Формальный уклон ко злу правовой сферы

Первый вид формального уклонения правовой сферы ко злу состоит в забвении служебного значения Права и присвоении ему места верховной ценности. Формы этого зла различны. Можно указать, например, на все виды "обожествления" государства, что нередко выражалось в идолопоклонническом отношении к носителям власти. Исторический пример тому - культ императоров в древнем Риме, приведший к гонению на христиан.

Но забвение о служебном значении Права иногда имеет и более тонкое выражение, как, например, стеснение религиозного преподавания под предлогом охраны права на свободу миросозерцания.

Вторым, еще худшим видом присвоения правовой сфере недолжного места, является распространение ее на область духовной жизни. Иногда, например, государство пытается своими средствами урегулировать церковные или семейные дела, а иногда в самих духовных организмах возникают попытки строить жизнь на началах права и властвования. Но если супруги начинают ссылаться в своих отношениях на "законные права", это признак угасания их любви; точно также появление в Церкви (например, в монастырях) имущественных споров и внешних наказаний есть признак упадка церковной жизни.

Оценка Права по его содержанию

Право отражает моральное, а в конце концов религиозное сознание и состояние общества и потому подлежит суду христианства и по своему содержанию. Христианство принесло в мир понятие абсолютной ценности всякой человеческой личности и необходимости ее свободного устремления к Богу.

В правовой области, после долгого процесса преодоления языческих правовых представлений, это выразилось в признании права личности на охрану ее жизни и свободы.

Законы, этому способствующие, заслуживают, с христианской точки зрения, положительной оценки. В связи с этим, положительным является и самое возрастание осознания личных прав. В нехристианском мире за личностью, в отношении государства, признаются почти только одни обязанности. В коммунистическом обществе личность, утрачивая также свою абсолютную ценность, урезывается до крайности в личных правах, и самое Право теряет свой истинный смысл.

При всей положительной оценке Права, оно, с христианской точки зрения, недостаточно. Личные права должны сочетаться со служением ближнему и педагогически этому способствовать. Именно таким образом святой Иоанн Златоуст оценивает право собственности и обладание богатством. Христианское государство, а лучше сказать - государство христиан, в своей положительной миссии, должно заботиться: а) об улучшении материальных условий жизни людей; б) о воспитании их творческой деятельности для вовлечения их в общественное строительство; в) об условиях духовного и культурного развития и жизни людей.

Социальный вопрос

С христианской точки зрения экономическая эксплуатация, конечно, недопустима, и всем должен быть обеспечен некоторый минимум материальных благ, но это не означает необходимости их равного распределения.

Чрезвычайно важно, чтобы экономическое и социальное положение людей давало им возможность находить и выполнять свое творческое призвание, так как с этим связана возможность человека участвовать в строительстве Царства Божия.

Через развитие творческих дарований и творчества осуществляется свобода человека. Труд, исключающий это, есть рабский труд. Невозможность труда творческого, по призванию, калечит человеческую личность.

Современная механизация и централизация всего производства и пролетаризация масс препятствуют творческому труду. Хозяйственное творчество, к которому призвано большинство людей, требует, как и высшие формы творчества, большей индивидуализации труда, хотя не исключает творческого содружества.

Частная или коллективная собственность может в некоторых случаях способствовать, в других препятствовать творческой по призванию деятельности человека. Для правильного решения в этой области важно, чтобы при экономическом и социальном устроении общества были приняты во внимание не только экономические, но и духовные потребности человека, в особенности же - его потребность в деятельности по творческому призванию.

Наши рекомендации