Минимизация негативного воздействия своей профессии на организм специалиста средствами физической культуры

В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент, периодически, особенно в зачетно-экзаменационные сессии, переносит большие зрительные нагрузки в условиях малой двигательной активности. Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с таким напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезных заболеваний. Известно, что среди всех видов заболеваемости особое место занимает нарушение зрения. В образовательном процессе вуза задача профилактики нарушений зрения не решается, несмотря на ее большую социальную значимость. Для педагогических вузов эта проблема особо актуальна. Учитывая, что количество студентов с первичной близорукостью при обучении в вузе растет. По мере перехода с курса на курс, численность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается. Некоторые вузовские дисциплины рассматривают проблему здоровья человека, но они ставят перед собой только образовательные задачи. Физическая культура в рамках образовательного процесса вуза призвана решать и оздоровительную задачу.

В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодёжи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент периодически, особенно в зачетно-экзаменнационные сессии, переносит большие психоэмоциональные нагрузки.

Умственный труд студентов протекает в условиях малой двигательной активности и большой зрительной нагрузки, что способствует возникновению условий для повышенной умственной и зри-тельной утомляемости, в результате чего снижается работоспособность и ухудшается самочувствие. Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с таким напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезных заболеваний, в том числе и заболевания глаз.

Установлено, что количество студентов с первичной близорукостью при обучении в вузе от года к году растет (на 3-7%). По мере перехода с курса на курс численность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается (на 5-9%). Частыми причинами, вызывающими снижение зрения считаются аметропия, амблиопия, косоглазие и, в первую очередь, миопия. Миопия, возникающая нередко в младшем школьном возрасте, впоследствии прогрессирует. Этот процесс приводит к серьезным изменениям в структуре глаза и значительной потере зрения.

Профилактика заключается в предупреждении ее возникновения и прогрессирования. Миопия появляется и прогрессирует чаще всего и в тех случаях, когда нарушается нормальный режим зрительной работы, по многу часов (без перерыва) читают, особенно в положении лежа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также недостаточно занимаются физической культурой, не тренируют мышцы глаз.

Одной из главных профессиональных отраслей, в которых большую роль играет внимательность, сосредоточенность, постоянное напряжение зрения многочасовой труд и нагрузка на глазные мышцы является лингвистика.

При дальнейшем трудоустройстве и при выполнении своей профессиональной деятельности, особенно в области лингвистики, миопия может развиваться с еще большей скоростью и негативно сказываться на работе. Главной причиной дальнейшего развития заболевания является тот образ жизни (и работы), которую ведут специалисты – постоянная и ненормированная нагрузка на глаза, плохой режим сна и отдыха, ежедневная кропотливая работа, связанная с проверкой, анализом и обработкой текстов, а так же внимательность. Все это накладывает отпечаток на здоровье глаз. При несвоевременном лечении, или его отсутствии, миопия может вызвать серьезные осложнения, такие как образование стафилом склеры (выпячивание), дистрофии и кровоизлияния на сетчатке и в стекловидном теле, в тяжёлых случаях их отслойка. Эти осложнения могут привести к инвалидности и полной потери зрения.

Близорукость (также — миопия) (от др.-греч. μύω — «щурюсь» и ὄψις — «взгляд, зрение») — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Является разновидностью аметропии. Наиболее распространённая причина — увеличенное в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью. Более редкий вариант — когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее, чем нужно (и, как следствие, они сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удалённых предметов, на сетчатке возникает нечёткое, размытое изображение

Миопия является генетически обусловленным заболеванием, в результате которого форма глазного яблока вытягивается. Чаще всего развивается в подростковом возрасте.

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие — к частичной или полной утрате трудоспособности.

Также близорукость может быть вызвана спазмом аккомодации (в молодом возрасте), кератоконусом (изменением формы роговицы), смещением хрусталика при травме (подвывих, вывих), склерозом хрусталика (в пожилом возрасте).

Главной причиной формирования близорукости (помимо наследственности и сбоя формирования и закладки глазного яблока внутриутробно) можно назвать чрезмерные зрительные нагрузки на близком расстоянии.

Глаз человека изначально приспособлен для взгляда вдаль. При длительной работе на близком расстоянии — чтении, письме — глаза испытывают серьезное напряжение и приспосабливаются к работе на близком расстоянии. Цилиарная мышца, управляющая хрусталиком и помогающая нам сфокусироваться на близком расстоянии, находится в "привычном" напряжении. (Это еще называют спазм аккомодации.) Этот спазм и приводит к удлинению глазного яблока.

Поэтому крайне важно во время занятий делать перерывы по 15 минут через каждые 30-40 минут. А лучше всего — чередовать занятия с активным отдыхом на свежем воздухе. Но, к сожалению, не всегда это возможно.

Мелкий шрифт и мелкие изображения, а также постоянное меняющееся расстояние до рассматриваемого объекта — основные источники негативного воздействия на зрение. Когда человек держит телефон в руке, расстояние до экрана не фиксировано, как в случае с книгой или тетрадью, лежащими на столе.

Из-за того, что расстояние меняется, цилиарная мышца напрягается еще больше — ей постоянно нужно фокусировать изображение то ближе, то дальше. Вследствие этого напряжение еще больше усиливается.

По этой же причине не приучайте себя к чтению или просмотра чего либо в транспорте. Расстояние от глаз ребенка до книги или монитора должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным. В движении расстояние до книги или планшета постоянно меняется, это вызывает большую утомляемость цилиарной мышцы, отвечающей за аккомодацию — способность глаза переключать фокусное расстояние. Поэтому чтение в транспорте крайне негативно сказывается на зрении.

В настоящее время существуют 8 признанных способов коррекции близорукости, а именно: очки, контактные линзы, лазерная коррекция зрения, рефракционная замена хрусталика (ленсэктомия), имплантация факичных линз, радиальная кератотомия и кератопластика, лечебные тренажеры. В зависимости от степени близорукости человек может испытывать постоянную потребность в очках или временную (только при необходимости разглядеть предмет на расстоянии), например, при просмотре телепрограмм и кинофильмов, во время управления автомобилем или при работе за компьютером.

При близорукости сила очковых стёкол и контактных линз обозначается отрицательным числом. Рефракционная хирургия способна уменьшить или полностью устранить необходимость пользоваться очками или контактными линзами. Наиболее часто такие операции делаются с помощью специальных лазеров.

Наши рекомендации