Как Вы думаете, почему невозможно сохранение исключительно психологического здоровья без оказания внимания и психическому здоровью?
Как Вы думаете, почему невозможно сохранение исключительно психологического здоровья без оказания внимания и психическому здоровью?
Основная задача педагога – создать условия для полноценного развития ребенка, т.е. максимальной реализации его индивидуальных и возрастных возможностей на всех этапах онтогенеза, а также обеспечения его духовного развития и душевного комфорта.
Направления работы, предполагающие сотрудничество педагога и психолога:
1) работа с детьми, чтобы предупредить или скорректировать нежелательные отклонения в развитии и стимуляция, обогащение развития
2) работа с родителями, чтобы предупредить возникновение источника психических отклонений в семье (на 50 % проблемы с дошкольниками зарождаются в семье из-за неблагоприятных способов взаимодействия родителей с детьми)
3) работа с педагогами, которые взаимодействуют с детьми – помощь в самосовершенствовании педагогов как помощь в развитии их способности позитивно общаться с детьми.
Модель психологической компетентности педагога
(компетентность – совокупность профессиональных знаний и умений в данной области)
Работа с детьми | Работа с родителями | Саморазвитие педагога | ||
Знания из общей, возрастной, семейной, практической и т.д. психологии | ||||
Знание норм возрастного развития дошкольников – чтобы понять, правильно ли развивается ребенок | Знание норм семейных взаимоотношений, в частности, способов позитивного взаимодействия с детьми, доступных родителям | Самопознание – знание своих личностных и коммуникативных особенностей Представление об идеале педагога | ||
На основе знаний о нормах развития и семейных взаимоотношений нужно уметь сделать правильные выводы о реальном положении вещей – диагностика…. | ||||
…уровня развития ребенка, чтобы 1) вовремя обнаружить отклонения и обратиться к психологу за подтверждением 2) выявить одаренность ребенка 3) выявить оптимальный уровень развития ребенка (например, при диагностике готовности к школе, в некоторых образовательных программах) 4) проверить эффективность каких-либо новых средств образования в ходе исследовательской работы | …оптимальности стиля детско-родительских отношений с целью его дальнейшего улучшения / коррекции | …или самодиагностика особенностей личности с целью реализовать свой потенциал или скорректировать какое-либо качество или поведение | ||
На основе данных диагностики проводится профилактика, коррекция (в оптимальном случае - в сотрудничестве с психологом) и стимулирование полноценного психического развития ребенка | ||||
· Знание отклонений в развитии ребенка, чтобы их предупреждать и корректировать · Умение использовать методы профилактики, коррекции отклонений, методы стимулирования развития | · Знание возможных недочетов во взаимоотношениях родителей и детей · Владение методами коррекции и стимулирования позитивного развития детско-родительских взаимоотношений | · Владение способами саморазвития · Знание возможных ошибок во взаимодействии с детьми и родителями и их профилактика · Умение избегать профессиональных психических отклонений | ||
Тема 2. Использование психологической диагностики педагогами ДОУ (2 часа)
План
1. Предмет, содержание, задачи психодиагностики в ДОУ.
2. Факторы риска.
3. Классификация психодиагностических методик, понятие стандартизации, надежности и валидности методик.
4. Правила психологического обследования в условиях дошкольных учреждений.
5. Диагностика параметров развития ребенка.
1. Предмет, содержание, задачи психодиагностики в ДОУ
Предметомпсихологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Содержание психодиагностической деятельности дифференцируется:
· по направлениям (объектам) психологических воздействий (по типам клиентов): дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и педагоги.
· по параметрам психодиагностических воздействий (т.е., что диагностирует педагог-психолог).
Параметры психодиагностических воздействий:
1. Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста: например, личностно-эмоциональные особенности, специальные способности и т.д.
2. Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с детьми: например, стиль взаимоотношений в группе (взрослый – ребенок).
3. Показатели особенностей семейных взаимоотношений.
Задачи психологической диагностики:
· задача решения конкретной проблемы ребенка (диагностика проводится по запросу (например, по запросу родителя);
· задача психопрофилактики (фронтальная диагностика всех детей);
· экспериментальная задача (или плановая) в процессе введения инновационной программы.
Факторы риска
Цель при анализе результатов обследования, – создание психологического портрета ребенка.
Первое требование – разграничение нормы и патологии (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, разные виды психических отклонений).
Существует две основные формы отставания в развитии:
· отставание, связанное с нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики;
· временное отставание и неадекватное поведение, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.
Педагог не обладает необходимой квалификацией, и при подозрении о патопсихологическом характере нарушений или предположении о достаточно серьезном отклонении в развитии должен тактично рекомендовать родителям обратиться к специалисту (в первую очередь, к психологу ДОУ).
Педагог должен знать о факторах риска, характеризующих психическое развитие ребенка в каждом возрасте. Так, факторами риска в дошкольном возрасте можно считать следующие особенности поведения:
· выраженную психотропную расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые соответствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
· склонность ребенка к косметической лжи – приукрашиванию ситуации, в которой он находится, к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
· инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
· импульсивность поведения, эмоциональную заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;
· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания или замечания, энурез, побеги как реакции ответного типа.
В этом случае диагностика необходима.
Обоснуйте, почему при диагностировании детей, родителей, педагогов необходимо применять именно стандартизированные методики? Как Вы определите, стандартизирована ли выбранная Вами диагностическая методика?
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием. В результате появилась возможность оградить психологию от всевозможных безграмотных подделок, претендующих на то, чтобы называться диагностическими методиками.
К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится надежность и валидность.
