Жизнь и подвиг воина Евгения Родионова
Из воспоминаний матери
Родился Женя 23 мая 1977 г. Рос обычным крепким и здоровым ребенком. В школе учился хорошо. Лет в одиннадцать или двенадцать он вернулся с летних каникул с крестиком на шее. Я удивилась, спросила: „Женя, что это?“ Он сказал: „Это крестик. Я ходил с бабушкой в церковь, причастился, исповедался, и это мне дали“. „Женя, сними ты это, над тобой будут смеяться“. Промолчал, ничего не сказал, но крестика не снял. Потом со временем увидела, что цепочку заменил на веревочку. Крестик никогда не снимал. На всех фотографиях среди огромных компаний разных людей – крестик на нем.
Когда закончил девятый класс, пошел работать на мебельную фабрику. Работа ему нравилась, да и заработок был приличным. Я на трех работах столько не получала. Жизнь стала налаживаться. В 1994 году мы переехали в двухкомнатную квартиру.
Жене исполнилось 18 лет, и его призвали в армию. Идти в армию ему не хотелось, но долг – это все. И он, и все его друзья как-то очень отчетливо понимали, что есть вещи, которые хочешь – не хочешь, а делать надо. Ни о каком увиливании от армии у них и разговоров не было. Не пытался схитрить Евгений и когда решался вопрос о его командировании в „горячую точку“.
– Ведь кто-то должен служить и там, – сказал он мне.
– Зато я вернусь на полгода раньше.
– Женя, там идет война, ты даже не знаешь, насколько это серьезно. Там уже есть пленные, есть погибшие, и если это случится, ты ведь знаешь, мне не пережить. Ты у меня один, – отговаривала я его.
– Мама, – ответил он мне, – от судьбы еще никто никогда не убегал. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен... Плен – это уж как повезет.
Плен испокон веков считается самым страшным, что может случиться с человеком. Плен – это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен – это самое страшное, самое бесчеловечное, изуверское, что вообще может быть на свете.
Простился со мной и уехал. Его командировали в воинскую часть погранотряда. Ровно месяц Евгений прослужил на заставе и попал в плен. Попал в плен не один, их было четверо: Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев и Евгений.
Три с половиной месяца Евгений находился в плену. Три с половиной месяца унижений, издевательств, побоев, которые он мог прекратить в любой день. Каждый день ему говорили: „Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом, и все. И все эти кошмары сразу закончатся“. В неполные девятнадцать лет, рядом нет ни мамы, ни офицеров, ни наставников, и юноша делает выбор. Он прекрасно понимает, что значит стать „братом“ чеченского боевика. Это значит взять оружие в руки и воевать против своих, против своих друзей. Евгению хватило твердости сделать нравственный выбор. Его зверски убили.
Я искала своего сына и нашла только через десять месяцев с огромным трудом. Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где мин было больше, чем камней, и я не подорвалась. Видно, Он защитил меня от бомбежек, не дал мне возможности погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери – найти сына, похоронить его в родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с отпеванием, с преданием земле.
Тело Евгения Родионова было привезено матерью на Родину в день памяти мучеников Мелитинских. Они были воинами-христианами римской армии, и за отказ отречься от Христа им отсекли головы. Один из этих тридцати трех воинов носил имя Евгений.
Мне отмщение, – говорит Господь. И, действительно, через некоторое время при налете на российскую погранзаставу был убит родной брат убийцы Евгения на том самом месте, где прежде были захвачены Евгений и трое других солдат. Спустя пару месяцев был убит и главарь банды мучителей военнопленных.
Слово в день памяти новомучеников
И исповедников Российских
Из проповеди священника Александра Шаргунова
Сегодня я хотел бы выделить из сонма новомучеников и исповедников воина Евгения, принявшего смерть за Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут в Чечне.
Что же произошло? О чем рассказал матери Евгения при многих свидетелях его убийца? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: „Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином“. Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не посмели снять крест.
Постараемся осмыслить подвиг нового мученика Евгения. Не было пытки, физической или нравственной, через которую он не прошел. Один молодой человек, переживший чеченский плен, рассказывал: „Вначале они заставляли меня пытать другого. А потом того, другого, – меня“. Только диавол может додуматься до такого. Заставить людей убивать друг друга по очереди, с тем, чтобы ввести в смертный грех и разрушить всякую связь между людьми. Мы призваны быть едиными во Христе, а здесь – единство в диаволе. Чтобы никто не верил никому, никто не доверял никому и все боялись друг друга. Чтобы никто не сопротивлялся торжествующему злу – то, чего диавол добивается в сегодняшнем мире. Чтобы человек почувствовал, что он абсолютно один, одинок, как диавол в аду, чтобы люди не знали, куда они идут, чтобы все были охвачены смертельным страхом.
