Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Когда умирает добрая мать, она завещает своим детям нечто на память. И эти завещан­ные вещи хранят как святыню, как сокровище всю жизнь. Бывает, что эти завещанные вещи оберегают человека от болезней и смерти.

В тот тихий священный час, когда сияю­щий Гавриил слетел с неба к Деве Марии, чтобы сообщить Ей радостную весть о ско­ром переходе на небо, Она стала готовить­ся к этому желанному моменту Свои одежды Она отдала двум бедным вдовицам, которые служили Ей при жизни. Завещанные Богоро­дицей ризы хранились в Назарете много лет. В IV веке два греческих сановника посетили Палестину и побывали в Назарете. В одном доме они увидели много зажженных лампад, здесь же лежало много больных, недужных. Расспросив, они узнали, что тут хранится риза Божией Матери, от которой многие по­лучают исцеление. Эту-то святыню сановни­ки и взяли с собой в Константинополь, там и положили ее во Влахернском храме.

В IX веке на Константинополь напали язычники. На кораблях подошли они к го­роду и хотели взять его. И тогда греческий Патриарх с духовенством крестным ходом понесли честную ризу Богоматери к морю. И только коснулись ею воды, как поднялась сильная буря и погубила все вражеские ко­рабли.

Возлюбленные братия и сестры! У нас те­перь два главных врага на пути спасения: буря душевных страстей и опасное нерадение. В первом случае нам надо просить Матерь Бо­жию, чтобы Она утишила волны страстей (не­верия, гнева, нечистоты, недружелюбия) в на­ших душах. И второе: чтобы Она избавила нас от страшного нерадения — ведь гибнем, тонем, леденеем душой и сами этого не чувствуем.

Будем хранить завещанные Ею святыни. У нас нет Ее святой ризы, но есть святые ико­ны. Вот и будем хранить их как сокровище, а маленькие иконочки носить на груди. Тогда и нас не посмеют коснуться хищные звери, видимые и невидимые, ибо Матерь Божия за­щитит нас.

НЕБЕСНАЯ СТРАННИЦА

Когда Господь наш Иисус Христос сошел с неба на нашу грешную землю во имя совер­шения великого дела нашего спасения, когда Он жил на земле, когда Он ходил, пропове­довал, утешал, Его собственная жизнь совсем не была легкой и спокойной. Он не имел по­коя и не искал его. Он не требовал (и почти не получал) благодарности. Он постоянно ходил по городам и селам, совершая всюду добро, оказывая милость. Сам Он при этом не имел, где приклонить главу (см. Лк. 9, 58).

Вслед за Ним ходила Его Пречистая Ма­терь, Пресвятая Дева Мария. Она так любила Своего Божественного Сына, так желала всег­да Его видеть, так томилось Ее материнское сердце опасениями за Его жизнь (Она ведь знала, с какой злобой встречали Его пропо­ведь любви и милосердия жестокосердные люди), что не могла оставить Его. Она неза­метно следовала за Ним в отдалении, не ис­кала Себе почета как Мать Божественного Сына, при этом забывая о покое и отдыхе. Ее странствия начались еще задолго до того, начались, когда Она, спасая Малютку Христа от Ирода, бежала в Египет. Потом Она шла вслед за Господом, когда Он с проповедью Евангелия обходил города и села Палестины. Она много странствовала и после вознесе­ния Господа нашего Иисуса Христа на небо.

Предание говорит, что Лазарь, некогда воскрешенный Спасителем, впоследствии ставший епископом на острове Кипр, силь­но скорбел, желая увидеть Божию Матерь, но не смел приехать в Иерусалим, где фа­рисеи по-прежнему искали возможности убить его. Богоматерь согласилась посетить остров. Был прислан корабль, но по дороге буря отнесла его совсем в другое место. Это была Гора Афон, усеянная в то время языче­скими храмами. Бесы, обитавшие в идолах, сами объявили людям о приближении Божи­ей Матери, будучи не в состоянии вытерпеть Ее благодатной силы. Богородица полюбила Афон, просветила его жителей евангельским учением и назвала это место Своим жреби­ем. Посетила Она и Лазаря, побывала у апо­стола Иоанна Богослова в Эфесе...

Матерь Божия довольно долго прожила на земле. Она уже томилась, желая скорее вновь увидеть Своего возлюбленного Сына, но Господь держал Ее на этом свете для укре­пления Своей юной Церкви. Пресвятая Бо­городица поддерживала апостолов, служи­ла утешением верующим, всем помогала, за всех молилась. Многие, желая Ее видеть, приходили из дальних стран и были безмер­но счастливы, если сподоблялись Ее беседы и благословения.

Современники говорят, что во всем Ее по­ведении, даже во внешнем облике чувствова­лась особая благодатность.

