Учебное пособие для среднего школьного возраста
Священник Алексий Мороз
Педагог Т.А. Берсенева
Учебное пособие для среднего школьного возраста
Допущено Министерством образования Российской Федерации
САТИСЪ
Санкт-Петербург
ББК 71.05
М 80
По благословению
Архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА
Священник Алексий Мороз, кандидат педагогических наук, член Союза писателей; Берсенева Тамара Александровна, кандидат педагогических наук
Рецензенты:
М.В. Захарченко, доктор философских наук, профессор кафедры истории педагогики СПбАППО.
Л.Ф. Шеховцова, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии СПбАППО.
Е.И. Власова, ст. н. с. Института общего образования МО РФ, кандидат педагогических наук;
Т.В. Склярова, зав. кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского института, кандидат педагогических наук;
Е.А. Карунин, доцент МГОПУ им. М.А. Шолохова, кандидат педагогических наук.
Учебное пособие написано в соответствии с примерным содержанием образовательной области „Православная культура“. Оно ориентировано на две содержательные линии: православный образ жизни и нравственная культура Православия. Рассчитано на средний школьный возраст. Возможно использование в системе дополнительного образования.
ISBN 5-7868-0098-9
© Издательство „Сатисъ“, 2004.
© Священник Алексий Мороз, Т.А. Берсенева, 2004.
ВВЕДЕНИЕ
Дорогой друг! Книга, которую ты сейчас держишь в руках, называется „Уроки Добротолюбия“. Оказывается, добру, правильному поведению надо учиться. Надо учиться жить так, как заповедал Бог, Источник жизни, любви и всякого блага. К сожалению, большинство людей нашего времени не только не исполняет заповеди Божий, но даже и не знает их. Многие наши современники не в состоянии отличить добро от зла. Между тем точно так же, как существуют законы материального мира, существуют и действуют законы мира духовного. И кто не исполняет их, обрекает себя и свое потомство на духовную и физическую гибель. И внимательно присмотревшись, ты увидишь подтверждение наших слов в окружающем тебя мире.
Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг ко другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и радостней будет наше общество.
Итак, жизни по заповедям Божиим надо учиться. Здесь нам поможет изучение основ нравственной культуры Православия. Нравственность неотделима от понимания Бога и Его промысла о человеке и его назначении. Недаром говорится: „Где нет Христа, там и нет нравственности“. Не зная, как устроен человек, к чему он призван, какие конкретные задачи в этой жизни перед ним поставлены, невозможно думать, чувствовать и поступать нравственно, то есть правильно, согласно воле Божией.
Поэтому наш учебник начинается с того, как устроен человек, с его духовного и телесного устроения. Ты узнаешь, в чем выражается образ Божий в человеке, что такое дух и душа человека. Ты узнаешь, в чем заключается свобода человека и его произволение, почему и как надо бороться со страстями, что значит жизнь с Богом и как надо воспитывать свой характер, что такое настоящая любовь, что значит быть нужным и многое-многое другое.
Знания, которые ты приобретешь, прочитав эту книгу, помогут тебе стать настоящим Человеком. Не прожечь и бездарно провести полученную от Бога жизнь, а приумножить данный тебе от рождения талант во много раз, стать нужным Богу и людям. Но все это потребует немалых усилий. Недаром в народной пословице говорится: „Божие крепко, а вражие лепко“. Порокам и страстям человека учить не надо, часто при отсутствии духовной жизни они возникают сами. Но вот добру, целомудрию, чести, настоящей любви – учиться необходимо. И не только учиться, но и прилагать большие усилия, чтобы они стали частью твоей личности. В настоящее время, когда вокруг столько лжи, грязи и обмана и очень мало добрых примеров для воспитания, надо усиленно заниматься самовоспитанием: созидать из себя, конечно с Божией помощью, настоящего Человека, гражданина Царства Небесного. В этом, мы надеемся, тебе и поможет наша книга.
Помощи Божией тебе в учении!
