ВОПРОС 2: Обеспечение качества
Основные понятия управления качеством
1. Основные понятия и категории управления качеством
2. Обеспечение качества
3. Управление качеством
4. Петля и спираль качества
5. Модель Деминга-Шухарта
6. Планирование и улучшение качества
7. Система менеджмента качества
ВОПРОС 1: Основные понятия и категории управления качеством
Современный фундамент теории управления был заложен в начале ХХ века. Авторами являются Ф.У. Тейлор, И. Ансофф, Э. Деминг, П. Друкер, М. Портер, Г. Файоль. Согласно П. Друкеру, управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление включает следующие понятия: организацию управления, процесс управления и информацию.
Организация управления предполагает выделение целей и объекта управления.
Устойчивое развитие предполагает развитие, не наносящее вреда будущим поколениям, с ориентацией на зеленые технологии, возобновляемые ресурсы и энергосбережение.
Цели управления заключаются в увеличении прибыли, достижении приоритета на рынке, улучшении качества.
Основные понятия (категории) управления включают: функции, методы, законы, принципы.
Под менеджментом управления можно понимать общую функцию предприятия, обеспечивающую сохранение его структуры, поддержание деятельности и реализацию целей и задач.
Функции управления - продукт специализации труда в сфере управления, включая:
- техническое нормирование и стандартизацию;
- обеспечение единства измерений;
- аттестацию испытательных лабораторий;
- оценку соответствия качества;
- маркетинг.
Методы управления – способы воздействия на объект, а исполнение методов называется стилем управления. Методы управления подразделяются на организационные и экономические.
Организационные методы:
· Государственная система технического нормирования и стандартизации;
· Система аккредитации поверочных и испытательных лабораторий;
· Международная и национальная система подтверждения соответствия.
Экономические метода:
ü Ценообразование;
ü Налоги;
ü Штрафные санкции;
ü Льготы;
ü Дотации.
Принципы управления:
1. Принцип единства политики и экономики;
2. Научность;
3. Системность и комплексность;
4. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
5. Принцип экономии времени;
6. Принцип делегирования полномочий;
7. Принцип обратной связи;
8. Принцип эффективности;
9. Принцип мотивации;
10. Дисциплина, подчинение индивидуальных интересов общим;
11. Корпоративный дух.
Законы управления:
§ О техническом нормировании и стандартизации;
§ Об обеспечении единства измерений;
§ Об оценке соответствия;
§ О защите прав потребителей.
ВОПРОС 2: Обеспечение качества
Обеспечение качества – процесс формирования требуемых характеристик продукции при ее создании, хранении, транспортировании и эксплуатации.
Основополагающая концепция (принцип обеспечения качества) гласит – необходимо:
1. Материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт);
2. Обученный и заинтересованный персонал;
3. Четкая организация управления, в том числе по управлению качеством.
Обеспечение качества – это процесс или результат формирования требуемых характеристик продукции при ее создании и часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены.
Петля и спираль качества.
Плоскостная модель
Материальная база предприятия и квалифицированный заинтересованный персонал служит базой качества и гарантией получения продукции высокого качества. Если на предприятии будет хорошо организованно управление качеством, то при положительном взаимодействии базовых факторов петля качества, состоящая из бизнес-функций управления, превращается в восходящую спираль. Эффективность производства после каждого цикла управления будет представлять собой шаг спирали, т.е. повышение качества продукции (∆K). Если на предприятии нет необходимой материальной базы или исполнители незаинтересованы в высоком качестве труда, то вектор качества равен нулю и восходящая спираль снова превращается в плоскую петлю. Рассматриваемая модель представляет процесс управления качеством, путем последовательной реализации вышеуказанных логически взаимосвязанных функций.
Спираль качества – это пространственная модель, представляющая процесс управления качеством как повторяющиеся циклы петли качества, с повышением качества продукции (∆K) после каждого успешного цикла управления.
Этапы создания общей обобщенной модели качества и 11 функций управления качеством:
1. Маркетинг. Поиск и изучение рынка;
2. Политика качества;
3. Планирование качества;
4. Организация работ в области качества;
5. Обучение персонала;
6. Мотивация персонала;
7. Контроль качества;
8. Информация о качестве;
9. Разработка мероприятий по качеству;
10. Принятие решений;
11. Реализация ,внедрение мероприятий.
Модель Деминга-Шухарта (PDCA)
В модели Деминга-Шухарата предусматривается 4 этапа работы:
1. Планирование (PLAN)
2. Выполнение работ –действие (DO)
3. Контроль результатов (Check)
4. Корректирующие действие (Action)
Работа по циклу может повторяться до тех пор, пока не будет достигнут запланированный результат.
Цикличность процесса управления проявляется в том, что контроль полученных результатов должен служить основой для постановки последующих целей и задач.
