Категории и виды технических
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
И СТАНДАРТИЗАЦИИ
В рамках СТНиС в соответствии с ее принципами предусмотрены технические нормативные правовые анты(ТИПА) (рис. 4.1), устанавливающие правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов:
• технические регламенты;
• технические кодексы;
• стандарты (международные и межгосударственные, государственные, стандарты организаций);
• технические условия.
Технический регламент (ТР) — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и/или на государственные стандарты, обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработка, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг (прил. 2—5).
Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 06.01.2004 г., № 262-3 государственная функция технического нормирования закрепляется Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республика Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В результате реализации этой функции создается и принимается технический нормативный правовой акт — технический регламент, требований которого обязательны для исполнения.
Переход на технические регламенты имеет еще одну важную цель — концентрацию в едином документе требований по безопасности, которые в настоящее время установлены в различных документах, в том числе принятых различными органами государственного управления.
Требования, содержащиеся в технических регламентах, должны формироваться, исходя из научно обоснованных критериев безопасности продукции, услуг и возможного нанесения ущерба окружающей среде.
Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий.
Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования данного регламента.
В соответствии с международной практикой технические регламенты:
• содержат обязательные для соблюдения требования безопасности
•определяют эксплуатационные характеристики изделия, оставляя право конструктивных решений за изготовителем,
• устанавливают формы и схемы подтверждения соответствия;
• предоставляют изготовителю возможность выбора схемы доказательства соответствия продукции установленным требованиям.
• используют стандарты в качестве доказательной базы;
• регламентируют правила маркировки продукции;
• определяют правила размещения продукции на рынке.
Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменении и (или)| дополнений в соответствующий технический регламент.
Технические регламенты могут также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке либо цели, ком быть посвящены этим вопросам.
При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда все вышеперечисленное может быть непригодным или неэффективным для обеспечения:
• национальной безопасности;
• защиты жизни, здоровья и наследственности человека;
• охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
Технический регламент применяется ко всей продукции одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и | (или) места происхождения. Требования утвержденного (принятого) технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.
Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте.
При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническим регламентам, в части требований к процессам производства, хранения и перевозки продукции, осуществляемым на территории Республики Беларусь.
Требования, устанавливаемые в технических регламентах, должны основываться на научно обоснованных критериях. При этом государство берет на себя ответственность за установление требований безопасности, приемлемых для общества, и правил подтверждения соответствия продукции этим требованиям, определяемых на основе учета риска причинения вреда от ее применения»
Разработка технических регламентов на укрупненные объекты технического нормирования, на базе которых будут формироваться ежегодные Программы разработки первоочередных технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов, приведены в прил. 6.
Объекты технического нормирования выбираются с учетом:
• межгосударственных моделей технических регламентов в соответствии с проектом «Межгосударственной программы разработки межгосударственных моделей технических регламентов на период 2004—2007 годы», на основе которых, согласно проекту «Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств—участников Содружества Независимых Государств», разрабатываются национальные технические регламенты;
• проектов перечней первоочередных технических регламентов Евразийского экономического сообщества (ЕьрАзЭС) и Единого экономического пространства (ЕЭП);
• проекта Программы разработки единых технических регламентов Союзного государства Беларуси и России на 2004— 2010 годы.
Если в качестве критериев выбрать тип требований в технических регламентах, то условно их можно подразделить на следующие.
Технические регламенты, технические требования в которых изложены путем описания конкретных технических требований
(Р 1.1),
Конкретные технические требования можно изложить несколькими способами. При этом для объектов технического нормирования, которых новые риски появляются на последующих стадиях жизненного цикла продукции, как правило, разрабатываются предписывающие технические регламенты (Р 1.1), а для объектов технического нормирования, у которых риски устраняются на этапе разработки и новые не появляются на последующих стадиях, разрабатываются технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности (Р 1.2).
Предписывающие технические регламенты (Р 1.1). В данных технических регламентах излагаются:
• конкретные требования к составу продукции (тип, вид сырья, материалов, разрешенных (запрещенных) к применению при производстве продукции);
• правила производства продукции, в том числе единственно допустимые средства достижения цели (например, GMP — установившаяся производственная практика, НАССР — анализ рисков и контроль критических точек);
• правила обеспечения единства измерений.
