Тема 11.Общая характеристика сертификации
Цель лекции:изучить значение сертификации в подтверждении качества продукции и защите прав потребителей
Вопросы лекции:
1. Значение сертификации.
2. Основные понятия в области подтверждения соответствия.
3. Основные цели и принципы сертификации.
1. Хотя термин «сертификация» появился в повседневной жизни сравнительно недавно, тем не менее, сертификация как процедура применяется давно и термин «сертификат» известен с XIX века.
Так, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в 1890-1907 годах, дается несколько определений сертификата, одно из них: «сертификат, фр., удостоверение».
В метрологии сертификация известна уже более 100 лет как деятельность по официальной поверке и клеймению (или пломбированию) измерительных приборов.
На сегодняшний день высокоразвитые страны в стремлении защитить потребителя ввели как обязательную норму экспертизу продукции на безопасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды. В результате этой досконально продуманной, признанной во всем мире процедуры независимые от изготовителей и потребителей испытательные центры подтверждают сертификатами соответствие продукции международным требованиям безопасности.
Сертификация в большинстве стран стала одним из важнейших элементов рыночного и государственного менеджмента качества, обязательным условием конкурентоспособности продукции и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Деятельность по сертификации включает следующие мероприятия: установление номенклатуры продукции, подлежащей сертификации; установление требований безопасности и их введение в нормативную документацию на конкретные виды продукции; разработку документов, определяющих правила проведения сертификации конкретных видов продукции; присоединение к международным системам сертификации или заключение соглашений о сертификации продукции; аттестацию производства сертифицируемой продукции на предприятиях-изготовителях; аккредитацию испытательных организаций, определенных для проведения сертификационных испытаний; испытания продукции, подлежащей сертификации; выдачу сертификатов и простановку Знаков соответствия; надзор и контроль за качеством сертифицированной продукции и правильностью проведения сертификации; информацию о результатах сертификации.
Таким образом, система сертификации продукции машиностроения, решившая многие организационные и методические вопросы, может рассматриваться как прообраз будущей системы сертификации продукции и услуг в странах СНГ, в том числе и в Казахстане.
Вместе с тем в СССР осуществлялась оценка соответствия продукции установленным требованиям и в других формах, таких, как: аттестация по категориям качества; государственная приемка продукции; государственные испытания; государственный надзор за стандартами.
В Казахстане после распада СССР аттестация продукции по категориям качества, государственные испытания и государственная приемка продукции были официально отменены. Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукция «сделана верно», надо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. В международной практике общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация. Известно, что продукция создаётся для дальнейшего её использования или потребления. В общей цепочке жизненного цикла продукции изготовитель является «первой стороной». И он, конечно, считает, что произвел хорошую продукцию, которая удовлетворит потребителя. «Второй стороной» в этой цепочке является потребитель, желающий приобрести качественную продукцию. От оценки потребителя зависит дальнейшая судьба продукции. «Третьей стороной», т.е. арбитром, является независимый от изготовителя и потребителя орган или лицо. В международной практике в оценке соответствия наиболее объективными и достоверными считаются результаты испытаний, проведенные третьей стороной.
2. В соответствии с Законом РК «О техническом регулировании» сертификация – процедура, посредством которой орган по подтверждению соответствия письменно удостоверяет соответствие продукции установленным требованиям. Сертификация продукции (работы, услуги) представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения соответствия продукции (работы, услуги) требованиям, установленным в нормативных документах.
Вопросы безопасности продукции, защиты жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность производителя за выпуск некачественной продукции, с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик выпускаемой продукции. Объектами сертификации являются продукция, услуги, процессы, работы и системы качества (производства).
Результатом проведения работ по сертификации является сертификат соответствия - сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие продукции, услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, положениям стандартов или иных документов;
Подтверждение соответствия в Республике Казахстан проводится посредством не только сертификата соответствия, но и декларации о соответствии.
Декларация о соответствии - декларация о соответствии - документ, которым изготовитель (исполнитель) удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции, услуги установленным требованиям; Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия.
Перечни продукции и услуг (работ), соответствие которых должно быть подтверждено сертификатом соответствия или декларацией о соответствии, утверждаются постановлениями правительства Республики Казахстан.
Реализация продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата соответствия (копии сертификата соответствия) и (или) Знака соответствия или декларации о соответствии (копии декларации о соответствии) запрещается.
Запрещается рекламирование продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, которые не прошли сертификацию в Республике Казахстан.
Лица, нарушившие законодательство Республики Казахстан о сертификации, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
3. Основные цели и принципы сертификации
Сертификация – процедура, посредством которой орган по подтверждению соответствия письменно удостоверяет соответствие услуги установленным требованиям.
Сертификация м. б. обязательной и добровольной.
Результатом проведения работ сертификации является сертификат соответствия – документ удостоверяющий соответствие услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, положением стандартов или иных документов.
Перечень услуг, соответствие которых д б. подтверждено сертификатом соответствия, утверждаются постановлениями правительства РК.
Реализация услуг, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата соответствия запрещается. Запрещается рекламирование услуг, подлежащих обязательной сертификации, которые не прошли сертификацию в РК.
Цели сертификации:
1. Обеспечение безопасности услуг для жизни, здоровья людей, охраны имущества граждан и окружающей среды.
2. Защита интересов потребителей в вопросах качества услуг.
3. Устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности услуг на внутреннем и внешнем рынках.
4. Содействие потребителям в компетентном выборе услуг.
5. Защиту потребителя от недобросовестного исполнения.
Основными принципами, которыми следует руководствоваться при подтверждении соответствия, являются: 1. Законодательная основа сертификации (закон о сертификации, о защите прав потребителей и др. нормативные акты). 2. Открытость системы сертификации (в работе по сертификации участвуют предприятия независимо от форм собственности, признающие и выполняющие ее правила). 3. Гармонизация национальных НД по сертификации с международными нормами и правилами. 4. Независимость ОС и ИЛ от изготовителей и потребителей. 5. Одновременная открытость (доступность) и закрытость информации (конфиденциальность составляет коммерческую тайну). 6. Исключение дискриминации по отношению к заявителям. 7. Право выбора заявителем органа по подтверждению соответствия. 8. Профессиональность испытаний по идентификации и сертификации. 9. Признание аккредитации зарубежных ОС и знаков соответствия на основе односторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Казахстан.