Органы и службы по стандартизации в Республика Беларусь

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется через систему технического нормирования и стандартизации

Система технического нормирования и стандартизации (СТНиС) — совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а так­же правил и процедур функционирования системы в целом.

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:

• определение и реализацию государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

• формирование и реализацию программ разработки техни­ческих регламентов и взаимосвязанных с ними государствен­ных стандартов;

• установление единого порядка разработки и утверждения (принятия) технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

• координацию разработки технических регламентов, госу­дарственных стандартов;

• утверждение (принятие) технических регламентов, госу­дарственных стандартов;

• установление порядка официального издания техниче­ских регламентов и государственных стандартов, а также по­рядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандар­тах и технических условиях;

• установление порядка официального толкования вопро­сов применения технических регламентов, технических кодек­сов, государственных стандартов.

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с за­конодательством осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государ­ственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандартом), Министерством архитектуры и строи­тельства Республики Беларусь, государственными органами Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь осуществляет государ­ственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с Конституци­ей Республики Беларусь и законами. В исключительных случаях при возникновении обстоя­тельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здо­ровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принять pешeние о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о его разработке и без публичного обсуждения.

Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации создает условия для проведения единой государственной политики:

• обеспечивает создание и функционирование СТНиС;

• утверждает программы разработки технических регла­ментов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов

устанавливает порядок разработки, утверждения (приня­тия) государственной регистрации, проверки, пересмотра, из­менения, отмены, применения, официального издания техни­ческих регламентов, уведомления и опубликования информации о них, в том числе технических регламентов в отношении оборонной продукции;

• утверждает (принимает) технические регламенты;

• устанавливает порядок государственного надзора за со­блюдением требований технических регламентов и требования,) предъявляемые к государственным инспекторам, осуществля­ющим государственный надзор за соблюдением технических регламентов;

• дает официальные толкования по вопросам применения технических регламентов;

• устанавливает порядок создания и ведения Национально­го фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также прави­ла пользования этим фондом;

• осуществляет иные полномочия в области технического нормирования и стандартизации.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17. 04.1992 г. был образован Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Респуб­лики Беларусь (Госстандарт), на который были возложены:

• осуществление руководства стандартизацией, метрологи ей и сертификацией;

• обеспечение единства измерений, создание и ведение на­циональных эталонов единиц физических величин;

• взаимодействие по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации с уполномоченными органами других стран, международными и региональными организациями;

• осуществление государственного надзора за внедрением соблюдением стандартов и технических условий, за состоянием и применением измерительной техники.

В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 05.05.2006 г., № 289 путем слияния Комитета по стандарти­зации, метрологии и сертификации при Совете Министров Рес­публики Беларусь, Комитете по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь и Департамента контроля и над­зора за строительством Министерства архитектуры и строитель­ства Республики Беларусь был создан Государственный коми­тет по стандартизации Республики Беларусь Госстандарт).

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) является республиканским органом го­сударственного управления по проведению единой государ­ственной политики в области технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, энергоэф­фективности, по осуществлению надзора в строительстве и конт­роля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.

В области технического нормирования и стандартизации:

• осуществляет реализацию единой государственной поли­тики;

• проводит общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов;

• устанавливает порядок разработки, утверждения (приня­тия), государственной регистрации, проверки, пересмотра, из­менения, отмены и уведомления об этом, применения, опубли­кования технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

• принимает, вводит в действие и отменяет государствен­ные стандарты, вносит в них изменения (кроме государствен­ных стандартов в области архитектуры и строительства);

• осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандар­тов, технических условий (кроме технических условий, кото­рые не проходят государственную регистрацию);

• определяет виды продукции (услуг), технические условия, на которые не проходят государственную регистрацию;

• осуществляет официальное издание государственных стан­дартов, кроме государственных стандартов в области архитек­туры и строительства;

• опубликовывает информацию о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандар­тах, технических условиях;

•организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены;

• осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме технических рег­ламентов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям);

• применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим) требования технических регламентов, меры воздействия, пре­дусмотренные настоящим законом и иными актами законода­тельства;

• участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации (кроме стандартизации в области архитектуры и строительства);

• дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных (принятых);

• утверждает по предложениям субъектов технического нор­мирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических ко­митетах (кроме технических комитетов по стандартизации в об­ласти архитектуры и строительства);

• предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответ­ствия государственным стандартам;

• создает и отвечает за Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормиро­вания и стандартизации.

На современном этапе деятельность Госстандарта реализу­ется в таких фундаментальных разработках, как Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь, Государ­ственная программа «Качество», в Законах Республики Бела­русь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 262-3, «Об обеспечении единства измерений», от 05.09.1995 г., № 3848-XII, «Об оценке соответствия требова­ниям технических нормативных правовых актов в области тех­нического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г. № 269-3. Развиваются национальные системы сертификации и аккредитации, обеспечивается единство измерений, совершенствуются испытательная и эталонная базы, идет процесс гармонизации государственных стандартов с международными и ев­ропейскими, применяются новые информационные техноло­гии. Госстандарт возглавил работы по созданию и внедрению систем менеджмента качества в соответствии с международны­ми стандартами ИСО серии 9000 на предприятиях республики.

