Национальная система подтверждения соответствия республики беларусь
(СИСТЕМА)
Цели и принципы Системы
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оценке ответствия требованиям технических нормативных правых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 269-3 деятельность по сертификат в нашей стране осуществляется Национальной системой
Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь (Система) — установленная совокупность субъектов оценки соответствия, технических нормативных правовых актов (ТНПА), определяющих правила и процедуры подтверждения соответствия и функционирования системы в целом.
Основные положения системы регламентированы техническим кодексом установившейся практики Республики Беларусь ТКП 5.1.01—2004. Данный ТКП является основополагающим в комплексе технических кодексов и стандартов, устанавливающих порядок сертификации групп продукции, услуг, систем управления качеством, систем управления окружающей средой, компетентности персонала (рис. 15.2).
Согласно ТКП 5.1.01—2004, в Системе действует следующая терминологическая номенклатура:
• аккредитованный орган по сертификации — юридическое лицо, аккредитованное для выполнения работ по подтверждению соответствия в определенной области аккредитации;
• апелляция официальное обращение в более высокую инстанцию по решению, принятому органом по сертификации;
• декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец) удостоверяет соответствие производимой и (или) реализуемой им продукции требованиям ТНПА;
• декларирование соответствия - форма подтверждениясоответствия, осуществляемого изготовителем (продавцом);
• добровольная сертификация форма подтверждениясоответствия продукции, услуг, систем управления качеством. сметем управления окружающей средой и профессиональной компетентности персонала, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение соответствия;
• жалоба - официальное заявление с просьбой об устранении какой-либо несправедливости;
• заявитель на подтверждение соответствия юридическоелицо, в том числе иностранное, индивидуальный предприниматель или персонал, обратившиеся с заявкой на серти-
фикацию, либо юридическое лицо, в том числе иностранное, или индивидуальный предприниматель, обратившиеся с заявкой о регистрации принятой ими декларации о соответствии;
• Знаки соответствия Национальной системы подтверж. дения соответствия Республики Беларусь — знаки, защищенныев установленном законодательством порядке, свидетельствующие о проведении всех необходимых процедур под-тверждения соответствия и о соответствии маркированных ими объектов оценки соответствия требованиям ТНПА;
• изготовитель (продавец) юридическое лицо, в томчисле иностранное, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство и (или) реализацию продукции;
• область аккредитации - - сфера деятельности, в которой аккредитованному органу по сертификации или аккредитовав-ной испытательной лаборатории (центру) предоставлено право на выполнение работ по подтверждению соответствия или проведение испытаний продукции;
• обязательная сертификация форма подтверждениясоответствия продукции, услуг, систем управления качеством, систем управления окружающей средой и профессиональной компетентности персонала, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации, по показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, его имущества и окружающей среды;
• организационно-методический центр по подтверждению соответствия центр, разрабатывающий организационно-методические документы и оказывающий методическую помощь по подтверждению соответствия по видам продукции, услуг, отдельным требованиям;
• схема подтверждения соответствия — установленнаяпоследовательность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия объекта оценки соответствия требованиям ТНПА;
• схема сертификации (декларирования соответствия) -схема подтверждения соответствия, используемая при сертификации (декларировании соответствия);
• форма подтверждения соответствия — установленныйпорядок документального удостоверения соответствия объекта оценки соответствия требованиям ТНПА.
Как и любая система оценки соответствия. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь в своей деятельности преследует определенные цели, функционирует в соответствии с общепринятыми принципами, пре-
дусматривает определенные виды деятельности и финансирование. Все эти аспекты отражают общую характеристику Системы. Основными целями Системы являются:
• удостоверение соответствия объектов оценки требованиям
ТИПА;
• содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг);
• защита отечественного рынка от недоброкачественной и небезопасной продукции;
• снижение технических барьеров в торговле;
• содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции.
Общее руководство Системой, организацию и координацию работ по реализации целей Системы осуществляет Госстандарт (далее — Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь).
Деятельность по подтверждению соответствия в Республике Беларусь легитимна. Ее правовой основой являются Законы Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», «О защите прав потребителей», «О техническом нормировании и стандартизации».
В Системе осуществляются такие виды деятельности, как:
• сертификация продукции;
• декларирование соответствия продукции;
• сертификация услуг, систем управления качеством, в том числе систем менеджмента качества, систем НАССР, GMP и систем управления окружающей средой (систем экологического менеджмента) и др. (далее — систем управления);
• сертификация профессиональной компетентности персонала (далее — сертификация персонала);
• инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, услугами, системами управления, персоналом;
• подготовка и аттестация экспертов-аудиторов по качеству;
• организационно-методическая помощь в области подтверждения соответствия;
• ведение Реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
• ведение Государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему.