Аналогом данных технических регламентов являются Директивы Европейского союза старого подхода. Кроме того, такие технические регламенты должны непосредственно или путем ссылки на государственный стандарт содержать методы контроля (испытаний) каждого конкретного нормируемого показателя, а также схемы подтверждения соответствия. Соответствие техническому регламенту обеспечивается непосредственным выполнением его требований.
Технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности (Р 1.2). В данных технических регламентах устанавливаются требования безопасности в виде эксплуатационных (потребительских) свойств продукции. При этом способы и методы достижения результатов, например, конструкция, не нормируются. Технические регламенты также содержат методы контроля (испытаний) и схемы подтверждения соответствия.
Аналогом данных технических регламентов являются Директивы Европейского союза старого подхода и Правила ЕЭК ООН. Такие технические регламенты должны непосредственно или путем ссылки на государственный стандарт содержать методы контроля (испытаний) нормируемых показателей, а также схемы подтверждения соответствия. Также соответствие техническому регламенту обеспечивается непосредственным выполнением его требований.
Технические регламенты, содержащие общие технические требования (Р 2). Данные технические регламенты содержат общие (основополагающие, существенные, базовые) технические требования. В них по результатам анализа рисков при водятся опасные факторы, характерные для объекта технического нормирования. В таких регламентах, как правило, отсутствуют требования, выраженные количественно. Такие технические регламенты применяются только совместно с взаимосвязанными с ними государственными стандартами. Выполнение взаимосвязанных государственных стандартов обеспечивает соответствие общим техническим требованиям технического регламента, т.е. презумпцию соответствия.
Сведения о конкретных взаимосвязанных государственных стандартах в технических регламентах не приводятся. Перечень таких стандартов определяется при разработке и утверждении технического регламента, может дополняться в процессе его действия. Информация о взаимосвязанных стандартах публикуется в официальных изданиях, определенных Советом Министров Республики Беларусь.
Это соответствует механизму технического регулирования, основанному на Директивах Европейского союза нового и глобального подхода.
Методы контроля (испытаний) также устанавливаются во взаимосвязанных государственных стандартах. Схемы подтверждения соответствия приводятся в техническом регламенте. Соответствие техническому регламенту обеспечивается выполнением общих технических требований технического регламента или взаимосвязанных государственных стандартов. Если изготовитель не следует взаимосвязанным государственным стандартам, то он должен привести научно обоснованные методы, подтверждающие исключение рисков, приведенных в техническом регламенте (расчеты, испытания, результаты исследования и т.д.).
Технические регламенты, содержащие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и/или технические кодексы установившейся практики (Р3).В данных технических регламентах технические требования излагаются путем ссылки на конкретные государственные стандарты и (или) технические кодексы установившейся практики.
Соответствие техническому регламенту обеспечивается путем выполнения требований государственных стандартов и/или технических кодексов установившейся практики, на которые даны ссылки. Такие технические регламенты должны непосредственно или путем ссылки на государственный стандарт содержать методы контроля (испытаний) нормируемых показателей.
Выполнение требований государственных стандартов и/или технических кодексов установившейся практики становится обязательным.
В случае, если на один и тот же объект технического нормирования распространяется как технический регламент, содержащий конкретные технические требования, так и технический регламент, содержащий общие технические требования предпочтение отдается первому. Данные положения касаются; одних и тех же аспектов безопасности (опасных факторов рисков, показателей).
Взаимосвязь между видами технических регламентов и категориями продукции приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Взаимосвязь между видами технических регламентов и категориями продукции
Категория продукции | Вид технического регламента | |||
Р 1 | Р 2 | РЗ* | ||
Р1.1 | Р 1.2 | |||
I | - | + | + | + |
П | + | - | + | + |
Применяется в исключительных случаях.
Технические регламенты будут базироваться на Директивах Европейского союза, в том числе нового и глобального подходов, на международных и европейских стандартах. Их требования апробированы ведущими зарубежными странами, что существенно снизит затраты на научное обоснование степени устранения рисков.
Технический кодекс установившейся практики (технический кодекс, ТКП) — акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг (прил. 7—8).
Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов проектирования (разработки), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Разработка и утверждение (принятие) технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления.
Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации. Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим (принявшим).
Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Стандарт — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.
Стандарты принято делить на виды и категории.
Видстандарта определяется спецификой объекта стандартизации и содержанием стандарта. Выделяют основополагающие, терминологические, стандарты на методы испытаний, стандарты на продукцию, процесс (услугу).
Основополагающий — содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.
Терминологический — объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения к т.д.
Стандарт на методы испытаний — устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).