Мы с вами, дорогие мои, не видим Ее сво­ими телесными очами, мы, грешные, недо­стойны смотреть даже на Ее изображение, на Ее святой образ. Но Она так милостива, так снисходительна к нам, что Сама посеща­ет нас, Сама являет нам Свои умилительные иконы, Сама всюду странствует, посещая са­мые далекие, забытые всеми места.

Небесная Странница — Небошественная — неоднократно посещала и нашу Рус­скую землю, бывала в разных ее краях. На се­вере чтят Ее как свою Заступницу в образе Тихвинской чудотворной иконы. Не людь­ми, а Божественной силой в XIV веке была перенесена эта икона в Новгородские преде­лы. Впервые явилась она рыбакам на Ладож­ском озере, когда они ночью ловили рыбу. Внезапно облистал их дивный свет, в лучах которого они увидели икону Богородицы. Они хотели принять ее к себе, но Небесная Странница последовала дальше. Во многих местах являлась эта икона, многих освятила своим пребыванием, пока не остановилась на горе, близ города Тихвина.

Небесная Странница... Сколько любви в том, что Она Сама посещает нас, что Она согласилась разделить нашу участь, участь изгнанников на этой земле, что Она не оста­ется на небе, в райских селениях, а ходит по нашим дорогам, ищет заблудших, поддер­живает усталых, сопутствует всем, кто идет тесным путем за Христом.

Мы с вами здесь только странники, только пришельцы. Святой апостол Павел говорит христианам, что мы не имеем здесь посто­янного града, но ищем будущего (Евр. 13,14). И нет Спутницы более верной на пути к этому прекрасному небесному городу, Небесному Иерусалиму, чем Матерь Божия, Вратарницей которого поставлена Она — благая Одигитрия-Путеводительница, постоянно о нас за­ботящаяся, исправляющая, спасающая.

В Великую Отечественную войну Ее виде­ли на поле брани после сражения. Она му­жественно обходила погибших воинов, по­лагала венки небесных цветов на их головы, как бы венчая их смерть, и тихо молилась...

Ее видели в доме умирающей бедной си­ротки. Она пришла взять к Себе эту юную душу, не видевшую на земле радости, чтобы утешить ее и навсегда водворить в раю.

Ее видели в бушующем море. Светлой пу­теводной звездой сияла Она впереди кора­бля. Люди обессилели, уже совсем отчая­лись в неравной борьбе со стихией, сбились с пути, и тут явилась Она и пошла по волнам, указывая путь к берегу, где в напряженном ожидании стояли их родные — жены, мате­ри, дети моряков...

Сколько мест на земле хранят следы Ее благодатных посещений, скольким людям являлась Она даже не в видении, а наяву: пре­подобным Сергию, Серафиму Саровскому, Парфению Киевскому и другим.

К авве Сергию Она пришла сказать, что ус­лышана его молитва об учениках, о святой обители его, получается, что и о нас с вами, потому что и для нас это место самое близ­кое и родное. Она на все времена обещала Лавре Свой покров и благословение.

Приходит Она к нам, грешным. И кто мо­лился горячо, с верою, тот чувствует серд­цем своим, что Она здесь, среди нас... И нам подобает с глубоким благоговением и бла­годарностью воскликнуть: откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1,43).

Приходит Она к нам, дорогие мои, прихо­дит постоянно. Скажу более: Она никогда бы не уходила, не оставляла нас, если бы мы сами не прогоняли Ее своими грехами, своим не­вниманием, неблагодарностью, неисправи­мостью. Что Она может найти у нас доброго, достойного? Чем мы порадуем свою Небес­ную Заступницу? Мы приносим Ей свои скор­би, поверяем свои нужды, просим помощи... Она так милостива, так милосердна, что слы­шит всех, самых грешных и нечистых жалеет, плачет о них, помогает и хранит.

Но если мы хотим быть Ее чадами, если хо­тим порадовать Ее и всегда быть с Ней, то нам надо переменить свою жизнь. Нельзя оскор­блять Ее святыни своими грехами. Надо вни­мательнее посмотреть на свою жизнь и спро­сить себя: «Куда же я иду? К чему стремлюсь? Приведет ли мой путь к вечной жизни?» И если окажется, что мы до сих пор блуж­даем во мраке, по распутиям сего грешного и прелюбодейного мира, если окажется, что мы даже не знаем, куда идем, где находится этот желанный Небесный Иерусалим, город чистоты, красоты, святости и блаженства, то не пугайтесь, тем более не отчаивайтесь, до­рогие мои, неустанно просите Ее, благую Одигитрию. Она непременно поможет найти путь спасения, поможет идти по нему, поскольку путь спасения — это тесный, скорбный путь. Сколько испытаний, сколько опасностей таит он в себе, сколько неожиданностей!

Но с Ней — верной Спутницей — мы не бу­дем одиноки, не потеряемся в этой бурной жизни. Сама будучи Странницей, здесь, на земле, Она ходит по дорогам, селам и ули­цам наших городов, спасая девиц, юношей, потерявших честь и смысл жизни, укрепляя дух и силы больных и престарелых, настав­ляя отчаявшихся и заблудших.

