когда же принес Богу лучшее, сразу же сошел огонь с небес и все восхитил в небесный жертвенник. Старший же не сделал так, но отступил от этого: ОСТАВИВ -- Лучшее себе самому, поднес Богу другое. И не принял это Бог, но отвернулся и оставил это лежать на земле -- те же, первые, принял к себе. Подобно тому, как бывает у владеющих землями: одного из приносящих хозяин почтит и примет внутри дома, другого же оставит стоять снаружи -- так было и здесь. Что же произошло после этого? Старший брат -- опечалился, считая себя обесславленным и превзойденным в чести, и был мрачен. Говорит ему Бог: "Почему ты огорчился? Разве не знал, что Богу приносишь? Почему оскорбил Меня? Чем ты недоволен? Зачем принес Мне в жертву -- остатки?" Если кажется, что нужно пользоваться более простым языком, скажи: "Тот, не имея что сказать, утих или, скорее, замолчал. После того, увидев своего младшего брата, говорит ему: "Выйдем на равнину". И захватив его хитростью, убил его. И думал, что -- укроется это от Бога. Приходит к нему Бог и говорит ему: "Где брат твой?" Отвечает он: "Не знаю. Не сторож я брату моему". Говорит ему Бог: "Вот кровь брата твоего -- кричит ко Мне с земли".
Пусть и мать сидит рядом, в то время как душа ребенка образовывается такими рассказами, чтобы и она помогла этому и хвалила рассказываемое. "Так что же было после этого? Того (брата) Бог принял на небо, и после смерти он пребывает наверху". Пусть и о Воскресении -- услышит ребенок в таких рассказах. Ибо, если в мифах рассказывают -- чудеса, и верит ребенок -- тем более будет он восхищен, услышав о Воскресении и о том, что душа его пошла на Небо. "И того Он сразу взял наверх -- этот же, убийца, скитался повсюду, многие годы терпя -- несчастья, живя в страхе и трепете, и много претерпел ужасного и каждый день был наказываем. Не простую, но чрезвычайную понес кару, ибо слышал от Бога, что в страхе и трепете будешь на земле".
Ребенок не знает, что это такое, но ты скажи ему, что подобно тому, как ты, стоя перед учителем и мучаясь ожиданием наказания, трепещешь и страшишься, так и он везде -- страшился Бога. Хватит с него, чтобы было ему рассказано до этого места: расскажи это в один вечер за трапезой. И мать пусть говорит ему о том же самом. Затем же, когда много раз услышит он об этом, попроси и у него: "Расскажи мне историю" - чтобы он мог -- проявить себя. И когда усвоит он рассказ, тогда поведай ему и о пользе от него: "Видишь, какое зло -- прожорливость, какое зло -- братоубийство, какое зло думать, что можешь -- обокрасть Бога. Ибо Он видит все, и даже то, что совершается -- скрытно". И если одно только это правило сможешь насадить в душе ребенка, не будет у тебя нужды -- в воспитателе, ибо этот Страх перед Богом лучше всякого другого страха представится ребенку и потрясет его душу.
Не только это, но и в церковь веди его, взяв за руку, и стремись -- привести его туда в особенности тогда, когда читается этот самый рассказ. И видишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнает наперед и получает великую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее.
Можно получить от этого рассказа и другую пользу. Пусть научится от тебя, что не нужно горевать, когда -- терпишь зло. Ибо Бог с самого начала показал это самому ребенку, когда получившего блаженство посредством смерти принял на небо. Когда же рассказ этот утвердился в детском разуме, расскажи ему другой, например, опять о двух братьях, и скажи: "Было два других брата, также старший и младший. Старший же был охотником, а младший жил дома". Эти два брата были также и близнецами. Но после того, как они родились, младшего полюбила мать, а старшего отец.
Старший много времени проводил в полях, младший -- в доме. И однажды состарившийся отец говорит тому, кого он любил: "Дитя, так как я состарился, пойди и приготовь мне дичь -- поймай косулю или зайца, принеси и свари, чтобы, поев, я благословил тебя". Младшему же ничего такого не сказал. Мать, услышав, что отец сказал это, призывает младшего и говорит ему: "Дитя, так как отец приказал твоему брату достать ему дичь, чтобы, поев, он благословил его, послушай меня: иди к стаду и, взяв молодых и красивых козлят, принеси мне, и я сделаю то, что любит твой отец, и ты принесешь ему, чтобы, поев, он благословил тебя".
Отец же в старости стал плохо видеть. Когда младший принес козлят, мать сварила их и, положив ему на блюдо, дала ребенку, и он принес их отцу. Она одела на него козлиные шкуры, чтобы он не был изобличен, так как кожа у него была гладкая, а у старшего брата волосатая, - чтобы мог он скрыть, и не увидел отец, и так послала его. Отец же, подумав, что это действительно старший, поев, благословил его. Затем, когда закончилось благословение, приходит старший сын и приносит дичь. Увидев же, что случилось, он (в отчаянии) закричал и заплакал".
Наблюдая, какое это производит благое действие понимаешь, сколько можно извлечь из этого. Прежде всего, страх и уважение будут чувствовать -- к отцам дети, видя, как борются за отцовское благословение, и предпочтут скорее подвергнуться тысяче ударов, чем услышать -- родительское проклятие. Затем явствует из этого, что нужно пренебрегать -- чревом: ибо должно рассказать и о том, что никакой пользы не получил он от того, что был первородным и старшим, так как из-за Невоздержанности чрева продал он -- превосходство своего первородства.
Есть и другие врата, прекраснее тех, но трудноохраняемые, -- врата глаз, так как, благодаря им, душа открывается небу и обладает красотой. Здесь родители должны прикладывать особенно большие усилия. Покажи ему другую красоту и туда возведи глаза его: например, небо, солнце, звезды, земные цветы, луга, красоту книг, пусть наслаждается он видом всего этого. Много есть и другого, не несущего в себе вреда.
Пусть он постоянно слушает все об Иосифе, пусть изучит то, что относится к Царствию Небесному, какая награда -- ожидает воздержанных. Если он в будет приучен к тому, чтобы не говорить непристойностей, то с дества будет обладать требуемой скромностью. Беседуй с ним о красоте души.
Не позволим прикасаться ни -- к мягким одеждам, ни к телесам. Ведь мы воспитываем борца, подумаем об этом! Итак, пусть не пользуется мягкими подстилками и одеждами. И пусть это будет для нас правилом.
Перейдем к властительной части - к воле. Не следует ни полностью -- отсекать ее у юноши, ни позволять ей проявляться во всех случаях, но будем воспитывать их с раннего возраста в том, чтобы, когда сами они подвергаются несправедливости, переносить это, если же увидят кого-либо обижаемым, то храбро выступить на помощь и должным образом -- защитить истязаемого.
Когда дитя рассердится, напомни ему -- о его собственных недостатках. Пусть не будет он ни изнеженным, ни диким -- но мужественным и кротким. Пусть будет у него одно правило -- никогда не оставлять без помощи другого, которого кто-то обижает.