Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
Когда умирает добрая мать, она завещает своим детям нечто на память. И эти завещанные вещи хранят как святыню, как сокровище всю жизнь. Бывает, что эти завещанные вещи оберегают человека от болезней и смерти.
В тот тихий священный час, когда сияющий Гавриил слетел с неба к Деве Марии, чтобы сообщить Ей радостную весть о скором переходе на небо, Она стала готовиться к этому желанному моменту Свои одежды Она отдала двум бедным вдовицам, которые служили Ей при жизни. Завещанные Богородицей ризы хранились в Назарете много лет. В IV веке два греческих сановника посетили Палестину и побывали в Назарете. В одном доме они увидели много зажженных лампад, здесь же лежало много больных, недужных. Расспросив, они узнали, что тут хранится риза Божией Матери, от которой многие получают исцеление. Эту-то святыню сановники и взяли с собой в Константинополь, там и положили ее во Влахернском храме.
В IX веке на Константинополь напали язычники. На кораблях подошли они к городу и хотели взять его. И тогда греческий Патриарх с духовенством крестным ходом понесли честную ризу Богоматери к морю. И только коснулись ею воды, как поднялась сильная буря и погубила все вражеские корабли.
Возлюбленные братия и сестры! У нас теперь два главных врага на пути спасения: буря душевных страстей и опасное нерадение. В первом случае нам надо просить Матерь Божию, чтобы Она утишила волны страстей (неверия, гнева, нечистоты, недружелюбия) в наших душах. И второе: чтобы Она избавила нас от страшного нерадения — ведь гибнем, тонем, леденеем душой и сами этого не чувствуем.
Будем хранить завещанные Ею святыни. У нас нет Ее святой ризы, но есть святые иконы. Вот и будем хранить их как сокровище, а маленькие иконочки носить на груди. Тогда и нас не посмеют коснуться хищные звери, видимые и невидимые, ибо Матерь Божия защитит нас.
НЕБЕСНАЯ СТРАННИЦА
Когда Господь наш Иисус Христос сошел с неба на нашу грешную землю во имя совершения великого дела нашего спасения, когда Он жил на земле, когда Он ходил, проповедовал, утешал, Его собственная жизнь совсем не была легкой и спокойной. Он не имел покоя и не искал его. Он не требовал (и почти не получал) благодарности. Он постоянно ходил по городам и селам, совершая всюду добро, оказывая милость. Сам Он при этом не имел, где приклонить главу (см. Лк. 9, 58).
Вслед за Ним ходила Его Пречистая Матерь, Пресвятая Дева Мария. Она так любила Своего Божественного Сына, так желала всегда Его видеть, так томилось Ее материнское сердце опасениями за Его жизнь (Она ведь знала, с какой злобой встречали Его проповедь любви и милосердия жестокосердные люди), что не могла оставить Его. Она незаметно следовала за Ним в отдалении, не искала Себе почета как Мать Божественного Сына, при этом забывая о покое и отдыхе. Ее странствия начались еще задолго до того, начались, когда Она, спасая Малютку Христа от Ирода, бежала в Египет. Потом Она шла вслед за Господом, когда Он с проповедью Евангелия обходил города и села Палестины. Она много странствовала и после вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо.
Предание говорит, что Лазарь, некогда воскрешенный Спасителем, впоследствии ставший епископом на острове Кипр, сильно скорбел, желая увидеть Божию Матерь, но не смел приехать в Иерусалим, где фарисеи по-прежнему искали возможности убить его. Богоматерь согласилась посетить остров. Был прислан корабль, но по дороге буря отнесла его совсем в другое место. Это была Гора Афон, усеянная в то время языческими храмами. Бесы, обитавшие в идолах, сами объявили людям о приближении Божией Матери, будучи не в состоянии вытерпеть Ее благодатной силы. Богородица полюбила Афон, просветила его жителей евангельским учением и назвала это место Своим жребием. Посетила Она и Лазаря, побывала у апостола Иоанна Богослова в Эфесе...
Матерь Божия довольно долго прожила на земле. Она уже томилась, желая скорее вновь увидеть Своего возлюбленного Сына, но Господь держал Ее на этом свете для укрепления Своей юной Церкви. Пресвятая Богородица поддерживала апостолов, служила утешением верующим, всем помогала, за всех молилась. Многие, желая Ее видеть, приходили из дальних стран и были безмерно счастливы, если сподоблялись Ее беседы и благословения.
Современники говорят, что во всем Ее поведении, даже во внешнем облике чувствовалась особая благодатность.
