Система стандартизации в РФ: понятие и этапы реформирования.

3.1.Общая характеристика системы

и направления ее реформирования

Национальная система стандартизации Российской Федерации – это

совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер,

осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной вла-

сти по стандартизации и направленных на разработку и применение норма-

тивных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей

и государства.

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» на-

чалось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа [16]:

1-й этап – начальный (2002 г.) – создание Государственной системы

стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия на-

званного закона;

2-й этап – переходный (2003–2010 гг.) – преобразование Государствен-

ной системы стандартизации в Национальную систему стандартизации с из-

менением правового статуса системы с государственного на добровольный;

3-й этап – заключительный – окончание формирования национальной

системы стандартизации – системы, возглавляемой негосударственной орга-

низацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольно-

го применения.

1. Начальный этап.Государственная система стандартизации начала

формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоя-

тельности России. Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов,

нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял

четырехуровневую систему, включавшую:

1) техническоезаконодательство;

2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы тех-

нико-экономической и социальной информации;

3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;

4) стандарты предприятий и технические условия. Техническое законо-

дательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой

совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательст-

ва был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступле-

ния в силу ФЗ «О техническом регулировании».

Нормативные документы 2-го уровня были представлены:

государственными стандартами Российской Федерации;

межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в дей-

ствие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве го-

сударственных стандартов Российской Федерации;

Указанный акт не следует рассматривать как формальное переиме-

нование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы

в соответствии с ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований.

С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нормы и

правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию кото-

рых в соответствии с законодательством входило установление обязательных

требований. Речь идет, например, о СанПиНах Минздрава России, СНиПах

Госстроя России и т. д.

В новом ФЗ не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли.

Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых ми-

нистерств и отсутствием этой категории документа в зарубежной практике.

ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандар-

ты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных ор-

ганизаций. Учитывая численность фонда ОСТ, указанное преобразование

займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта категорияне

потеряет практического значения.

3. Заключительный этап.К 2010 г. действующая национальная сис-

тема окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее,

заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Ее будет возглавлять

негосударственная организация. В связи с окончанием формирования фонда

ТР, запланированных на переходный период, национальные стандарты будут

содержать только рекомендуемые требования.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет уча-

ствовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль за-

ложена в ФЗ. В частности, она проявляется в регламентировании целей

и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандарти-

зации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Установление двух категорий стандартов – национальных стандартов

и стандартов организаций – определит сосуществование двух систем исходя

из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссий-

ском масштабе; локальной, действующей в рамках организации.

Национальная система стандартизации включает:

национальные стандарты:

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан-

дартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социаль-

ной информации.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организа-

ций, которые по существу заменили стандарты предприятий, научно-

технических, инженерных обществ и других общественных объединений, ус-

тановленных Законом РФ «О стандартизации».

Наши рекомендации