Когда малые дети-сиротки сбились с пути в темном лесу и их настиг ужасный ураган, они стали плакать и кричать в один голос: «Мама, милая мама, зачем ты нас покинула, где ты?!» Богородица в виде доброй крестьянки вышла к ним навстречу, обласкав, довела до теплой хаты лесника и стала невидима...

Когда за юной девицей, собиравшей в лесу грибы, погнался злой человек, она возопила о помощи к Богородице. Матерь Божия, бу­дучи невидимой, вступилась за несчастную, и преследовавший ее человек свалился в глу­бокий овраг и поломал себе ноги...

А скольких несчастных путников Она спасла в зимнюю стужу, дождливой осе­нью, среди дремучих темных лесов, на суше и на море, днем и ночью, простирая Свою материнскую руку помощи.

О возлюбленные братия и сестры, будучи странниками на распутиях жизни, станем взывать к Небесной Страннице — Матери Божией. Да защитит Она всех нас от врагов видимых и невидимых и доведет до светлых врат Небесного града Иерусалима.

ЗА ПРЕЧИСТОЙ ДЕВОЙ

Блажен человек, имеющий в жизни добро­го наставника, которого можно слушать, которому можно подражать и полностью довериться. Жизнь — странствование... Хо­рошо идти проторенным путем. Одиги­трия — Путеводительница... За Ней идет весь христианский мир. Она учит нас, как нужно жить, как украшаться добродетелями. Пре­святая Дева сияет лучами всех добродетелей. Остановимся на трех из них: первая добро­детель — это предание себя воле Божией, вторая — чистота тела и души, третья — му­жественное перенесение скорбей.

Итак, пойдем за Ней. Она-то не поведет нас по ложному пути. Ее дорога за Христом.

Вот Архангел возвещает Ей слова великой радости: Радуйся, Благодатная, благосло­венна Ты между женами (Лк. 1,28).

Архангел возвещает Ей великое и страшное таинство, а Она, в смирении склонив Свою главу, говорит: Се, Раба Господня (Лк. 1,38).

Далее мы видим Ее с Иосифом и Богомладенцем бегущую в чужой Египет. Сколько тревог, опасений, волнений выпало на Ее долю, может быть, и тайных слез... Позади слышны звуки мечей, предсмертные крики умирающих младенцев, стоны и вопли не­счастных матерей... Впереди ночь, глухая дорога в пустыне, кишащей разбойниками. Только надежда на Бога помогает перенести все тяготы трудного пути.

Насколько же это поучительно для нас! Как часто вместо надежды на Спасителя мы надеемся на себя или на людей, стремимся сами устроить свою жизнь и часто жесто­ко ошибаемся. Воля Божия всегда над нами. «Как бы с закрытыми глазами бросайся в жи­тейское море, — наставляет епископ Феофан Затворник, — предаваясь руководству воле Божией». Нужно полностью вверить себя высшей воле. Она всемогуща, всеобъемлю­ща. Она хранит и руководит всеми.

Пречистая Матерь всегда следовала воле Божией, покорялась всемогуществу и силе ее. Последуем же за Ней и поучимся от Нее, как стяжать чистоту тела и души. Богоматерь сияет девственной чистотой. Очевидцы гово­рят, что стоило только взглянуть в Ее светлый лик, как сразу же чувствовалось нечто Боже­ственное, высокое, чистое... Ее чистота — све­жее белоснежных лилий, светлее сияющих горных вершин, лучей яркого солнца. И нам нужно стремиться к этой чистоте, нужно до­рожить тем, что мы имеем пример величай­шей чистоты в образе Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим.

Чистое око души позволяет человеку ви­деть небо. Чистый человек способен с зем­ли видеть Бога, живущего на небесах. Все мы от юности подвержены грехам и порокам плоти. «От юности моея мнози борют мя страсти...» (антифон, глас 4).

С раннего детства мы страдаем от грехов, загрязняем одежды невинности грехами пло­ти. И чем больше живем, тем в большей степе­ни теряем чистоту. И часто к старости человек обнажается совсем, потому что чистые одеж­ды истлели, а новых он еще не приобрел. И вот стоит он — обнаженный, жалкий, неключимый. Скоро его позовут. В чем он явится к Су­дии правосудному? «Ризу мне подаждь светлу... многомилостиве Христе Боже наш».

Нужно просить Матерь Божию обновить наши истлевшие, худые одежды души. Нуж­но просить, чтобы Она в час нашей кончи­ны предстала и избавила нас от мучений, по­крыла честным Своим омофором.