Мы с вами, дорогие мои, не видим Ее своими телесными очами, мы, грешные, недостойны смотреть даже на Ее изображение, на Ее святой образ. Но Она так милостива, так снисходительна к нам, что Сама посещает нас, Сама являет нам Свои умилительные иконы, Сама всюду странствует, посещая самые далекие, забытые всеми места.
Небесная Странница — Небошественная — неоднократно посещала и нашу Русскую землю, бывала в разных ее краях. На севере чтят Ее как свою Заступницу в образе Тихвинской чудотворной иконы. Не людьми, а Божественной силой в XIV веке была перенесена эта икона в Новгородские пределы. Впервые явилась она рыбакам на Ладожском озере, когда они ночью ловили рыбу. Внезапно облистал их дивный свет, в лучах которого они увидели икону Богородицы. Они хотели принять ее к себе, но Небесная Странница последовала дальше. Во многих местах являлась эта икона, многих освятила своим пребыванием, пока не остановилась на горе, близ города Тихвина.
Небесная Странница... Сколько любви в том, что Она Сама посещает нас, что Она согласилась разделить нашу участь, участь изгнанников на этой земле, что Она не остается на небе, в райских селениях, а ходит по нашим дорогам, ищет заблудших, поддерживает усталых, сопутствует всем, кто идет тесным путем за Христом.
Мы с вами здесь только странники, только пришельцы. Святой апостол Павел говорит христианам, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13,14). И нет Спутницы более верной на пути к этому прекрасному небесному городу, Небесному Иерусалиму, чем Матерь Божия, Вратарницей которого поставлена Она — благая Одигитрия-Путеводительница, постоянно о нас заботящаяся, исправляющая, спасающая.
В Великую Отечественную войну Ее видели на поле брани после сражения. Она мужественно обходила погибших воинов, полагала венки небесных цветов на их головы, как бы венчая их смерть, и тихо молилась...
Ее видели в доме умирающей бедной сиротки. Она пришла взять к Себе эту юную душу, не видевшую на земле радости, чтобы утешить ее и навсегда водворить в раю.
Ее видели в бушующем море. Светлой путеводной звездой сияла Она впереди корабля. Люди обессилели, уже совсем отчаялись в неравной борьбе со стихией, сбились с пути, и тут явилась Она и пошла по волнам, указывая путь к берегу, где в напряженном ожидании стояли их родные — жены, матери, дети моряков...
Сколько мест на земле хранят следы Ее благодатных посещений, скольким людям являлась Она даже не в видении, а наяву: преподобным Сергию, Серафиму Саровскому, Парфению Киевскому и другим.
К авве Сергию Она пришла сказать, что услышана его молитва об учениках, о святой обители его, получается, что и о нас с вами, потому что и для нас это место самое близкое и родное. Она на все времена обещала Лавре Свой покров и благословение.
Приходит Она к нам, грешным. И кто молился горячо, с верою, тот чувствует сердцем своим, что Она здесь, среди нас... И нам подобает с глубоким благоговением и благодарностью воскликнуть: откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1,43).
Приходит Она к нам, дорогие мои, приходит постоянно. Скажу более: Она никогда бы не уходила, не оставляла нас, если бы мы сами не прогоняли Ее своими грехами, своим невниманием, неблагодарностью, неисправимостью. Что Она может найти у нас доброго, достойного? Чем мы порадуем свою Небесную Заступницу? Мы приносим Ей свои скорби, поверяем свои нужды, просим помощи... Она так милостива, так милосердна, что слышит всех, самых грешных и нечистых жалеет, плачет о них, помогает и хранит.
Но если мы хотим быть Ее чадами, если хотим порадовать Ее и всегда быть с Ней, то нам надо переменить свою жизнь. Нельзя оскорблять Ее святыни своими грехами. Надо внимательнее посмотреть на свою жизнь и спросить себя: «Куда же я иду? К чему стремлюсь? Приведет ли мой путь к вечной жизни?» И если окажется, что мы до сих пор блуждаем во мраке, по распутиям сего грешного и прелюбодейного мира, если окажется, что мы даже не знаем, куда идем, где находится этот желанный Небесный Иерусалим, город чистоты, красоты, святости и блаженства, то не пугайтесь, тем более не отчаивайтесь, дорогие мои, неустанно просите Ее, благую Одигитрию. Она непременно поможет найти путь спасения, поможет идти по нему, поскольку путь спасения — это тесный, скорбный путь. Сколько испытаний, сколько опасностей таит он в себе, сколько неожиданностей!
Но с Ней — верной Спутницей — мы не будем одиноки, не потеряемся в этой бурной жизни. Сама будучи Странницей, здесь, на земле, Она ходит по дорогам, селам и улицам наших городов, спасая девиц, юношей, потерявших честь и смысл жизни, укрепляя дух и силы больных и престарелых, наставляя отчаявшихся и заблудших.
