Изучение воздействия учебно-тренировочного занятия (или урока физической культуры) на организм занимающегося
Ф. И. О. _________________
Возраст: ___________ Вид спорта_________ Спортивная квалификация________(если есть)
Место проведения: _______________
Дата: __________
Самочувствие, жалобы до урока: ______________________
Условия проведения тренировочного занятия
Время начала занятия (урока) _________ Время окончания занятия (урока) _____
Цель урока: _____________________
Санитарно-гигиенические условия: ___________________________________
Задание:
1. Рассчитайте моторную плотность урока:
Активная часть (А) = ________мин
Общее время урока (В) = ________ мин
Моторная плотность урока = А х 100/В = ________%
2. Оцените степень утомления по субъективным и визуальным признакам в основной части занятия (табл. 1,2)
Таблица 1
Показатели | Признаки | Баллы |
Самочувствие | общая усталость | |
Переносимость нагрузки | тяжело переносится | |
Потоотделение | пот на лице | |
Цвет кожи лица | выраженная гиперемия лица | |
Координация | умеренные нарушения, | |
Характер дыхания | частое, глубокое |
Количественная оценка степени утомления (сумма баллов): ______
Качественная оценка степени утомления (легкая, средняя, тяжелая)_______________
Таблица 2
Балльная оценка степени утомления по субъективным признакам
Балл | Самочувствие | Переносимость нагрузки | Потоотделение | Цвет кожи лица | Координация | Дыхание |
хорошее, отсутствие усталости | легко переносится | отсутствие потоотделения | обычный | нормальная | равномерное, глубокое | |
легкая усталость | чувствуется | испарина | легкая гиперемия | легкое нарушение, походка обычная | Учащенное, глубокое | |
общая усталость, ощущение «мышечной радости» | умеренная | пот на лице | умеренная гиперемия | умеренные нарушения, покачивание при ходьбе | частое, глубокое | |
самочувствие неудовлетворительное, недомогание | тяжело переносится | пот на спине | выраженная гиперемия | выраженные нарушения, резкое нарушение техники, падение. | частое поверхностное, прерывистое | |
общая слабость, боли в области сердца, головокружение. | _ | пот течет по ногам | бледность | _ | _ |
Общая оценка степени утомления (сумма баллов):
легкая – 6-11 баллов,
средняя – 12-23 балла,
тяжелая – 24-31 балл.
3. Постройте график физиологической кривой урока (используйте графический редактор Microsoft Office)
Физиологические показатели:
- до занятия: ЧСС = ________ уд./мин, АДс = _______ мм рт. ст , АДд = ________ мм рт. ст
- после вводной части: ЧСС = _____уд./мин, АДс = _______мм рт. ст , АДд = ________ мм рт. ст
- в основной части занятия: ЧСС = _____ уд./мин, АДс = ____мм рт. ст , АДд = _______ мм рт. ст
- после заключительной части занятия: ЧСС = _______уд./мин, АДс = ______мм рт. ст , АДд = _____мм рт. ст
Рис. 1. Физиологическая кривая занятия (П – до занятия; В – вводная часть; О – основная часть; З – заключительная часть)
4. Определите тип реакции сердечно-сосудистой системы (ССС) на нагрузку
А) после разминки
ПКР = (ПДн – ПДп)/(ЧССн-ЧССп) =______ усл. ед.
Тип реакции ССС на нагрузку:_________________
Б) после основной части занятия
ПКР = (ПДн – ПДп)/(ЧССн-ЧССп) =_________ усл. ед.
Тип реакции ССС на нагрузку:_________________
5. Определите зону энергообеспечения нагрузки в основной части занятия по величине ЧСС
Зона энергообеспечения:__________
6. Оцените восстановление.
Восстановление ________________
7. Напишите заключение
1. Оценка содержания урока:
1.Оценка соответствия моторной плотности урока его цели__________________
2.Оценка соответствия цели урока его содержанию_____________________
3. Качество разминки __________________
4. Качество заключительной части занятия ____________________
2. Оценка соответствия физической нагрузки в основной части урока функциональному состоянию организма занимающегося___________________________________________
3. Рекомендации:
1. ____________________________
2. ________________________________
3. ________________________________
Практическая работа 7
1. Провести исследование и заполнить протокол.