Самое существенное, что можно сказать о воине Евгении, – он участвовал в страданиях за Христа. Они убили его, потому что он был христианином. Его подвиг – оправдание нашего пребывания в сегодняшнем аду. Все золото мира, вся ложь средств массовой информации, вся военная мощь ненавистников России стоит за войной в Чечне, за тем, что происходит сегодня с нашей Родиной. И он показал, что православная вера сильнее.
Его подвиг говорит об очень важном для нашего времени – о тайне неразрывного единства целомудрия и мужества, без которого не бывает мученичества. Они били его в грудь, по спине, они отбили ему легкие и почки. Наше тело – инструмент, через который враг хочет достать нашу душу. Ему надо растлить тело, чтобы сделать душу уступчивой злу. Сластолюбцы не могут быть мучениками за Христа, а становятся ими только возлюбившие чистоту. Об этом и свидетельствует учение Церкви, а в частности житие святого мученика Вонифатия и преподобномученицы Елизаветы.
Подвиг Евгения и сегодня дает нам возможность увидеть и прочувствовать реальность и значимость духовного мира. Понять, что душа дороже всего на свете. Подвиг мученичества за Христа и Его заповеди напоминает, что и в нашей жизни могут быть такие ситуации, когда человек уже не в состоянии жить по совести и правде, быть просто честным гражданином или воином, верным своей присяге, и не стать предателем, если он не христианин.
Сегодня трудные времена для настоящих христиан. Но те, кто ищут чистоты и истины, милостью Божией побеждают все искушения и идут по пути святости. Страшны для современных христиан не физические пытки, которым подвергали древних, требуя отречения от веры. Опасно всеобщее религиозное безразличие, жизнь только ради материальных ценностей, отсутствие духовного поиска. И здесь не соблазниться примером большинства и устоять в вере очень непросто. Но с помощью Божией человек и сегодня может достигнуть святости. И это не просто красивые слова – это правда жизни, о которой свидетельствуют тысячи новых мучеников и исповедников Российских, новомученик Евгений и все святые мученики наших дней и о которой призваны свидетельствовать и мы.
Работа со словарем
Мученик – человек, претерпевший за Христа и православную веру различного рода мучения и принявший насильственную смерть.
Новомученик – мученик, пострадавший за Христа и верность православной вере в ХХ–ХХI вв.
Исповедник человек, претерпевший за Христа и православную веру различного рода мучения, гонения, страдания, но оставшийся в живых, и несмотря ни на что, верный своему духовному идеалу.
Вопрос к священнику
Что такое нательный крест?
Как его следует носить?
Ответ. Нательный крест – это подобие Креста Христова. Крест Христов есть меч духовный, которым побеждаются враги видимые и невидимые. Он есть Божественное оружие к отгнанию всякого врага и супостата. Вот почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы его никто не носил или носил просто как бессмысленное украшение. Нательный крест свидетельствует, что носящий его – христианин, и сберегает его от многих вражеских воздействий.
С нательным крестом связано много поучительных жизненных ситуаций. Например, одна молодая женщина рассказала, что после принятия крещения испытала сильное бесовское нападение. Ночью во сне на нее навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие нечистого, не могла даже пошевелить рукой, чтобы перекреститься. Вкрадчивый и гипнотически повелительный голос сказал ей: „Сними крестик, ведь он такой маленький“. Она уже было послушно потянулась к крестику, но когда коснулась его, пришла в себя, прочла „Отче наш“, перекрестилась и услышала, как диавол с тяжким стоном отошел от нее.
Нательный крест нужно носить с благоговением и никогда не снимать.
Вопросы для обсуждения
1. Можно ли в наше время стать святым?
2. В чем заключается святость человека в наше время?
3. В чем подвиг Евгения Родионова?
4. Что, по-твоему, самое главное в нашей земной жизни?
5. В чем состоит сила Креста Христова?