Когда малые дети-сиротки сбились с пути в темном лесу и их настиг ужасный ураган, они стали плакать и кричать в один голос: «Мама, милая мама, зачем ты нас покинула, где ты?!» Богородица в виде доброй крестьянки вышла к ним навстречу, обласкав, довела до теплой хаты лесника и стала невидима...
Когда за юной девицей, собиравшей в лесу грибы, погнался злой человек, она возопила о помощи к Богородице. Матерь Божия, будучи невидимой, вступилась за несчастную, и преследовавший ее человек свалился в глубокий овраг и поломал себе ноги...
А скольких несчастных путников Она спасла в зимнюю стужу, дождливой осенью, среди дремучих темных лесов, на суше и на море, днем и ночью, простирая Свою материнскую руку помощи.
О возлюбленные братия и сестры, будучи странниками на распутиях жизни, станем взывать к Небесной Страннице — Матери Божией. Да защитит Она всех нас от врагов видимых и невидимых и доведет до светлых врат Небесного града Иерусалима.
ЗА ПРЕЧИСТОЙ ДЕВОЙ
Блажен человек, имеющий в жизни доброго наставника, которого можно слушать, которому можно подражать и полностью довериться. Жизнь — странствование... Хорошо идти проторенным путем. Одигитрия — Путеводительница... За Ней идет весь христианский мир. Она учит нас, как нужно жить, как украшаться добродетелями. Пресвятая Дева сияет лучами всех добродетелей. Остановимся на трех из них: первая добродетель — это предание себя воле Божией, вторая — чистота тела и души, третья — мужественное перенесение скорбей.
Итак, пойдем за Ней. Она-то не поведет нас по ложному пути. Ее дорога за Христом.
Вот Архангел возвещает Ей слова великой радости: Радуйся, Благодатная, благословенна Ты между женами (Лк. 1,28).
Архангел возвещает Ей великое и страшное таинство, а Она, в смирении склонив Свою главу, говорит: Се, Раба Господня (Лк. 1,38).
Далее мы видим Ее с Иосифом и Богомладенцем бегущую в чужой Египет. Сколько тревог, опасений, волнений выпало на Ее долю, может быть, и тайных слез... Позади слышны звуки мечей, предсмертные крики умирающих младенцев, стоны и вопли несчастных матерей... Впереди ночь, глухая дорога в пустыне, кишащей разбойниками. Только надежда на Бога помогает перенести все тяготы трудного пути.
Насколько же это поучительно для нас! Как часто вместо надежды на Спасителя мы надеемся на себя или на людей, стремимся сами устроить свою жизнь и часто жестоко ошибаемся. Воля Божия всегда над нами. «Как бы с закрытыми глазами бросайся в житейское море, — наставляет епископ Феофан Затворник, — предаваясь руководству воле Божией». Нужно полностью вверить себя высшей воле. Она всемогуща, всеобъемлюща. Она хранит и руководит всеми.
Пречистая Матерь всегда следовала воле Божией, покорялась всемогуществу и силе ее. Последуем же за Ней и поучимся от Нее, как стяжать чистоту тела и души. Богоматерь сияет девственной чистотой. Очевидцы говорят, что стоило только взглянуть в Ее светлый лик, как сразу же чувствовалось нечто Божественное, высокое, чистое... Ее чистота — свежее белоснежных лилий, светлее сияющих горных вершин, лучей яркого солнца. И нам нужно стремиться к этой чистоте, нужно дорожить тем, что мы имеем пример величайшей чистоты в образе Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим.
Чистое око души позволяет человеку видеть небо. Чистый человек способен с земли видеть Бога, живущего на небесах. Все мы от юности подвержены грехам и порокам плоти. «От юности моея мнози борют мя страсти...» (антифон, глас 4).
С раннего детства мы страдаем от грехов, загрязняем одежды невинности грехами плоти. И чем больше живем, тем в большей степени теряем чистоту. И часто к старости человек обнажается совсем, потому что чистые одежды истлели, а новых он еще не приобрел. И вот стоит он — обнаженный, жалкий, неключимый. Скоро его позовут. В чем он явится к Судии правосудному? «Ризу мне подаждь светлу... многомилостиве Христе Боже наш».
Нужно просить Матерь Божию обновить наши истлевшие, худые одежды души. Нужно просить, чтобы Она в час нашей кончины предстала и избавила нас от мучений, покрыла честным Своим омофором.