Субъектами оценки соответствия в Системе, т.е. участниками подтверждения соответствия, являются:
• Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь;
• аккредитованные органы но сертификации;
• аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
• центры подготовки экспертов-аудиторов по качеству, уполномоченные Национальным органон по оценке соответствия Республики Беларусь (далее - уполномоченные центры подготовки);
• организационно-методические центры по подтверждению
соответствия;
• аттестованные эксперты-аудиторы по качеству;
• сертифицированный персонал;
• изготовители (продавцы) продукции;
• исполнители услуг.
В соответствии с международной практикой Система имеет свои знаки соответствия (рис. 15.3).
Право маркировать знаками соответствия Системы предоставляется организациям всех форм собственности и видов деятельности, индивидуальным предпринимателям, подтвердившим соответствие своих продукции, услуг, систем управления установленным требованиям в рамках Системы Соответствующая маркировка ставится на продукцию (тару, упаковку), эксплуатационную и товаросопроводительную документацию, рекламные материалы.
Система функционирует в соответствии со следующими принципами:
• открытость и равные обязанности
• соблюдение конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия участников подтверждения соответствия (кроме случаев, когда продукция, услуга, деятельность персонала представляет опасность для жизни, здоровья и наследственности людей, их имущества и окружающей среды);
• информирование всех заинтересованных организаций и отдельных лиц о деятельности в Системе (о ее правилах, результатах подтверждения соответствия при условии соблюдения конфиденциальности информации, представляющей коммерческую тайну);
• право заявителя в случае его несогласия с решением органа по сертификации подать жалобу в Национальный орган по оценке соответствия;
• распределение ответственности между участниками подтверждения соответствия, которое осуществляется следующим
образом:
- изготовитель (продавец) — за соответствие продукции, прошедшей подтверждение соответствия требованиям ТНПА; наличие сертификата соответствия или декларации соответствия; объективность декларирования; правильность использования знаков соответствия Системы;
исполнитель услуги за соответствие предоставляемой (выполняемой) сертифицированной услуги требованиям ТНПА; наличие сертификата соответствия; правильность использования знака соответствия Системы;
организация, система управления которой сертифицирована, - - за соответствие систем управления требованиям ТНПА; наличие сертификата соответствия; правильность использования знака соответствия Системы;
сертифицированный персонал за соблюдение требований ТНПА в своей области деятельности;
- орган по сертификации - за обоснованность выдачи (признания) сертификата соответствия и регистрации декларации о соответствии; соблюдение правил и процедур Системы.
В Системе предусмотрено применение схем сертификации, основанных на схемах, принятых в ИСО, и схем декларирования соответствия, учитывающих модульный подход по подтверждению соответствия, принятый в Европейском союзе.
Все работы по подтверждению соответствия оплачиваются заявителем в соответствии с трудоемкостью выполнения работ, утвержденных Госстандартом.
Требования Системы едины и обязательны для исполнения всеми участниками подтверждения соответствия.
Правила Системы
Ранее упоминалось, что требования Системы, в том числе ее правила, едины и обязательны для исполнения всеми участниками подтверждения соответствия. Сущность правил отражается в следующих положениях.
1. Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер (рис. 15.4).
2. Обязательная сертификация и декларирование соответствия проводятся на основании законодательных актов Республики Беларусь и на соответствие требованиям ТНПА. Схемы подтверждения соответствия устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случае его отсутствия
в ТНПА, утвержденных Госстандартом.
3. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на соответствие ТНПА по определенной заявителем номенклатуре показателей (если в ТНПА имеются показатели безопасности, то они обязательно включаются в вышеуказанную номенклатуру).
4. Общие требования к порядку проведения сертификации и декларирования соответствия продукции, в том числе импортируемой, установлены в ТКП 5.1.02 и ТКП 5.1.03 соответственно. Правила и процедуры сертификации и декларирования соответствия групп однородной продукции устанавливаются в технических кодексах и государственных стандартах, определяющих порядок подтверждения соответствия указанных групп продукции.
5. Общие требования к проведению сертификации услуг и систем менеджмента качества установлены в ТКП 5.1.04 и ТКП 5.1.05 соответственно (правила и процедуры сертификации конкретных услуг в соответствующих технических кодексах и государственных стандартах).
6. Общие требования к сертификации компетентности персонала установлены в ТКП 5.1.06, в области сварочного производства — в СТБ 1063, в области неразрушающего контроля—в ГОСТ 30489.
7. Общие требования к экологической сертификации установлены в ТКП 5.1.07.