Глава 1
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
_________________________________________________________________
Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, как ты устроен? Чем ты отличаешься от камней, растений, животных? И чем вообще человек отличается от окружающего мира?
Давай вместе подумаем над этими вопросами.
Ну, во-первых, коснемся того, что сразу бросается в глаза. Того общего, что есть у всех и у всего в окружающем мире. Это общее – тела. У камней, кристаллов и других минералов они одни, у растений – другие, у животных – третьи. У человека же особое тело, во многом отличное даже от представителей наиболее близкого к нему животного мира.
Но кроме тела человек обладает еще чем-то, чего нет ни у кого другого в окружающем мире. Подумай, чем?
Да, человек может говорить, писать, рисовать. Но прежде чем все это начать делать, он должен... подумать. То есть вначале появляется мысль, которая потом может получить материальное выражение при помощи человеческого тела. Мы не видим ни нашу мысль, ни мысли других людей. Их нельзя пощупать, взвесить, измерить – они не материальны. Но они есть, это мы знаем по опыту, хотя внешними чувствами организма они непостижимы. Часто на сердце у тебя бывает печаль, или радость, или другое какое чувство. Но опять оно невидимо и постигается и ощущается тобою только внутри тебя. Иногда совесть обличает тебя в плохом поступке, какого никто не видел и никогда не узнает, но что-то внутри говорит – ты сделал не так! Это говорит совесть.
Как видишь, внутри человека есть целый мир невидимых мыслей, размышлений, чувств, переживаний, стремлений, желаний, которые часто не связаны с видимым миром. Они нематериальны, они живут своей особой жизнью. Все это происходит в душе человека.
Видишь, какое сложное существо – человек. Интересно, как же появился человек?
Работа со словарем
Прах земной – пыль земная, частицы земли.
Ангельское небесное бытие – образ жизни и действий ангелов в их небесном мире.
Ангелы – духовные создания, сотворены Богом по Своему образу бестелесными, наподобие человеческого духа. Были сотворены Богом до создания человека. Наделены большими силами и знаниями. Являются вестниками воли Божией на земле.
Грех – действие, направленное против воли Божией, являющееся нарушением Его святых заповедей.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Как учит Священное Писание о создании человека?
2. Из чего создается тело человека?
3. Как создается дух человека?
4. Как ты понимаешь, каково было изначальное предназначение человека?
5. Что такое грех?
Грехопадение
Первые люди знали Бога лично, как ты знаешь своих родителей, и постоянно общались с Ним. Господь заповедал людям возделывать рай, нарекать имена животным и всякой твари, а также господствовать над всем материальным миром. Все дозволялось человеку, кроме одного. Нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла, которое находилось посреди рая. „Если нарушите эту заповедь, – предупреждал Господь, – то станете смертными“. Люди верили Богу, зная, что от Него всегда исходит только добро, только любовь, и не нарушали эту заповедь.
Диавол, некогда могучий, но впоследствии падший ангел, страшно завидовал близости людей к Богу. Он хотел, чтобы люди слушались и подчинялись ему, а не Творцу мира. И вот он придумал способ обольщения первых людей. Приняв образ змея, лукавый предстал Еве и стал искушать ее хитрыми и каверзными вопросами. „Правда ли, Господь не разрешил питаться вам от райских деревьев? – спросил он, прекрасно зная, что говорит ложь. – Нет, – сказала Ева, – от всех деревьев мы можем есть, кроме одного. От него, как сказал Господь, если съедим, то умрем“. „Не умрете, – слукавил диавол, – но сами станете как Бог, ибо познаете, что такое добро и что такое зло“.
Падший дух обманывал людей. Он знал, что они станут смертными, что через непослушание Богу отпадут от Него и станут подвластными диаволу созданиями. Он этого и добивался. Но искушал он людей знаниями! Познайте новое! Станьте богами без Бога! Как часто мы слышим подобный призыв и сегодня.