Из жития святых мучениц Веры, Надежды
и Любови и матери их Софии
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София („София“ означает „премудрость“), была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей (ибо что христианская мудрость может произвести, как ни веру во Христа, надежду на Христа и любовь ко Христу), София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. В то время гонение на христиан свирепствовало: тираны не щадили ни рода, ни пола, ни возраста. По малейшему подозрению в вере во Христа схватывали каждого, и жребий узников решался всегда одинаково: должно было или поклониться идолам, или умереть в лютых мучениях.
На святую Софию и ее дочерей доложили императору Адриану (117–138 г.), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе (ныне Франция).
Жизнь по совести
Слово совесть означает совместную весть, то есть знание, понимание того, что есть добро, а что есть зло. Совесть изначально заложена в душу каждого человека Богом – это голос Божий, звучащий в каждом.
И если бы все люди поступали согласно велениям своей совести, то мир бы, общество, человеческие отношения были бы совсем другими. Но, как мы с вами уже говорили, у каждого человека есть свобода воли. И часто люди живут не по совести, а по велениям своих страстей и греховных желаний.
Когда человек поступает вопреки своей совести, вначале его часто гложет стыд, ему как-то не по себе, он испытывает внутренние страдания. Это и есть муки совести. Они свидетельствуют о том, что человек отступил от воли Божией, совершил грех, открыл свою душу для воздействий демонического мира. Если же человек не кается, а продолжает грешить, то голос совести звучит в его душе уже слабее, а потом и вовсе замолкает. Это значит, что человек убил в себе совесть. Не случайно в народе говорят: бессовестный, человек с сожженной совестью.
Очень часто люди заглушают голос своей совести, подражая дурному примеру своих близких. Совесть им говорит одно, а окружающие люди – другое. И человек начинает думать, что, наверно, он не прав, что, может быть, он какой-то неполноценный, урод, не такой, как другие, и, чтобы не выделяться, а быть „как все“, поступает и делает наперекор своей совести.
Например, кто-то в классе во время урока начинает себя плохо вести. Шумит, балуется, мешает слушать и заниматься другим. Другие ученики понимают, что он поступает плохо, но не только не пресекают подобное поведение, но еще и начинают подражать ему. Совесть подсказывает таким ребятам, что они поступают плохо, но им почему-то стыдно и неловко поступить так, как подсказывает внутренний голос. Они молчат или даже принимают участие в баловстве. Это говорит о том, что у таких людей нет мужества и нет четкого понимания, „что такое хорошо и что такое плохо“.
Святой авва Дорофей выделял три аспекта хранения совести:
1. Хранение совести к Богу (жить по Его заповедям).
2. Хранение совести к ближнему (не совершать ничего худого по отношению к людям ни словом, ни делом, ни мыслью).
3. Хранение совести к вещам (обращаться с вещами аккуратно, не бросать без нужды, не давать им портиться и т.д.).
Человек, который хочет хранить совесть чистой, всегда должен внимательно анализировать свое поведение в этих аспектах.
Высказывания Святых Отцов
Всяким хранением храни совесть свою чистою и в мыслях, и в словах, и в делах, да будет она всегда безукоризненна и никогда да не осуждает и не грызет тебя ни за что. Чистая совесть и жизнь твою сделает безукоризненною: ибо тогда она будет чутка и сильна на добро и против зла.
Никодим Святогорец
Совесть – чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.
Святитель Игнатий Брянчанинов
В глубину сердца человеческого вложено нечто божественное, как бы некая высшая мысль: совесть.
Епископ Иоанн Шаховской
Пусть меня все хулят, только бы совесть хвалила.
Святитель Тихон Задонский
Совесть в людях есть не что иное, как глас ходящего в сердцах человеческих Бога вездесущего.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Как ты понимаешь, что такое совесть?
2. Всегда ли мы поступаем по велению совести?
ч
3. Почему мы нарушаем советы нашей совести?
4. Когда чаще всего это происходит и при каких условиях?
5. Что нужно для того, чтобы всегда жить по совести?
Задание
Самоиспытай свою совесть. Ответь сам себе искренне на все вопросы: как ты умеешь хранить совесть по отношению к Богу, к ближним, к самому себе, по отношению к вещам, ко всему живому?
1. По отношению к Богу:
а) Люблю ли Бога всем сердцем и всей душою?
б) Всегда ли помню о Его Всеведении и Всеприсутствии?
в) Живу ли, следуя Его заповедям?
г) Не ропщу ли на Бога?
д) Благодарю ли Бога за все, ниспосылаемое Им мне?
2. По отношению к ближним:
а) Люблю ли я своих ближних (как себя самого)?