Посмотрите, дорогие мои, как мужествен­но переносила Она все скорби и испытания. Тайная вечеря... Ядущий со Мною предаст Меня (Мк. 14, 18). С какой болью эти слова разрывали Ее сердце. Разве Она не знала об этом? Затем Гефсимания... Толпы народа с го­рящими факелами... Ночь во дворе Каиафы, — Ее не пустили туда. Там мучают Ее Сына. Она страдает... Крестный путь... Голгофа... Сколько жестоких мук выпало на Ее долю. И Она всё перенесла, верила Своему Сыну и Богу, вери­ла и терпеливо несла вместе с Ним крест.

После Голгофы и вознесения Иисуса Хри­ста Ее неистощимая любовь обратилась к нам. Понять ее и объяснить невозможно. Только привычный пример земной материн­ской любви может в какой-то степени рас­крыть силу любви Пресвятой Богородицы.

Вот мать ждет сына. Полночь... Он при­ходит пьяный, грязный, ругается, оскор­бляет, готов ударить. «Покушай, отдохни, сынок...» — просит его мать. Лег, забылся тяжелым сном. Проснулся, а она всё стоит и смотрит на него. Ни укора, ни обиды — одна тоска, сострадание, прощение в ее взоре. Что-то отозвалось в сердце сына: жаль стало мать — она изменилась, поседела. Встал, подошел: «Прости, мама». Заплакал, упал в ноги: «Прости, родная, плохой я сын...»

Нежная материнская любовь пробудила душу. Также хранит нас любовь нашей общей Матери Приснодевы. Мы живем, суетимся, обижаем других и Ее, но Она молчит. Наступа­ет ночь. Со злым сердцем, без молитвы, в угаре вражды и ненависти мы забываемся тяжелым сном. Она стоит над нами в тихом смирении, и Ее уста шепчут: «Дети Мои, бедные дети! Как тяжело вам в жизни, как много грехов тво­рите». Скорбные очи Ее подняты к небу, Она молится и тихо благословляет Своих детей...

Материнская любовь Царицы Небесной хранит нас всегда. Только нужно уметь до­вериться Ей. Нужно научиться от Нее без­заветной любви и умению терпеть скорби жизни. Пойдем же за Пречистой Девой, бу­дем думать чаще о Ее великой любви к нам, о Ее неизреченном милосердии.

Матерь Божия, Матерь всех нас, грешных, мы к Тебе хотим. Помоги нам, возьми нас за руку, и мы будем вечно счастливы.

ИСТОЧНИК СЧАСТЬЯ

Самыми блаженными минутами для Мате­ри Божией на земле были, несомненно, те, когда Она на руках носила Богомладенца Христа. Радость материнства пронзила всё Ее существо с того мгновения, когда Архан­гел — небесный вестник — сообщил Ей тай­ну Боговоплощения: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1,28).

С этого времени Она стала носить Бого­младенца в Себе, чувствовать Его в Своем сердце. Это исполняло Ее радости неизре­ченной. Но еще большую радость и блажен­ство испытала Она, когда увидела Его, при­шедшего с неба, Своими глазами. Что Она пережила в ту минуту? Какие слова могут выразить Ее чувство?

Господь с Ней... на Ее руках. Он покоит­ся на Ее груди. Она Его ласкает, очей Своих не отводит от Его глубоких, как океан веч­ности, глаз. Сколько счастья испытала Она, сколько радости! Исполнились слова небо­жителя: Радуйся, Благодатная! Господь с То­бою. Он оставался с Ней, будучи ребенком, а когда вырос, ушел проповедовать. Он учил народ, переходил с одного места на другое, и Она подолгу не видела Его. Матерь Божия тосковала, как одинокая голубка, плакала в Своем одиночестве...

Он бывал среди злобных и коварных вра­гов. Однажды Она нашла Его в доме Симо­на в Капернауме. И когда осталась наедине с Ним, Свою голову положила Ему на грудь и... плакала. Тяжела разлука с Господом. И как ра­достно всегда пребывать с Ним.

Самыми счастливыми минутами в жизни Богоматери были минуты, когда Она на­ходилась со Своим возлюбленным Сыном и Богом.

Самые счастливые минуты для нас, до­рогие братия и сестры, это когда Господь бывает с нами. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6, 36). Оказывается, что и мы мо­жем быть так же счастливы, как и Богома­терь. Можем носить Господа в себе, в своем сердце. Какое счастье быть вместе с Богом, наслаждаться небесной тишиной, радо­стью, вожделенным миром. Эти минуты счастья, таинственного общения с Богом наступают в момент Причащения Святых Таин. Господь входит в сердце, и вместе с Ним вливается струя неземного блажен­ства. На сердце тихо, светло, и человек та­инственно беседует со своим Небесным Отцом. Эта беседа подобна той, которую имели дети Едема в период своего девства. Они были чисты, невинны, и Господь был с ними. То же самое и в минуты достойного Причащения — в таинстве Святой Евхари­стии человек обретает первозданную чи­стоту и удостаивается беседы с Богом.

Таким образом, условием таинственно­го пребывания в Боге является чистота. Пресвятая Дева Мария удостоилась но­сить в Себе Господа за Свою чистоту. Лучи Ее девственной чистоты затмевали ог­ненных херувимов и сияющих небесной красотой серафимов. В лучах Ее чистоты меркли их огненные лики и блекли лучи зари, восходящей над Едемом. Свет При- снодевства светит теперь над миром. Где чистота — там Бог, где Бог — там счастье вечной любви.

«С нами Бог, разумейте, языцы!..»

Бушует море, тонет корабль. Юноша чудом спасается, оказывается, что с ним было маленькое Евангелие. С ним был Бог... Бушует житейское море, волны раз­бивают последние надежды, горькие скор­би, искушения — ярые волны — заливают душу... Но не отчаивайся, пловец: с тобою Бог, Бог крепкий, Властитель мира. Он скажет: Умолкни, перестань (Мк. 4, 39), и умолкнет буря, откатятся от сердца тя­желые волны и наступит тишина. «Жи­тейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему при­тек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве». Каждый день и час доносится этот вопль житейского моря, и с ним звучат другие слова: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш. Упование всех концев земли и сущих в море далече, и мило­стив, милостив буди, Владыко, о гресех на­ших и помилуй ны».

Так молится человечество о своем спасе­нии. И вместе с ним простирает к Престо­лу Божию Свои руки Богоматерь. Она не­слышно ступает по бушующим волнам моря, помогает пловцам выбраться из пучины. «Предстательство христиан непостыдное... не презри грешных молений гласы... пред­вари... на молитву и потщися на умоление...».

Она — источник самого высокого счастья — возможности быть всегда с Богом; носить Его в своем сердце; испытывать радость от служе­ния Ему. Будем же неотступно просить об этом Матерь Божию. Она держала Его на Своих пре­чистых руках, прижимала Его головку к Своей материнской груди, — Она и нас научит быть всегда с Господом, а с Ним — быть счастливы­ми здесь и там.

МАТЬ

«Утоли болезни многовоздыхающия души моея...» Возлюбленные братия и сестры! Я не ошибусь, если скажу, что эта просьба — вопль каждого из нас. Живется нам нелегко. Мы постоянно воздыхаем под бременем тяж­ких жизненных испытаний, всяких невзгод, скорбей и болезней, их особенно много у нас. Нет человека, который не страдал бы. Маленький ребенок, только что родивший­ся, крошка совсем, уже плачет, уже страдает. А сколько болезней перенесет он в течение всей своей жизни! Бывает, что человек всю жизнь страдает каким-нибудь тяжким неду­гом. Болезни бывают телесные, болезни бы­вают и душевные. Они связаны между собой.

«От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя...». Если бы не было душевных болезней, люди не стра­дали бы и телом. Господь наш Иисус Христос, исцеляя больных, возвращая зрение слепым, поднимая расслабленных, говорил: Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мк. 2,5), ука­зывая, что причина болезни в грехе. А вместе с душой исцелялось и тело: возьми постель твою и иди (Мк. 2, 11) — ты здоров. А иной раз Господь предупреждал исцеленного: не греши больше, чтобы не случилось с то­бою чего хуже (Ин. 5,14).

Возлюбленные братия и сестры! У нас с вами особенно много болезней. Они бес­численны, потому что и грехов у нас очень и очень много. А исцелять нас порой не­кому. Нет рядом человека, который мог бы одним словом поднять и укрепить нас. И к кому нам обращаться за помощью? Кого призывать? Кого просить? Кто нас исцелит, кто нас услышит? Малютка со всеми свои­ми радостями и скорбями бежит к родной матери — она поймет всё, разделит печаль, утешит, обласкает.

Маленький мальчик, которому всего-то де­вять лет, очень болел. Он уже совсем угасал. Перед смертью, указывая на свою больную грудь, он всё просил: «Мама, мамуня, распу­тай, больно, клубок здесь...» И она прикаса­лась своей материнской рукой к его больной груди, утоляла боль своего ребенка. Он зати­хал, успокаивался...

Дорогие братия и сестры, как нам нужна эта материнская ласка, это неложное при­косновение любящей руки, которая сняла бы мучительную боль! Как же тяжело спасаться сейчас, в наши дни, скудные верой, благоче­стием, зато богатые соблазнами, искушения­ми и всякого рода затруднениями. И порой приходится видеть, как совсем еще молодая душа, только начинающая жить, как прекрас­ный цветочек, выросший при дороге, быва­ет растоптана, сломана, запятнана грязью и не имеет сил более подняться. И исцеле­ние такой души подчас очень трудно, мучи­тельно, почти невозможно для человеческих усилий, нужна чья-то нежная и вместе с тем сильная рука, чтобы залечить душевные раны, дать силы и надежду на лучшую жизнь.