И Ева прельстилась... В ее душу вкралось сомнение в праведности Бога: „Бог что-то скрывает от меня. Не хочет давать мне какие-то знания. Тогда я возьму их сама“. Она сорвала плод и ела его. Затем дала Адаму, и он ел. Но вместо того, чтобы стать как Бог, они стали смертными, попали под власть диавола, увидели свою обнаженность, и им стало стыдно. И они спрятались от Бога между деревьями рая. Бог дал человеку возможность покаяться, чтобы вернуться в свое прежнее достоинство, но человек оказался упорен в грехе. Адам стал сваливать вину нарушения заповеди не только на Еву, но и на Самого Бога: Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод от дерева, и я ел. Ева во всем обвиняла змея: Змей обольстил меня, и я ела.
Вкусив запретный плод от дерева познания добра и зла, Адам и Ева на собственном опыте узнали, что такое добро и что такое зло. Оказалось, что добро есть жизнь с Богом, счастье, мир, радость, отсутствие болезней, печалей и бессмертие. Зло же – это жизнь без Бога, страдание, болезнь и смерть. Но горечь зла и трагичность его последствий узнавалась постепенно, поэтому в момент грехопадения первые люди не хотели каяться в доделанном грехе, а занимались самооправданием.
Как часто это встречается и сегодня. Все виноваты, кроме меня: и обстоятельства, и окружающие люди, и будильник, который вовремя не зазвонил. Все тот же страшный грех самооправдания и отсутствие мужества сказать: я виноват, простите, постараюсь исправиться.
Работа со словарем
Обольстить уговорить, настроить кого-либо на греховные действия и поступки.
Прельститься – согласиться на чьи-то греховные предложения или мысли и поступить соответственно с ними, принять ложь за правду.
Каверзный вопрос – вопрос, заключающий в себе элементы лжи и поставленный так, чтобы смутить человека, посеять в нем сомнение в истине.
Искушение – духовное испытание.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. В чем суть грехопадения?
2. Почему диавол прельстил человека?
3. Почему человек прельстился на искушение диавола?
4. Что произошло в результате грехопадения?
5. Мог ли Бог простить человека?
6. Просил ли человек прощения у Бога?
Понятие о душе человека
Чтобы понять, как сильно изменился человек в результате грехопадения, нам надо осознать его душевное и духовное устроение.
Душа – это суть человека, в ней вся его своеобразность, его самосознание. Святой Григорий Неокесарийский приводит следующее доказательство существования души. Тело может двигаться при воздействии извне или изнутри. Извне наше тело никто не движет, следовательно, оно движется изнутри, т. е. имеет душу.
Человеческая душа индивидуальна, особенная у каждого человека, хотя и одинакова у всех по своей природе и составу. Как ни один человек внешне полностью не похож на другого, так и души отличаются одна от другой.
В душе можно выделить три основные силы. Это, во-первых, мыслительная сила (разум, рассудок), во-вторых, сила желательная (желания, стремления, воля), в-третьих, раздражительная сила (чувства, эмоции).
Мыслительная сила должна занимать главенствующее место в душе. Разум призван управлять всеми другими силами души и контролировать их деятельность. Разум тесно связан с мозгом, через который человек получает информацию о теле и о процессах вне тела. Мозг получает информацию через анализаторы. Он тесно связан с речью, определяет способность к логике, анализу и т.п.
Сила желательная: здесь происходит проявление воли в виде желания, вожделения (очень сильного желания), устремления к чему-либо.
Раздражительная сила: ум приходит в соприкосновение с предметами внешнего мира посредством чувств и через чувства принимает их. У души есть одно внутреннее чувство (сердечное), от которого вышли пять внешних чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. В чувстве кроется основная сила души, которая проявляется в двух видах: природной ревности к добру и усердию в доброделании.
Поэтому царь Давид просит: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50). В извращенном виде после грехопадения раздражительная сила души стала проявляться как гнев и похоть.