2. Оценить уровень физического здоровья и функционального состояния (см.. табл. «Экспресс-оценка…»)
3. Написать рекомендации по тренировочному процессу и восстановительным мероприятиям.
ПРОТОКОЛ
экспресс-оценки уровня физического здоровья по Апанасенко
Ф.И.О. ______________________________________________________
Возраст __________ ЧСС х АДс = баллов -
Самочувствие ______________ ДК % = ДК х 100 % = баллов -
Вес
Рост (см) _________
Вес (кг)____________ Вес гр. = баллов -
Рост см
ЖЕЛ (мл)___________
ДК (прав.)___________ ЖЕЛ мл =
Вес кг баллов -
ЧСС (уд. в 1 мин) __________
АД _______________
Проба Мартинэ - Кушелевского ( 20 присед. за 30 ´´ )
Показатели | 10 ´ | 20 ´ | 30 ´ | 40 ´ | 50 ´ | 60 ´ | |
ЧСС | 1 ´ | ||||||
2 ´ | |||||||
3 ´ |
Время восстановления:__________ баллы__________
Общая оценка в баллах ____________
Уровень физического здоровья: _____________________________________________________________
Уровень функционального состояния:
Адср. = АДд. + ПД/3
УФС = 700 - (3 х ЧСС ) - ( 2,5 х АД ср ) - ( 2,7 х возр.) + ( 0,28 х Вес)
350 - (2,6 х возр.) + (0,21 х рост) =
Оценка __________________
Индекс функциональных изменений:
И.Ф.И. = (0,011хЧСС) + (0,014хАДс)+(0,008хАДд)+(0,014х Возр.) +(0,009 х Вес)–(0,009 х Рост) –0,27 =
Оценка____
Рекомендации ______________________________________________________________
____________
Экспресс-оценка физического здоровья (по Г.Л. Апанасенко, 1988)
Показатели | Пол | Функциональные уровни | |||||||
низкий | ниже среднего | 3 средний | выше среднего | 5 высокий | |||||
Вес Рост | г/см | М | 451-500 | 401-450 | 375-400 | ||||
Ж | 401-450 | 375-400 | 400-351 | ||||||
Баллы | -2 | -1 | |||||||
ЖЕЛ Вес | мл/кг | М | 51-55 | 56-60 | 61-65 | ||||
Ж | 41-45 | 46-50 | 51-57 | ||||||
Баллы | |||||||||
ДКх100 Вес | % | М | 61-65 | 66-70 | 71-80 | ||||
Ж | 41-50 | 51-55 | 56-60 | ||||||
Баллы | |||||||||
ЧССхАДс | усл. ед. | М | 95-110 | 85-94 | 70-84 | ||||
Ж | 95-110 | 85-94 | 70-84 | ||||||
Баллы | -2 | ||||||||
Время восстановления после 20 приседаний за 30 с | М | 3¢ | 2¢-3¢ | 1¢30¢¢-2¢ | 1,00¢-1¢29¢¢ | 59¢¢ и менее | |||
Ж | 3¢ | 2-3¢ | 1¢30¢¢-1¢59¢¢ | 1,00¢-1¢29¢¢ | 59¢¢ и менее | ||||
Баллы | -2 | ||||||||
Общая оценка (сумма баллов) | 5-9 | 10-13 | 14-15 | 16-21 | |||||
УФС | ||
Показатель | Баллы | Оценка |
< 0,375 | низкий | |
0,376 - 0,625 | ниже среднего | |
0,626 - 0,675 | средний | |
0,676 - 0,825 | выше среднего | |
> 0,826 | высокий |
ИФИ | ||
Показатель | Баллы | Оценка |
< 2,59 | удовлетворительная адаптация | |
2,6 - 3,0 | напряжение механизмов адаптации | |
3,1-3,49 | неудовлетворительная адаптация | |
3,5 и > | срыв адаптации |