Стандарт на продукцию — содержит требования к продукции, которые обеспечивают ее соответствие назначению. Может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только приведенные выше требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т.д. Неполный — содержит лишь часть требований к продукции (только к параметрам качества, к правилам поставки и др.).
Стандарт на процесс (услугу) - объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства) или услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.).
Категориястандарта зависит от сферы его действия, под ко торой понимают территориальный признак распространения требований документа. Установлены следующие категории стандартов: международные, межгосударственные (региональные) государственные (национальные) и стандарты организаций.
Международный - стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации (прил. 9).
Межгосударственный (региональный) — стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации (прил. 10—11).
Государственный стандарт Республики Беларусь (государственный стандарт, СТБ) - стандарт, утвержденный (принятый) Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, в области архитектуры и строительства — Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (прил. 12—14).
Стандарт организации (СТП) — стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. На государственном уровне может быть принята такая разновидность стандарта, как предварительный — временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто может его применить. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, в отзывы об этом документе являются основой для решения вопроса о целесообразности его принятия. Цель разработки предварительного стандарта - ускоренное внедрение в экономику Республики Беларусь международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран и их проектов. Предварительные стандарты могут также разрабатываться в целях ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В качестве предварительных стандартов могут быть приняты:
• международные, региональные стандарты или национальные стандарты другого государства;
• региональный предварительный стандарт (предстандарт);
• проект межгосударственного стандарта;
• проект государственного стандарта.
Отличительной особенностью обозначения предварительного стандарта является дополнительная буква «П» в индексе -
СТБ П ХХХХ—2003 (прил. 15—16). Он имеет установленный срок действия, не превышающий двух лет, и не подлежит продлению и обновлению (изменению, пересмотру).
Государственные стандарты являются добровольными для
применения, однако в ряде случаев они могут носить и обязательный характер (рис. 4.2).
Прежде всего требования государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения, если ссылка на этот стандарт дана в техническом регламенте.
Обычно к обязательным требованиям относят: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества; производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки. Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку являются основным аспектом сертификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности. К требованиям безопасности в стандартах относят: электро-, пожаро- и взрывобезопасность, радиационную безопасность и т.д. В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности, допустимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования, действие вещества на человека и т.д. Стандарты содержат все
виды и нормы допустимой опасности относительно конкретного продукта или группы однородной продукции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).
Кроме того, если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применил государственный стандарт и заявил о соответствии ему своей продукции (услуги), использовав обозначение государственного стандарта или знак соответствия в маркировке продукции, транспортной или потребительской тары, эксплуатационной или иной документации, а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, то их соблюдение становится обязательным.
Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях, если это предусмотрено действующими законодательными актами, либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг. К таким требованиям относят: основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, касающиеся разработки, производства и эксплуатации; правила оформления технической документации; метрологические правила и нормы и т.д. Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертификации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации. В некоторых случаях, если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров, то в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые опережают возможности традиционных технологий. Это, с одной стороны, не противоречит изложенному выше положению о предварительных стандартах, а с другой — является стимулом для внедрения новых, передовых, технологических процессов на отечественных предприятиях.
Государственные стандарты Республики Беларусь применяют на территории Республики Беларусь на предприятиях (объединениях), в том числе с иностранными инвестициями, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности, министерствах и других органах государственного управления. Их используют также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица). Государственные стандарты Республики Беларусь применяют при разработке законодательных актов, изготовлении, реализации, эксплуатации (использовании), ремонте, хранении, транспортировании и утилизации продукции, оказании услуг и т.д.
Продукция не подлежит реализации и передаче для реализации по назначению, если она не соответствует требованиям, подлежащим обязательному выполнению и предусмотренным в действующих стандартах.
В настоящее время во многих странах мира в рамках систем стандартизации используются международные стандарты. Они широко применяются на региональном и национальном уровнях, используются изготовителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, покупателями и потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими заинтересованными сторонами. Поскольку международные стандарты, как правило, отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы и характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обесценивающих устранение технических барьеров в торговле. Применение международных стандартов осуществляется через их принятие в качестве региональных или национальных.
В качестве государственных могут быть приняты стандарты международных и региональных организаций по стандартизации, членом которых является Республика Беларусь, а также национальные стандарты другого государства при наличии соглашения о сотрудничестве или разрешения, полученного Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от национальных организаций по стандартизации. К ним относятся:
• стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО);
• стандарты Международной электротехнической комиссии (МЭК);
• региональные стандарты Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Нации (Правила ЕЭК ООН),
• региональные стандарты Европейского комитета по стандартизации (ЕН);
• государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р)
• государственные стандарты СССР (ГОСТ СССР).
