Действие Святого Духа на человека
В апостольских Посланиях яснее раскрывается воздействие Святого Духа на человека в связи с таинственным промышлением Бога Отца и спасительным делом Господа Иисуса Христа: Святой Дух вместе с Сыном Божиим усыновляет нас Богу Отцу (Еф.2:18), делает нас сынами Божиими (Рим.8:14) в силу того, что Он Сам есть Дух Сына, Дух Христов (Гал.4:6; Флп.1:19; Рим.8:9). Это усыновление делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2Кор.3:17), а не дух рабства и боязни (2Тим.1:7), поэтому дети Божии творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви. Вместе с Господом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху.
Плоды и дары Святого Духа
В апостольских посланиях раскрывается также все значение Святого Духа для внутренней жизни отдельного человека и перечисляются Его духовные плоды и дарования. Плоды эти следующие: "благость, праведность и истина" (Еф.5:9); и в другом месте: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал.5:22-23). Это значит, что принявшие в полноте Святого Духа не нуждаются уже в руководстве внешних правил, так как Святой Дух Сам наставляет их на всякую правду.
От плодов Святого Духа надо отличать Его дары, которые суть не благодатные расположения сердца, а виды служения или деятельности человека на благо ближнего и Церкви. Апостол Павел говорит: "Дары различны, но Дух один и тот же... Одному дается слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера... иному дары исцелений... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков" (1Кор.12:4-10). Гармоническое сочетание дарований одних христиан с другими делает Церковь живым организмом, Телом Христовым. К дарам Святого Духа относятся также дарования иерархического служения в Церкви.
Но все дарования лишь средства к приобретению больших, а среди них - превосходнейшего, одновременно дара и плода Святого Духа - любви, о которой апостол Павел говорит, что в сравнении с ней - все ничто, так как, даже "если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13:3). Вслед за апостолом Павлом так учат и все отцы Церкви. В начале 19-го века, может быть, самый великий из русских святых, преподобный Серафим Саровский, учил, что цель христианской жизни есть стяжание Святого Духа и что все христианские труды и подвиги, как-то: добрые дела, пост, молитва и др. - только средства в отношении этой цели. Объясняя это учение своему ученику Н. Мотовилову, преподобный Серафим преобразился: лицо его просияло, как солнце, а затем, помолившись, он дал возможность своему ученику опытно пережить всю необыкновенную полноту и силу благодатных даров Святого Духа, а именно - превышающие всякое земное представление - мир, тишину, радость, сладость, тепло, благоухание, свет. Эти дары Святого Духа нетварны: святые отцы их называют Божественными "энергиями", т.е. проявлением Божественной Жизни, которая подается нам от Отца, через Сына, в Духе Святом, и которой мы приобщаемся, принося плоды Духа.
Хранительницей даров Святого Духа является Святая Церковь.
Г. Церковь
"Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь" - в таких словах сама Церковь запечатлела учение о себе самой в Символе веры.
Вера в Церковь
Познавать, что такое Церковь, можно, только живя в ней; поэтому рациональное определение Церкви невозможно. Такое внутреннее усвоение Церкви и есть вера в нее, вера в ее непознаваемую одними внешними чувствами и дискурсивным мышлением сущность. Таким же путем, например, мы познаем, любит ли кто нас или нет, кто наш друг и кто - враг.
Что такое Церковь?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вдуматься в то, что сказано о Церкви в Священном Писании. Так, в апостольских Посланиях Церковь именуется "домом Божиим" (1Тим.3:15), "градом Божиим" (Евр.12:22), "матерью верующих" (Гал.4:26) и, наконец, телом Господа Иисуса Христа, главою которого является Он Сам (Рим.12:5; 1Кор.6:15; 12:12-28).