Работа со словарем
Ревность (ревность к добру) – неослабеваемое желание творить добрые дела, делать все во славу Божию. Доброделание – совершение добрых дел.
Похоть – половая страсть, сладострастие, желание запрещенного, постоянно присутствующее в человеке и влияющее на его образ мыслей и действий.
Гнев – сильное отрицательное чувство человека, насыщенное разрушительной энергией и помрачающее действие его разума. Возникло в результате грехопадения человека.
Вожделение – очень сильное желание чего-либо.
Высказывания Святых Отцов
Душа есть сущность живая, простая, бестелесная, словесно-разумная, действующая посредством тела и сообщающая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения (авт. способность к воспроизведению потомства себе подобных). Она есть сущность свободная, одаренная способностью хотеть и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум... как чистейшую часть самой себя.
Святой Иоанн Дамаскин
Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною.
Святой Иоанн Лествичник
Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца.
Святитель Василий Великий
Вопросы для обсуждения
• Какие выражения с понятием „душа“ ты знаешь?
• Как ты понимаешь их?
Например:
Жить душа в душу.
Это означает: жить в полном согласии, дружно.
После обсуждения можете сравнить свои ответы с ответом на стр. 54–55.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что представляет собой человеческая душа?
2. Отличаются ли человеческие души друг от друга и почему?
3. Какие основные силы можно выделить в душе?
4. Что такое разум и какое место он должен занимать в душе?
5. Что такое сила желательная и как она проявляется?
6. Что такое раздражительная сила души и как она проявляется?
7. Какие выражения с понятием „душа“ ты запомнил и что они означают?
Духовное устроение человека
Можно сказать, что человеческий дух это подобие Божественного Духа внутри человека. Посредством духа человек может общаться с Самим Богом, получать от Него благодать, одухотворять свою душу и тело, созерцать.
Святые Отцы различали в человеческом духе три главные составляющие: духовный ум, волю и силу.
Духовный ум
Духовный ум является вершиной творения, посредством его человек получает откровения и может иметь Богообщение. По своей божественной природе этот ум есть свет, как и Бог есть свет. Но, конечно же, это не наш земной свет, а особый: духовный, Божественный. Нужно понимать, что духовный ум качественно отличается от того разума, которым мы все обладаем и пользуемся в нашей практической жизни. Духовный ум у нашего современника не развит и может вообще никак не проявляться. Только в отдельные моменты жизни у некоторых людей вдруг проявляется интуитивное мышление: они получают знание о чем-то как бы свыше, независимо от своих усилий. Это и есть частичное проявление духовного ума. Для духовного же ума свойственно: умствование о Боге и пребывание в Нем; познавание изнутри (осознание, схватывание сразу всей сути) всего видимого и невидимого мира; управление материальной, вещественной жизнью.
Воля
Воля – это духовное начало в человеке, направленное на выбор деятельности. Оно определяет качество действия, принятие решения в ту или иную сторону, т.е. осуществляет выбор. Воля определяет возбуждение или начало действия и торможение или завершение деятельности. В отличие от духовного, в душевном плане она проявляется в виде желания, стремления, влечения. Это – душевная составляющая воли.
Если у человека ненужные желания и он способен от них отказаться, хотя и очень хочется, то говорят о силе воли.
Сила духа
Сила духа – это практическая способность духа совершать действие. Она связана с умом через волю. Всякое действие есть продукт не одной только воли, но и силы, говорят: „сила воли“. Для осуществления любого действия нужна энергия, и она дается силою.
Как изначально было задумано Творцом? Вначале появляется у человека мысль, которая принимается волею и осуществляется силою. Таким образом, начало действия мы видим в уме, в воле – сосредоточение и сердцевина действия, конец действия – в силе.
Но сейчас мы часто наблюдаем совсем иную картину. Например, тебе что-то хочется и ты спешишь исполнить свое желание, совсем не думая, хорошо это или плохо, к чему это может привести. Таким образом, воля при помощи силы, помимо разума, совершает действие, и часто это имеет печальные последствия для человека.