В традиционной тестологии термин «надежность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Как пишет А. Анастази (1982), вряд ли можно с доверием относиться к тесту интеллекта, если по нему в начале недели ребенок имел показатель, равный 110, а к концу 80. Повторное применение надежных методик дает сходные оценки. Конечно, при повторении опыта возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначительными. Таким образом, можно сказать, что надежность методики – это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
Каким образом Вы самостоятельно можете проверить диагностическую методику на надежность?
Другим после надежности ключевым критерием оценки качества является валидность.
А. Анастази: «Валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (1982) – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность.
Валидность – соответствие теста измеряемому психическому свойству, что доказывается в руководстве к методике.
Некоторые виды валидности:
· содержательная – по мнению специалистов-психологов;
· эмпирическая (критериальная) – прогностическая – высчитывается коэффициент соответствия (корреляции) между прогнозируемым (по применяемому тесту) и реальным поведением или результатом по классическому тесту.
· концептуальная – доказывает правильность теоретических постулатов, положенных в основу диагностической методики.
Тема 3.
План
1. Общая характеристика коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми
3. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми
4. Методы коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ
Как вы думаете, почему?
Содержаниекоррекционной работысвязывается с наиболее типичными трудностямидетей,среди которых можно выделить:
· несоответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;
· неготовность к школьному обучению; неуспеваемость; низкая познавательная и учебная мотивации;
· негативные тенденции личностного развития; коммуникативные проблемы;
· неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции;
· эмоциональные нарушения поведения;
· дезадаптация в детском саду, семье.
Арттерапия
Форма терапии, основанная на искусстве (в первую очередь изобразительном), и творческой деятельности.
Цель:
· самовыражение и самореализация в продуктах творчества
· утверждение и познание своего «Я»,
Результат:
повышение самооценки и степени принятия человеком своего «Я».
Механизмы арттерапевтического воздействия:
1) искусство позволяет в символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе творческих способностей человека (например, коррекция страхов).
2) изменение эмоциональной составляющей от мучительного состояния к наслаждению в ходе возникновения эстетической реакции (например, снятие стрессовых состояний через пескотерапию, сочинение историй и т.д.).
Основные методы арттерапии:
1. Сказкотерапия – способ обращения к уровню сознания и подсознания. Положительными моментами являются:
отсутствие в сказке прямых нравоучений,
позитивное решение проблем, с которыми сталкивается каждый человек (взаимопомощь, жизненный выбор, борьба добра со злом, любовь), т.е. сказка обеспечивает психологическую защищенность (счастливый конец), способствование внутреннему росту ребенка.
легкость идентификации ребенка с главным героем
ореол тайны и волшебства.
Основные приемы:
1. анализ сказок
2. рассказывание сказок (от имени других героев)
3. переписывание сказки, когда не устраивает ход событий
4. постановка с помощью кукол
5. сочинение сказки
2. Библиотерапия – воздействие с помощь чтения специально подобранной литературы с целью нормализации или оптимизации психического состояния человека.
Механизм: образы и чувства, желания и мысли из книг восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства, приводят людей к новым целям. Как итог – восстановление душевного равновесия.
3. Сочинение историй – используется как
· помощь ребенку в нахождении адекватных способов разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка
· способствует выражению ребенком своего гнева или страха без опасений насмешек.
Сначала историю начинает рассказывать ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в историю более адекватные способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, которые были изложены ребенком. Важно: история должна повествовать о каком-то другом ребенке, который жил давно и далеко.
Метод может применяться как групповой.
4. Куклотерапия.
Метод основан на идентификации ребенка с любимым героем мультика, сказки… При проигрывании ситуации с помощью куклы травмирующая ситуация «опосредуется» куклой и педагогу легче проводить работу с ребенком.
5. Проективный рисунок.
Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивая свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с неприятными, травмирующими образами. Применяется чаще всего при снятии стресса, напряжения, при коррекции страхов.
Используется и групповое рисование.
6. Музыкотерапия – использование музыки.
Основные направления воздействия:
1. эмоциональное активирование – создание чувства бодрости
2. развитие навыков межличностного общения (облегчение контактов между людьми)
3. регулирующее влияние на психовегетативные процессы (расслабление…)
4. стимуляция эстетических потребностей
7. Танцевальная терапия – практикуется с детьми, имеющими эмоциональные расстройства и нарушения общения.
Основная задача – осуществление спонтанного движения, т.к. тело и разум рассматриваются как единое целое.
Психогимнастика
Метод групповой работы, предполагающий выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью мимики, движений, пантомимики, позволяющий общаться без слов.
М.И. Чистякова предложила методику для детей дошкольного возраста, представляющую собой систематизированный набор этюдов и игр, направленный как на развитие у детей различных психических функций, так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Как Вы думаете, почему невозможно сохранение исключительно психологического здоровья без оказания внимания и психическому здоровью?
Основная задача педагога – создать условия для полноценного развития ребенка, т.е. максимальной реализации его индивидуальных и возрастных возможностей на всех этапах онтогенеза, а также обеспечения его духовного развития и душевного комфорта.
Направления работы, предполагающие сотрудничество педагога и психолога:
1) работа с детьми, чтобы предупредить или скорректировать нежелательные отклонения в развитии и стимуляция, обогащение развития
2) работа с родителями, чтобы предупредить возникновение источника психических отклонений в семье (на 50 % проблемы с дошкольниками зарождаются в семье из-за неблагоприятных способов взаимодействия родителей с детьми)
3) работа с педагогами, которые взаимодействуют с детьми – помощь в самосовершенствовании педагогов как помощь в развитии их способности позитивно общаться с детьми.