Рассказывают, в последнюю войну был та­кой случай. Тяжелораненому солдату пред­стояло перенести опасную операцию. Его мать была далеко, он ничего не сообщил ей. Но своим материнским сердцем она почув­ствовала, что любимый сын в беде, что он нуждается в ее помощи и она должна быть непременно около него. Солдат был под нар­козом, шла сложная операция, когда двери палаты открылись, и вошла эта женщина. Ее никто не знал, врачи замерли от неожидан­ности, к тому же она могла закричать, заплакать, и тогда... всё пропало. Но женщина сдер­жалась. Без единого звука, как тень, подошла она к операционному столу и положила свою материнскую руку на горячую голову сына. И вот тут совершилось неизъяснимое чудо. Больной, будучи под наркозом, с закрытыми глазами почувствовал материнское присут­ствие и прикосновение ее руки. Не откры­вая глаз, он сказал: «Мама, родная моя мама, я знал, что ты придешь ко мне в этот трудный час». Многие из присутствующих при этом заплакали.

Возлюбленные братия и сестры! Мало ли бывает подобных операций в нашей жизни, я имею в виду тяжелые обстоятельства, за­труднения и опасности. Порой нам на по­мощь и прийти-то некому, родная мать да­леко, или нет ее уже на этом свете. И тогда приходит Она — нежная, любящая Мать все­го грешного человечества, Мать милосердия, Матерь Божия. Она — Матерь всех скорбя­щих, всех оставленных, безнадежно боль­ных, отчаявшихся.

«Уязвихся, уранихся, се, стрелы вражия, уязвившия мою душу и тело: се, струпи, гно­ения, омрачения вопиют, раны самовольных моих страстей...». Грехи наши повергают нас на болезненный одр, буря жизни изматывает наши силы, ранят нас искушения, тяжело ды­шится больной грудью.

Святые отцы говорят, что Божия Матерь всегда бывает там, где горе, где слезы. У Нее — большая семья, которая требует столько за­боты, столько ухода, причиняет Ей столько огорчений, вызывает слезы печали. И Она ходит, ходит без устали, появляется там, где скорби, где бедствия. Она приходит туда, где страдает молодая, неопытная еще в жиз­ни душа, где лукавый мир расставил для нее свои сети и грозит гибелью.

Она приходит туда, где душа с болью и пла­чем ищет исхода, ищет правильный путь. Она приходит туда, где надо подать всесильное врачевство покаяния или где надо спасти человека от губительных пороков. Она при­ходит и Своим материнским прикосновени­ем целит язвы наших бедных душ, отгоняет всякую печаль, сомнение, уныние. Она пога­шает пламень страстей. Она согревает наши холодные сердца, просвещает и укрепляет всякого, кто обращается к Ней за помощью.

Ее тихое, благодатное прикосновение спо­собно вызвать покаянные слезы из самого загрубевшего, закосневшего во грехе сердца. Она может возродить к жизни падшую душу, очистить того, кто запятнал себя тяжелыми грехами. Разбитое в пух и прах Она восста­новит к жизни. Она всё может, дорогие мои, всё может совершить Ее безграничная мате­ринская любовь к нам, грешным и недостой­ным Ее детям.

И только одно мешает Ей приблизиться, только одно удаляет Ее от нас — наше нера­дение. Это особенно страшный грех, тяжелая болезнь наших дней, опасное состояние ду­ховного сна, лености, теплохладности, неве­дения своих грехов, бесчувствия.

Нам тяжело спасаться, возлюбленные бра­тия и сестры, говорить нечего, но ведь когда тяжело, тогда и надо приложить все усилия, все старания к важнейшему делу нашей жиз­ни — спасению своей бессмертной души.

Ведь когда трудно, тогда и Господь-то ближе. Он не хочет, чтобы мы погибли, Он видит, как нам тяжело, и жалеет нас, милует, и по­могает, и хранит.

А мы сами своим нерадением, небреж­ностью отходим от Господа. Мы всё только ропщем, унываем, жалуемся, а живем, прямо сказать, духовно плохо, совсем недостой­но христиан, главное — не умеем смиряться и теряем благодатную помощь и подкрепле­ние от Господа. А без помощи Божией мы во­обще ничего не можем. Не только доброе что сделать, мы даже не видим, что гибнем, погря­заем в болоте суеты житейской. Не чувствуем, что душа спит, усыпленная греховным нар­козом, не видим, что душа наша вся изранена греховными делами.

Дорогие мои, самое страшное, самое па­губное — состояние духовного сна, холод­ности. Страшное потому, что оно совсем не­заметно. Так хитро и льстиво враг усыпляет и нашу совесть, и нашу душу, всякое доброе чувство и намерение.

