Новых инструментов менеджмента качества.
Если 7 инструментов качества рас-я выше исползуются в основном для анализа числовых данных, то 7 новых инструментов качества применяются для систематизации и анализа информации не числового характера.
Эти инструменты служат для облегчения деятельности по определению и постановке проблем выявления связей между отдельными фактами, выбору оптимальных решений.
К 7 новым инструментам качества:
-диаграмма сродства
-диаграмма(график) связей
-диаграмма (стр-ра) иерархическое дерево
-стрелочная диаграмма
-диаграмма (блок-сх) процесса выполнения прораммы
-матричная диаграмма
-матрица приортетов(анализ матричных данных)
2)Числовые характеристики одноступенчатых планов: При определении контроля важно уметь ком-но оценивать эффективность того или иного плана. Основной вероятной характеристикой выборочного контроля является оперативная характеристика Р(q), т.е. вероятность принять партию с долей деформиров. изделий равной q. Рассмотрим алгоритм вычисления оперативной характеристики.
Пусть на контроль поступает партия объемомNиздел. В которой D имеет деф. При этом число Dнеизвестно. Далее деф. издел. q=D/N. Для одноступенчатого плана (n, c) оперативная характеристика P(q)=Pn(m≤c)=Ʃ Pn(m) (1)где m-число деф-х изделий в выборке объемом n( случайн.велич.) с- приемочное число; Pn-вер-тьпоявл. mдеф-х изделий в выборке объем.n. При статистич. Контроле качества используют случайную безповторную выборку Pn(m)= (2) –число сочетаний из Nэлементов однокомп. Учитывает расчетной табл. Nи n можно апроксимилировать требуемое распределение биномаксим. или распредел. Пуассона. Если объем выборки n меньше 10%, то можно определ. гипергеометрические распределения. еслиn 0,1Nи q меньше 0,1, то (4) =n*p–мат-е ожидание числа деф-х изделий в выборке объемом n.
Билет 1
1)Жизненный цикл продукции:
Жизненный цикл изделия (продукции) - это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.
Жизненный цикл продукции (ЖЦП) включает период от возникновения потребности в создании продукции до её ликвидации вследствие исчерпания потребительских свойств. Основные этапы ЖЦП: проектирование, производство, эксплуатация, утилизация. Применяется по отношению к продукции с высокими потребительскими свойствами и к сложной наукоёмкой продукции высокотехнологичных предприятий.
Этапы жизненного цикла
· Маркетинговые исследования
· Проектирование продукта
· Планирование и разработка процесса
· Закупка
· Производство или обслуживание
· Проверка
· Упаковка и хранение
· Продажа и распределение
· Монтаж и наладка
· Техническая поддержка и обслуживание
· Эксплуатация по назначению
· Послепродажная деятельность
· Утилизация и (или) переработка
Учет этапов жизненного цикла позволяет уменьшить издержки на доработку изделия или даже предотвратить возможную катастрофу вследствие действия "непредусмотренных" обстоятельств, рационально спланировать деятельность по созданию и обслуживанию продукции.
2) Диаграмма Порето:
Суть построения диаграммы: в большинстве случаев большая часть дефектов и потери от них возникают из-за небольшого числа причин. Диаграмма Порето-инстркмент позволяющий выявить,отобразить проблемы, установить основные факторы с которых нужно начинать действовать и распределять усилия с целью эффективного решения проблемы.ПравилоПорето 20/80. 20% усилий дают 80%результата и наоборот.в итоге получае наиболее весомые проблемы к устранению.виды:1-по результатам деятельности для выяснения главной проблемы.2-по причинам используется для определения причины проблем в производстве.
Построение начинается с опредения и классификации проблем по факторам зачем производят сбор статистического материала по каждому фактору и сводят данные в таблицу по убыванию. Затем строят столбики в порядке уменьшения значимостифактора где последнии столбик-прочее.после строят кумулятивную кривую кол-вл факторов в %(должен быть график)
Билет 6
1) Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основанный на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как «всеобщее улучшение качества», «качество мирового уровня», «непрерывное улучшение качества», «всеобщее качество услуг» и «всеобщее качество управления».
Слово «всеобщее» в понятии «Всеобщее управление качеством» означает, что в данный процесс должен вовлекаться каждый сотрудник организации, слово «качество» означает заботу об удовлетворении потребностей клиента, и слово «управление» относится к сотрудникам и процессам, необходимым для достижения определенного уровня качества.
Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, десятилетиями успешно используемый компаниями по всему миру.
В основе TQM лежат следующие принципы:
-ориентация на потребителя
-вовлечение работников, что даёт возможность организации с выгодой использовать их способности
-подход к системе качества как к процессу
-системный подход к управлению
-постоянное улучшение.
14 универсальных принципов Эдварда Деминга
1.Установите соответствие целей с планом повышения качества. Высшее руководство должно создать и опубликовать для всех служащих компании документ о намерениях с планом и ясным определением целей. Цели должны быть обязательно достигнуты.