Посмотрите, дорогие мои, как мужественно переносила Она все скорби и испытания. Тайная вечеря... Ядущий со Мною предаст Меня (Мк. 14, 18). С какой болью эти слова разрывали Ее сердце. Разве Она не знала об этом? Затем Гефсимания... Толпы народа с горящими факелами... Ночь во дворе Каиафы, — Ее не пустили туда. Там мучают Ее Сына. Она страдает... Крестный путь... Голгофа... Сколько жестоких мук выпало на Ее долю. И Она всё перенесла, верила Своему Сыну и Богу, верила и терпеливо несла вместе с Ним крест.
После Голгофы и вознесения Иисуса Христа Ее неистощимая любовь обратилась к нам. Понять ее и объяснить невозможно. Только привычный пример земной материнской любви может в какой-то степени раскрыть силу любви Пресвятой Богородицы.
Вот мать ждет сына. Полночь... Он приходит пьяный, грязный, ругается, оскорбляет, готов ударить. «Покушай, отдохни, сынок...» — просит его мать. Лег, забылся тяжелым сном. Проснулся, а она всё стоит и смотрит на него. Ни укора, ни обиды — одна тоска, сострадание, прощение в ее взоре. Что-то отозвалось в сердце сына: жаль стало мать — она изменилась, поседела. Встал, подошел: «Прости, мама». Заплакал, упал в ноги: «Прости, родная, плохой я сын...»
Нежная материнская любовь пробудила душу. Также хранит нас любовь нашей общей Матери Приснодевы. Мы живем, суетимся, обижаем других и Ее, но Она молчит. Наступает ночь. Со злым сердцем, без молитвы, в угаре вражды и ненависти мы забываемся тяжелым сном. Она стоит над нами в тихом смирении, и Ее уста шепчут: «Дети Мои, бедные дети! Как тяжело вам в жизни, как много грехов творите». Скорбные очи Ее подняты к небу, Она молится и тихо благословляет Своих детей...
Материнская любовь Царицы Небесной хранит нас всегда. Только нужно уметь довериться Ей. Нужно научиться от Нее беззаветной любви и умению терпеть скорби жизни. Пойдем же за Пречистой Девой, будем думать чаще о Ее великой любви к нам, о Ее неизреченном милосердии.
Матерь Божия, Матерь всех нас, грешных, мы к Тебе хотим. Помоги нам, возьми нас за руку, и мы будем вечно счастливы.
ИСТОЧНИК СЧАСТЬЯ
Самыми блаженными минутами для Матери Божией на земле были, несомненно, те, когда Она на руках носила Богомладенца Христа. Радость материнства пронзила всё Ее существо с того мгновения, когда Архангел — небесный вестник — сообщил Ей тайну Боговоплощения: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1,28).
С этого времени Она стала носить Богомладенца в Себе, чувствовать Его в Своем сердце. Это исполняло Ее радости неизреченной. Но еще большую радость и блаженство испытала Она, когда увидела Его, пришедшего с неба, Своими глазами. Что Она пережила в ту минуту? Какие слова могут выразить Ее чувство?
Господь с Ней... на Ее руках. Он покоится на Ее груди. Она Его ласкает, очей Своих не отводит от Его глубоких, как океан вечности, глаз. Сколько счастья испытала Она, сколько радости! Исполнились слова небожителя: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Он оставался с Ней, будучи ребенком, а когда вырос, ушел проповедовать. Он учил народ, переходил с одного места на другое, и Она подолгу не видела Его. Матерь Божия тосковала, как одинокая голубка, плакала в Своем одиночестве...
Он бывал среди злобных и коварных врагов. Однажды Она нашла Его в доме Симона в Капернауме. И когда осталась наедине с Ним, Свою голову положила Ему на грудь и... плакала. Тяжела разлука с Господом. И как радостно всегда пребывать с Ним.
Самыми счастливыми минутами в жизни Богоматери были минуты, когда Она находилась со Своим возлюбленным Сыном и Богом.
Самые счастливые минуты для нас, дорогие братия и сестры, это когда Господь бывает с нами. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6, 36). Оказывается, что и мы можем быть так же счастливы, как и Богоматерь. Можем носить Господа в себе, в своем сердце. Какое счастье быть вместе с Богом, наслаждаться небесной тишиной, радостью, вожделенным миром. Эти минуты счастья, таинственного общения с Богом наступают в момент Причащения Святых Таин. Господь входит в сердце, и вместе с Ним вливается струя неземного блаженства. На сердце тихо, светло, и человек таинственно беседует со своим Небесным Отцом. Эта беседа подобна той, которую имели дети Едема в период своего девства. Они были чисты, невинны, и Господь был с ними. То же самое и в минуты достойного Причащения — в таинстве Святой Евхаристии человек обретает первозданную чистоту и удостаивается беседы с Богом.
Таким образом, условием таинственного пребывания в Боге является чистота. Пресвятая Дева Мария удостоилась носить в Себе Господа за Свою чистоту. Лучи Ее девственной чистоты затмевали огненных херувимов и сияющих небесной красотой серафимов. В лучах Ее чистоты меркли их огненные лики и блекли лучи зари, восходящей над Едемом. Свет При- снодевства светит теперь над миром. Где чистота — там Бог, где Бог — там счастье вечной любви.
«С нами Бог, разумейте, языцы!..»
Бушует море, тонет корабль. Юноша чудом спасается, оказывается, что с ним было маленькое Евангелие. С ним был Бог... Бушует житейское море, волны разбивают последние надежды, горькие скорби, искушения — ярые волны — заливают душу... Но не отчаивайся, пловец: с тобою Бог, Бог крепкий, Властитель мира. Он скажет: Умолкни, перестань (Мк. 4, 39), и умолкнет буря, откатятся от сердца тяжелые волны и наступит тишина. «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве». Каждый день и час доносится этот вопль житейского моря, и с ним звучат другие слова: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш. Упование всех концев земли и сущих в море далече, и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны».
Так молится человечество о своем спасении. И вместе с ним простирает к Престолу Божию Свои руки Богоматерь. Она неслышно ступает по бушующим волнам моря, помогает пловцам выбраться из пучины. «Предстательство христиан непостыдное... не презри грешных молений гласы... предвари... на молитву и потщися на умоление...».
Она — источник самого высокого счастья — возможности быть всегда с Богом; носить Его в своем сердце; испытывать радость от служения Ему. Будем же неотступно просить об этом Матерь Божию. Она держала Его на Своих пречистых руках, прижимала Его головку к Своей материнской груди, — Она и нас научит быть всегда с Господом, а с Ним — быть счастливыми здесь и там.
МАТЬ
«Утоли болезни многовоздыхающия души моея...» Возлюбленные братия и сестры! Я не ошибусь, если скажу, что эта просьба — вопль каждого из нас. Живется нам нелегко. Мы постоянно воздыхаем под бременем тяжких жизненных испытаний, всяких невзгод, скорбей и болезней, их особенно много у нас. Нет человека, который не страдал бы. Маленький ребенок, только что родившийся, крошка совсем, уже плачет, уже страдает. А сколько болезней перенесет он в течение всей своей жизни! Бывает, что человек всю жизнь страдает каким-нибудь тяжким недугом. Болезни бывают телесные, болезни бывают и душевные. Они связаны между собой.
«От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя...». Если бы не было душевных болезней, люди не страдали бы и телом. Господь наш Иисус Христос, исцеляя больных, возвращая зрение слепым, поднимая расслабленных, говорил: Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мк. 2,5), указывая, что причина болезни в грехе. А вместе с душой исцелялось и тело: возьми постель твою и иди (Мк. 2, 11) — ты здоров. А иной раз Господь предупреждал исцеленного: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5,14).
Возлюбленные братия и сестры! У нас с вами особенно много болезней. Они бесчисленны, потому что и грехов у нас очень и очень много. А исцелять нас порой некому. Нет рядом человека, который мог бы одним словом поднять и укрепить нас. И к кому нам обращаться за помощью? Кого призывать? Кого просить? Кто нас исцелит, кто нас услышит? Малютка со всеми своими радостями и скорбями бежит к родной матери — она поймет всё, разделит печаль, утешит, обласкает.
Маленький мальчик, которому всего-то девять лет, очень болел. Он уже совсем угасал. Перед смертью, указывая на свою больную грудь, он всё просил: «Мама, мамуня, распутай, больно, клубок здесь...» И она прикасалась своей материнской рукой к его больной груди, утоляла боль своего ребенка. Он затихал, успокаивался...
Дорогие братия и сестры, как нам нужна эта материнская ласка, это неложное прикосновение любящей руки, которая сняла бы мучительную боль! Как же тяжело спасаться сейчас, в наши дни, скудные верой, благочестием, зато богатые соблазнами, искушениями и всякого рода затруднениями. И порой приходится видеть, как совсем еще молодая душа, только начинающая жить, как прекрасный цветочек, выросший при дороге, бывает растоптана, сломана, запятнана грязью и не имеет сил более подняться. И исцеление такой души подчас очень трудно, мучительно, почти невозможно для человеческих усилий, нужна чья-то нежная и вместе с тем сильная рука, чтобы залечить душевные раны, дать силы и надежду на лучшую жизнь.