Почему так происходит? Происходит это потому, что современный человек отпал от духовной жизни, потерял связь с Богом и часто живет только материальной, плотской жизнью. Его привлекает суета сегодняшнего дня, сиюминутные удовольствия, безумные развлечения. Человек перестал думать о вечности. Причина всего этого – в грехопадении.
Однако найти спокойствие и счастье в этом мире без Бога человек не способен. В его душе живет неутихающая „жажда Бога“. Ее невозможно утолить ни дискотеками, ни поездками за границу, ни красивой одеждой и дорогими автомобилями – ничем. Эта жажда души утоляется только благодатью Божией. Без Богообщения душа обречена на вечную муку. Ценность же человеческой души неизмерима. Каждая человеческая душа является уникальным Божиим творением, она драгоценна и дороже всех богатств и сокровищ земных. Недаром же Сам Бог сошел с небес и принял человеческий облик, страдание и смерть, чтобы спасти погибающие души. Мы должны очень бережно относиться ко всякой человеческой душе, ведь за каждого из нас умер Христос.
Работа со словарем
Созерцать – видеть как в зеркале, ясно и раздельно.
Благодать – милость, благоволение, обилие и многообразие даров Святого Духа, дарованных нам Богом. В строго богословском смысле благодать есть спасительная сила Божия, дающая христианину средство к достижению жизни вечной и блаженной, к спасению.
Откровение – духовное знание, передаваемое Богом человеку; духовное видение.
Богообщение – человека с Богом, при котором человек получает от Бога знания, просвещение и духовную силу.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что собой представляет дух человека?
2. Что такое духовный ум?
3. Что такое воля?
4. Что такое сила духа?
5. Как должны взаимодействовать ум, воля и сила духа
в человеке?
Высказывания Святых Отцов
В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества, совесть и ничем земным неудовлетворенность. Он есть сила, которая вдохнута в лице человека при сотворении. Душа – низшая сила, или часть той же силы, назначенной на ведение дел земной жизни.
Святитель Феофан Затворник
Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней.
Преподобный авва Исайя
Последствия грехопадения
В результате грехопадения первых людей человеческая природа претерпела сильные изменения.
Вначале человек был создан так, что дух его, имея общение с Богом, просвещался и в свою очередь просвещал усвоенной Божественной благодатью душу. Просветленная душа пронизывала благодатью все тело, подчиняя его законам духа. Дух был для души все равно что душа для тела. Человеческое тело, освященное Божественной благодатью и водимое духом, не знало болезней и было бессмертно.
В результате грехопадения дивная гармония духа, души и тела была разрушена. Дух человека потерял возможность общения с Богом и утратил внутренние силы. Душа перестала жить за счет духа и обратилась к плотским интересам тела. Тело, утратив духовную просвещенность, стало смертно и подвержено болезням.
После грехопадения главенство духовного ума в человеке было потеряно. Чувства и желания, не сдерживаемые умом, стали придавать поступкам характер злобности, мелочности и эгоизма.
Например, человек любит всегда и во всем выигрывать. Но вот оказался соперник сильнее его. И человек начинает на него злиться, жульничать, чтобы выиграть. Иногда, проиграв, начинает оскорблять победившего или даже лезет в драку с ним. А бывает, от обиды, что проиграл, – безутешно плачет.
Чтобы лучше понять, что же произошло с душой человека в результате грехопадения, давайте внимательно рассмотрим схему на следующей странице.
Именно такое состояние души и характерно для современного человека.
Душа
______________________ ____________________
| | |
Мыслительная сила (разум, рассудок) | Сила желательная (желания, воля) | Раздражительная сила (чувства, эмоции) |
Предоставлен са- мому себе и не по- лучает благотвор- ных воздействий от духовного ума. Появилась склон- ность к фантазиям (воображению того, чего нет на самом деле), и потому человек имеет искаженную кар- тину мира. Разум человека занят рассмотрением частностей и не в состоянии целостно охватить жизнь. | Желания направ- ляются на чув- ственные мирские объекты и усили- ваются, переходя в вожделения. Воля потеряла силу пресекать вредные непотреб- ные желания, „человек в чести не пребудет; он уподобится жи- вотным, которые погибают“. | Единое чувство души (устремление к небесным красо- там) распалось на два: удовольствие и страдание. Пер- вое стало основой всех человеческих страстей, второе породило гнев, печаль, тоску, отчаяние и страх. |
Тема для размышления
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что произошло в результате грехопадения человека?
2. Как изменилась человеческая природа в результате грехопадения?
3. Почему после грехопадения некоторые чувства
и желания человека приняли скотский характер?
4. Какими интересами стал жить человек после грехопадения?
5. Что произошло после грехопадения с человеческими:
а) разумом?
б) желаниями?
в) чувствами?
Задание
Прочти в Евангелии об искушении Иисуса Христа диаволом в пустыне. Каким искушениям подвергся Спаситель?
Работа со словарем
Искушение слово или действие, провоцирующее страсть или греховную наклонность и побуждающее к ее исполнению. Одновременно это является и духовным испытанием.
В искушении никто не говори: „Бог меня искушает“; потому что Бог не искушается злом и сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13–14).
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что такое целомудрие?
2. Находится ли целомудренный человек в полной зависимости от своих плотских потребностей? Если нет, то почему?
3. В чем заключается физическое целомудрие?
4. Что может послужить начатком духовного целомудрия?
5. Что такое лицемерие?
Вопросы для обсуждения
• Как ты думаешь, целомудрие дается нам при рождении или воспитывается в процессе жизни?
Работа со словарем
Мощи – нетленные останки (тела) святых, обладающие особыми благодатными свойствами.
Понятие о первородном грехе
Первородный грех – это нарушение заповеди Божией первыми людьми Адамом и Евой, в результате чего произошло отпадение человека от Бога, в корне изменились духовные, психические и физические свойства людей, возникла наследственная предрасположенность человека ко греху.
Поскольку все мы являемся продолжением своих родителей, кость от костей их и плоть от плоти их, то и предрасположенность ко греху, а вместе с ней и открытость для воздействия мира падших духов, стала свойственна для каждого вновь рождающегося человека. Первородный грех, подобно наследственной генетической болезни, стал передаваться от поколения к поколению. У разных людей в процессе жизни стали развиваться и закрепляться разные греховные наклонности и навыки, предрасположенность к которым в той или иной степени также передается вновь рождающемуся поколению.
Так у людей стали появляться страсти – те греховные навыки и привычки, которые настолько глубоко вошли в душу человека, что стали его второй природой. Человек, обладаемый страстью, уже не может ей противостоять, он делает уже не то, что ему подсказывает совесть, а то, что ему велит страсть. Например, пьяница часто умом понимает, что пить плохо, но не может остановиться, желание пережить алкогольное опьянение бывает сильнее, чем голос разума и совести. Сребролюбец, жадина, часто понимает, что его страсть к накопительству вредит его собственному здоровью и счастью близких, но не может преодолеть страсть к собиранию богатств.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что такое первородный грех?
2. Почему первородный грех передается от родителей к детям?
3. В чем выражается наличие первородного греха в людях?
Понятие о страстях
Страсть – это пагубный навык, образующийся при многократном удовлетворении порочных влечений. Страсти со временем становятся неотъемлемой частью человеческой души, входят в привычку, влияют на весь образ жизни человека и даже властвуют над ним.
О гибельности порабощения страстями говорил еще Господь наш Иисус Христос: И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мф. 18, 9). Это означает, что страсти становятся такой же неотъемлемой частью человеческого существа, как и его рука или глаз. И если мы от страстей в земной жизни не избавимся, то они увлекут нас в ад.