В Евангелии же Сам Господь говорит о Церкви как об овечьем дворе, винограднике, неводе... Можно отнести к Церкви также многое сказанное относительно Царствия Божия, так как, по слову учителей Церкви, она есть начаток Царствия Божия на земле, "зерно горчичное", возрастающее в великое дерево (Мф.13:31-32). На основании этого говорят еще, что Церковь есть рост слова Божия в нас: "Слово Божие росло и распространялось" - так сказано в книге Деяний Апостольских (12:24), и это сказано о Церкви. Толкуя притчу о закваске (Лк.13:21), многие отцы утверждают, что Церковь и есть эта брошенная в мир закваска новой жизни.
Единство Церкви
Но в чем же заключается эта новая жизнь?
Для живущих в Церкви нетрудно увидеть, что жизнь эта есть, прежде всего, жизнь в Божественной любви, или самое единство в Любви всех христиан, подобно единству Лиц Пресвятой Троицы (Ин.17 гл.), т.е. такое, которое при множестве лиц, входящих в Церковь, делает ее как бы одним существом. В этом смысле Церковь есть единство. Она есть единство истинно верующих с Богом и между собой.
Указывая в Символе веры на первое свойство Церкви: "Верую во едину... Церковь", мы исповедуем прежде всего веру в это единство.
4. Кто делает Церковь единой?
Как возможно такое единство?
Мы созданы едиными по природе, или единосущными, но это единство повреждено грехом. Оно восстанавливается силою Боговоплощения и благодатью Святого Духа.
В Господе Иисусе Христе жизнь Самого Бога стала жизнью человека. Имея в Себе Самом Божественную Жизнь (жизнь самой жизни), Христос стал жизнью всех нас и поэтому всех и каждого имеет в Себе и каждому отдает Себя. Это совершившееся во Христе приобщение человечества Божественной Жизни должно быть свободно усвоено каждым человеком, что осуществляется через принятие и усвоение благодати Святого Духа. Таким образом, единство людей создается силою Самого Господа Иисуса Христа и Святым Духом, т.е. через освящение человечества.
Единство и святость Церкви
Иначе можно сказать, что Церковь едина, потому что она святая. Одно свойство Церкви поясняет взаимно другое и вместе они составляют одно целое.
Исповедуя в Символе веры, что Церковь есть единая и святая, мы утверждаем, что единство Церкви совершается не силой человеческой, а Божественной любовью, даруемой нам. Это означает также, что Церковь не есть только человеческое общество или союз, а единство бого-человеческое, т.е. союз людей с Богом и между собою.
Святость есть близость ко Христу и приобщение к Его святости, но Господь находится там, "где двое или трое собраны во имя Его" (Мф.18:20); следовательно, и святость там, где несколько людей собраны во имя Христово. И действительно, Христос основал Церковь и есть краеугольный камень ее; тем не менее Церковь началась в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на общину людей, уверовавших во Христа.
Господь Иисус Христос собирает нас в Церковь, потому что Он для того и пришел, чтобы собрать всех воедино, а Святой Дух объединяет, потому что Он есть Божественная всеобъемлющая любовь.
Об этом единстве Господь молился: "Да будут все едино, как Ты, Отче, но Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут совершены во едино" (Ин.17:21,23).
Говоря о единстве Церкви во Христе, апостол Павел называет ее Телом Христовым, а Господа - ее Главой. То же самое выражается, когда Церковь именуется Невестой Христовой. В Церкви верующие усыновляются Богу-Отцу и таким образом причащаются жизни всей Пресвятой Троицы. В Церкви отражается образ Троичной любви, и она есть Царство Пресвятой Троицы, т.е. Царство любви. Без любви нет и Церкви. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", говорит Сам Господь (Ин.13:35).
Церковь есть живой организм, и каждый член Церкви, как клетка в организме, может жить только по законам этого организма, т.е. по закону любви.
Признаки единства Церкви
Единство Церкви выявляется и в то же время созидается через единство веры (Предание Церкви), через единство таинств и молитвы, через единство церковной иерархии и церковного устройства. Апостол Павел пишет: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (Еф.4:4-6).