Рассказывают, в последнюю войну был такой случай. Тяжелораненому солдату предстояло перенести опасную операцию. Его мать была далеко, он ничего не сообщил ей. Но своим материнским сердцем она почувствовала, что любимый сын в беде, что он нуждается в ее помощи и она должна быть непременно около него. Солдат был под наркозом, шла сложная операция, когда двери палаты открылись, и вошла эта женщина. Ее никто не знал, врачи замерли от неожиданности, к тому же она могла закричать, заплакать, и тогда... всё пропало. Но женщина сдержалась. Без единого звука, как тень, подошла она к операционному столу и положила свою материнскую руку на горячую голову сына. И вот тут совершилось неизъяснимое чудо. Больной, будучи под наркозом, с закрытыми глазами почувствовал материнское присутствие и прикосновение ее руки. Не открывая глаз, он сказал: «Мама, родная моя мама, я знал, что ты придешь ко мне в этот трудный час». Многие из присутствующих при этом заплакали.
Возлюбленные братия и сестры! Мало ли бывает подобных операций в нашей жизни, я имею в виду тяжелые обстоятельства, затруднения и опасности. Порой нам на помощь и прийти-то некому, родная мать далеко, или нет ее уже на этом свете. И тогда приходит Она — нежная, любящая Мать всего грешного человечества, Мать милосердия, Матерь Божия. Она — Матерь всех скорбящих, всех оставленных, безнадежно больных, отчаявшихся.
«Уязвихся, уранихся, се, стрелы вражия, уязвившия мою душу и тело: се, струпи, гноения, омрачения вопиют, раны самовольных моих страстей...». Грехи наши повергают нас на болезненный одр, буря жизни изматывает наши силы, ранят нас искушения, тяжело дышится больной грудью.
Святые отцы говорят, что Божия Матерь всегда бывает там, где горе, где слезы. У Нее — большая семья, которая требует столько заботы, столько ухода, причиняет Ей столько огорчений, вызывает слезы печали. И Она ходит, ходит без устали, появляется там, где скорби, где бедствия. Она приходит туда, где страдает молодая, неопытная еще в жизни душа, где лукавый мир расставил для нее свои сети и грозит гибелью.
Она приходит туда, где душа с болью и плачем ищет исхода, ищет правильный путь. Она приходит туда, где надо подать всесильное врачевство покаяния или где надо спасти человека от губительных пороков. Она приходит и Своим материнским прикосновением целит язвы наших бедных душ, отгоняет всякую печаль, сомнение, уныние. Она погашает пламень страстей. Она согревает наши холодные сердца, просвещает и укрепляет всякого, кто обращается к Ней за помощью.
Ее тихое, благодатное прикосновение способно вызвать покаянные слезы из самого загрубевшего, закосневшего во грехе сердца. Она может возродить к жизни падшую душу, очистить того, кто запятнал себя тяжелыми грехами. Разбитое в пух и прах Она восстановит к жизни. Она всё может, дорогие мои, всё может совершить Ее безграничная материнская любовь к нам, грешным и недостойным Ее детям.
И только одно мешает Ей приблизиться, только одно удаляет Ее от нас — наше нерадение. Это особенно страшный грех, тяжелая болезнь наших дней, опасное состояние духовного сна, лености, теплохладности, неведения своих грехов, бесчувствия.
Нам тяжело спасаться, возлюбленные братия и сестры, говорить нечего, но ведь когда тяжело, тогда и надо приложить все усилия, все старания к важнейшему делу нашей жизни — спасению своей бессмертной души.
Ведь когда трудно, тогда и Господь-то ближе. Он не хочет, чтобы мы погибли, Он видит, как нам тяжело, и жалеет нас, милует, и помогает, и хранит.
А мы сами своим нерадением, небрежностью отходим от Господа. Мы всё только ропщем, унываем, жалуемся, а живем, прямо сказать, духовно плохо, совсем недостойно христиан, главное — не умеем смиряться и теряем благодатную помощь и подкрепление от Господа. А без помощи Божией мы вообще ничего не можем. Не только доброе что сделать, мы даже не видим, что гибнем, погрязаем в болоте суеты житейской. Не чувствуем, что душа спит, усыпленная греховным наркозом, не видим, что душа наша вся изранена греховными делами.
Дорогие мои, самое страшное, самое пагубное — состояние духовного сна, холодности. Страшное потому, что оно совсем незаметно. Так хитро и льстиво враг усыпляет и нашу совесть, и нашу душу, всякое доброе чувство и намерение.
