Тема 3. Этапы спортивного отбора
Основные вопросы темы
1. Взаимосвязь этапов спортивного отбора с этапами многолетней тренировки.
2. Ведущие показатели перспективности на каждом этапе.
3. Организация спортивного отбора.
Взаимосвязь этапов спортивного отбора с этапами многолетней тренировки. Спортивный отбор и ориентация являются непрерывным процессом, охватывающий всю многолетнюю подготовку пловца. Обусловлено это сложным характером взаимоотношений между наследственными факторами, которые проявляются в виде задатков, и приобретенными, являющимися следствием специально организованной тренировки. Даже очень высокие задатки к занятиям плаванием, свидетельствующие о природной одаренности ребенка, служат лишь необходимой основой для его отбора. Действительные же способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального.
Таблица 1 – Связь этапов отбора пловцов с этапами многолетней тренировки (по В.Н. Платонову, 2012, переработано)
Этап спортивного отбор | Основная задача | Этап многолетней подготовки |
Первичный | Определение целесообразности занятий плаванием для конкретного ребенка | Начальный |
Предварительный | Оценка способностей к эффективному спортивному совершенствованию | Предварительный базовый |
Промежуточный | Оценка возможностей достижения высокого мастерства в конкретных видах соревнований, перенесению больших тренировочных и соревновательных нагрузок | Специализированный базовый |
Основной | Оценка перспектив достижения результатов международного класса | Максимальной реализации индивидуальных возможностей |
Заключительный | Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов | Сохранения высшего спортивного мастерства |
На каждом этапе отбора должен осуществляется «отсев» пловцов, не способных к эффективному решению задач последующих этапов многолетней подготовки. К начальному обучению плаванию и первичному отбору допускаются все дети, не имеющие серьезных отклонений в состоянии здоровья и с достаточным уровнем физического развития. Задачи и критерии этапов отбора (В.Н. Платонов, 2012) перечислены ниже.
Первичный отбор. Задача — определить для каждого конкретного ребенка целесообразность занятий плаванием. Основные критерии — возраст, благоприятный для начала занятий плаванием; отсутствие серьезных отклонений в состоянии здоровья и склонности к заболеваниям, препятствующим занятиям спортом; соответствие телосложения требованиям плавания; соответствие уровня двигательных способностей требованиям плавания.
Предварительный отбор. Задача — оценка способностей юных пловцов к эффективному спортивному совершенствованию. Основные критерии — отсутствие препятствующих этому отклонений в состоянии здоровья; соответствие строения тела, структуры и потенциальных возможностей мышечной системы, энергетического потенциала, анализаторных систем и двигательных способностей требованиям плавания; подверженность основных функциональных систем и механизмов адаптационным перестройкам под влиянием рациональной тренировки.
Промежуточный отбор. Задача — оценка возможностей достижения пловцами высокого мастерства в конкретных соревновательных дисциплинах. Основные критерии — соответствие телосложения возможности добиться результатов международного уровня; устойчивая мотивация к получению положительных результатов; отсутствие отклонений в состоянии здоровья, способных воспрепятствовать успешному спортивному совершенствованию; психологическая и функциональная готовность к перенесению больших нагрузок; резервы дальнейшей адаптации функциональных систем и механизмов, прироста двигательных качеств, совершенствования важнейших элементов техники, составляющих тактической и психологической подготовленности, определяющих результативность в конкретных дисциплинах плавания.
Основной отбор. Задача — оценка перспектив достижения пловцом результатов международного класса. Основные критерии — степень мотивации к завоеванию вершин мастерства и отсутствие препятствий к этому по состоянию здоровья; психологическая и функциональная подготовленность к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, в том числе в сложных условиях — непривычном или неблагоприятном климате, при смене часовых поясов, в условиях среднегорья, психологически напряженной атмосферы ответственных соревнований и др.; способность к максимальной реализации достигнутого уровня подготовленности в условиях жесткой конкуренции в главных соревнованиях и к достижению в таких соревнованиях личных рекордов; способность к адекватному восприятию соревновательной ситуации, варьированию компонентами технической, тактической и других видов подготовленности.
Заключительный отбор. Задача — оценка целесообразности продолжения пловцом занятий спортом и прогнозирование продолжительности сохранения им высокого мастерства. Основные критерии — наличие мотивации и отсутствие препятствующих сохранению мастерства отклонений в состоянии здоровья; возраст спортсмена и его соответствие уровню, оптимальному для наивысших результатов в дисциплинах, избранных для специализации, а также продолжительность сохранения им высокого мастерства; наличие необходимых для сохранения достигнутой подготовленности резервных возможностей организма; социальное и материальное положение, благоприятствующее продолжению занятий спортом высших достижений.
Ведущие показатели перспективности на каждом этапе. Первичный отбор. Проводится после начального обучения детей плаванию, включающего 30-40 занятий. Включает преимущественно стабильные, то есть малоизменяемые в ходе возрастного развития и незначительно подверженные влиянию тренировки признаки. К таковым относится телосложение. Предпочтение отдают пропорционально сложенным, высоким детям, имеющим небольшую массу тела, гладкую (с нечетко выраженным рельефом) мускулатуру, тонкие лодыжки и запястья, большой размер кисти и стопы. в ходе первичного отбора целесообразно оценить самые простые их показатели, как минимум, определив жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и свидетельствующую об устойчивости к гипоксии длительность задержки дыхания (проба Штанге).
Повысить точность прогноза длины тела можно по ее показателям у родителей новичка с использованием следующих формул Каркуса:
где Рю – прогнозируемый рост юноши, Рю – прогнозируемый рост девушки, Ро – рост отца, Рм – рост матери.
Принципиальное значение при первичном отборе имеет оценка состояния здоровья. Значения параметров для первичного отбора и методика их оценки представлена работе В.Н. Платонова (2000, Табл. 12.3, с. 153-154)
Предварительный отбор. Оценить наличие у юного пловца задатков и способностей, позволяющих надеяться на достижение им результатов международного уровня на данном этапе нельзя. После 2—3 лет начальной подготовки следует определить возможность дальнейшего спортивного совершенствования и установить его направления, правильно сориентировать дальнейшую подготовку спортсмена. Для этого необходимо провести комплексный анализ, в котором должны учитываться морфологические, функциональные и психические особенности юных пловцов, их адаптационные возможности, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки, способность к освоению и совершенствованию новых движений, социальная среда, в которой находится юный пловец, отношение родителей к его спортивной карьере и др. В то же время спортивный результат не входит в число критериев перспективности.
Происходит более углубленное исследование соматотипа пловцов по сравнению с предыдущим этапом, включая размеры кистей и стоп, соотношение длины рук и тела. Оценивается плавучесть, обтекаемость тела, чувство воды, специфические координационные способности, гибкость.
Качественный предварительный отбор пловцов требует и оценки их технической подготовленности. При этом надежным критерием хороших перспектив совершенствования является достижение юными пловцами достаточно высокой скорости на коротких отрезках при невысоком темпе движений и большом шаге гребка.
Возрастающее значение приобретает оценка личностно-психических качеств юных пловцов. По ее результатам предпочтение рекомендуется отдавать настойчивым, уверенным в своих силах, охотно тренирующимся с сильными партнерами и соревнующимся с сильными соперниками.
Специфика медицинского контроля на втором этапе многолетнего отбора пловцов — выявление скрытых заболеваний и очагов инфекции в организме, не выявленные в ходе первичного отбора.
Промежуточный отбор. Для выявления способностей пловца к достижению высших спортивных результатов, а также к перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок необходимо выявить сильные качества пловца, за счет которых планируется достичь высот спортивного мастерства.
Оцениваются показатели мощности аэробных и анаэробно-гликолитических процессов, коэффициенты выносливости, результаты в специальных плавательных тестах); показатели специальных силовых возможностей на суше (максимальная изометрическая сила и силовая выносливость на тренажерах) и в воде. Оценивается уровень технической подготовленности, чувство воды, темпа, ритма, развиваемых усилий, гребка и др. Необходимо определить способность выполнению больших объемов тренировочной работы и эффективному восстановлению после перенесенных нагрузок.
Увеличивается значение показателей, свидетельствующих о личностно-психических качествах пловцов — надежности, мотивации, воле, стремлении к лидерству, устойчивость к стрессовым ситуациям на тренировке и соревнованиях, способность и желание к спортивной борьбе, желание тренироваться и соревноваться с сильными партнерами и соперниками.
Основной отбор. На данном этапе отбора необходимо выяснить, способен ли пловец к достижению результатов международного класса, сможет ли он эффективно адаптироваться к исключительно высоким нагрузкам.
Перспективными считаются пловцы, которые тренировались по разнообразной программе без использования предельных объемов тренировочной работы, ограничивали количество занятий с большими нагрузками, участие в ответственных соревнованиях, т. е. не достигли ранее максимальных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, характерных для построения тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.
Необходимо выявить лимитирующие звенья в двигательных способностях, определяющих уровень достижений в плавании. К числу таких лимитирующих показателей можно отнести малый диаметр устья аорты, ограничивающий возможность достижения высоких значений МОК; низкое МПК; хронические заболевания ЛОР-органов, печени, патологические изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, вызванные нерациональной тренировкой в возрастных группах. Прогнозная ценность показателей физического развития и функциональных возможностей существенно снижена, при этом возрастает ценность таких критериев, как спортивный результат, психическая устойчивость к экстремальным психическим и функциональным нагрузкам, мотивация, бойцовские качества, способность настраиваться на активную соревновательную борьбу, умение мобилизовать силы при острой конкуренции.
Заключительный отбор. Здесь не стоят вопросы оценки перспективности спортсмена, но определяется целесообразность дальнейшего продолжения занятий спортом для элитного пловца. Важно выявить резервные возможности организма для поддержания, а возможно, и повышения ранее достигнутого уровня адаптации.
На заключительном этапе отбора имеет свою специфику и оценка психических качеств спортсмена. Если на предыдущем этапе основное внимание обращалось на способность спортсмена максимально мобилизовать свои возможности в экстремальных условиях ответственных соревнований, умение показывать наивысшие результаты в главных соревнованиях, в определении сильных соперников и др., то здесь на первый план выступает наличие достаточной мотивации для активного продолжения занятий спортом, перенесения высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо проанализировать социальное положение пловца (материальное состояние, уровень образования, перспективы для успешной деятельности после окончания спортивной карьеры, семейное благополучие и др.).
Организация спортивного отбора. Необходимость планомерного отсева в современном плавании объясняется тем, что в системе спорта высших достижений не следует оставлять подростков, у которых объективно отсутствуют перспективы достижения результатов международного уровня (В.Н. Платонов, 2012). Спортивная подготовка уже на специализированном базовом этапе требует одного-двух ежедневных тренировочных занятий общей продолжительностью до 3—4 ч. Организация такой работы связана с большими материальными затратами, избыточной эксплуатацией спортивных сооружений, затрудняет работу с действительно талантливыми юными пловцами. Значительная затрата сил и времени юными пловцами с ограниченными перспективами неизбежно затрудняет получение ими образования и реализацию своих способностей в других сферах деятельности, к которым они более предрасположены. Таким подростков следует порекомендовать испытать свои возможности в других видах или продолжить занятия в массовом спорте.
Этапы многолетней подготовки |
Сохранения высшего спортивного мастерства |
Максимальной реализации индивидуальных возможностей |
Специализированный базовый |
Предварительный базовый |
Начальный |
Предварительное обучение |
100 000 |
30 000—40 000 |
3 000—5 000 |
1 500—2 000 |
700—1 000 |
200—250 |
Количество занимающихся |
50—70 |
100—150 |
500—600 |
1000—1200 |
10 000—12 000 |
Предварительное обучение |
Традиционная пирамида |
«Оптимальная» модель |
Количество занимающихся |
100 000 |
Рис. 4. Традиционный и «оптимальный» подходы к формированию спортивного резерва национальной команды в ходе многолетней подготовки (по В.Н. Платонову, 2012)
Примерно такой подход уже много лет назад реализовывался в бывшей ГДР, в которой при крайне ограниченном людском ресурсе (население немногим более 16 млн чел.) всеобъемлющее массовое обучение, отбор и подготовка исключительно перспективных детей при строгом отсеве бесперспективных, приводило к ежегодному обновлению сборной команды молодыми пловцами высокого класса в 2—3 раза более интенсивному, чем в СССР. При этом количество детей, регулярно занимавшихся в Советском Союзе плаванием, более чем в 10 раз превышало существовавшее в ГДР (Платонов, 2010).
В странах с исключительными материальными возможностями необходимость в такой строгой системе отбора отсутствует. Как правило, возможность перехода пловца в старшую группу зависят от выполнения программу своей возрастной группы (результативности выполнения тренировочных сетов), посещаемости, способности к обучению технике, мотивации.
Даже на первом этапе многолетней подготовки нельзя не учитывать показанного в соревнованиях спортивного результата. Однако на первых двух этапах многолетней подготовки спортивный результат должен быть естественным следствием рационально построенного процесса многолетнего совершенствования при полном отсутствии узкой специализации пловцов и их целенаправленной подготовки к соревнованиям (форсирования подготовки).
Контрольные вопросы для самопроверки знаний студентов
1. Назовите основные цели спортивного отбора.
2. Какие разновидности отбора существуют в спорте?
3. Какие задачи решаются при отборе спортсменов, способных успешно повышать мастерство на этапах многолетней подготовки?
4. Раскройте термин «спортивная одаренность». Что она предопределяет, а что – нет?
5. Расскажите о наследственной обусловленности двигательных способностей.
6. Для каких признаков, определяющих уровень спортивных достижений, велико влияние наследственности?
7. Какие направления научных исследований помогают ответить на вопрос о том, в какой степени наследуются двигательные способности и функциональные признаки?
8. Почему спортивные таланты встречаются редко?
9. Раскройте понятие о стабильности показателей с точки зрения надежности многолетнего прогнозирования двигательных способностей.
10. Какие показатели телосложения детей и подростков, обуславливают высокие спортивные достижения в плавании?
11. Перечислите антропометрические признаки, которые генетически детерминированы в наибольшей степени.
12. Дайте определение модельным характеристикам пловцов.
13. Какие показатели «консервативными» с точки зрения спортивного отбора?
14. Какие показатели являются компенсируемыми, а какие – некомпенсируемыми?
15. Как изменяется состав показателей, по которым проводится отбор, с увеличением возраста и ростом спортивного мастерства?
16. Каким образом происходит интегральная оценка спортивной перспективности по комплексу разнородных показателей?
17. Назовите этапы спортивного отбора и этапы многолетней тренировки. Раскройте взаимосвязь между ними.
18. Назовите задачу и основные критерии первичного отбора.
19. Назовите задачу и основные критерии предварительного отбора.
20. Назовите задачу и основные критерии промежуточного отбора.
21. Назовите задачу и основные критерии основного отбора.
22. Назовите задачу и основные критерии заключительного отбора.
23. Опишите ведущие показатели перспективности на каждом этапе отбора.
24. На что следует обращать внимание при визуальной оценка морфотипа новичка?
25. Какие антропометрические показатели рекомендуется оценивать на первичном этапе?
26. Как осуществляется оценка перспективности юных пловцов с учетом биологического возраста и применением шкал комплексной оценки?
27. Как проводится проверка плавучести и обтекаемости?
28. Опишите простой двигательный тест, предложенный Каунсилменом для оценки предрасположенности спортсмена к спринту или к стайерским дистанциям.