О душа христианская! Опомнись, сознай губительность своего положения — в этом начало спасения. Обратись к Матери мило­сердия и скажи с верою: «Царица Небесная, ведь я совсем погибаю и некому мне помочь! Беззакония моя превзыдоша главу мою... возсмердеша и согниша раны моя... несть исцеления в плоти моей (Пс. 37, 5,6,8). Гре­хи губят душу мою и мучают тело. Я утопаю в житейском море. Еще немного, и я совсем низринусь в бездну, потому что буря всё силь­нее, всё злее свирепствует. Не оставь меня, Матерь Божия, приди ко мне в этот трудный час, утоли лютую болезнь души моей и спаси меня, яко Милостивая».

БЛАГОДАРНОСТЬ

Нет на земле человека, который бы так любил нас, так благотворил нам, как Матерь Божия.

В мире существует очень нежная родитель­ская любовь, любовь братьев и сестер, любовь верных друзей, супружеская любовь... Но ни­что, никакая привязанность, ничье располо­жение не может сравниться с любовью к нам Царицы Небесной. И сколь много ни люби­ли бы Ее люди, сколь много ни славили Ее, вся человеческая любовь к Ней — это капля по сравнению с океаном Ее бесконечной Божественной любви ко всем людям: почив­шим, живущим ныне и имеющим жить. Она одна была предызбрана как Матерь Божия. Она дала миру Сына Божия, во плоти Хри­ста Спасителя. Она безмерно любила Его, но отдала Его нам, послушная воле Божией, отдала Его для нашего спасения, для нашего искупления. Он для нас — Господь, Учитель и Спаситель. Он нас питает Своими Пречи­стыми Телом и Кровию.

Матерь Божия отдала нам Своего возлю­бленного Сына, а неблагодарное человече­ство вознесло Его на крест. Но Богороди­ца — Мать скорбей — не отказалась от таких неблагодарных детей и, отдавая нам Сына, приняла материнство над всем человече­ством. Она всех нас усыновила в минуты страшных голгофских страданий Своего Сына. С тех пор Она не оставляет нас, не по­кидает нашу землю греха и скорбей. Она по­крывает Своим всесильным, огненным омо­фором целые страны и народы, и Церковь Святую, и семьи наши. Она каждого из нас хранит, защищает и ведет ко спасению и за всех нас скорбит и болеет Своим горя­чим материнским сердцем.

Она обещала прийти к нам в страшный час смерти и нежно склониться над нашей смятенной душой, отогнать злых демонов, облегчить наш исход Своим присутствием. Она — единая верная Помощница на страш­ном пути загробных мытарств, где бесы будут стараться схватить душу, ввергнуть в страх, в отчаяние и увлечь с собой в веч­ную погибель. Она одна сильна защитить нас в час Страшного Суда!.. О возлюблен­ные, в этот грозный час, когда по гласу Ар­хангела будут собраны все от века жившие люди, трепет охватит всех и вся. Сама при­рода содрогнется и подвигнется. И только одна Она будет стоять неизменно, по Свое­му материнскому праву, одесную грозного Судии. Только Она, Мать Его и Мать наша, принесет в тот час дерзновенную материн­скую мольбу за всех нас...

Да, невозможно, дорогие мои, невозмож­но перечислить всех милостей к нам Матери Божией. Но за все эти великие благодеяния, за Ее любовь и заботу чем мы отвечаем на­шей Небесной Матери, нашей Заступнице? Дорогие мои, приходится признать горькую правду: мы неблагодарны, мы часто про­сим Ее о многом, но не помним Ее милостей к нам, не видим Ее Покрова над собой, не за­мечаем, не ценим Ее попечения о нас.

Один мальчик с детства чтил Божию Ма­терь и ежедневно читал Ей архангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся...» Однако время шло, он вырос, жизнь закрути­ла его. К тому же он стал думать: «Я молюсь, но пользы от этого не вижу, живу не лучше других» — и перестал молиться Матери Бо­жией. Но однажды увидел Ее во сне. Она при­шла и кротко укоряла его, говоря: «Что же ты перестал обращаться ко Мне? Почему счи­таешь, что молитва не приносит тебе поль­зы? Вспомни, как вы в детстве с товарищем упали с дерева. Он сломал ногу, а ты остался невредим. Это Я сохранила тебя. Вспомни, еще был случай тогда-то... И еще было много случаев...»

Так Богородица напоминала ему истории из его жизни, и этот человек осознал, что он был очень невнимателен и неблагодарен своей Небесной Покровительнице. И какой это страшный грех — черная неблагодар­ность; такой отвратительный, недостойный человека грех, тем более христианина. И ка­кой дивной красотой сияет святая благодар­ная любовь.

Святые отцы говорят, что благодарность особенно привлекает милость Божию, низ­водит на нас всё новые и новые благодея­ния, вселяет в душу мир и благодать. За всё благодарите, — учит святой апостол Павел (1 Фес. 5, 18). А у неблагодарного человека никогда нет мира в душе, он только гневит Бога, сам лишает себя милости Божией.

История христианства хранит немало примеров благодарной преданности Го­споду. Это было давно, более полутора тысяч лет назад. В одном языческом го­роде схватили и привели на суд женщину- христианку с маленьким сыном. Ее звали Иулитта, а малютку — Кирик. Судья приказал мучить святую жену, а младенца взял на ко­лени. Он лаской привлекал к себе малютку, заставлял забыть мать и ее святую веру. Но младенец — ему было всего три года — вы­рвался из рук лицемерного правителя. Он видел, как мучают его родную мать, плакал и рвался к ней, говоря: «Пусти меня к маме, пусти, я тоже христианин». Наконец, что­бы избавиться от ненавистного мучителя, мальчик больно укусил его за руку. Тот, раз­гневанный, оттолкнул его, и ребенок пока­тился вниз по лестнице, ударяясь головкой об острые каменные ступени. Вниз он ска­тился совершенно разбитым, в крови, и от­дал свою невинную душу Господу.

А вот современный случай. Мать провожа­ет сына на войну. Голод. Она вся опухла. Но­вобранцам принесли обед. Сын хочет отбла­годарить свою мать, может быть, она больше его никогда не увидит. Но как отблагода­рить? Уже был дан сигнал к отправке. Сын наскоро отхлебнул из котелка, оставшуюся кашицу завернул в бумагу и сунул матери: «Мама, съешь». Вытирая слезы, она смотре­ла вслед сыну. Вон он машет ей рукой из ва­гона, что-то кричит... Она, бедная, не сводит глаз с удаляющегося поезда. Вот он совсем скрылся, а она всё смотрит, вся подалась вперед... Сверток вдруг выпал из ее рук на землю, и... кашица разлилась. «Сынок, милый, сам не съел!..» — шепчет мать, и ее слезы смеша­лись с едой.

Возлюбленные братия и сестры, если бы мы были так благодарны, так чутки и призна­тельны! Ведь мы совсем не ценим взаимную любовь, даже в семьях. Тяготимся близки­ми людьми и не помним, чем мы им обяза­ны, неблагодарны по отношению к родным, к родителям особенно. Приходится слушать слезные жалобы несчастных престарелых матерей на неблагодарных, грубых детей. Это слышать очень страшно и больно.

Неблагодарны бываем и к духовному отцу, а ведь он берет на себя ответственность за нашу жизнь и спасение перед Богом, и сколько он за это терпит от врага, от лю­дей. А сколько он слышит упреков, сталкива­ется с непониманием и обидами со стороны своих же духовных чад...

Неблагодарны мы бываем и к своим Ан­гелам Хранителям. Ведь они от нас не отхо­дят — чистые, светлые, а терпят нашу смрад­ность греховную. Неблагодарны к святым угодникам Божиим, нашим покровителям и молитвенникам. Неблагодарны особенно к Божией Матери, нашей верной и сильной Помощнице, неблагодарны и к Господу, на­шему Творцу, Питателю и Спасителю...

Отчего же это так бывает, дорогие мои? В чем причина, корень неблагодарности? В забывчивости нашей, но прежде всего — в грубости. «Невелико дело, — говорит свя­той отец, — в скорби вспомнить Бога, вели­ко в радости не забыть, поблагодарить Его». А мы? Много ли мы благодарим? Живем так рассеянно, что не замечаем, не ценим не­бесного Покрова над собой и помощи Ма­тери Божией. В суете нашей намереваемся сами всё решить и устроить. От гордости мы всё недовольны, ропщем, завидуем, ищем большего, вместо того чтобы со сми­ренной благодарностью удивляться тому, сколько всего ежедневно, ежечасно дарует нам Господь.

Сколько Он нам дает способностей, сколь­ко красоты и добра разлито вокруг нас. Как Он нас терпит еще, таких грешных и не­достойных Его любви, и не только терпит, но и много милостей изливает на нас совер­шенно даром и незаслуженно.

Мы часто поем акафист Матери Божи­ей, воспеваем Ей: «Радуйся, Невесто Неневестная! Радуйся... радуйся...» Но радуется ли Царица Небесная? Коснулась ли радость нашей собственной души, или пели толь­ко уста, а сердце осталось холодное, гру­бое и неблагодарное? Как тягостно жить без любви, без признательности, ведь толь­ко она согревает и умягчает душу. А главное, для Царицы Небесной оскорбительно, если мы забываем благодарить Ее. Не отойдет ли Богородица, не оставит ли нас среди бури жизни совсем одиноких и беспомощных? И что нам тогда делать? К кому пойдем?

Дорогие мои, будем же признательны Ей. Будем помнить всегда, что значит для нас, для нашей жизни и спасения Матерь Божия. Надо исправляться и постоянно нежно бла­годарить Ее. И тогда Она порадуется нашей детской преданности, покроет, защитит, и Ее милость сохранит нас в этой жизни от вся­кого зла и исходатайствует вечное спасение нашим душам.

Наши рекомендации