О душа христианская! Опомнись, сознай губительность своего положения — в этом начало спасения. Обратись к Матери милосердия и скажи с верою: «Царица Небесная, ведь я совсем погибаю и некому мне помочь! Беззакония моя превзыдоша главу мою... возсмердеша и согниша раны моя... несть исцеления в плоти моей (Пс. 37, 5,6,8). Грехи губят душу мою и мучают тело. Я утопаю в житейском море. Еще немного, и я совсем низринусь в бездну, потому что буря всё сильнее, всё злее свирепствует. Не оставь меня, Матерь Божия, приди ко мне в этот трудный час, утоли лютую болезнь души моей и спаси меня, яко Милостивая».
БЛАГОДАРНОСТЬ
Нет на земле человека, который бы так любил нас, так благотворил нам, как Матерь Божия.
В мире существует очень нежная родительская любовь, любовь братьев и сестер, любовь верных друзей, супружеская любовь... Но ничто, никакая привязанность, ничье расположение не может сравниться с любовью к нам Царицы Небесной. И сколь много ни любили бы Ее люди, сколь много ни славили Ее, вся человеческая любовь к Ней — это капля по сравнению с океаном Ее бесконечной Божественной любви ко всем людям: почившим, живущим ныне и имеющим жить. Она одна была предызбрана как Матерь Божия. Она дала миру Сына Божия, во плоти Христа Спасителя. Она безмерно любила Его, но отдала Его нам, послушная воле Божией, отдала Его для нашего спасения, для нашего искупления. Он для нас — Господь, Учитель и Спаситель. Он нас питает Своими Пречистыми Телом и Кровию.
Матерь Божия отдала нам Своего возлюбленного Сына, а неблагодарное человечество вознесло Его на крест. Но Богородица — Мать скорбей — не отказалась от таких неблагодарных детей и, отдавая нам Сына, приняла материнство над всем человечеством. Она всех нас усыновила в минуты страшных голгофских страданий Своего Сына. С тех пор Она не оставляет нас, не покидает нашу землю греха и скорбей. Она покрывает Своим всесильным, огненным омофором целые страны и народы, и Церковь Святую, и семьи наши. Она каждого из нас хранит, защищает и ведет ко спасению и за всех нас скорбит и болеет Своим горячим материнским сердцем.
Она обещала прийти к нам в страшный час смерти и нежно склониться над нашей смятенной душой, отогнать злых демонов, облегчить наш исход Своим присутствием. Она — единая верная Помощница на страшном пути загробных мытарств, где бесы будут стараться схватить душу, ввергнуть в страх, в отчаяние и увлечь с собой в вечную погибель. Она одна сильна защитить нас в час Страшного Суда!.. О возлюбленные, в этот грозный час, когда по гласу Архангела будут собраны все от века жившие люди, трепет охватит всех и вся. Сама природа содрогнется и подвигнется. И только одна Она будет стоять неизменно, по Своему материнскому праву, одесную грозного Судии. Только Она, Мать Его и Мать наша, принесет в тот час дерзновенную материнскую мольбу за всех нас...
Да, невозможно, дорогие мои, невозможно перечислить всех милостей к нам Матери Божией. Но за все эти великие благодеяния, за Ее любовь и заботу чем мы отвечаем нашей Небесной Матери, нашей Заступнице? Дорогие мои, приходится признать горькую правду: мы неблагодарны, мы часто просим Ее о многом, но не помним Ее милостей к нам, не видим Ее Покрова над собой, не замечаем, не ценим Ее попечения о нас.
Один мальчик с детства чтил Божию Матерь и ежедневно читал Ей архангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся...» Однако время шло, он вырос, жизнь закрутила его. К тому же он стал думать: «Я молюсь, но пользы от этого не вижу, живу не лучше других» — и перестал молиться Матери Божией. Но однажды увидел Ее во сне. Она пришла и кротко укоряла его, говоря: «Что же ты перестал обращаться ко Мне? Почему считаешь, что молитва не приносит тебе пользы? Вспомни, как вы в детстве с товарищем упали с дерева. Он сломал ногу, а ты остался невредим. Это Я сохранила тебя. Вспомни, еще был случай тогда-то... И еще было много случаев...»
Так Богородица напоминала ему истории из его жизни, и этот человек осознал, что он был очень невнимателен и неблагодарен своей Небесной Покровительнице. И какой это страшный грех — черная неблагодарность; такой отвратительный, недостойный человека грех, тем более христианина. И какой дивной красотой сияет святая благодарная любовь.
Святые отцы говорят, что благодарность особенно привлекает милость Божию, низводит на нас всё новые и новые благодеяния, вселяет в душу мир и благодать. За всё благодарите, — учит святой апостол Павел (1 Фес. 5, 18). А у неблагодарного человека никогда нет мира в душе, он только гневит Бога, сам лишает себя милости Божией.