2.Примите новую философию качества. Каждый, от высшего руководства до низшего по должности работника, должен принять вызов повышения качества, усвоить свои обязанности и придерживаться требований новой философии. Продукция плохого качества никогда не должна достигать заказчика. Организация должна принять за правило, что дефекты по качеству продукции могут возникать, но дефектная продукция никогда не должна поступать к заказчику.
3.Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества. Цель инспекций — улучшение процессов и снижение затрат, а не просто поиск дефектов. Потребность в частых инспекциях может отпасть за счет обеспечения изначального качества работы.
4.Прекратите практику выбора поставщиков, основываясь исключительно на стоимости их товаров и услуг. Следует исключить контракты, обещающие самые низкие затраты (и подразумевающие худший результат); вместо этого следует заботиться о минимизации полной стоимости проектов. Чем постоянно искать самого дешёвого продавца, а потом иметь проблемы с низким качеством продукции, стоит стремиться к работе с постоянным поставщиком. Тогда можно выстроить длительные отношения, основанные на лояльности и доверии.
5.Идентифицируйте проблемы и работайте непрерывно, чтобы улучшить систему контроля качества. Организации должны постоянно улучшать систему управления и контроля качества. Многие менеджеры склонны думать, что в структуре таких программ есть начало, середина и конец. Всеобщее управление качеством не имеет конца, оно является непрерывным процессом. Фраза «постоянное улучшение» должна стать общей заботой в пределах организации.
6.Учредите обучение. Следует ввести современные методы формального обучения, особенно для новых сотрудников. Обучение в процессе работы не приемлемо, поскольку новый работник, вероятнее всего, станет «учиться» по накатанному пути, выполняя работу рядом с кондовыми «ветеранами», которые могут противиться нововведениям TQM. Обучение возможно и для внешних заказчиков, если оно ориентирует их на цели, к которым стремится компания. Позже, когда компания будет ждать от этих внешних заказчиков качества запросов определённого уровня, их прежнее обучение окажется полезным.
7.Обучите и учредите руководство. Целью руководства не должны быть только указания на то, какую работу выполнять, но и помощь в том, чтобы лучше выполнять эту работу. Руководство должно быть обучено мастерски, и организации должны тренировать своих менеджеров быть хорошими лидерами.
8.Искорените страх на работе. В компании должна быть создана атмосфера доверия и новаторства, чтобы каждый сотрудник мог эффективно работать на благо улучшения организации в целом. Множество страхов на работе вызвано количественными оценками качества работы. Работники стремятся делать требуемое, чтобы получить эти хорошие оценки, не имеющие никакого отношения к качеству. Сотрудники не должны бояться вносить новые идеи, и организация должна терпимо относиться к неудачам, когда работники экспериментируют с новыми идеями.
9.Устраните барьеры между подразделениями. Высшее руководство должно установить между подразделениями взаимодействие, а не конкуренцию. Это должно оптимизировать усилия команд в направлении намерений и целей организации вместо разжигания между подразделениями конкуренции.
10.Избегайте пустых лозунгов на рабочих местах. Руководству следует исключить лозунги и призывы к полному искоренению дефектов и ошибок, повышению продуктивности без предоставления работникам средств и описания методов достижения таких высот. Подобные увещевания только создают конфликтные взаимоотношения. Большинство причин низкого качества и непродуктивности работы в организациях относится к системе управления и поэтому превышает возможности сотрудников что-либо в этом изменить.
11.Минимизируйте (или оптимизируйте) рабочие стандарты и количественные показатели на производстве. Высшее руководство должно ставить повышение качества услуг выше, чем количественные показатели. Исключите такие индивидуальные системы контроля типа «наказание/награда» как, например, премиальные платы и штрафы. Исключите управление основанное на стремлениях. Чтобы достижение целей не зависело только от стремлений, менеджеры должны разработать методы повышения качества, а также привлекать руководство к помощи работникам в достижении их личных целей.
12.Дайте возможность сотрудникам гордиться своим мастерством. Организации должны отменить систему рейтинговых оценок заслуг и не обвинять работников в отказах систем, которые находятся вне их контроля.
13.Поощряйте и стимулируйте развёрнутые образовательные программы, программы переквалификации и повышения квалификации. Привлекайте ведущих специалистов-инструкторов для обучения и воспитания сотрудников. Введите обучение, относящееся к статистическому представлению об организации, а затем расширьте его до общего видения процессов. Это даст представление об организации в целом как о едином организме.
14.Преобразовывайте. Нацеливайте каждого сотрудника на внесение пусть малых преобразований, но для улучшения всей компании. Преобразование — это работа каждого сотрудника, а не только руководства. Создайте что-нибудь типа информационного центра, чтобы информировать всех сотрудников об этом прогрессе.
Эти 14 принципов образуют основу Всеобщего управления качеством.
2) Стрелочная диаграмма-японское название системы метода и поиска критического пути.
Сетевой график использует виды деятельности, требующие для реализации определенного плана.на ней указывают порядок и сроки проведения отдельных этапов,видовработ,что наглядно представляет последовательность действий контролировать время и выполнять план.достоинства:наглядность,простота.недостатки: отсутствие правил отбора и критериев оценки перспективности и эффективности работ.