Система стандартизации в РФ: понятие и этапы реформирования.
3.1.Общая характеристика системы
и направления ее реформирования
Национальная система стандартизации Российской Федерации – это
совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер,
осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной вла-
сти по стандартизации и направленных на разработку и применение норма-
тивных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей
и государства.
С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» на-
чалось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа [16]:
1-й этап – начальный (2002 г.) – создание Государственной системы
стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия на-
званного закона;
2-й этап – переходный (2003–2010 гг.) – преобразование Государствен-
ной системы стандартизации в Национальную систему стандартизации с из-
менением правового статуса системы с государственного на добровольный;
3-й этап – заключительный – окончание формирования национальной
системы стандартизации – системы, возглавляемой негосударственной орга-
низацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольно-
го применения.
1. Начальный этап.Государственная система стандартизации начала
формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоя-
тельности России. Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов,
нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял
четырехуровневую систему, включавшую:
1) техническоезаконодательство;
2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы тех-
нико-экономической и социальной информации;
3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;
4) стандарты предприятий и технические условия. Техническое законо-
дательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой
совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательст-
ва был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступле-
ния в силу ФЗ «О техническом регулировании».
Нормативные документы 2-го уровня были представлены:
государственными стандартами Российской Федерации;
межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в дей-
ствие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве го-
сударственных стандартов Российской Федерации;
Указанный акт не следует рассматривать как формальное переиме-
нование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы
в соответствии с ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований.
С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нормы и
правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию кото-
рых в соответствии с законодательством входило установление обязательных
требований. Речь идет, например, о СанПиНах Минздрава России, СНиПах
Госстроя России и т. д.
В новом ФЗ не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли.
Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых ми-
нистерств и отсутствием этой категории документа в зарубежной практике.
ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандар-
ты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных ор-
ганизаций. Учитывая численность фонда ОСТ, указанное преобразование
займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта категорияне
потеряет практического значения.
3. Заключительный этап.К 2010 г. действующая национальная сис-
тема окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее,
заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Ее будет возглавлять
негосударственная организация. В связи с окончанием формирования фонда
ТР, запланированных на переходный период, национальные стандарты будут
содержать только рекомендуемые требования.
Изменение статуса системы не означает, что государство не будет уча-
ствовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль за-
ложена в ФЗ. В частности, она проявляется в регламентировании целей
и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандарти-
зации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.
Установление двух категорий стандартов – национальных стандартов
и стандартов организаций – определит сосуществование двух систем исходя
из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссий-
ском масштабе; локальной, действующей в рамках организации.
Национальная система стандартизации включает:
национальные стандарты:
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан-
дартизации;
общероссийские классификаторы технико-экономической и социаль-
ной информации.
Локальная система стандартизации базируется на стандартах организа-
ций, которые по существу заменили стандарты предприятий, научно-
технических, инженерных обществ и других общественных объединений, ус-
тановленных Законом РФ «О стандартизации».