Целями принятия международных стандартов в качестве государственных являются:
• устранение технических барьеров в торговле;
• создание условий для свободного обмена продукцией в рамках Содружества Независимых Государств; создание условий для продвижения продукции, производимой предприятиями Республики Беларусь, на международные рынки сбыта.
Для определения взаимосвязи государственных стандартов с соответствующими международными устанавливаются степени соответствия:
• идентичная (IDT);
• модифицированная (MOD);
• неэквивалентная (NEQ).
Степень соответствия государственного стандарта соответствующему международному стандарту определяется необходимостью:
• внесения редакционных изменений;
• внесения технических отклонений;
• изменения структуры;
• идентификации редакционных изменений, технических отклонений и изменений структуры в государственном стандарте.
Международный стандарт считается принятым в качестве государственного, если последний является идентичным или модифицированным по отношению к первому. Предпочтительным является принятие государственного стандарта, идентичного международному. Если же требования, установленные в международных стандартах, не обеспечивают безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды, единство измерений или имеются существенные различия климатического, географического характера и (или) фундаментальные технологические проблемы, то международные стандарты могут приниматься в качестве модифицированных государственных.
Международный стандарт может применяться также в качестве основы для разработки неэквивалентного по отношению к нему государственного. В этом случае международный не считается принятым в качестве государственного стандарта.
Основные принципы гармонизации государственных стандартов с международными и региональными и их отличительные черты с различной степенью соответствия представлены на рис. 4.3.
Схема выбора метода принятия международных стандартов представлена на рис 4.4.
Принятие международных стандартов осуществляется методами:
подтверждения, титульного листа, переиздания. При использовании
методами подтверждения, титульного листа, переиздания.При использовании метода подтверждения международному стандарту придают статус государственного путем опубликования организационно-распорядительного документа Госстандарта (постановления, приказа) в информационном указателе стандартов. Текст международного стандарта не прилагается.
Данный метод применяется для государственных стандартов с идентичной степенью соответствия при наличии официальной версии международного стандарта на русском языке и отсутствии необходимости внесения в международный стандарт редакционных изменений.
В настоящее время данный метод не сможет найти практическое применение, так как значительная цена оригинала международного стандарта и отсутствие перевода на русский язык создадут непреодолимые препятствия для пользователя.
При использовании метода титульного листа международный стандарт издается с обложкой сосуда государственного, а текст международного стандарта прилагается. Метод используется в случае официального издания международного стандарта нерусском языке.
Метод переиздания международного стандарта в качестве государственного осуществляется опубликованием соответствующего государственного и включает в себя перевод, составления новой редакции, перепечатку.
При перепечатке государственный стандарт публикуется путем прямого воспроизведения международного (например; фотографированием, сканированием, воспроизведением электронного файла). Данный метод применяется ори наличии официальной версии международного стандарта па русском языке.
В случае выполнения перевода государственный стандарт представляет собой аутентичный перевод международного. Может быть издан в моноязычной (на русском языке) или в двуязычной (с перепечаткой оригинала) формах. Двуязычные из Дания, включающие текст стандарта на официальном языке международной организации по стандартизации (на котором он был опубликован) и на русском языке, могут содержать информацию, подтверждающую юридическую силу оригинала или перевода. При отсутствии такой информации обе версии имеют одинаковую юридическую силу.
Если международный стандарт издается в качестве государственного и последний не является перепечаткой или аутентичным переводом международного, то это следует считать состав пением новой редакции. Применяется при наличии технических отклонений и (или) различий в структуре государственного и международного стандартов.
Выбор метода принятия международного стандарта в качестве идентичного или модифицированного государственного осуществляется на основании:
• наличия публикации на русском языке;
• характера изменений (редакционных, технических, изменений структуры), вносимых в государственный стандарт, отношению к принимаемому международному стандарту.
Технические условия (ТУ) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным тину, марке, модели, виду реализуемой продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки в методы контроля.
Технические условия применяют предприятия, расположенные на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, без образований юридического лица, о соответствии с договорами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.
Технические условия применяют также при производстве и поставке продукции, оказании услуг, если отсутствуют стандарты на данную продукцию.
Глава 5