Понятие, принципы, этапы и направления реформирования межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

- сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

- самостоятельность бюджетов всех уровней;- законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;

- объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;

- единство бюджетной системы;

- равенство всех бюджетов. [2]

Отличительной чертой в РФ является предоставления субъектам право самостоятельно формировать свои отношения с местными органами власти. Федеральные органы власти заинтересованы в том, чтобы общая стратегия развития бюджетной системы была поддержана субъектами.

Для каждого органа власти формирование и исполнение бюджета заключается в привлечении доходных источников. Соответственно отношения между ними направлены на установление разграничения расходных полномочий и доходных источников, а также необходимого объема межбюджетных финансовых потоков. Перечислим основные направлениями в реформировании межбюджетных отношений.

Разграничение расходных полномочий между региональными и местными уровнями власти регламентируются законодательством РФ: предметы ведения местного самоуправления перечислены в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления»; список расходов, финансируемых из местных бюджетов приводиться в БК РФ. [1]

Однако эти законы не полностью разграничивают расходные полномочия и не всегда позволяют однозначно трактовать, какие расходы должны лечь на плечи региональных властей, а какие – стать ответственность местных. Другими словами, оба документа позволяют, скорее, разделить

собственность (социальную инфраструктуру), а не возложить ответственность за объем и качество. [1]Для того чтобы каждый уровень нес ответственность перед населением за качество и количество предоставляемых услуг, законодательство должно сформулировать:

- какие именно услуги будут предоставляться бюджетными учреждениями, а какие передаваться для исполнения в частный сектор;

- какие услуги и в каком объеме будут дотироваться из бюджета;

- какой уровень власти будет нести ответственность за нормативно – правовое регулирование и стандарты;

- какой уровень власти будет нести ответственность за организацию предоставления бюджетных услуг.

Решение по каждому пункту должно основываться на принципах экономической эффективности и социальной значимости бюджетных услуг каждого вида. [5]

Разграничение доходных источников – направление, которое основывается на закреплении доходных источников за уровнями бюджета, а также механизме. Это необходимо для того, чтобы обеспечить каждому уровню финансирование, адекватное его задачам. Следует также учитывать сбалансированность и минимизацию экономических потерь, придерживаясь принципов разграничения:

За местными бюджетами рекомендуется закреплять:

· налоги, являющиеся наиболее стабильными источниками доходов;

· налоги, база которых наиболее мобильна;

· налоги, связанные с уровнем благосостояния населения данной территории. [4]

За бюджетами субъектов Федерации рекомендуется закреплять:

· наименее стабильные налоги;

· налоги, база которых неравномерно распределена по территории региона;

· налоги, оплачиваемые населением других территорий;прогрессивная составляющая налогов;

· налоги, поступления от которых зависят от места регистрации налогоплательщика. [5]

Межбюджетные финансовые потоки – разграничение перечисленных выше принципов позволяет приблизиться к решению проблемы несбалансированности бюджетной системы в регионе и сократить масштабы необходимого межбюджетного регулирования. Перераспределение средств из регионального бюджета между местными направлено на преодоление отрицательных средств действующей системы:

- субъективизм (необъективный подход) в распределении финансовой помощи;

- унитарный (единый) подход к формированию бюджетов на региональном уровне;

- нежесткость бюджетных ограничений;

- отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов и рационализации расходов. [3]

Наши рекомендации