Основополагающие принципы обеспечения качества и управления качеством продукции могут быть использованы как основополагающие принципы обеспечения качества и управления качеством услуг.
Услуга – это непосредственное взаимодействие поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.
Предоставление услуги – деятельность поставщика необходимая для обспечения услуги
Планирование и улучшение качества
Современные требования международных стандартов жестко трактуют обязанности организации по планированию качества и их реализации. Планы предприятия должны быть увязаны с политикой в области качества, подвергаться регулярным пересмотрам и ревизиям для отражения обратной связи от заказчика и потребителей. Необходимо, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были экологичными и не наносили ущерба окружающей среде. Таким образом соблюдаются интересы бизнеса и потребителей.
Планирование качества определяется как часть менеджмента, направленного на установление в области качества и определяющего необходимые технологические процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для обеспечения качества.
Целью постоянного улучшения менеджмента качества является повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных лиц. Совершенствование системы ведет к росту конкурентоспособности предприятия путем повышения:
1. Производительности
2. Эффективности
3. Адаптивности её бизнес-процессов
В международных стандартах содержатся требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению их деятельности, оцениваются сами системы менеджмента качества.
Модели совершенствования качества содержат критерии позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации.
Виды показателей качества
Любая потребность выражается через ряд требований потребителей к свойствам продукции.
Свойства продукции являются исходной характеристикой её качества, объективной особенностью, которая проявляется при создании, эксплуатации или потребления изделия.
Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых её свойств или состояний.
Качественные признаки могут носить альтернативный (двухвариантный) или многовариантный характер.
Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей качества.
Показатель качества – количественно установленное конкретное требование характеристикам (свойствам) продукции, дающее возможность его реализации и проверки.
Классификация показателей.
По способу выражения
3.1 В натуральных единицах
3.2 В стоимостном выражении
4. По этап определения значений показателей
4.1 Прогнозные
4.2 Проектные
4.3 Производственные
4.4 Эксплуатационные
Основные понятия управления качеством
1. Основные понятия и категории управления качеством
2. Обеспечение качества
3. Управление качеством
4. Петля и спираль качества
5. Модель Деминга-Шухарта
6. Планирование и улучшение качества
7. Система менеджмента качества
ВОПРОС 1: Основные понятия и категории управления качеством
Современный фундамент теории управления был заложен в начале ХХ века. Авторами являются Ф.У. Тейлор, И. Ансофф, Э. Деминг, П. Друкер, М. Портер, Г. Файоль. Согласно П. Друкеру, управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление включает следующие понятия: организацию управления, процесс управления и информацию.
Организация управления предполагает выделение целей и объекта управления.
Устойчивое развитие предполагает развитие, не наносящее вреда будущим поколениям, с ориентацией на зеленые технологии, возобновляемые ресурсы и энергосбережение.
Цели управления заключаются в увеличении прибыли, достижении приоритета на рынке, улучшении качества.
Основные понятия (категории) управления включают: функции, методы, законы, принципы.
Под менеджментом управления можно понимать общую функцию предприятия, обеспечивающую сохранение его структуры, поддержание деятельности и реализацию целей и задач.
Функции управления - продукт специализации труда в сфере управления, включая:
- техническое нормирование и стандартизацию;
- обеспечение единства измерений;
- аттестацию испытательных лабораторий;
- оценку соответствия качества;
- маркетинг.
Методы управления – способы воздействия на объект, а исполнение методов называется стилем управления. Методы управления подразделяются на организационные и экономические.
Организационные методы:
· Государственная система технического нормирования и стандартизации;
· Система аккредитации поверочных и испытательных лабораторий;
· Международная и национальная система подтверждения соответствия.
Экономические метода:
ü Ценообразование;
ü Налоги;
ü Штрафные санкции;
ü Льготы;
ü Дотации.
Принципы управления:
1. Принцип единства политики и экономики;
2. Научность;
3. Системность и комплексность;
4. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
5. Принцип экономии времени;
6. Принцип делегирования полномочий;
7. Принцип обратной связи;
8. Принцип эффективности;
9. Принцип мотивации;
10. Дисциплина, подчинение индивидуальных интересов общим;
11. Корпоративный дух.
Законы управления:
§ О техническом нормировании и стандартизации;
§ Об обеспечении единства измерений;
§ Об оценке соответствия;
§ О защите прав потребителей.
ВОПРОС 2: Обеспечение качества
Обеспечение качества – процесс формирования требуемых характеристик продукции при ее создании, хранении, транспортировании и эксплуатации.
Основополагающая концепция (принцип обеспечения качества) гласит – необходимо:
1. Материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт);
2. Обученный и заинтересованный персонал;
3. Четкая организация управления, в том числе по управлению качеством.
Обеспечение качества – это процесс или результат формирования требуемых характеристик продукции при ее создании и часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены.