Игра лесное подстерегание врага

Иногда эту игру ребята называют "Три огня" или "Мы ловим и нас ловят". Прежде всего скажу пару слов об идее этой игры. Во всех вышеописанных играх, разведчик бывает или нападающим (пятнающим) или на него нападают и ему приходится убегать. Одновременно и нападающим и объектом нападения он не бывает, в игре "Похищение флага" он на своей территории ловит, пятнает, а его на своей территории никто ловить не имеет права. Когда же он переходит границу и попадает на неприятельскую территорию, то он является объектом нападения. Его ловят, пятнают, а ему приходится убегать, на неприятельской территории он никого ни ловить, ни пятнать не имеет права. Одновременно и нападающим и объектом нападения он и в этой лесной игре не бывает. Но в жизни далеко не всегда так бывает! Когда полицейский преследует опасного преступника, то он одновременно, каждую минуту должен опасаться нападения с его стороны. Преследуя, будучи нападающим, он должен соблюдать большую осторожность и все время опасаться засады. Также и охотник, выслеживая и преследуя крупною зверя, (медведь, и т.п.) должен, в тоже время, опасаться нападения с его стороны.

Может быть, зверь почуял преследователя и, в свою очередь, подстерегает его?! Охотник, будучи нападающим, должен все время соблюдать осторожность при преследовании. Он должен помнить, что сам каждую минуту может подвергнуться нападению.

Игра лесное подстерегание врага служит хорошей тренировкой, чтобы приучить разведчиков и при преследовании соблюдать осторожность. Местом игры является лес. Хорошо, если лес не большой, тогда его границы будут одновременно и границами плацдарма. И границы тогда хорошо видны для всех участников. Если нет маленького леса, то границами может быть и большой лес, только надо выбрать заметные границы – просека, ручей, трапинка… Размер игрового поля 1-2 кв. километра. Вообще размер участка зависит от возраста и числа играющих.

Участники игры целятся на три примерно рапных команды. Каждая команда имеет задание очистить лес от другой команды, но должна опасаться третьей команды, которая стремится уничтожить ее. "Синие" ловят (пытают, убивают) "Красных", но должны опасаться "Зеленых". Красные ловят зеленых, но должны . остерегаться синих. Зеленые ловит синих, но должны быть осторожны, чтобы их не переловили красные. Практически игра происходит так: все три команды разводятся по возможности дальше одна от другой. Они располагаются по границам леса.

Если игра происходит между звеньями в их постоянном составе, то отличительных знаков не надо, т.к. разведчики хорошо знают друг друга в лицо. Но если в игре принимают участие разведчики трех различных отрядов или разведчики по другой причине, друг друса не знают, то участники каждой команды должны иметь другое хорошо видимое отличие. Например: первая команда - в полной форме, вторая команда - без косинок; третья команда - косынка повязана на левой руке выше локтя широкой полосой.

Могут быть и другие отличия, но необходимо, чтобы они были хороню видны. Необходимо это для того, чтобы каждый разведчик знал, кого он имеет право ловить и пятнать и кого он должен опасаться. После сигнала "начало игры", разведчики каждой команды расходятся но лесу и стараются очистить, лес от разведчиков второй команды, но одновременно должны быть очень осторожны, чтобы, их не поймали разведчики третьей команды. Засада, подкрадывание. скрадывание врага - все тут имеет место.

Очень важно, чтобы разведчики одной команды не знали, где исходное положение двух других групп. Всем участникам игры перед игрой сообщается, куца должны собираться псе "убитые". Там находится руководитель, который может с убитыми (выбывшими из игры) организовать другую небольшую лесную игру (Олень, Часовой), чтобы им не было скучно ожидать конца игры.

Надо строго приказать, чтобы все убитые сразу отправлялись на сборный пункт и не мешали игре остальных., Для лучшего контроля, пойманных (убитых) разведчиков (выбывших из игры), каждому играющему руководитель дает записку, написанную своей рукой (имя и фамилия разведчика и название его звена), которую тот обязан передать тому, кто его запятнал. Надо, чтобы разведчики понимали, что игра становится неинтересной, если не соблюдаются правила. Этот контроль делается для того, чтобы знать сколько каждый разведчик занятнал играющих за все время игры. надо совершенно беспощадно карат нарушение правил игры.

В эту игру хорошо играть с разведчикам, имеющими уже достаточно опыта в лесных играх. Если разведчик честно, старательно и с понятием играют, то эта игра очень интересна увлекательна. Игра длится определенное время. Обычно два часа. Но если район игры велик, и если играющие опытные разведчики, то игра может продолжаться три и четыре часа. Игра заканчивается раньше установленного времени, если одна команда полностью уничтожена.

Оценка игры весьма проста: сколько каждая команда потеряла людей сколько людей она "убила" - запятнала. В этой игре руководитель лишен возможности наблюдать за действиями разведчиков, и поэтому эта игр хороша для разведчиков, имеющих уже известный опыт в лесной работе. Небольшой лес, который весь является районом игры.

Положение перед дачей сигнала «начало игры». Игроки, разделенные на три команды разведены на исходные позиции. Руководитель в середине леса.

Положение после дачи сигнала «начало игры». Игроки всех трех партий расходятся по лесу, и каждый начинает "скрадывать врага". Руководитель, подав сигнал, отправился на опушку леса, куда должны будут собираться все "убитые"

ИГРА ВИТЯЗИ ЛЕСА

"Витязи леса" - это большая лесная игра. Эта игра отличается от других лесных игр тем, что ней могут одновременно принимать участие все три разведческих возраста: витязи, разведчики и волчата.

Каждая из этих групп может выйти победительницей в этой игре, в зависимости от того, какая группа лучше и успешнее выполнит возложенные на нее обя­занности. Описание этой игры было помещено в журнале "Опыт" №5. Интересно было бы узнать, проводилась ли эта игра и какой ни будь из наших Дружин и с каким результатом?

При правильной подготовке, удачно выбранной. местности и с достаточным количеством участников, эта игра очень интересна и содержательна. Она имеет в себе много взя­тогою из жизни и руководители могут ввести в нее много различных заданий для каждой группы, принимающей участие в игре.

Игра эта довольно сложна и руководителям рекомендуется предварительно ознако­миться с местностью, где она будет происходить, чтобы представить себе, хоть приблизительно различные возможности ее хода. Число участников может быть различно, но оно не может быть слишком мало, так как тогда задания не могут быть выполнены. Очень важно численное соотно­шение между группами участников. Нормально оно таково: два звена витязей - это составит 10-14 витязей. Отряд разведчиков в составе 4 -5 звеньев, что составит 20 • 30 разведчиков. Что касается волчат, то их число не столь важно, но хорошо, если участвующие в игре стая волчат состоит из трех, четырех шестерок, т.е. 15 - 25 волчат. Во всяком случае, число разведчиков должно превосходить число витязей в два раза. Это нормальное соотношение.

В случаях, когда соотношение между группами иное, то и к игре могут быть привлечены и разведчицы, для пополнения более слабой группы.

Продолжительность игры - однодневный поход, т.е. 8-10 часов. Руководителей желательно четыре человека: по одному при каждой группе и четвертый - старший судья игры. Во время игры каждая группа самостоятельно готовит себе обед. Но обед не настоящий перерыв в игре, так как но время обеда каждая активная группа (витязи и разведчики) должны выставить охранение, а кроме того могут выделить небольшую группу (3-4 человека) для нападения. Само приготовление обеда также входит в оценку действий каждой группы. Играют роль:

правильный костер, (сухие дрова, чтобы было меньше дыма) время потраченное на приготовление обеда, качество обеда, уборка места костра, сторожевая охрана но время обеда.

Идея игры такова: В лесу живут "Витязи леса" (партизаны, зеленые). Разведчики представляют собой «правительственные войска», которые имеют задание очистить местность (лес) от витязей, найти и захватить их лагерь.

Местное население (волчата) сочувствуют партизанам (витязям леса) и помогают им. Они сообщают о передвижениях правительственных воиск (разведчиков), доставляют им провиант и т.д.

Основываясь на этой идее игры, руководители могут вводить различные задания для каждой группы. Но при этом надо помнить, что эти задания и оценка их должны быть составлены так, чтобы каждая группа имела шансы выйти победительницей из игры.

Игра, при правильной разработке заданий и тщательной подготовке, не только интересна, но так же и полезна. В нее входят: походная практика, отчасти лагерная практика, сигнализации, шифры, доставка донесений, ориентировка, поварство на костре, сторожевое охранение и "лесная работа".

Всем участникам игры надо объяснить, а в ходе игры они и сами скоро заметят, что главное в лесных войнах, эго уменье легко и бесшумно ходить к лесу. В лесу уши часто приносят больше пользы, чем глаза. Очень часто человека и лесу можно услышать раньше, чем увидеть.

ХОД ИГРЫ

. Витязи уходят к лес и разбивают там спой лагерь, недалеко от края леса не и слишком скрытом месте. О правительствен­ных войсках еще ничего неизвестно и это время. Витязи ставят дне, три палатки (быстрота и правильность установки). Хорошо, если им приказано так же построить один шалаш из веток.

Вместе с витязями уходят в лес волчата, которые вблизи от лагеря витязей на опушке леса строят свой лагерь (селение мирных жителей). Так как это селение во все время игры остается на одном месте, то надо обратить внимание, чтобы была питьевая пода поблизости. У витязей стоит один часовой. У волчат часовых нет. (они мирные жители), но 4-5 из них гуляют вокруг селенья.

Через час после ухода витязей и волчат в штаб Дружины (может быть другое, заранее назначенное место) являются разведчики. Там они получают письменный приказ (может быть шифр или вид измененного морзе), в котором сказано куда они должны отправиться и какую местность очистить от партизан. Когда волчата заметят приближение разведчиков (или часовой выставленный витязями), то витязи как можно - скорее снимают спой лагерь (быстрота и правильность работы, а так же соблюдение тишины) в хороню укрытом месте. При этом бегстве, их сопровождает несколько волчат старшего возраста. которые узнав, где расположен новый лагерь витязей, быстро возвращаются в свое селенье, стараясь остаться незамеченными разведчиками.

Волчата делятся на активных и пассивных. Активные (старшие, более смышленые) носят донесения и провиант в лагерь витязей. Пассивные гуляют по лесу и сообщают в свое селение (старшине селенья), что предпринимают разведчики. Старшина селенья посылает в лагерь витязей письменное сообщения, которые пишутся шифром, условленным с витязями. Само собой разумеется, что волчата. носящие сообщения и провиант в лагерь витязей, так же делают устные донесения, как лагере витязей, так и старшине деревни обо всем замеченном ими.

В это время витязи, выставив часового, а так же два. далеко выдвинутых форпоста, продолжают строить свой лагерь и собирают материал для костра (варка обеда). Все это. соблюдая полную тишину. Разведчики стремятся обнаружить место первого лагеря витязей, а главное • найти их новый лагерь. Цель их - напасть на лагерь витязей, уничтожить (запятнать) возможно большее число витязей, и захватить их флажок. Витязи защищаются и также пятнают разведчиков. Их цель - защитить свой лагерь, и уничтожить большее число разведчиков. Вначале разведчики стремятся только обнаружить место нового лагеря витязей.

Одновременно они стремятся прервать. связь между лагерями витязей и селением волчат - ведут борьбу с помогающими витязям волчатами.

Обычно, до обеда разведчикам не удается выяснить, где находится лагерь витязей, но только нащупать примерно и каком направлении он находится, где били замечены волчата с провиантом или донесениями. Возможны и стычки с далеко выдвинутыми форпостами витязей.

В заранее назначенное время (для всех групп одно и то же) все три группы приступают к обеду. Однако, как витязи, так и разведчики, проводит его в «боевой обстановке», т.е., выставив часовых, которые сменяются, когда остальные пообедают. Не исключена возможность по­сылки 2 - 3 самых ловких и быстрых разведчиков в рекогносцировку и обеденное время. Возможно, что витязи, занятые обедом, менее бдительны. После обеда и отдыха, правительственные войска (разведчики) приступают к решительным операциям против лагеря витязей. Витязи после обеда покидают спой лагерь и располагаются вокруг него для обороны. Менять место своего лагеря витязи больше не имеют права. Если разведчикам удалось обнаружить место расположения лагеря витязей и сконцентриро­вать все свои силы, то витязям приходится покинуть лагерь (отдать неприятелю), но они уносят свой флаг. Витязи стремятся "убить" отделившихся от своих главных сил разведчиков. Отдельные витязи стараются завлечь небольшие группы на засады. В определенное, заранее условленное время игра кончается и все собираются в селение волчат. Туда же в течении всей, игры собираются и все убитые всех трех групп. Когда все участники игры собрались, то все вместе отправляются домой. Если игра велась до позднего вечера, то можно закончить игру костром. Таков, примерно ход игры. Что касается действий отдельных групп, то следует сказать следующее.

ВИТЯЗИ

- Строят свой первый лагерь. Быстро его снимают и переносят на новое место. Варят обед. Расшифровывают донесения, получение от волчат. Охраняют свой лагерь, а потом защищают его. Ведут лесную войну с разведчиками и стараются возможно большее число их запятнать. Начальником витязей является кто-нибудь из их среды, но в их лагере и при всех их действиях находится так же руководитель, который сулит все их действия. Он отмечает все промахи и ошибки, как витязей, так и волчат, приносящих письменные донесения и провиант витязям. Отмечает так же и все удачные действия, особенно, если волчата приносят ценные сведения не от своею начальника, а но своей инициативе. Например, волчонок, несший провиант, узнал что либо важное и толково сообщил витязям. Витязи пятнают разведчиков при тех случаях, когда находятся в равных с ними силах, или если число витязей больше числа разведчиков. (пятнание - обычное прикосновение рукой). Если разведчику удалось проникнуть в лагерь витязей, то он неприкосно­венен. Но как только он хочет вернуться к своим или унести флаг витязей (выходит за черту лагеря), то его снова можно пятнать. Преследовать его можно на неопределенное расстояние. Ясно, что он постарается соединиться со своими и если разведчики будут в численном перевесе, то преследовавшим витязям самим придется спасаться. Если разведчик похитил флаг витязей и передал его руководителю, находящемуся при отряде разведчиков, то его пятнать нельзя.

РАЗВЕДЧИКИ

- Начальником разведчиков так же является один из них. Толковый, хороший вожак очень подходит для этой роли. При отряде разведчиков так же находится руководитель, который судит все действия разведчиков. Он может вмешиваться в распоряжения разведческого начальника, но лишь в том случае если:

1. действия разведчиков не соответствуют правилам игры,

2. начальник разведчиков делает столь тяжелую ошибку, что она может привести к полному срыву всей игры

например, уходят совершенно в неправильном направлении. Руководитель отмечает все ошибки и неправильности в действиях разведчиков, а так же и все их удачные действия. Вообще он делает оценку работы разведчиков. Разведчики пятнают витязей, если они, при встрече с ними, находятся в численном перевесе. Чтобы убить витязя, его надо дважды запятнать, т.е. дважды дотронуться рукой. При этом безразлично, один ли разведчик дважды дотронется до витязя рукой или два разведчика каждый но одному разу. Работая в лесу (обыскивая его), разведчики соблюдают тишину, переговариваются между собой "немыми" командами, а при больших расстояниях флажками азбукой морзе. Поймав волчонка в лесу (далее 50 метров от селения волчат). Они его обыскивают и если найдут письменное сообщение витязям, то волчонок считается "убитым" и больше о игре не может участвовать. Если при волчонке был провиант, то разведчики его отбирают, волчонок отправляется в свое селение. Но он при этом случае, не считается убитым. Следует заметить, что разведчики, заметив -волчонка с провиантом, могут сделать вид, что его не заметили. Они пытаются выследить его, чтобы узнать, где находится лагерь витязей. Волчат, у которых при обыске ничего не найдено, отпускают на свободу. Но если разведчики заметят, что волчонок явно следит за их действиями, то он так же убивается - троекратное пятнание. Есть еще один случай, когда разведчики могут "убить" волчонка, а именно, когда он находится в лагере витязей, когда разведчики возьмут его штурмом - захватят.

ВОЛЧАТА.

Начальником волчат является руководитель. Он старшина селения мирных жителей. Он и течении всей игры не покидает лагерь волчат, он одновременно является так же и наблюдателем и судьей. Он должен быть объективным. Ему волчата сообщают все новости, все ими замеченное. Он посылает письменные донесения витязям, а так же и провиант. Провиант обычно посылается три раза. Он отмечает все удачные и неудачные действия волчат. Волчата - мирные жители (у них нет оружия) и они никого пятнать ("убивать") не могут. Они могут следить за разведчиками и скрытно (незаметно}, следуя за ними, или как случайные прохожие - не следуя за разведчиками. Волчата должны быть очень осторожны, как при доставке донесений, так и при переноске провианта в лагерь витязей, чтобы не помочь разведчикам обнаружить этот лагерь. Надо очень подробно инструктировать волчат по этому вопросу. Всем трем руководителям надо посоветовать записывать все события в ходе игры. Если есть четвертый судья • старший судья игры, то он не привязан к какому либо месту и поэтому может быть в критических пунктах игры. Он же является. арбитром во всех спорных случаях. По окончании игры все судьи собираются вместе, сравнивают все донесения и производят окончательную оценку действий всех трех групп. Не рекомендуется делать окончательную оценку сразу же после окончания игры в тот же день, когда игра проводилась, если игра тянулась до позднего вечера. Тогда лучше перенести окончательный подсчет результатов на следующий день. Необходимо, чтобы были выработаны строгие правила на случай обмана или несоблюдения правил игры.

Все запятнанные до обеденного перерыва, возвращаются в свои лагеря и больше в игре не участвуют. Все они носят белую повязку на левой руке. После обеда все "убитые" (запятнанные всех трех групп), собираются в лагерь волчат и там ожидают конца игры, можно, среди них организовать игры, чтобы им не было скучно до конца игры. Что касается оценки (пунктировки) действий всех трех групп, то следует сказать, что она зависит от 1. Местности, те проводится игра. Чем больше и чем гуще лес. тем больше шансов у витязей. 2. Количество и возраст участников в каждой группе. 3. От правил игры и насколько участники их честно выполняют.

Нижеприведенная оценка ни в коем случае не может считаться окончательной и может быть сильно изменена. Это должно быть выработано на заседании судей перед игрой. Кроме того, организаторы могут вести в игру и другие задания для каждой группы играющих, что повлечет за собой так же и увеличение разных случаев подлежащих оценке.

ОЦЕНКА.

ВОЛЧАТА

Волчата могут заработать следующие пункты.

