Родионова н.с., асмолова е.в.

Усачева И.В., Куклинов В.А.

МеТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методические указания к проведению практических занятий и задания к расчетно-практической работе для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению

СЕРВИС

родионова н.с., асмолова е.в. - student2.ru

___________________

воронеж

УДК 339.1.001.8

М 54

Методы научных исследований [Текст]: Методические указания к проведению практических занятий и задания к расчетно-практической работе для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 100100 – СЕРВИС / Н.С. Родионова, Е.В. Асмолова, И.В. Усачева, В.А. Куклинов. — Воронеж : ВГТА, 2011. — 57 с.

Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Методы научных исследований» составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов обучающихся по направлению 100100 – Сервис.

Библиогр.: 4 назв.

Составители: профессор Н.С. Родионова

доцент Е.В. Асмолова доцент И.В. Усачева

соискатель В.А. Куклинов

Научный редактор профессор Н.С. Родионова

Рецензент профессор Морковина С.С.

(ГООУ ВПО «Воронежский Институт Инновационных Систем»)

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Воронежской государственной технологической академии

© Родионова Н.С.,

Е.В. Асмолова, И.В. Усачева,

В.А. Куклинов, 2011

© ГОУВПО «Воронеж. гос.

технол. акад.», 2011

Оригинал-макет данного издания является собственностью Воронежской государственной технологической академии, его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия академии запрещается.

Введение

Наука основана на фактах, их сопоставлении и сделанных на их основе выводах. Таким образом, наука устанавливает законы в какой-либо области. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.

В экономике, как и в любой другой науке, используется целый набор методов научного исследования. Их можно разделить на четыре большие группы:

- исторические (периодизации, исторической детализации, анализа единства и борьбы противоположностей, исторического моделирования, прием активного действия);

- статистико-экономические (экономическая группировка; средние и относительные величины; графический прием; экономические составления; параллельные ряды; прием косвенного использования группировок; индексный; регрессионно-корреляционный и дисперсионный анализ и др.);

- монографические (комплексно-функциональный анализ, сопоставление, детализация; изучение взаимосвязей с помощью аналитических показателей, цепных подстановок и др.);

- социологические (теоретико-логическая интерпретация категорий и понятий, анализ факторов, анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос и др.).

Одной из областей экономики является маркетинг. Маркетинг сегодня - важнейший инструмент изучения и формирования спроса на услуги предприятий социально-культурной сферы и ресторанного сектора. Огромное значение для успешного развития предприятий данной сферы является соответствие качества предлагаемых услуг запросам рынка, и в наибольшей мере запросам клиента.

Маркетинг также пользуется своими методами научного исследования. Одними из самых популярных и наиболее достоверных методов маркетингового исследования являются методы анкетирования и интервьюирования.

Предложенные методические указания предлагают студенту ознакомится с нюансами данных методов и помогут при реализации расчетно-графической работы по результатам проведенных маркетинговых исследований.

Цель курса «Методы научного исследования» - сформировать у студентов навыки научного мышления, передать знания о методах ведения и способах оформления результатов научных исследований. Дисциплина занимает одно из ключевых мест в подготовке специалиста, продуктивно действующего в условиях рыночной экономики современного общества, вооружая умениями и навыками, которые будут сопровождать его на протяжении всей учебной и производственной деятельности. «Методы научного исследования» связана с базовыми дисциплинами, изучаемыми одновременно с ней, закладывая научно-методический фундамент образования в сфере сервиса.

Задачамикурса являются:

- ознакомление с историей развития научного познания, развитием эмпирического и теоретического типов научного мышления;

-освоение методики планирования и проведения научного исследования;

-практическая реализация полученных знаний посредством оформления результатов научно-исследовательской работы.

Решение задач курсаобеспечивается чтением курса лекций, проведением практических занятий по выполнению научно-исследовательской работы. Итоговый контроль знаний осуществляется по качеству представленной к защите научно-исследовательской работы на экзамене.

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору математический и естественнонаучный цикла ОК-2, ОК-7, ПК-13.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям

Для освоения дисциплины студент должен знать:

- знать представление об исторических процессах развития научного познания, о направлениях развития исследований в социально-культурном сервисе и туризме, об использовании современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников;

- знать особенности потребителей услуг и ключевые ценности потребителя;

- знать логику планирования и проведения научных исследований, оформление и представление результатов научных исследований;

Студент должен уметь:

- уметь обосновать и сформулировать научную проблему, научную гипотезу, цели и задачи исследования, план и программу исследования, организовать научное исследование;

- уметь работать с нормативными и правовыми документами;

- уметь аргументировано и четко строить свою речь;

Студент должен владеть:

- методами и средствами научных дисциплин для оценки потребительских свойств услуг;

- методологией поиска и использования действующих технических регламентов, стандартов;

- способностью к постановке целей и выбору путей их достижения.

Студент должен обладать следующими компетенциями:

• владения культурой мышления, способностью к обобщения, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

• способность использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг (ПК-15);

• готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-16);

• использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2);

• владеть письменной и устной речью на русском языке, способен использовать профессионально ориентированную риторику, методам создания текстов, осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-7);

• готовность к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности (ПК-13).

ЗАНЯТИЕ 1. Введение. Выбор задания. Содержание отчетов, выполняемых по результатам практических занятий. Анализ целей и задач исследований.

Цель занятия:формирование понятия маркетингового исследования и его основных этапов, ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми при оформлении расчетно-практической работы на тему «Маркетинговые исследования деятельности предприятия», формирование целей и задач исследования.

Виды деятельности:составление тезисов, конспектов, таблиц, анализ примеров, предлагаемых для иллюстрации материалов, работа с нормативными документами.

Таблица 1 Перечень заданий для выполнения РПР*

Вариант Объект исследования
Предприятие общественного питания
Ресторан
Кафе (сеть кафе)
Торгово-развлекательный центр
Кинотеатр
Детский центр
Санаторий
База отдыха
Салон красоты
Фотоателье
Ремонт обуви
Консалтинговая фирма
Образовательное учреждение
Страховая компания
Туристическая организация
Клининговая компания
Химчистка
Салон торжеств
Дизайн-студия
Банк
Медицинская компания
Информационная компания
Рекламные компании
Логистическая компания
Охранные компании
Фитнес-центры
Автосервис

*для выполнения практических работ и реализации расчетно-практической работы студенты делятся на группы и получают свой вариант задания (выбирают по своему желанию)

Наши рекомендации