История христианства хранит немало примеров благодарной преданности Господу. Это было давно, более полутора тысяч лет назад. В одном языческом городе схватили и привели на суд женщину- христианку с маленьким сыном. Ее звали Иулитта, а малютку — Кирик. Судья приказал мучить святую жену, а младенца взял на колени. Он лаской привлекал к себе малютку, заставлял забыть мать и ее святую веру. Но младенец — ему было всего три года — вырвался из рук лицемерного правителя. Он видел, как мучают его родную мать, плакал и рвался к ней, говоря: «Пусти меня к маме, пусти, я тоже христианин». Наконец, чтобы избавиться от ненавистного мучителя, мальчик больно укусил его за руку. Тот, разгневанный, оттолкнул его, и ребенок покатился вниз по лестнице, ударяясь головкой об острые каменные ступени. Вниз он скатился совершенно разбитым, в крови, и отдал свою невинную душу Господу.
А вот современный случай. Мать провожает сына на войну. Голод. Она вся опухла. Новобранцам принесли обед. Сын хочет отблагодарить свою мать, может быть, она больше его никогда не увидит. Но как отблагодарить? Уже был дан сигнал к отправке. Сын наскоро отхлебнул из котелка, оставшуюся кашицу завернул в бумагу и сунул матери: «Мама, съешь». Вытирая слезы, она смотрела вслед сыну. Вон он машет ей рукой из вагона, что-то кричит... Она, бедная, не сводит глаз с удаляющегося поезда. Вот он совсем скрылся, а она всё смотрит, вся подалась вперед... Сверток вдруг выпал из ее рук на землю, и... кашица разлилась. «Сынок, милый, сам не съел!..» — шепчет мать, и ее слезы смешались с едой.
Возлюбленные братия и сестры, если бы мы были так благодарны, так чутки и признательны! Ведь мы совсем не ценим взаимную любовь, даже в семьях. Тяготимся близкими людьми и не помним, чем мы им обязаны, неблагодарны по отношению к родным, к родителям особенно. Приходится слушать слезные жалобы несчастных престарелых матерей на неблагодарных, грубых детей. Это слышать очень страшно и больно.
Неблагодарны бываем и к духовному отцу, а ведь он берет на себя ответственность за нашу жизнь и спасение перед Богом, и сколько он за это терпит от врага, от людей. А сколько он слышит упреков, сталкивается с непониманием и обидами со стороны своих же духовных чад...
Неблагодарны мы бываем и к своим Ангелам Хранителям. Ведь они от нас не отходят — чистые, светлые, а терпят нашу смрадность греховную. Неблагодарны к святым угодникам Божиим, нашим покровителям и молитвенникам. Неблагодарны особенно к Божией Матери, нашей верной и сильной Помощнице, неблагодарны и к Господу, нашему Творцу, Питателю и Спасителю...
Отчего же это так бывает, дорогие мои? В чем причина, корень неблагодарности? В забывчивости нашей, но прежде всего — в грубости. «Невелико дело, — говорит святой отец, — в скорби вспомнить Бога, велико в радости не забыть, поблагодарить Его». А мы? Много ли мы благодарим? Живем так рассеянно, что не замечаем, не ценим небесного Покрова над собой и помощи Матери Божией. В суете нашей намереваемся сами всё решить и устроить. От гордости мы всё недовольны, ропщем, завидуем, ищем большего, вместо того чтобы со смиренной благодарностью удивляться тому, сколько всего ежедневно, ежечасно дарует нам Господь.
Сколько Он нам дает способностей, сколько красоты и добра разлито вокруг нас. Как Он нас терпит еще, таких грешных и недостойных Его любви, и не только терпит, но и много милостей изливает на нас совершенно даром и незаслуженно.
Мы часто поем акафист Матери Божией, воспеваем Ей: «Радуйся, Невесто Неневестная! Радуйся... радуйся...» Но радуется ли Царица Небесная? Коснулась ли радость нашей собственной души, или пели только уста, а сердце осталось холодное, грубое и неблагодарное? Как тягостно жить без любви, без признательности, ведь только она согревает и умягчает душу. А главное, для Царицы Небесной оскорбительно, если мы забываем благодарить Ее. Не отойдет ли Богородица, не оставит ли нас среди бури жизни совсем одиноких и беспомощных? И что нам тогда делать? К кому пойдем?
Дорогие мои, будем же признательны Ей. Будем помнить всегда, что значит для нас, для нашей жизни и спасения Матерь Божия. Надо исправляться и постоянно нежно благодарить Ее. И тогда Она порадуется нашей детской преданности, покроет, защитит, и Ее милость сохранит нас в этой жизни от всякого зла и исходатайствует вечное спасение нашим душам.