В последнее время одним из важнейших направлений дея­тельности Госстандарта являлось международное и региональ­ное сотрудничество. Республика Беларусь представлена в таких организациях, как Международная организация по стандарти­зации (ИСО) — с 1993 г., Международная электротехническая комиссия (МЭК) — с 1993 г., Международная организация за­конодательной метрологии (М08М) - с 1994 г., Европейская организация по качеству (БОК) — с 2000 г.

В структуру Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) входят Центральный аппа­рат и структурные подразделения и предприятия.

Центральный аппарат возглавляет Председатель Государ­ственного комитета, в подчинении которого находятся замести­тели по областям деятельности, директор Департамента по энергоэффективности при Совете Министров Республики Бела­русь и директор Департамента контроля и надзора за строи­тельством Министерства архитектуры и строительства Респуб­лики Беларусь, а также руководители управлений и отделов Государственного комитета:

• управления экономики и финансов;

• управления организационно-правовой работы и кадров;

• управления технического нормирования и стандартизации;

• управления оценки соответствия и лицензирования;

• управления метрологии;

• отдела государственного надзора и контроля;

• финансового отдела;

• информационно-аналитического отдела;

• производственно-технического отдела;

• отдела энергонадзора и нормирования;

• отдела экономики и инвестиционной деятельности;

• отдела научно-технической политики и внешнеэкономи­ческих связей.

Департамент по энергоэффективности при Совете Ми­нистров Республики Беларусь включает:

• областные управления по надзору за рациональным ис­пользованием топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);

• Минское городское управление по надзору за рациональ-ным использованием ТЭР;

• унитарные предприятия (ПРУП "Белэнергосбережение", ИКРУП «Белинвестэнергосбережение», НПРУП «Квант-AС", ГУПП «Брестэнергосбережение», ПРУП "Гомельэнергосбережение», ПРУП «Гродноэнергосбережение» ПРУП «Могилев, энергосбережение», ПРУП «Миноблэнергоэффективность»).

В состав Департамента контроля и надзора за строительством Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь входят:

• инспекции Государственного надзора;

• унитарные предприятия «Белгосэкспертиза».

К структурным подразделениям Госстандарта относятся:

• институты, в том числе: НПРУП «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации; РУП «Белорусский государственный институт метрологии»; УО «Бело­русский государственный институт повышения квалификаций и переподготовки по стандартизации, метрологии и управле­нию качеством»;

• территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС), в том числе: РУП «Брестский ЦСМС», РУП «Барановичский ЦСМС», РУП «Пинский ЦСМС», РУП «Витебский ЦСМС», РУП «Оршанский ЦСМС», РУП «Полоц­кий ЦСМС», РУП «Гомельский ЦСМС», РУП «Калинкович- ; ский ЦСМС», РУП «Гродненский ЦСМС», РУП «Лидский ЦСМС», РУП «Борисовский ЦСМС», РУП «Молодечненский ЦСМС», РУП «Слуцкий ЦСМС», РУП «Могилевский ЦСМС», РУП «Бобруйский ЦСМС» (рис. 5.1);

• РУП «Центр испытаний и сертификации TOOT (текстиль, одежда, обувь, трикотаж)».

Головные и базовые организации по стандартизации назначаются Госстандартом по представлению министерств (ве­домств), объединений республики из числа организаций (пред-1 приятий) с высоким научно-техническим потенциалом в соот­ветствующих областях науки и техники или других сферах деятельности. Их работа направлена:

• на организацию разработки и пересмотра стандартов, ру­ководящих документов отраслей, технических условий по за­крепленным видам (группам) продукции или областям деятельности;

• проведение экспертизы проектов нормативных документов по стандартизации на их соответствие современным требованиям;

• организацию взаимодействия и координацию работ по вопросам стандартизации с соответствующими организациями Других государств;

Органы и службы по стандартизации в Республика Беларусь - student2.ru

• обеспечение применения стандартов (технических усло­вий) по закрепленной продукции или видам деятельности;

• обеспечение технического единства и координацию рабо­ты предприятий отрасли по вопросам стандартизации, серти­фикации и качества продукции.

Технические комитеты (ТК) создаются на базе предприя­тий (организаций), специализирующихся на определенных ви­дах продукции и технологии или видах деятельности, с привле­чением на добровольной основе полномочных представителей заинтересованных предприятий и организаций, органов по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей и независимых экспертов. Они осу­ществляют свою деятельность в соответствии с приведенным

положением.

Наши рекомендации