Демоны (падшие духи, бесы) всячески способствуют развитию страстей в человеке. Они чаще всего улавливают его в свои сети приманкой временного удовольствия и наслаждения. Но за все удовольствия подобного рода людям чаще всего приходится расплачиваться душевными и телесными страданиями, болезнями и скорбями. Падшие духи настолько сроднились со страстями и греховными пороками, что находят наслаждение во всех видах греха. Они постоянно пребывают в них, переходя от одного к другому. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании. При этом часто используют людей как вещественные орудия для своего услаждения. Подобное положение и дало возможность одному из Святых Отцов сказать, что „страсти суть демоны“.
Высказывания Святых Отцов
Все страсти исходят из самоугодия, самости, самолюбия и на них держатся.
Святитель Феофан Затворник
Страсти живут и в святых, только они ими обуздываются.
Авва Авраамий
Страсть не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьет того, кто одержим ею.
Святитель Иоанн Златоуст
Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.
Авва Исайя
Заповеди даны против страстей, чтобы очистить душу и ввести ее в первобытное состояние.
Святой Исаак Сирин
Тема для размышления
Вы, может быть, знаете историю о Голиафе. Воевали филистимляне с изральитянами, и враждебные войска стояли строй против строя в ожидании сражения. В это время выступил исполинского роста филистимлянин Голиаф, стал издеваться над израильтянами, поносить как их самих, так и Бога их и дерзко вызывал себе единоборца. Никто не дерзал вступить в единоборство со страшным великаном, пока молодой пастух Давид, в уповании на помощь Божию, с пастушеской сумкою и пращою в руках (праща – орудие, которым бросали камни в неприятеля) не выступил против него. Искусно и с силою брошенным камнем он повалил Голиафа на землю и умертвил его. Тогда филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.
Применим эту историю к предмету нашей беседы. Среди всех недобрых склонностей в каждом из нас есть своего рода „голиаф“, то есть главный недостаток, главная страсть, главный порок. И против него-то и нужно нам прежде всего направлять удары, чтобы свалить его с ног; ибо если только будет убит этот великан между злыми нашими наклонностями, то войско его тотчас предастся бегству. Говоря просто, это значит: старайтесь искоренить главную страсть, и мало-помалу все другие пороки исчезнут сами собой.
Из поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского
Не спеша подумай
и выполни задание
Корень в словах „страсть“ и „страдание“ один и тот же. Страстное состояние есть по сути дела непрерывное и бесполезное страдание, переходящее за человеком и в вечность, если он не успеет до смерти искренне покаяться. Свобода от страстей на евангельском языке именуется блаженством. Например, от окамененного нечувствия свободны плачущие, от сребролюбия – милостивые, от гнева – кроткие и миротворцы. Всех их Спаситель в Евангелии именует блаженными. И это блаженство, конечно, переходит с ними и в вечность.
Работа со словарем
Страсть – сильное желание чего-либо запрещенного Богом, вошедшее в привычку и ставшее неотъемлемой частью человеческой личности. Второе значение слова страсть в буквальном переводе со славянского языка означает страдание, мучение.
Блаженство – благополучие, счастье, благосостояние, совершенное удовольствие, возникающее в результате воздействия благодати Божией.
Задание
Попробуй пояснить, пользуясь словарем, почему „свобода от страстей именуется блаженством“. Приведи примеры.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что такое страсти?
2. Может ли человек без помощи Божией успешно противиться своей страсти?
3. Почему страсти гибельны?
4. Какое имеет отношение демонический мир к человеческим страстям?
5. Как избавиться от страстей?
Ступени воздействия страстей (падших духов) на человека
Ступень 1. Страсти (демоны), уловив человека на крючок временного удовольствия, стремятся все более и более укрепиться в человеке и управлять им через греховные желания и стремления.
Ступень 2. Страсть становится трудно контролируемой. Со временем не человек контролирует свою страсть, а она контролирует человека, побуждает его к дурным поступкам.
