Органы и службы стандартизации рф.

3.2.Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объеди-

нения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуще-

ствление работ по стандартизации или выполнение определенных функций

по стандартизации.

Органы постандартизации – это органы, признанные на определен-

ном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по

стандартизации.

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный

орган по стандартизации Российской Федерации (далее – национальный ор-

ган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет

орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по

стандартизации.

Функции национального органа по стандартизации возложены Прави-

тельством Российской Федерации на Федеральное агентство по техническо-

му регулированию и метрологии [22].

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

утверждение национальных стандартов;

принятие программ разработки национальных стандартов;

организацию экспертизы проектов национальных стандартов;

обеспечение соответствия национальной системы стандартизации

интересам национальной экономики, состоянию материально-технической

базы и научно-техническому прогрессу;

осуществление учета национальных стандартов, правил стандартиза-

ции, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности за-

интересованным лицам;

создание технических комитетов по стандартизации и координацию

их деятельности;

организацию опубликования национальныхстандартов и их распро-

странение;

участие в соответствии с уставами международных организаций

в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов

Российской Федерации при их принятии;

утверждение изображения знака соответствия национальнымстандартам;

представление Российской Федерации в международных организаци-

ях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

осуществляет свои функции непосредственно и через созданныеим органы.

К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации

и метрологии (ЦСМ), число которых на территории РФ равно 99 (например,

в Москве, Санкт-Петербурге, в других центрах экономических районов:

в Нижнем Новгороде – Верхневолжский ЦСМ, в Екатеринбурге – Уральский

ЦСМ, в Красноярске – Красноярский ЦСМ).

Как указывалось выше, любой стандарт – продукт согласованного мне-

ния всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача

технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участ-

ников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают

представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей

(заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтере-

сованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специали-

стов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки

разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим

законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.

В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК):

ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого иму-

щества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»;ПК 4 «Оценка действу-

ющего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ».

В составе ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» два

подкомитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного пита-

ния». В состав ПК 1, например, входят представители: Министерства эконо-

мического развития и торговли Российской Федерации, в частности Управ-

ления внутренней торговли и общественного питания Госстандарта России;

Центросоюза; Департамента потребительских рынка и услуг Правительства

г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых органи-

заций.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях

народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (служ-

бы) стандартизации министерств (и других органов государственного управ-

ления) и головные организации по стандартизации из числа организаций

с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях

науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за

организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации в этих

предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандарти-

зации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследова-

тельские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

В перспективе функции национального органа по стандартизации

предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной ор-

ганизации – «некоммерческому партнерству».

В промышленно развитых странах-членах ЕС, прежде всего Ве-

ликобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные ор-

ганы по стандартизации, как Британский институт стандартов – В81; Немец-

кий институт стандартов – БШ; Французская ассоциация по стандартизации –

АРЖЖ. Все названные зарубежные организации носят некоммерческий ха-

рактер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государ-

ственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных

документов. Например, В81 сплотила свыше 15 тыс. специалистов, АРИОК –

более 3 тыс., БПЧ – около 2 тыс.

Участие государства в деятельности этих организаций регламентиро-

вано соответствующими документами (меморандумом, договором). Напри-

мер, в меморандуме о взаимопонимании между правительством Великобри-

тании и Британским институтом стандартов указывается на необходимость

установления жесткой государственной политики в «определенных областях

стандартизации», ибо частный бизнес, отстаивая свои «кровные» интересы,

сбивается в картели и диктует стране собственную политику в ущерб обще-

национальным интересам.

Одним из составных элементов подобных договоров являются сле-

дующие обязательства правительств стран: использовать добровольные стан-

дарты при формировании государственных заказов на поставку продукции;

делать ссылки на национальные стандарты в различных государственных

программах (программах обязательного кредитования, обязательного страхо-

вания и пр.).

Бюджет большинства национальных органов по стандартизации скла-

дывается из правительственных субсидий (например, во Франции – более 20 %

от требуемого объема, в Германии – 15 %); различных статей доходов –

членских взносов, реализации стандартов, организации платного обучения,

консультаций (в сфере стандартизации, аккредитации, оценки соответствия ).

Кстати, последняя статья составляет примерно 30–40 % бюджета националь-

ных органов по стандартизации ведущих стран-членов международной орга-

низации по стандартизации (ИСО). В 13 % стран-членов ИСО национальные

организации по стандартизации находятся на полном самофинансировании.

Наши рекомендации