8. Сертификацию продукции, услуг, систем управления, персонала осуществляют аккредитованные органы по сертификации. Требования к ним установлены в соответствующих технических кодексах и государственных стандартах. Требования к органам по аккредитации установлены в СТБ ЕН 45010.
9. При отсутствии аккредитованного органа по сертификации продукции, услуг, систем управления, персонала работы по сертификации организовывает либо проводит Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь.
10. Подтверждение соответствия в рамках международных или региональных систем, к которым присоединилась Республика Беларусь, проводится на соответствие требованиям документов, принятым в этих системах и не противоречащим требованиям ТИПА Республики Беларусь.
11. Испытания продукции в целях подтверждения соответствия проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) или испытательных лабораториях изготовителя в зависимости от схемы подтверждения соответствия. Испытательные лаборатории должны быть аккредитованы в соответствии с требованиями Системы аккредитации Республики Беларусь.
12. Работы по подтверждению соответствия проводятся экспертами-аудиторами по качеству, прошедшими сертификацию в соответствии с ТКП 5.1.09.
13. Свидетельством официального признания аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является включение их в Реестр Системы аккредитации Республики Беларусь и выдача им аттестата аккредитации, а Уполномоченного центра подготовки экспертов-аудиторов по качеству — выдача ему аттестата аккредитации.
14. Свидетельством проведения сертификации продукции, Услуг, систем управления и экспертов-аудиторов по качеству является наличие сертификата соответствия, а персонала
сертификата компетентности. Свидетельством принятия радии о соответствии продукции является регистрация декларации о соответствии в органе по сертификации.
15- Сертификаты соответствия на продукцию, услуги и системы управления, декларации о соответствии на продукцию также сертификаты компетентности персонала и сертификаты экспертов-аудиторов по качеству включаются в Реестр Системы. Правила ведения Реестра — в ТКП 5.1.10.
16. Контроль за соответствием объектов оценки соответствия прошедших процедуру подтверждения соответствия, осуществляют должностные лица Национального органа по оценке соответствия, а также аккредитованных органов по сертификации.
17. В случае выявления несоответствия продукции, услуг, систем управления и персонала, прошедших подтверждение соответствия, орган по сертификации приостанавливает либо отменяет действие сертификатов соответствия (компетентности), регистрацию деклараций о соответствии и передает информацию в Реестр Системы.
Структура Системы
Структура Системы представлена на рис. 15.5.
Роль и место каждого структурного элемента Системы определяется содержанием его функциональной деятельности.
Национальный орган по оценке соответствия. Руководитель — Председатель Госстандарта.
Основные функции Национального органа:
• реализация единой государственной политики в области подтверждения соответствия;
• разработка принципов построения системы и основополагающих ТНПА, организация, проведение и координация работ, обеспечивающих функционирование Системы;
• представление Республики Беларусь в международных и межгосударственных организациях, занимающихся оценкой
соответствия;
• аттестация экспертов-аудиторов по качеству;
• регистрация организаций и лиц, занимающихся консалтинговой деятельностью в области управления качеством и подтверждения соответствия;
• разработка проекта перечня продукции, услуг, персонала и других объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, изменений и дополнений к нему, а также установление номенклатуры показателей, контролируемых при подтверждении соответствия.
Совет Системысостоит из руководителей и специалистов Национального органа по оценке соответствия, руководителей организационно-методических центров и представителей республиканских органов государственного управления. Возглавляет Совет руководитель Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь. Основная функцияСовета Системы — выработка рекомендаций по деятельности и развитию Системы.
Апелляционный советсостоит из руководителей и специалистов Национального органа по оценке соответствия, могут привлекаться представители министерств и ведомств, обществ потребителей и заинтересованных организаций. Возглавляет Апелляционный совет руководитель подразделения Национального органа по оценке соответствия. Основной функциейАпелляционного совета является рассмотрение поступивших в его адрес апелляций и принятие по ним решения.
Органы по сертификации. Основная функция- проведение подтверждения соответствия в закрепленной области деятельности в соответствии с правилами процедуры Системы.
Организационно-методические центры по подтверждению соответствияназначаются Национальным органон по оценке соответствия.
Основные функцииэтих структурных элементов следующие:
• разработка организационно-методических документов по подтверждению соответствия;
• разработка предложений в перечни продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, и подготовка номенклатуры показателей, контролируемых при обязательном подтверждении соответствия;
• разработка предложений по совершенствованию ТНПА, применяемых при подтверждении соответствия;
• взаимодействие с Национальным органом по оценке соответствия, органами государственного надзора, органами по сертификации, аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), общественными организациями по вопросам подтверждения соответствия.
Уполномоченный центр подготовки экспертов-аудиторов по качеству осуществляет подготовку экспертов-аудиторов и повышение квалификации различных специалистов в области оценки соответствия.