Органы и службы по стандартизации в Республика Беларусь
Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется через систему технического нормирования и стандартизации
Система технического нормирования и стандартизации (СТНиС) — совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.
Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:
• определение и реализацию государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;
• формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;
• установление единого порядка разработки и утверждения (принятия) технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;
• координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;
• утверждение (принятие) технических регламентов, государственных стандартов;
• установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;
• установление порядка официального толкования вопросов применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.
Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательством осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандартом), Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, государственными органами Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законами. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принять pешeние о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о его разработке и без публичного обсуждения.
Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации создает условия для проведения единой государственной политики:
• обеспечивает создание и функционирование СТНиС;
• утверждает программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов
устанавливает порядок разработки, утверждения (принятия) государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания технических регламентов, уведомления и опубликования информации о них, в том числе технических регламентов в отношении оборонной продукции;
• утверждает (принимает) технические регламенты;
• устанавливает порядок государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и требования,) предъявляемые к государственным инспекторам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением технических регламентов;
• дает официальные толкования по вопросам применения технических регламентов;
• устанавливает порядок создания и ведения Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правила пользования этим фондом;
• осуществляет иные полномочия в области технического нормирования и стандартизации.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17. 04.1992 г. был образован Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт), на который были возложены:
• осуществление руководства стандартизацией, метрологи ей и сертификацией;
• обеспечение единства измерений, создание и ведение национальных эталонов единиц физических величин;
• взаимодействие по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации с уполномоченными органами других стран, международными и региональными организациями;
• осуществление государственного надзора за внедрением соблюдением стандартов и технических условий, за состоянием и применением измерительной техники.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 05.05.2006 г., № 289 путем слияния Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Комитете по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь и Департамента контроля и надзора за строительством Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь был создан Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь Госстандарт).
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.
В области технического нормирования и стандартизации:
• осуществляет реализацию единой государственной политики;
• проводит общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов;
• устанавливает порядок разработки, утверждения (принятия), государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены и уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;
• принимает, вводит в действие и отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);
• осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию);
• определяет виды продукции (услуг), технические условия, на которые не проходят государственную регистрацию;
• осуществляет официальное издание государственных стандартов, кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства;
• опубликовывает информацию о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях;
•организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены;
• осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям);
• применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим) требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим законом и иными актами законодательства;
• участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации (кроме стандартизации в области архитектуры и строительства);
• дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных (принятых);
• утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитетах (кроме технических комитетов по стандартизации в области архитектуры и строительства);
• предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответствия государственным стандартам;
• создает и отвечает за Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
На современном этапе деятельность Госстандарта реализуется в таких фундаментальных разработках, как Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь, Государственная программа «Качество», в Законах Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 262-3, «Об обеспечении единства измерений», от 05.09.1995 г., № 3848-XII, «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г. № 269-3. Развиваются национальные системы сертификации и аккредитации, обеспечивается единство измерений, совершенствуются испытательная и эталонная базы, идет процесс гармонизации государственных стандартов с международными и европейскими, применяются новые информационные технологии. Госстандарт возглавил работы по созданию и внедрению систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 на предприятиях республики.
В последнее время одним из важнейших направлений деятельности Госстандарта являлось международное и региональное сотрудничество. Республика Беларусь представлена в таких организациях, как Международная организация по стандартизации (ИСО) — с 1993 г., Международная электротехническая комиссия (МЭК) — с 1993 г., Международная организация законодательной метрологии (М08М) - с 1994 г., Европейская организация по качеству (БОК) — с 2000 г.
В структуру Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) входят Центральный аппарат и структурные подразделения и предприятия.
Центральный аппарат возглавляет Председатель Государственного комитета, в подчинении которого находятся заместители по областям деятельности, директор Департамента по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь и директор Департамента контроля и надзора за строительством Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также руководители управлений и отделов Государственного комитета:
• управления экономики и финансов;
• управления организационно-правовой работы и кадров;
• управления технического нормирования и стандартизации;
• управления оценки соответствия и лицензирования;
• управления метрологии;
• отдела государственного надзора и контроля;
• финансового отдела;
• информационно-аналитического отдела;
• производственно-технического отдела;
• отдела энергонадзора и нормирования;
• отдела экономики и инвестиционной деятельности;
• отдела научно-технической политики и внешнеэкономических связей.
Департамент по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь включает:
• областные управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
• Минское городское управление по надзору за рациональ-ным использованием ТЭР;
• унитарные предприятия (ПРУП "Белэнергосбережение", ИКРУП «Белинвестэнергосбережение», НПРУП «Квант-AС", ГУПП «Брестэнергосбережение», ПРУП "Гомельэнергосбережение», ПРУП «Гродноэнергосбережение» ПРУП «Могилев, энергосбережение», ПРУП «Миноблэнергоэффективность»).
В состав Департамента контроля и надзора за строительством Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь входят:
• инспекции Государственного надзора;
• унитарные предприятия «Белгосэкспертиза».
К структурным подразделениям Госстандарта относятся:
• институты, в том числе: НПРУП «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации; РУП «Белорусский государственный институт метрологии»; УО «Белорусский государственный институт повышения квалификаций и переподготовки по стандартизации, метрологии и управлению качеством»;
• территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС), в том числе: РУП «Брестский ЦСМС», РУП «Барановичский ЦСМС», РУП «Пинский ЦСМС», РУП «Витебский ЦСМС», РУП «Оршанский ЦСМС», РУП «Полоцкий ЦСМС», РУП «Гомельский ЦСМС», РУП «Калинкович- ; ский ЦСМС», РУП «Гродненский ЦСМС», РУП «Лидский ЦСМС», РУП «Борисовский ЦСМС», РУП «Молодечненский ЦСМС», РУП «Слуцкий ЦСМС», РУП «Могилевский ЦСМС», РУП «Бобруйский ЦСМС» (рис. 5.1);
• РУП «Центр испытаний и сертификации TOOT (текстиль, одежда, обувь, трикотаж)».
Головные и базовые организации по стандартизации назначаются Госстандартом по представлению министерств (ведомств), объединений республики из числа организаций (пред-1 приятий) с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники или других сферах деятельности. Их работа направлена:
• на организацию разработки и пересмотра стандартов, руководящих документов отраслей, технических условий по закрепленным видам (группам) продукции или областям деятельности;
• проведение экспертизы проектов нормативных документов по стандартизации на их соответствие современным требованиям;
• организацию взаимодействия и координацию работ по вопросам стандартизации с соответствующими организациями Других государств;
• обеспечение применения стандартов (технических условий) по закрепленной продукции или видам деятельности;
• обеспечение технического единства и координацию работы предприятий отрасли по вопросам стандартизации, сертификации и качества продукции.
Технические комитеты (ТК) создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся на определенных видах продукции и технологии или видах деятельности, с привлечением на добровольной основе полномочных представителей заинтересованных предприятий и организаций, органов по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей и независимых экспертов. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с приведенным
положением.