б) Не ищу ли я выгоду в отношениях с людьми?
в) Не притесняю ли кого? Не обижаю ли? Не ворую ли? А может быть, завидую кому, осуждаю, презираю?
3. По отношению к самому себе:
а) Храню ли чистоту своей души и тела?
б) Не обманываю ли себя?
в) Что более люблю – давать или брать?
г) Анализирую ли свои проступки, промахи, ошибки?
д) Не считаю ли себя лучше, достойнее, умнее других?
е) Обвиняю ли себя в случаях неудач и просчетов или занимаюсь самооправданием, ища виноватых на стороне?
4. По отношению к вещам:
а) Бережно ли отношусь к вещам?
б) Не ломаю ли их, не порчу ли их без нужды?
в) В хорошем ли состоянии содержу принадлежащие мне личные вещи?
г) Не выбрасываю ли раньше времени годное к употреблению?
д) Не прилепился ли к вещам душой?
Не сделал ли из них кумира? Не страдаю ли вещизмом?
5. По отношению ко всему живому:
а) Не обижаю ли животных и птиц?
б) Не ломаю ли деревьев, кустарник? Не рву ли зря цветы?
в) Берегу ли природу?
Запомни на всю жизнь Совесть является первым законом Божиим, который Он начертал глубоко в сердце первозданных людей и который впоследствии каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей, как ксерокопию. Старец Паисий Святогорец |
Не спеша подумай
Не величие власти, не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это кладом только духовного благоустройства и доброй совести.
Святой Иоанн Златоуст
Вопросы для обсуждения
• Какие выражения с понятием „совесть“ ты знаешь? Как ты понимаешь их?
• После обсуждения можете сравнить свои ответы с ответом на стр. 56.
Жизненный совет Не раздражайся на погрешающих, на оскорбляющих, не имей страсти замечать в ближнем всякие грехи и осуждать его, как это обычно нам; всякий за себя даст ответ Богу, у всякого есть совесть, всякий слышит Слово Божие, знает волю Божию или из книг, или из разговоров с другими; особенно не смотри злонамеренно на грехи старших тебя, до коих тебе нет дела, каждый Господеви стоит или падает; ты же грехи свои, сердце свое исправляй. |
Проверь себя
Вопросы для обсуждения к занятию
„Понятие о душе человека“
• Какие выражения с понятием „душа“ ты знаешь?
• Как ты понимаешь их?
v Душа нараспашку.
Так говорят о чистосердечном, прямодушном, откровенном человеке.
v Душа не лежит.
Это означает, что нет интереса, склонности, желания, симпатии, доверия к кому-либо или чему-либо.
v Душа не на месте.
Так говорят, когда кто-то встревожен, чувствует себя неспокойно.
v Душа разрывается.
Так говорят, когда человек испытывает глубокую скорбь, печаль, тяжело переживает что-либо.
v Дупла, ушла в пятки.
Так говорят, когда человек испытывает сильный страх.
v Еле-еле душа в теле.
Другими словами – едва живой; так говорят о слабом,
больном или уставшем человеке.
vНе по душе.
Это означает – не нравится.
v Для души.
Другими словами, для удовлетворения внутренних, духовных запросов, потребностей.
v От всей души.
Это означает – совершенно искренне, с полной откровенностью, непосредственностью.
v За милую душу.
Так говорят в трех ситуациях:
1) с большим удовольствием, желанием, весьма охотно;
2) не задумываясь, без долгих размышлений;
3) вне всякого сомнения; наверняка.
v Излить душу.
Это означает – откровенно рассказать кому-либо о том, что волнует, что наболело.
Вопросы для обсуждения к занятию
„Жизнь по совести“
• Какие выражения с понятием „совесть“ ты знаешь?
• Как ты понимаешь их?
v Сделать на совесть.
Это означает – хорошо, добротно, добросовестно.
v Для очистки совести.
Для того, чтобы потом не винить себя.
v Свобода совести.
Это означает – отсутствие ограничений в исповедании какой-нибудь религии.
v Люди с чистой совестью.
Люди, у которых голос Божий ясно звучит в сердце, и они живут в соответствии с волей Божией.
v Испытывать угрызения совести.
Слышать голос Божий в своей душе, который обличает нас в недостойных поступках, мыслях и чувствах.
v Этот поступок лежит на совести.
Греховный поступок, который вызывает угрызения совести.
v По совести говоря.
Говоря по правде, соответственно воле Божией, евангельскому духу.