Ступень 3. При попытках человека отказаться от своей страсти у него возникают различные болезненные состояния. Страсти (демоны), поработив человеческую душу, без боя не сдают своих позиций.
Ступень 4. Падшие духи всегда вредят физическому, душевному и духовному здоровью человека. Подталкивают к отчаянию, стремятся уничтожить человека (вплоть до самоубийства). Желание погубить духовно, а по возможности и телесно, – отличительный характер действия падших духов.
Ступень 5. Через действие страстей падшие духи искажают у человека верное восприятие жизни. Они стараются поддерживать в грешнике иллюзии и ложные убеждения, заставляют бездумно прожигать свою жизнь, „закручивают“ в жизненную суету.
Ступень 6. Страсти понуждают сопротивляться покаянию, молитве, посту, участию в Богослужении. Предлагают человеку перекладывать с себя ответственность за содеянное на других людей, искать оправдания своей порочной жизни.
Ступень 7. Страсти мешают человеку обрести истинную веру, высший смысл своего бытия, очищать душу от грехов и страстей, бороться с пагубными влечениями.
Когда страсть сформировалась, то избавление от нее проходит намного труднее и сложнее, чем при борьбе с ней в самом начале ее зарождения. Это вызвано тем, что в теле и душе человека при укоренении страсти происходят пагубные изменения.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Какие и сколько ступеней воздействия демонов на человека через его страсти ты знаешь?
2. В чем заключается:
1 ступень – ?
2 ступень – ?
3 ступень – ?
4 ступень – ?
5 ступень – ?
6 ступень – ?
7 ступень – ?
3. На какой ступени легче всего победить страсть?
Тема для размышления
Антоний Великийв письмах говорит: „Многие не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая – Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая – собственная, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья – бесовская, вполне пагубная“.
Преподобный Серафим Саровский поясняет так: вот эта – та третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, гордости, а не Христа ради. Вторая – собственная воля наша – научает нас делать все в услаждение нашим страстям и похотям, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же, воля Божия и всеспасительная, в том только и состоит, чтобы делать добро единственно для стяжания Духа Святого как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.
Работа со словарем
Произволение – изъявление согласия; свободное отдание себя в чью-то власть, под чью-то волю.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что такое свобода?
2. В чем смысл и назначение свободы?
3. Что происходит, когда человек нарушает заповеди Божий?
4. Что происходит, когда человек соблюдает заповеди Божий?
5. Можно ли быть в своих мыслях, словах, поступках нравственно нейтральным, т. е. не плохим и не хорошим?
Кому мы уподобляемся
В процессе своей жизни, делая постоянно произвольный выбор, человек формирует в себе или добродетели, которые приличествуют Богу и силам добра, или страсти и пороки, которые свойственны миру падших духов.
Если человек, например, постоянно выбирает путь лжи, потому что ему так легче, проще, то ложь становится неотъемлемой частью его сути, характера, это удаляет его от Бога и делает сродни диаволу. Ибо лжецом и отцом лжи является падший ангел, дух тьмы. Но вот приходит смерть и подводит черту формированию человеческой души, и то, что собрано за время земной жизни, получает свое дальнейшее развитие. По законам духовной жизни, подобное тянется к подобному. Так, если человек был исполнен любви, справедливости, смирения, терпения и других добродетелей, то душа его соединяется с Богом, со святыми и ангелами и входит в Царство Небесное. Если же в земной жизни он стал эгоистом, жадиной, пьяницей, развратником, гордецом и т. д., то душа его соединяется с миром падших духов и идет в ад, где и находятся все носители подобных качеств.
Поэтому, как мы с вами видим, свобода и произволение – это не только великий дар, делающий человека человеком, но они сопряжены с великой ответственностью, ведь за неправильное использование свободы человек расплачивается вечной жизнью.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что делает человека сродни Богу или диаволу?
2. Чему подводит черту смерть?
3. Почему одни идут в рай, другие – в ад?
4. Почему обладание свободой накладывает на человека большую ответственность?
Вопрос священнику