1. За постройку своего лагеря (селения) в зависимости от качества и быстроты работы 4-6-10 пунктов.(++)

2. За своевременное сообщение о приближении разведчиков 2-4 ++

3. За доставку в лагерь витязей каждого письменного сообщения. В зависимости от важности сообщения и насколько толково передано 3*5 ++

4. За доставку устного сообщения. В зависимости от важности сообщения и насколько толково передано 1-3-5 ++

5. За доставку сведений своему начальнику 1+

6. За доставку провианта в лагерь витязей 3++ Посылается обычно три раза в течении игры.

7. За приготовление обеда. В зависимости от качества и правильно­сти работы 4-7-10 ++

8. За поведение, послушание и сознательное отношение к игре. 2-5-8 ++

Если, благодаря неосторожности волчат, был обнаружен лагерь ви­тязей, то от суммы очков, собранных ими отсчитывается 10 ++

РАЗВЕДЧИКИ. Разведчики могут заработать следующие пункты:

1. За расшифровку письма в штабе • зависит от скорости - 2-4 ++

2. Обнаружение места первого лагеря витязей. В зависимости нас­колько хорошо оно было прибрано - 4-6-8 ++

3. За поимку волчонка с провиантом - 2 ++

4. За поимку волчонка с донесением • 4 ++

5. Прочтение захваченного донесения (расшифровка) • 2 ++

6. За поимку волчонка, явно следившего за ними • 2 ++

7. За каждого запятнанного витязя - 5 ++

8. Нахождение лагеря витязей • 5 ++

9. Захват флага витязей • 10 ++

10. За приготовление обеда. Качество костра, качество приготовления

еды, скорость варки, уборка места костра. Все это принимается во

внимание при оценке - 2.4-6-8 ++

ВИТЯЗИ. Витязи могут заработать следующие пункты:

1. За постройку первого лагеря. В зависимости от качества и быстро­ты работы • 2-4-6 ++

2. За быстроту уборки первого лагеря. Скорость и чтобы не остава­лось следов • 2-4 ++

3. За постройку второго лагеря. Качество и быстрота " 4-6-8 ++

4. За каждого запятнанного разведчика - 2-3 ++

5. За пойманного (запятнанного) разведчика, уносящего флаг витязей, присуждается - 4 ++

6. За хорошо выбранное место для второго лагеря. Если его развед­чики не обнаружили до обеда - 4 ++

7. Если не обнаружили в течении всей игры • 8 ++

8. За приготовление обеда, качество костра, качество приготовленной пищи, скорость варки и уборка места костра • 2-4-6-8 ++

Все это принимается по внимание при оценке. Кроме того, можно ввести в оценку так же "лесную работу" - т.е. умение тихо, незаметно двигаться, маскироваться, пользоваться природными прикрытиями и т.д. Можно еще условиться оценивать проявление личной инициативы, а так же сигнализацию (качество и скорость). Желательно, чтобы первый сбор после игры был посвящен разбору игры и оценке действий всех участников во время игры. Надо отметить все случаи хорошего выполнения отдельных заданий, а так же все допущенные ошибки. Тогда игра принесет больше пользы всем участникам и вторая такая игра будет значительно интересней.

Совершенно ясно, что такая игра может быть проведена и без всех трех разведческих возрастов. Например в игре могут участвовать три отряда разведчиков. Можно и так провести игру, что и разведчицы смогут в ней принять участие. Например, как мирные жители. Мне известен случай, когда такая игра была проведена между тремя отрядами витязей. Игра началась в субботу в четыре часа и продолжалась до восьми вечера в воскресение, т.е. длилась 28 часов!!! Тут был также эле­мент ночной игры. Были обоюдные ночные нападения на лагеря и т.д. Ясно, что в таких случаях численное соотношение между группами должно быть другое. Так же и некоторые правила (напр. пятнание) должны быть изменены. Оценка будет сложнее, т.к. оценке будут подлежать еще и другие действия всех трех групп участников. Еще раз повторяю, что руководители должны заранее осмотреть местность игры, чтобы предоставить себе возможный ее ход.

Наши рекомендации